Велемир-Велимир Хлебников
Широко известное:
НЕ ШАЛИТЬ!
Эй, молодчики-купчики,
Ветерок в голове!
В пугачевском тулупчике
Я иду по Москве!
Не затем высока
Воля правды у нас,
В соболях-рысаках
Чтоб катались, глумясь.
Не затем у врага
Кровь лилась по дешевке,
Чтоб несли жемчуга
Руки каждой торговки.
Не зубами скрипеть
Ночью долгою —
Буду плыть, буду петь
Доном-Волгою!
Я пошлю вперед
Вечеровые уструги.
Кто со мною — в полет?
А со мной — мои други!
Февраль 1922
Революционер, что говорить. Помню ТВ передачу о Хлебникове, где это комментировала Райт-Ковалёва.
Но революция без маузера? А вот, пожалуйста. Не столь общеизвестное:
ОТКАЗ
Мне гораздо приятнее
Смотреть на звезды,
Чем подписывать смертный приговор.
Мне гораздо приятнее
Слушать голоса цветов,
Шепчущих: «Это он!» —
Склоняя головку,
Когда я прохожу по саду,
Чем видеть темные ружья
Стражи, убивающей
Тех, кто хочет
Меня убить.
Вот почему я никогда,
Нет, никогда не буду Правителем!
(Отделение полиции в старину называли участком. Видимо, и в первые годы после революции это слово было употребительно):
Участок — великая вещь!
Это — место свиданья
Меня и государства.
Государство напоминает,
Что оно все ещё существует!
А вот особенно для меня дорогое:
Мне спойте про девушек чистых,
Сих спорщиц с черемухой-деревом,
Про юношей стройно-плечистых:
Есть среди вас они — знаю и верю вам.
<1908>
Легко начать стихотворение, но часто трудно кончить, и к финальной строке нарастает напряжение автора. Иногда это проступает, становится заметным. У Хлебникова напряжение никак не нарастает, даже если пишет «с заранее обдуманным намерением». И получается иногда "кода", по примитивным критериям вялая, как-то "размагниченная". Не на этих примерах, пожалуй. Вам так не кажется?
Свидетельство о публикации №224081200425