Как Христос убил смерть
Если с происхождением тела все понятно, то с возникновением души, а главное – времени ее рождения, не все так просто. На эту тему до сих пор идут богословские споры, а ересь Оригена о предсуществовании душ жива и бурно процветает и поныне. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Пасху» говорит: «Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство…видимая и невидимая природы [тело и душа]…из сотворенного уже вещества [материи], взяв тело, а от Себя вложив жизнь, что в слове Божием известно под именем души и образа Божия». Под «жизнью», в данном контексте, он понимает не бытие твари, а жизнь души. «От Себя вложив жизнь…» означает акт творения человека, как существа разумного, о котором мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Глагол «стал» свидетельствует о рождении человека, которое не прекращается и не закончится вплоть до конца света. «Живая душа» – свидетельство о ее бессмертии и возникновении во время зачатия. И если о человеке Бог говорит: «возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть умрешь телом, то о душе такого определения нет. Эта основа православных Сотериологии и Эсхатологии – богословских наук о спасении и посмертной участи души. Изначально, Адам и Ева должны были пребывать в раю, возделывать сад и восхвалять Бога. Им не нужно было заботиться о здоровье, одежде, питье и прочем, поскольку в этом не было необходимости. Более того, им и пища была не нужна, поскольку благодать Духа заменяла им все; то есть чувства и потребности, присущие человеку на земле, в раю были без надобности. Такое состояние праотцов могло продолжаться вечно, если бы не грехопадение, за которым последовало изгнание из рая. В момент вкушения запретного плода с нашими прародителями, произошло событие планетарного масштаба, поколебавшее все силы небесные. С совершением греха, в человека вошла смерть. Здесь важно понимать, как это произошло. Смерть, сама по себе, не имела никакого бытия и как объективная реальность не существовала, так же как не существовало зло до падения Люцифера. О моменте зарождения зла в Первом Ангеле Света я подробно говорил в беседе «Падение Люцифера». В Адаме и Еве этот процесс повторяется в такой же последовательности, но с другим результатом. С момента нарушения заповеди «Не вкушайте», от Адама и Евы отходит благодать, и душа, а вместе с ней и тело, лишенные ее вечной животворящей силы, начинают «гнить» изнутри, то есть начинается процесс разрушения созданного для вечной жизни человеческого естества. Так же начинает гнить плод, упавший с ветки на землю. Это тление стало наследственным уделом человечества.
Каждый вновь рожденный несет в себе раковые метастазы смерти. Но если со смертью тела все ясно, то со смертью души не все так просто. Смерть тела – явление буквальное и видимое, а смерть души – понятие образное, невидимое и до конца необъяснимое. Под гибелью души святоотеческое предание понимает низвержение ее в такое состояние, в котором она уже теряет возможность обращения к Богу, а значит – исправления и спасения. Вследствие этого, душа обрекается, зачастую и при жизни на земле, на вечную смерть, под которой понимаются не биологические или физиологические процессы, а вечные муки в геенне. Происходит не уничтожение души, а ее переход в иное качественное состояние, состояние ужаса, плача и страданий. Так было и будет вплоть до Всеобщего Суда, после чего муки грешника станут реальными, физическими, поскольку его душа воссоединится с телом. Так был предопределен ход человеческой истории вплоть до воплощения Сына Божьего. Человек рождался, жил, умирал и неизбежно следовал в преисподнюю. При этом, никакие его заслуги или добродетели, совершенные при жизни, не учитывались. Для всех конец был один – геенна. Справедливости ради нужно отметить, что естественно, даже в аду не у всех была одинаковая участь и не все несли мучительные наказания. Христос говорит: «в дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:12). Этот касается не только рая или места блаженства праведников. Это касалось всех мест посмертного пребывания души, ибо нет ничего во Вселенной, где не было бы Бога, а значит и Его Дома: «аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси» (Пс.138:8). Человек всегда жил под страхом загробной участи души. Смерть безгранично властвовала над телом и над душой, ибо ад – это удел дьявола. Так могло бы продолжаться вечно, если бы не человеколюбие Божие, по которому Создатель решил взыскать погибшее и вернуть утраченное. Еще до сотворения мира состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором было решено послать Сына Божьего в мир, ради спасения человека. Это было решено еще до Адама, поскольку Бог знал о грядущей судьбе человечества после падения прародителей. О пришествии в мир Христа Его искупительных заслугах, и спасении человечества сказано много. Для нас важно понять, как это привело к уничтожению смерти, то есть к разрушению того миропорядка, в котором зло и смерть ранее властвовали безгранично. Всякий человек несет в себе первородный грех от рождения и грешит после рождения, вплоть до смерти, ибо жить и не грешить он не может. Со смертью грех уничтожался, а душа им отравленная, подлежала снисхождению во ад, ибо ничто греховное не могло общаться или соприкасаться с Божественным: «что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14), говорит апостол Павел. Для разрушения власти диавола и смерти необходимо было, чтобы душа умершего не имела абсолютно никакого греха, то есть была бы вне юрисдикции ада, говоря современным юридическим языком, или – неподсудна ему. В силу первородного греха и грехов, совершенных при жизни, ни одному человеку это было не под силу. Поэтому промыслом Божьим совершается вселенский акт воплощения Сына Божьего в девственную утробы Девы Марии, которая и до, и во время, и после родов оставалась не поврежденной. Об этом пророчествовал за 800 лет до рождения Христа пророк Исайя: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Девство Пресвятой Богородицы свидетельствует о том, что зачатие и рождение Спасителя были явлением Божественной силы, а не проявлением человеческой натуры. Таким образом, Христос не имел никакого греха как рожденный сверхъестественным способом. Не приобрел Он его и во время земной жизни, но, вместе с тем, Он оставался человеком. Этим соблюдались условия схождения души во ад, ибо только человеческая душа могла туда попасть.
Преисподняя, по установленному Богом закону и в силу данной ей власти, не могла не принять всякого, кто покидал этот мир, даже если бы и захотела, ибо закон ада был безусловным. После крестной смерти Христос, оставаясь, как человек во гробу Иосифа Аримофейского, и, одновременно, как Сын Божий, сходит во ад. И как только это произошло, ад ужаснулся, ибо понял, что принял того, кого принимать был не должен, не имел права, ибо Сын Божий был безгрешным, то есть диавол не имел над Ним никакой власти. Но было поздно. Приняв безгрешного, ад нарушал собственные законы и сам подпал под процесс самоуничтожения, как это произошло с Люцифером. Геенна приняла в себя инородное тело, если так можно выразиться, которое ее и погубило, как пуля в сердце. Этот процесс мгновенно набрал неимоверную силу, разрушившую все врата и оковы ада. В буквальном смысле это означает, что закон, по которому души усопших сходили в преисподнюю перестал действовать. Ад перестал быть самовластным и подчинился Христу, и теперь только Сын Божий Своим праведным судом решал, кто войдет в него, а кто минует. Так произошла победа над смертью и разрушение ее оков. Это стало возможным по нескольким причинам. Во-первых, приняв Невиновного, преисподняя «заглотила наживку», как образно говорят святые отцы, а заглотив ее, уже ничего не смогла сделать. Безгрешный во аде находится не может, и, если Он туда попал, значит ад перестал быть адом, то есть местом пребывания грешников, а значит самоуничтожился. Дьявол, когда искушал Иисуса в пустыне не знал, Кто перед ним. Однако, он чувствовал смертельную опасность, исходящую от сына Иосифа и Марии, и поэтому использовал все средства для искушения Христа. Для него главное было, чтобы Иисус согрешил, и если не делом, то хотя бы мыслью, но из этого ничего не вышло. В итоге, преисподняя и все круги ада стали инструментом в руках Промысла Божьего и Его Страшного Суда. Во-вторых, после разрушения ада, Христос воскрес в Своем собственном человеческом теле, то есть в том теле, которое свойственно человеческой природе. В силу этого, каждый умерший воскреснет со Христом в своем теле. Условно, воскрешение происходит в два этапа: сначала ко Христу отходит на Суд душа, а после Его Второго Пришествия, все тела от Адама и Евы воскреснут в своем естестве для Всеобщего Суда. Как, что и почему это происходит, и в каких телах кто воскреснет – это отдельная тема для разговора. Как-нибудь вернемся и к ней. Для нас важнейшим является тот факт, что смерть уничтожена воскресением Христовым. Как следствие греха и конец земного бытия, она превратилась в переходную форму от жизни временной к жизни вечной. В этом и заключается убийство смерти Спасителем, превратившее ее во благо. Жизнь после смерти, образно говоря, можно представить в виде сна. Во сне человек все видит, все помнит, общается с давно ушедшими, перемещается, обоняет запахи, видит красоты и ужасы. В общем испытывает все то, что испытывает в теле, когда бодрствует. Есть масса описанных случаев исхода души из тела, после которого человек оживает, имея точное представление о загробном бытии души.
В заключении необходимо отметить, что знание механизма смерти, посмертной участи души и тела, являются необходимым условием спасения и той целью, ради которой человек живет и имеет возможность стяжать либо жизнь вечную, либо осуждение навечно в геенну. Зная это, каждый имеет возможность выбора своего пути. Кто отвергает посмертную жизнь души, а таковых на самом деле нет, поскольку самый закоренелый атеист боится смерти, тот сам себя обрекает на вечные мучения. Я поверхностно коснулся учения Православной церкви о смерти. Детальное изучение всех его аспектов и подвига Христа займет годы и составит бесчисленные тома богословских трудов, ибо каждое новое открытие будет порождать следующее.
Свидетельство о публикации №224081200503