герой генерал-майор Голубов Анатолий Емельянович
см.: ГАОПИ ВО: ф.291, оп.1, д.67.
Родился 29 апреля 1908 года в деревне Новомарковка, ныне Кантемировского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончив 10 классов, работал трактористом. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором Борисоглебского авиационного училища. В 1941 году окончил курсы командиров полков при Военно - Воздушной академии.
С июня 1941 года капитан А. Е. Голубов в действующей армии. По ноябрь 1942 года служил в 523-м ИАП; с марта 1943 по январь 1945 года - в 18-м ГвИАП; по май 1945 года - в Управлении 303-й ИАД. Сражался на Юго - Западном, Ленинградском, Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Орши, Минска, Витебска.
К апрелю 1945 года заместитель командира 303-й истребительной авиационной дивизии ( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии подполковник А. Е. Голубов совершил 355 успешных боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, сбил 10 самолётов противника.
29 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба, а в 1952 - Высшую военную академию. С 1955 года генерал - майор авиации А. Е. Голубов - в запасе. Умер 29 января 1978 года. Похоронен в Москве.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды; медалями.
* * *
В ноябре 1942 года в 18-й Гвардейский истребительный авиаполк прибыл новый командир - Анатолий Емельянович Голубов. Это был первоклассный лётчик - истребитель, выполнявший самые сложные боевые задания. Спокойный и справедливый, Голубов как - то сразу располагал к себе своей добротой и искренностью.
В многодетной семье Голубовых на Воронежской земле проходило нелёгкое детство будущего генерала. Работал и у попа, и у кулака, батрачил, был пастухом. Довелось служить ему и в Чапаевской дивизии, затем был зачислен курсантом в артиллерийскую школу.
Однажды, на показательных стрельбах Анатолий Голубов удивил всех, поразив 6-ю снарядами из 6 движущуюся мишень. Сам командующий округом И. Э. Якир наградил снайпера именным портсигаром. Молодой солдат побывал в Москве на Красной площади в качестве почётного гостя, приглашённый на военный парад.
Словом, все данные были у Голубова отличиться на артиллерийском поприще. Но Родина бросила клич: "Комсомольцы - на самолёты ! Дадим стране 100 000 лётчиков !". И он поступил в авиационную школу, а потом окончил авиационное училище.
Всё время упорно шёл вверх по воинским ступенькам - командир звена, командир отряда... Заочно учился в Военно - Воздушной академии. А в воскресенье, 22 июня 1941 года, выпускников выстроили и сказали:
- Ну вот, товарищи, теорию вы изучили неплохо. А практику приобретёте на фронте...
И молодой командир выехал к месту назначения. Войну он начал на Ленинградском фронте. Вскоре, под Волховом, одержал первую победу - сбил бомбардировщик Ju-88.
С каждым днём в жестоких боях крепли крылья Голубова. Не раз приходилось ему смотреть смерти в глаза. Между Сиверской и Киришами посадил подбитую машину на фюзеляж. Зато через несколько дней - в порядке сведения счётов - вогнал в Ладожское озеро ещё один самолёт врага.
Ничто так не укрепляет веру в свои силы, как первые победы. Голубов дал почувствовать их вкус десяткам своих молодых товарищей. Вылетал на свободную охоту с молодым пилотом, ещё не открывшим свой счёт. Находил цель, изматывал противника, загонял его в тупик, а добивать давал новичку.
Не изменил своим традициям Анатолий Емельянович и будучи назначенным командиром 18-го Гвардейского ИАП. В полку не было такого лётчика, с которым бы он не слетал или на учебный бой, или на провёрку слётанности, ведение ориентировки, или на бой с противником. Вспоминает известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Василий Николаевич Барсуков:
"В марте 1943 года наш полк вёл бои местного значения в районе Жиздра - Букань. В один из вечеров Анатолий Емельянович приказал мне готовиться к полёту. Задание было такое: держаться с ним в паре, вести наблюдение за обстановкой на земле и в воздухе.
Набрав высоту 3000 метров, мы пошли в сторону Жиздры. Облачность была 3 - 4 балла, верхняя кромка около 2000 метров. За облаками хорошая видимость, а под ними - полутемь. Вдруг Голубов резким полупереворотом пошёл почти в отвесное пикирование. Я за ним. И только под облаками разглядел, кто нарушил спокойный полёт командира. Это была "рама" - очень маневренный разведчик - корректировщик FW-189.
Голубов буквально вцепился огненными стрелами в уже успевшую перейти в пикирование "раму". Но тут же навстречу мне полетели обломки, по одному из которых я даже успел дать очередь. "Так вот как надо бить врага", - подумал я в это мгновение. В сумерках заметил, как командир выводит самолёт из пике, и последовал его примеру. В глазах стало темно. Ищу в предполагаемом месте самолёт командира, но вижу другой - с чёрным бортом. Я вновь пошёл в облака. Голубова нигде не было.
Я вновь поднялся наверх: нет командира. Вижу вдали всё тот же "Як" с чёрным бортом. И с дрянным настроением пошёл к аэродрому, всё ещё надеясь встретить Голубова. Потерять командира считалось у нас тягчайшим проступком. Возвращаясь на аэродром, я был крайне расстроен. Сел... Руля мимо стоянки комполка, я увидел тот же самолёт с чёрным бортом. Выключил мотор, вылез из кабины и, подойдя ближе, увидел Голубова.
- Что же ты, - говорит он мне, - шарахаешься от командира ?
А я обошёл вокруг его самолёта и глазам не поверил. Вся обшивка с правого борта слетела. Так вот почему я не узнал его самолёт.
- Держишься хорошо, - говорит командир, - ориентируешься тоже. Но как же меня - то не узнал ! А вообщем, молодец. Так и держать, Барсуков !"
Як-7Б Анатолия Голубова
Як-7Б командира 18-го ГвИАП Гвардии подполковника А. Е. Голубова.
Як-7Б А.Е.Голубова
Вот что пишет о А. Е. Голубове бывший начальник штаба 18-го Гвардейского ИАП подполковник Фёдор Семёнович Гнездилов:
"Голубов обладал огромным опытом, истинным лётным мастерством. Все ведущие воздушные бойцы полка - его воспитанники. Анатолия Емельяновича Голубова с полным основанием можно назвать командиром, обладавшим особой мудростью наставника. Глубокие теоретические знания тактики боя он умело сочетал с практикой.
О командире полка говорили по-разному. Одни видели в нём человека большой силы воли, отваги и мужества. Другие обращали внимание на большую требовательность, которая каким-то образом уживалась в нём с добротой и чуткостью в обращении с подчинёнными. Третьи говорили о его умении расположить к себе человека. И все они по-своему были правы. Анатолий Емельянович - человек многогранный: добрый, твёрдый и решительный; строгий, требовательный и мягкий; простой и сложный; мудрый и открытый. Быть может, именно этими гранями человеческого характера и привлекал он людей. Он пользовался в полку исключительным авторитетом. К советам и предложениям подчинённых прислушивался внимательно. Если требовалось, мог возразить, но делал это с должным тактом, доброжелательно. Грубых слов от него никто не слышал.
Под его командованием 18-й Гвардейский полк был дважды награждён орденом Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, заслужил почётное наименование "Витебский". Сам А. Е. Голубов к окончанию войны стал Героем Советского Союза, его назначили на должность заместителя командира 303-й авиационной дивизии".
Летом 1943 года инициатива уже прочно принадлежала советской авиации, моральное превосходство наших лётчиков было явным. Это особенно ярко проявлялось в минуты неравного боя. Так, в дни сражений на Курской дуге 16 истребителей, ведомые подполковником Голубовым, возвращались с задания и натолкнулись на вражескую армаду, состоящую из 50 "Юнкерсов" и 40 "Хейнкелей". По сигналу Голубова наши истребители на большой скорости врезались в строй вражеских бомбардировщиков. В результате немцы не выдержали, ушли за линию фронта, потеряв 14 машин. В группе Голубова были сбиты 2 самолёта.
...До начала операции "Багратион" - крупного наступления советских войск с целью полного освобождения нашей земли от немецких войск, оставались считанные дни. Командующий 3-м Белорусским фронтом Генерал армии Черняховский приказал особенно внимательно следить за воздушными разведчиками противника. Приказ был суров: ни один вражеский самолёт не должен пересечь охраняемые рубежи. И всё же один немецкий самолёт - разведчик едва не прошёл. Наши лётчики поднялись в воздух без промедления, но противника увидели не сразу.
Виноваты оказались локаторы. С момента обнаружения противника и до взлёта истребителей проходило 2 минуты. За это время противник уходил на 15 километров от указанного квадрата... Голубов попросил командование армии передать локаторы непосредственно в полк. Его просьбу удовлетворили. Теперь нужно было скорее подняться в воздух: самому убедиться в точности работы диковинной аппаратуры.
Утром Голубов поднялся в воздух. Он появлялся то над одним, то над другим ориентиром, менял высоты и всё время сравнивал данные с земли с истинным местом своего самолёта. Данные точно сходились, и это радовало командира.
Неожиданно по радио раздался голос начальника штаба, который сообщил, что в квадрате "14" появилась пара самолётов противника. Голубов мгновенно бросил самолёт в указанном направлении и вскоре заметил врага. Два Ме-109 летели вдоль линии фронта. Голубов атаковал противника с высоты и со стороны солнца. Ведущий "Мессер" вспыхнул и беспорядочно пошёл к земле. Голубов бросился на второго, но с земли прервали его атаку новым сообщением: в соседнем квадрате обнаружен разведчик врага. Его то и поджидала пара "Мессеров".
"Юнкерс", заметив наш истребитель, повернул на запад. Голубов атаковал его сверху справа и повредил один мотор. Но и стрелок противника стеганул огнём по плоскости истребителя. Голубов боевым разворотом ушёл вверх. Снова ринулся в атаку. Теперь уже сверху слева. Очередь прошила фюзеляж "Юнкерса". Тот, резко клюнув носом, понёсся к вниз. Голубов преследовал его почти до самой земли, пока тот не скрылся в густом багрово - чёрном облаке взрыва...
А вскоре началось наступление наших войск. В те дни две радостные телеграммы пришли одна за другой в полк: 18-му Гвардейскому присвоено наименование "Витебский" с вручением полку ордена Красного Знамени.
В один из дней Гвардии подполковник Голубов получил указание: немедленно выслать пару истребителей на разведку дорог противника Червень - Борисов и Смолевичи - Слобода. Погода была отвратительная: небо затянуло низкими тучами, шёл сильный дождь. По данным метеослужбы, в районе предстоящей разведки погода была ещё хуже. И Голубов решил лететь сам.
Он обнаружил вражеские колонны, уклоняясь от вражеского огня, передал данные по радио на КП дивизии. На обратном пути его "Як" был перехвачен парой "Мессеров". Разгорелся бой. В какой - то момент Голубову удалось "вписать" один из Ме-109 в прицел. Светящиеся трассы впились в мотор и кабину вражеского истребителя... Другой "Мессер" решил искать спасение в облаках. Голубов бросился за ним, но батареи немецких зениток вздыбили навстречу ему завесу шквального огня. Три сильных удара потрясли его "Як"...
Лётчик с трудом тянул машину к аэродрому. Во время захода на посадку истребитель вспыхнул факелом. До земли оставался какой-то метр. Голубов понимал, что машина сейчас взорвётся. Расстегнув привязные ремни он вывалился из кабины. В этот же момент самолёт взорвался, а лётчик кубарем покатился по земле...
Перед отправкой в госпиталь, Анатолий Голубов простился со своими боевыми товарищами. Вот как описывает этот эпизод бывший лётчик французского полка "Нормандия - Неман", Франсуа де Жофр, свидетель тех событий:
А.Е.Голубов
"...Слабым, едва слышным голосом он, словно пришелец с того света, произносил слова, которые я никогда не смогу забыть:
- Товарищи лётчики 18-го полка и вы, наши друзья французы из "Нормандии"... Я сожалею, что вынужден вас покинуть. Но очень скоро я вернусь и буду с вами до окончательной победы. Поклянитесь мне, что вы свято выполните ваш долг ! До скорой встречи, друзья !..
И все мы, в один голос выкрикиваем: "Клянёмся !"
Через 6 месяцев Полковник действительно вернулся к нам. Было тяжело смотреть, как он ковылял по полю, словно собранный из разрозненных частей. Но едва он немного поправился, как сразу же вылетел на очередное боевое задание во главе 18-го полка, сдержав таким образом данное им слово. Он командовал нами до окончательной победы. Этот человек сумел победить даже смерть..."
Итак, после длительного лечения в госпитале, Голубов вернулся в полк. Воля к жизни и могучий организм взяли своё. Голубов не только стал на ноги, но и вновь обрёл крылья, вернулся в боевой строй. Однако травма головы и переломы костей таза давали знать, увяла былая резвость, тело приобрело грузноватость...
4 июля 1944 года завершился первый этап блестящих сражений в Белоруссии. Наши войска устремились вперёд и, развивая мощное наступление, вышли к западным границам Советского Союза. Лётчики 303-й Смоленской истребительной авиационной дивизии за это время провели 202 воздушных боя, в которых сбили 132 вражеских самолёта и более 50 уничтожили на земле. Особенно жаркие бои разгорелись в районе Гумбинена и Инстербурга.
Голубов снова командовал полком. Ходил он ещё с палочкой, но как только почувствовал себя окрепшим, заспешил к самолёту. И вот он в воздухе, возглавляет группу. Родная стихия словно влила в него новый заряд сил и энергии. Группа шла штурмовать вражеский аэродром Иукштейн, где базировалось более 30 машин. Ни одной из них не удалось подняться в воздух...
Як-3 А.Е.Голубова
В этот же день Голубов вторично повёл группу в бой. На подходе к цели обнаружили около 50 бомбардировщиков Ju-88, шедших под охраной FW-190. Быстро оценив обстановку, Голубов повёл своих бойцов в атаку. Завязалась жестокая схватка. Голубов твёрдо держал управление боем в своих руках и вовремя заметил, как к одному из лётчиков подкрадывается в хвост "Фоккер". Отвесно спикировав, командир полка настиг врага и точной очередью уничтожил его... В этот день лётчики 18-го Гвардейского ИАП вогнали в землю 20 вражеских самолётов, ещё 4 - сожгли на земле. При этом, не потеряли ни одной своей машины.
Анатолий Голубов сражался до самого конца войны. Совершив более 360 успешных боевых вылетов, уничтожил 10 самолётов противника, стал Героем Советского Союза. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 2 групповые победы лётчика. Многие источники указывают на 14 побед лётчика, возможно в это число входят и самолёты сожжённые на земле. ]
В начале 1960 года на экраны кинотеатров Парижа вышел французско - советский фильм "Нормандия - Неман". На премьеру этой картины по приглашению лётчиков из прославленного французского полка, сражавшегося в составе 303-й истребительной авиационной дивизии, прибыл и бывший командир 18-го Гвардейского авиационного полка генерал - майор авиации Анатолий Емельянович Голубов...
* * *
На исходе зимы 1943 года 18-й Гвардейский авиационный истребительный полк получил эскадрилью самолётов с алой надписью на фюзеляжах "Латышский стрелок". Самолёты эти участвовали в воздушных боях на Курской дуге, в небе Белоруссии, Прибалтики, штурмовали Кёнигсберг. К концу войны эскадрилья "Латышский стрелок" имела на своём счету 80 сбитых вражеских истребителей и бомбардировщиков.
Голубов Анатолий Емельянович
Многих воздушных бойцов эскадрильи "Латышский стрелок" Советское правительство наградило орденами и медалями, а заместитель командира эскадрильи Николай Пинчук удостоился высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.
В Риге, в одном из музеев, выставлена картина, на которой запечетлён торжественный момент передачи авиационному полку представителями латышского народа эскадрильи "Латышский стрелок". Автор этого полотна - бывший командир 18-го Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза генерал - майор авиации Анатолий Емельянович Голубев. Увлекшись после войны живописью, он сделал много рисунков, отражающих подвиги лётчиков в годы войны. Но картина, подаренная им рижскому музею, самая крупная из его работ.
В начале 1980-х годов в Москве, в клубе Военно - Воздушной академии имени Жуковского, состоялась встреча ветеранов 18-го Гвардейского авиаполка. На неё съехались бывшие лётчики - представители 30 национальностей из 60 городов страны. Вспоминали о боевом прошлом, о братстве советских людей. Говорили и об эскадрилье "Латышский стрелок", со славой прошедшей через все испытания военной грозы. Хотя многим из бывших лётчиков эскадрильи не довелось побывать в Латвии, все они испытывают самую горячую любовь к латышскому народу. Дружба, соединившая их в годы военного лихолетья, жила и крепла и после войны. Она помогала им в боях, помогала и в мирном труде на благо Родины.
* * *
Список известных побед Гвардии подполковника А. Е. Голубова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№
п / п Д а т а Сбитые
самолёты Место воздушного боя
( одержанной победы ) Свои
самолёты
1 14.08.1942 г. 1 Ме-109 Белый Верх ЛаГГ-3, Як-7,
Як-9, Як-3.
2 14.08.1942 г. 1 FW-189 район станции Сухиничи
3 15.10.1943 г. 1 FW-190 Баево
4 10.03.1944 г. 1 FW-190 Судиловичи - Орехи - Вырица
5 14.06.1944 г. 1 Ме-109 северо - восточнее аэродрома Заольша
6 14.06.1944 г. 1 Ju-88 западнее Богушевска
7 28.06.1944 г. 1 Ме-109 севернее Бобр
Всего сбитых самолётов - 8 + 2 [ 7 + 0 ]; боевых вылетов - 357.
Голубов Анатолий Емельянович родился 29 апреля 1908 года в деревне Новомарковка Богучарского уезда Воронежской губернии Российской империи (ныне Кантемировского района Воронежской области РФ) в семье крестьянина.
Трудовую деятельность начал в 14 лет – с 1922 по 1925 гг. работал у зажиточных крестьян пастухом, батраком.
С 1925 по 1927 год работал на заводе «Охра» на станции Журавка в Кантемировском районе конюхом, рабочим шаровой мельницы, старшим рабочим селектора, помощником машиниста.
С октября 1927 по декабрь 1929 года трудился в городе Шахты Ростовской области на угольных рудниках – имени Октябрьской революции и 1-м государственном грузчиком, отбросчиком породы, крепильщиком, забойщиком.
.
В 1930 году призван в армию. Окончил полковую школу 25-го артиллерийского полка 25-й стрелковой Чапаевской дивизии. Служил командиром орудия, помощником командира огневого взвода. Одновременно закончил 6-месячные курсы по подготовке в среднюю школу.
В августе 1932 года зачислен курсантом в 3-ю военную объединенную школу техников и пилотов в Перми, откуда в мае 1933 года был переведён в Одесскую 8-ю военную школу летчиков. После окончания этой школы в ноябре 1933 года служил в ней лётчиком-инструктором до декабря 1936 года.
С января 1937 по октябрь 1940 года – командир отряда 2-й Краснознамённой военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа (с 28.12.1938 — Борисоглебской Краснознамённой военной школы летчиков имени В.П. Чкалова).
С декабря 1940 по июнь 1941 года учился на оперативном факультете по подготовке командиров полков при Военно-Воздушной академии. По завершении учебы назначен начальником курсов по подготовке командиров звеньев при формировавшейся 67-й истребительной авиационной дивизии; одновременно исполнял обязанности помощника командира полка.
В связи с прекращением формирования дивизии в сентябре 1941 года направлен на Ленинградский фронт на должность помощника командира 523-го истребительного авиационного полка. Полк, вооруженный истребителями ЛаГГ-3, принимал участие в боевых действиях с 2 октября по 26 декабря 1941 года в составе 3-й резервной авиагруппы, находившейся в подчинении 54-й армии; фронтовом; ВВС Краснознаменного Балтийского Флота. Затем полк был выведен в тыл на переформирование. В феврале 1942 года майор А.Е. Голубов назначен командиром этого полка.
С июня по октябрь 1942 года 523-й истребительный авиационный полк сражался на Западном фронте в составе 234-й истребительной авиационной дивизии. Принимал участие в 1-й Ржевско-Сычёвской наступательной операции Западного и Калининского фронтов (30 июля – 23 августа 1942 года). К концу операции в полку осталось 6 истребителей. В период c 1 июля по 23 августа летчики полка совершили 702 боевых вылета и в 103 воздушных боях уничтожили 34 самолета противника (21 бомбардировщик и 13 истребителей), кроме того, было подбито 7 бомбардировщиков и 2 истребителя. Свои потери составили 23 самолета ЛаГГ-3 и 10 летчиков. 25 августа 1942 года полк был выведен в резерв, где проходил переформирование и перевооружение на истребители Ла-5.
Майор А.Е. Голубов за время пребывания в 523-м истребительном авиационном полку выполнил 53 боевых вылета. В июле 1942 года награждён орденом Красного Знамени.
В ноябре 1942 года назначен командиром 18-го гвардейского истребительного авиационного полка. Полк в это время находился на переформировании и осваивал истребители Як-7Б. В феврале 1943 года вошёл в состав 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии, в составе которой сражался до конца войны.
.
.
Кроме выдающихся успехов, достигнутых в ходе воздушных сражений, дивизия известна ещё тем, что в ней сражалась эскадрилья, а затем полк французских лётчиков «Нормандия – Неман».
А.Е. Голубов участвовал на Западном фронте в сражении на Курской дуге – в оборонительных боях с 5 июля 1943 года, а затем в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля –7 августа 1943 года); Спас-Деменской (7–20 августа 1943 года), Ельнинско-Дорогобужской (28 августа – 6 сентября 1943 года) и Смоленско-Рославльской (15 сентября – 2 октября 1943 года) наступательных операциях – составных частях Смоленской стратегической операции; Оршанской наступательной операции (12 октября – 2 декабря 1943 года).
Во всех боевых действиях полка гвардии подполковник А.Е. Голубов принимал непосредственное участие. Помимо планирования операций, их организации и руководства ими, выполнчл многочисленные боевые вылеты. Водил в бой большие группы истребителей, вылетал на разведку, перехват воздушных целей, прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, наземных войск. Участвовал в воздушных боях и сбивал самолёты противника.
С 23 июня 1944 года со своим полком на 3-м Белорусском фронте участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции "Багратион".
28 июня 1944 года, выполняя разведывательный боевой вылет, сбил вражеский истребитель Ме-109, но был подбит огнём зенитной артиллерии, самолёт врезался в землю, лётчик получил тяжелейшие травмы и ожоги.
После длительного лечения в начале октября 1944 года вернулся в свой полк на должность его командира и вскоре продолжил своё участие в боевых вылетах, быстро освоив истребитель Як-3, на который пересел полк за время его отсутствия.
Участвовал в Гумбинненской наступательной операции (16-23 октября 1944 года).
В январе 1945 года назначен заместителем командира 303-й истребительной авиационной дивизии.
В этой должности участвовал в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции – Инстербургско-Кёнигсбергской (13 – 27 января 1945 года), Кёнигсбергской (6-9 апреля 1945 года) и Земландской (13-25 апреля 1945 года) наступательных операциях.
За период, в течение которого А.Е. Голубов командовал 18-м гвардейским истребительным авиационным полком, лётчиками полка было выполнено 5190 успешных боевых вылетов. В проведённых 279 воздушных боях полк сбил 220 самолётов противника. За отличную боевую работу полк награждён орденами Красного Знамени (1944), Суворова II степени (1944) и вторым орденом Красного Знамени (1945).
Сам А.Е. Голубов за время войны к 15 апреля 1945 года выполнил 355 успешных боевых вылетов, в 43 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за умелое командование полком, мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Голубову Анатолию Емельяновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба.
31.05.1954 присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
19 июля 1955 года генерал-майор авиации Голубов Анатолий Емельянович уволен в запас.
Жил в Москве.
Скончался 29 января 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
.
.
Награждён орденом Ленина (29.06.1945), 4 орденами Красного Знамени (23.07.1942; 19.02.1944; 15.06.1944; 19.11.1951), орденом Суворова 3-й степени (12.02.1944), Александра Невского (24.03.1945), Красной Звезды (06.11.1945), медалями "За боевые заслуги" (03.11.1944), "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией" и другими.
.
.
Бюст А.Е.Голубова установлен на Аллее Героев Кантемировки.
.
***
.
Из книги В.Н.Барсукова « Крылом к крылу» (в сокращении)
.
В ноябре 1942 года в 18-й авиаполк прибыл новый командир — Анатолий Емельянович Голубов.
Это был первоклассный лётчик-истребитель, выполнявший самые сложные боевые задания. Спокойный и справедливый, Анатолий Емельянович как-то сразу располагал к себе своей добротой и искренностью.
Войну начал на Ленинградском фронте. Под Волховом — первый сбитый самолет «Юнкерс-88».
С каждым днём в жестоких боях крепли крылья сокола. Не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Между Сиверской и Киришами посадил подбитую машину на фюзеляж. Зато через несколько дней — в порядке сведения счётов — загнал в Ладожское озеро самолёт врага.
Ничто так не укрепляет веру в свои силы, как первые победы. Он дал почувствовать их вкус десяткам своих молодых товарищей. Вылетал в свободный полет с пилотом, еще не открывшим свой счет. Находил цель, изматывал противника, загонял его в тупик, а добить давал новичку.
Не изменил своим традициям Анатолий Емельянович и будучи назначенным командиром 18-го гвардейского авиационного полка. У нас не было такого летчика, с которым бы не слетал командир полка или на учебный бой, или на проверку слетанности, ведение ориентировки, или на бой с противником.
С марта 1943 года советская авиация дальнего действия в ночное время систематически наносила по противнику бомбардировочные удары, чем дезорганизовывала работу вражеских коммуникаций и срывала подготовку врага к летнему наступлению в районе Курского выступа. Вел полк бои местного значения в районе Жиздра, Букань. В один из таких вечеров Анатолий Емельянович приказал мне готовиться к полету с ним в паре. Вскоре я доложил: «К полету готов». Задание было такое: держаться в паре, вести наблюдение за обстановкой на земле и в воздухе.
Набрав высоту 3000 метров, мы пошли в сторону Жиздры. Облачность была 3–4 балла, верхняя кромка около 2000 метров. За облаками хорошая видимость, а под облаками — полутемь. Вдруг Голубов резким полупереворотом пошел почти в отвесное пикирование, Я последовал за ним. И только под облаками разглядел, кто нарушил спокойный полет командира. Это была «рама» ФВ-189. Голубов буквально вцепился огненными стрелами в уже успевшую перейти в пикирование «раму». Но тут же навстречу мне полетели обломки, по одному из которых я даже успел дать очередь, «Так вот как надо бить врага», — подумал я в это мгновение. В сумерках заметил, как командир выводит самолет из пике, и последовал его примеру. В глазах стало темно. Ищу в предполагаемом месте самолет командира, но вижу другой самолет с черным бортом, Я вновь пошел под облака. Голубова нигде не было. Вновь поднялся наверх: нет командира. Вижу вдали все тот же «як» с черным бортом. И с дрянным настроением пошел к аэродрому, все еще надеясь встретить Анатолия Емельяновича. Потерять командира считалось у нас тягчайшим проступком. Возвращаясь на аэродром, я был крайне расстроен. Сел… Руля мимо стоянки комполка, я увидел тот же самолет с черным бортом. Выключил мотор, вылез из кабины и, подойдя ближе, увидел Голубова.
— Что же ты, — говорит, — шарахаешься от командира?
А я обошел вокруг его самолета и глазам не поверил. Вся обшивка с правого борта слетела. Так вот почему я не узнал его самолет.
— Держишься хорошо, — говорит командир, — ориентируешься тоже. Но как же меня-то не узнал! А в общем, — говорит, — молодец, так и держать, Барсуков!
.
Командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии Черняховский приказал особенно внимательно следить за воздушными разведчиками противника. Борьбу с ними поручили вести нашей 303-й истребительной авиадивизии. Каждому полку дали участок. Приказ был суров: ни один вражеский самолет не должен пересечь охраняемый полком рубеж. Каждый случай пролета тщательно расследовать, и к виновным применять самые строгие меры.
Ежедневно утром Голубов напоминал летчикам о приказе и о том, чтобы не поддавались обманчивой тишине. Требовал глядеть в оба, перехватывать и любой ценой сбивать вражеские самолеты.
И все же один самолет-разведчик едва не прошел. Наши летчики тогда поднялись в воздух без промедления, но противника увидели не сразу. Расследовать этот случай прибыл заместитель командующего армией.
— Почему поздно перехвачен разведчик? — спросил он командира полка.
Голубов стоял молча. Высокий, широкоплечий, с чуть задумчивыми глазами и спокойным, мужественным лицом. Однако и вида не подавал, что на душе скребли кошки. Доказывать невиновность полка, за который он отвечает головой, для него нож острый: прямой, открытый Голубов никогда не искал оправданий. Но и летчиков своих обвинить не мог. Не было у него на то оснований.
— Так в чем же причина? — продолжал спрашивать генерал.
— В локаторах, — глухо ответил Голубов.
— Вы что, не верите им?
— Верю. И, может быть, даже больше, чем кто-либо.
— Тогда при чем же тут локаторы?
— Две минуты, товарищ генерал, две минуты…
— Что это значит?
Голубов перевел дыхание и стал объяснять.
— Обнаружат локаторы противника, а до взлета истребителя проходит две минуты. Если прикинуть — за это время разведчик уйдет на 14 километров. Вот и получается: на пустое место наводим летчиков. Отдали бы в полк эти локаторы…
Молчали оба. Теперь задумался генерал. Ответил одним словом.
— Подумаем…
Поздним вечером раздался звонок от комдива: «Голубов, принимай, принимай локаторы». И вот теперь локаторы передали полку. Всю ночь проверяли аппаратуру, Голубов почти не спал. А рано утром заспешил к самолету. Командир полка был занят одной мыслью: скорее подняться в воздух, самому убедиться в точности работы диковинной аппаратуры. Взлетев, он появлялся то над одним, то над другим ориентиром, менял высоты и все время сравнивал данные земли с истинным местом своего самолета. Данные точно сходились, и это радовало командира. По-хозяйски облетев район, он взял курс на свой аэродром. Каким-то странно тихим и задумчивым показалось фронтовое небо. Ни самолета в воздухе, ни выстрела на земле. Затишье…
Голубов перевел самолет на снижение. И вдруг по радио голос начальника штаба Гнездилова: «Таран-два», «Таран-два», в квадрате четырнадцать пара самолетов противника».
Комполка словно только и ждал эту команду. Голубов мгновенно бросил самолет на новый курс и «прижал» его, чтобы разогнать скорость. В томительном напряжении поиска он неудержимо мчался наперехват. Быстрым взглядом неторопливо ощупывал небо, замечал малейшие в нем изменения.
Внизу зарождалась кучевка. Молодые облака плыли навстречу, словно льдинки в разливе вешних вод. Сначала Голубов поймал глазами какое-то неяркое мерцание. Потом обозначились две точки. И вот уже отчетливо показалась вражеская пара.
Почему «мессершмитты» летят вдоль фронта? Голубов уловил в этом заведомую хитрость врага. Он был выше противника, тем более со стороны солнца. Такой момент никак нельзя было упускать. Сперва атаковал ведущего. Вот он совсем близко. Чтобы не проскочить, Голубов даже убрал газ и открыл огонь. «Мессершмитт» вспыхнул и беспорядочно пошел к земле. Гнездилов обеспокоенно спросил:
— Кто спускается с парашютом?
— Иду на второго! — Голубову не до ответа, но все же добавил:
— Фриц спускается, фриц…
Нигде с такой быстротой не меняется обстановка, как в воздушном бою. Голубов бросился за вторым «мессершмиттом», но с земли тут же прервали атаку:
— «Таран-два», в квадрате… «Юнкерс-88»…
Вспышкой молнии обжигает догадка: «Вот он, разведчик! Его-то и поджидали для сопровождения «мессеры».
…Голубов вел бой с разведчиком. Редкая на фронте ситуация. Летчики на земле, а командир полка один в воздухе. Вступил в нелегкую воздушную схватку, в которой должен только победить. Ведь и горючее и боеприпасы уже были на исходе.
«Юнкерс» уходил на запад и, кто знает, какие увозил сведения. К бомбардировщику не просто зайти в хвост. Здесь атака как и на земле: огонь на огонь. Кто раньше, кто точнее?
Надо спешить. Голубов ударил сверху справа. У «юнкерса» задымил правый мотор. Но и стрелок противника стеганул огнем по плоскости истребителя. Голубов боевым разворотом ушел вверх. Снова ринулся в атаку. Теперь уже сверху слева. На прицеливание — доли секунды. Не собьет — останется только одна атака. Больше не успеть: линия фронта рядом.
Стрелок, наверное, выворачивает глаза, всех богов призывает на помощь. Он может раньше открыть огонь. И в эти короткие мгновения атаки Голубов решил ударить по нему. Почти одновременно вкось от «юнкерса» протянулся горячий шнур трассы, Голубов будто кинжалом резанул огнем по фюзеляжу.
«Юнкерс» резко клюнул носом, хотел спастись пикированием. Голубов пикировал за ним почти до самой земли. И ожесточенно стрелял, пока тот не скрылся в густом багрово-черном облаке…
.
На аэродроме Дубровка в хмурое дождливое утро Анатолий Емельянович Голубов стоял около командного пункта, когда начальник штаба гвардии подполковник Гнездилов подошел к нему и сказал:
— Вас просит штаб к телеграфному аппарату.
Через десять минут комполка был уже на месте. Застучал аппарат. На узкой ленте одно за другим появились слова: «Немедленно выделите пару истребителей на разведку дорог противника Червень — Борисов и Смолевичи — Слобода. Есть данные, что по этим дорогам противник подтягивает танки, артиллерию, мотопехоту».
Голубов ответил:
— По данным метеослужбы, в районе боевых действий очень сложная погода. У меня над аэродромом сплошной туман.
«Генерал-полковник требует, — продолжала лента, — чтобы все данные о противнике были ему представлены немедленно».
«Если я пошлю даже таких опытных разведчиков, как Серегин или Барахтаев, — думал Голубов, — я их потеряю наверняка». Решение созрело, быстро.
— Оставайтесь за меня, — приказал он начальнику штаба, — Лечу на разведку сам.
Через несколько минут командир уже был в воздухе.
Вот и цель. Пронесся над вражескими колоннами, уклоняясь от зенитного огня. Быстро передал по радио разведывательные данные. Под кромками облаков — два вражеских истребителя. Вскоре разгорелась ожесточенная схватка… По «почерку» в бою Голубов сразу определил: перед ним — матерые «волки» люфтваффе.
В какой-то момент ему удалось «вписать» один из вражеских самолетов в прицел. Пальцы сами нажали на гашетки. Светящиеся трассы впились в кабину и мотор «мессершмитта». Другой летчик решил искать спасения в облаках.
«Добить!» — охваченный горячим вдохновением боя, решил Голубов, но батареи зениток и «эрликонов» вздыбили навстречу летчику завесу шквального огня. Три сильных удара потрясли его «Яковлева»…
Высота всего пятнадцать метров. Под крылом промелькнули островки леса, заросшее камышом болото… Самолет, ударившись об землю, перевернулся вверх колесами и запылал.
…Шли дни и ночи борьбы за жизнь отважного командира полка. И когда однажды на обходе профессор склонился над Голубовым, то услышал, как с обгоревших губ больного сорвались слова: «Нельзя умирать… Надо выстоять…» Эти слова командира, в котором еле теплилась искра жизни, тронули сердце седого профессора.
— Посмотрите, — сказал он врачам, — какой герой этот обгоревший летчик. Он мобилизует всю свою волю на борьбу за жизнь, чтобы снова сражаться! Мы должны сделать все, чтобы он стал на ноги.
И все же воля к жизни и могучий организм взяли свое. Голубов не только стал на ноги, но и вскоре вновь обрел крылья, вернулся в боевой строй.
Из книги Ф.С.Гнездилова « На высотах мужества» (в сокращении)
День 17 июля 1943 года оказался для летчиков 18-го гвардейского полка и эскадрильи «Нормандия» самым напряженным за время наступательной операции против орловской группировки врага. В течение этого дня большинство наших воздушных бойцов выполнили по четыре и даже по пять боевых вылетов. Они участвовали в 12 схватках и сбили 11 самолетов фашистов.
Первый вылет гвардейцы выполнили на рассвете. 18 «яков» во главе с А. Е. Голубовым и 10 истребителей «нормандцев» под началом Жана Тюляна сопровождали группу из 34 «Петляковых», которые наносили удар по железнодорожной станции Белые Берега. Эту станцию прикрывал сильный наряд вражеских истребителей.
При подходе наших бомбардировщиков к цели фашисты пытались атаковать их с разных направлений, однако гвардейцы совместно с «нормандцами» решительными контратаками отбросили их прочь.
«Петляковы» бомбили мастерски. От прямых попаданий ФАБов вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим взорвались. Бушевавшее огнем топливо разлилось по всей станции. Два эшелона врага были уничтожены полностью. За успешное выполнение задания командующий 1-й воздушной армией генерал М. М. Громов объявил благодарность всем экипажам, участвовавшим в этом боевом вылете.
В 9.00 три шестерки истребителей во главе с комэсками С. А. Сибириным, И. А. Замориным и Н. В. Семеновым под общим командованием майора А. Е. Голубова вылетели на прикрытие войск 11-й гвардейской армии. При подходе к заданному району командир полка связался по радио со станцией наведения и получил указание:
— «Ястреб-один», я — «Утес». К квадрату шестнадцать подходят бомбардировщики врага. Вам приказано атаковать их, сорвать удар.
— «Утес», вас понял. Иду в квадрат шестнадцать.
Выполнив доворот, наши истребители увидели колонну вражеских бомбардировщиков. Насчитали пять групп по 8–10 «юнкерсов» и «хейнкелей» в каждой. Их прикрывали 12 «фокке-вульфов». Майор Голубов нажал Кнопку передатчика, скомандовал:
— Семенову и Сибирину атаковать бомбардировщиков. Заморину связать боем «фоккеров»!
Две шестерки «яков» во главе с А. Е. Голубовым, открыв губительный огонь из пулеметов и пушек, устремились на бомбардировщиков в лобовую атаку. Фашисты, будто ошпаренные, бросились в разные стороны. Двое из них попали при этом под огонь Н. В. Семенова и И. Столярова. Оба они свалились на крыло и понеслись к земле.
Гвардейцы сосредоточили огонь на «юнкерсах». Гитлеровцы начали торопливо освобождаться от бомбового груза и разворачиваться на обратный курс. Здесь-то, на развороте, Владимир Запаскин и Дмитрий Лобашев и подожгли бомбардировщик.
— Разворот на сто восемьдесят! — скомандовал Голубов.
Выполнив разворот, летчики-истребители снова обрушили огонь на врага. Майор Голубов подошел к «хейнкелю» вплотную. За ним сблизился с бомбардировщиком К. Пилипейко. Оба они стреляли наверняка, оба сбили по самолету.
В это время шестерка во главе с Замориным накинулась сверху на обе шестерки «фоккеро
.
В ночь с 14 на 15 октября 1943 года мы получили из штаба дивизии данные о сосредоточении бомбардировщиков на ближайших аэродромах врага.
Ранним утром, собрав летчиков у КП, я по указанию командира проинформировал их об изменении обстановки на земле и в воздухе. Затем подполковник А. Е. Голубов разъяснил задачу:
— Ожидаются налеты крупных групп наших бомбардировщиков. Первую группу прикрытия в бой поведу я. Вторую возглавит майор Федоров. Затем по графику уйдут остальные. Управление боевыми вылетами возлагаю на гвардии майора Гнездилова.
Первая группа — 12 «яков» — под командованием А. Е. Голубова ушла в заданный район. При подходе к линии фронта командир полка запросил информацию об обстановке. Ему ответили, что вражеских самолетов в воздухе пока не обнаружено. Подполковник Голубов увел группу в глубь своей обороны. Патрулируя над нашей территорией, он поддерживал связь с пунктом наведения. Знал командир, что враг обычно наносил удары, когда в воздухе не было наших истребителей. Так он попытался поступить и на этот раз. С пункта наведения передали команду:
— «Орел-первый», в квадрате пятьдесят появились две группы самолетов противника. Идите им навстречу!
Голубов тотчас же развернул группу и на повышенной скорости повел ее на перехват врага. Для обеспечения внезапности он решил зайти на самолеты гитлеровцев с тыла и нанести удар по головной группе с ходу. Командир уже заметил фашистов. К фронту приближались две группы по 10–12 «юнкерсов» в каждой под прикрытием двух четверок ФВ-190. Выполнив задуманный маневр, гвардейцы на максимальной скорости устремились в атаку. Звено Владимира Запаскина при этом нацелилось на две четверки «фоккеров» попарно. А восьмерка Голубова нанесла удар по головной группе Ю-88.
Эта атака оказалась для врага неожиданной. Вероятно, экипажи бомбардировщиков приняли наших истребителей за своих. Воздушные стрелки не открывали огня. Голубов зашел в хвост ведущего группы «юнкерсов» и расстрелял его из пушки с короткой дистанции. Самолет вспыхнул и стал падать. Между тем наши истребители врезались в боевой порядок врага и подбили еще два «юнкерса». Один из них удачно сразил Василий Барсуков.
Гвардейцы вышли из атаки боевым разворотом в сторону солнца. Вражеские бомбардировщики стали уходить восвояси.
.
Наступил май 1944 года. Стояли теплые солнечные дни. Буйная зелень покрыла деревья и землю. В лесу у аэродрома с раннего утра и до позднего вечера звенели птичьи голоса. Все было настолько обычным и мирным, что казалось, нет уже никакой войны.
С наступлением теплых дней и окончанием весенней распутицы наземные войска и авиация врага стали проявлять все более возраставшую активность. Фашисты подтягивали резервы, строили новые и совершенствовали старые оборонительные рубежи и сооружения. За всем этим зорко наблюдали воздушные разведчики. И когда в лесах севернее Богушевска они обнаружили скопление войск и техники противника, наше командование направило туда группы бомбардировщиков. Одну из них приказали прикрыть двум эскадрильям нашего полка. А. Е. Голубов собрал командиров, объявил:
— Пойдут две восьмерки от второй и третьей эскадрилий. Обе поведу я. В группу непосредственного прикрытия назначаю вторую эскадрилью во главе с Барсуковым, в ударную — третью эскадрилью. Я пойду в паре с Матвеем Барахтаевым.
Затем командир полка изложил порядок действий групп при встрече с истребителями противника и во время воздушного боя.
Взлет и встреча «яков» с группой Пе-2 прошли нормально. Все взяли курс на цель. При подходе к ней Барахтаев доложил:
— По курсу слева под нами вижу две группы «фоккеров»!
Голубов и сам уже заметил вражеских истребителей. Их было 16. Они шли с набором высоты. «Нужно непременно упредить их, нанести по ним удар, пока они не набрали высоту!» — решил командир полка и тут же дал указания:
— В бой вступаем ударной группой. Я атакую первую восьмерку, Серегин — вторую. Барсукову прикрывать «Петляковых»!
Используя преимущество в высоте, «яки» устремились на врага. Фашисты встали в вираж. Голубов и Барахтаев не упустили случая воспользоваться этим. После нескольких витков они зашли в хвост ведущей паре гитлеровцев и огнем из пушек и пулеметов сбили обоих. Два других «фокке-вульфа» бросились наутек.
Однако вторая четверка вражеских истребителей атаковала «яков» на выходе из пикирования. На помощь товарищам поспешили Василий Архипов и Дмитрий Тарасов. Мощным заградительным огнем они сорвали намерения фашистов, и четверка ФВ-190 полезла вверх. Преследуя ее, Архипов догнал и сбил один истребитель.
Воздушный бой становился жестче. Численное превосходство сохранялось на стороне врага, поскольку гвардейцы вели схватку лишь двумя четверками ударной группы, а восьмерка Барсукова, как и приказал командир полка, обеспечивала непосредственное прикрытие «Петляковых». И все же наши истребители не давали «фокке-вульфам» возможности прорваться к бомбардировщикам.
Сражаясь против четверки врага, Серегин в паре с Шалевым на одном из глубоких виражей метким пушечным огнем сбил еще один «фоккер». На помощь фашистам подоспели две пары ФВ-190.
Четырем вражеским истребителям удалось прорваться к «Петляковым», но там их встретили гвардейцы группы Барсукова. Сбив один, уже пятый по счету «фокке-вульф», они заставили фашистов уйти в сторону. Пе-2 же нанесли удар по цели, легли на обратный курс и пошли к своей «точке».
Подполковник Голубов дал истребителям команду выходить из боя.
.
Як-7Б командира 18-го гв. иап гвардии подполковника А.Е. Голубова.
.
Источники:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=14990
http://airaces.narod.ru/all6/golubov.htm
http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/g/golubov_ae.htm
https://sovpilots.ru/lists/10_gok-gra.html
http://allaces.ru/p/people.php?id=7926
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Свидетельство о публикации №224081200638