Ирландские монашеские школы

Автор: Хью Грэм. 1923 год, Дублин.
***
Отчёт об ирландских монашеских школах,которые процветали до 900 года нашей эры.
***
Есть много мест, в старейшей ирландской литературы, как светской,
и религиозные, в которых говорится, что ирландцы были книги до
введение христианства. В мемуарах [12] святого Патрика, написанных
в седьмом веке Муирчу Макку Мачтени рассказывает, как во время
состязания святого с друидами — учеными людьми того времени —
Верховный король Лаогэр предложил бросить в воду одну из книг Святого Патрика и одну книгу, принадлежащую друидам
, чтобы посмотреть, какая из них
выйдет невредимой - своего рода испытание. Здесь следует отметить,
что Muirchu заявление воплощает в себе традиции, которая была старой в
седьмой век. Та же история, рассказанная в _Tripartite жизни
Святой Патрик_.[13] И ирландские сказки бардов, и старейшие из существующих
жития святого Патрика сходятся в том, что он нашел в стране и то, и другое
литераторы и профессионалы — все язычники - друиды, поэты и антиквары
или историки,[14] а также тщательно разработанный свод законов.[15]

Хотя не сохранилось ни одного ирландского документа, датируемого ранее
седьмого века, имеется достаточно свидетельств того, что
самые ранние из существующих документов были скопированы с рукописей, которые датируются
столетием или двумя ранее, и в них, опять же, могли быть зафиксированы
традиции еще более раннего периода. Власти согласились с тем, что
после установления христианства в V веке ирландские
ученые совершены в письменной форме не только законы, бардовская исторические
стихи, и т. д. в свое время, но те, которые сохранились от
раньше будь то традиционно или иначе.[16] В следующей главе
будет сделана ссылка на обычную практику ирландских монахов,
а именно на то, что они делали отступы на полях и подстрочные пояснения к классическим произведениям
, которые они изучали, копировали или преподавали. На данный момент это
достаточно отметить, что даже в случае самых ранних из
глоссов седьмого века письменный язык был полностью развит и
культивировался, с отточенной фразеологией и тщательно продуманным и систематическим
грамматика, имеющая устоявшиеся формы для своих слов и для всех своих
богатые флексии. Для изучающего лингвистику непостижимо, насколько
полная и регулярная система письма могла развиться за
период, прошедший с введения христианства в
пятом веке до общего распространения христианского учения в
седьмой. Такой период был бы слишком коротким, особенно если учесть, что
следует помнить, что ранняя ирландская литература уходила корнями не в
Христианство, но в туземном обучении, которое было главным и почти
единственным фактором, повлиявшим на его развитие. Это соображение ясно указывает
на вывод о том, что туземное обучение тщательно и систематически
культивировалось до введения христианства.

Опять же, ирландская поэзия обязана своим развитием исключительно светским школам.[17]
У него была сложная просодия — с многочисленными техническими терминами[18].
происходит из ирландского языка. Эти народные термины, используемые в ирландском языке.
грамматика разительно контрастирует с терминами, используемыми для обозначения
служб и церемоний христианства, которые почти все произошли
из латыни.[19] Все это доказывало бы, что ирландские просодические правила
и технические термины, и, конечно, сама ирландская поэзия, были полностью
развиты до введения христианства.


ИНОСТРАННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА:

По крайней мере, один иностранный писатель свидетельствует о том, что у язычников
Ирландцев были книги. Христианский философ четвертого века
(некоторые поместили бы его сразу на второе или третье место), чье имя
Этик из Истрии написал " Космографию мира", в которой он утверждает
что, покинув Испанию, он поспешил в Ирландию, где провел некоторое время
“рассматривая их книги” (_eorum volumina volvens_).[20] Этикус
ни в коем случае не комплиментарен. Он называет ирландских мудрецов неумелыми и
некультурными учителями, но он говорит об испанцах в аналогичном
тоне. Возможно, не понимая ирландского языка он считал всех
учатся за пределами Греции и Рима, как варварским и недостойным своего внимания.
Однако его заявление доказывает, что, когда он посетил Ирландию, там
были книги по крайней мере за столетие до пришествия Святого Патрика; это также
показывает, что он нашел их в таком изобилии, что потратил некоторое время на их изучение.
изучая их.


НАДПИСИ ОГАМА:

Теперь достигнут момент, когда необходимо обсудить вид
письменности, использовавшейся в языческие времена. Как уже говорилось, ни одна из книг
дохристианской Ирландии в настоящее время не сохранилась, поэтому доказательства того, какого рода
письменность использовалась, следует искать в другом месте. В отсутствие книг
чеканка монет той или иной страны часто давала ценную информацию в этом
связь. Однако в случае с Ирландией этот источник информации
отсутствует; поскольку, хотя металлы обрабатывались с очень ранних времен и
золота было в изобилии, не было обнаружено никаких следов местной чеканки монет. К счастью,
в каменных надписях сохранились самые ясные доказательства того, что
древние ирландцы практиковали особый вид письма, называемый Огам.


ОПИСАНИЕ ОГАМА:

Огам или Ogham был разновидностью письма, буквы которого представляли собой
комбинацию коротких линий и точек на и по обе стороны от
средней или основной линии, называемой _flesc_. В образцах, все еще сохранившихся
это письмо огама почти полностью ограничено надписями на камнях.
группы линий и точек, проходящих вдоль двух смежных сторон камня.
камень с угловым краем для _flesc_. Договоренность может быть
понимать простые схемы.[21]

[Иллюстрация:

 (i) Б Л В С Н (ii) Ч Д Т Ку
 (iii) M G NG F R (iv) A O U E I ]

На приведенной выше диаграмме показан алфавит огам, разделенный на четыре группы. A
иногда используются несколько других символов. Следует отметить, что грубое
каким бы ни было это устройство для письма, применяется оно со значительным мастерством
и оформлено с большой изобретательностью. Более простые звуки представлены
более простыми буквами, чем более сложные. Часто используемые буквы, такие как
гласные, составить проще всего. Расположение гласных
отличается от той, которая используется в латинском и английском алфавитах, а
соответствует более научной организации, принятые современной
phoneticians. Стоит отметить, что символы группы (ii)
обозначают начальные звуки древнеирландских слов _one_, _two_,
_three_, _four_, _five_, в указанном порядке.

Вопрос о написании огама привлек внимание многих
антиквары и хотя некоторые теории, выдвинутые более ранними исследователями
, были отвергнуты как несостоятельные, наши знания об Огаме в
настоящее время довольно определенные, но несколько ограниченные. Это было когда-то
думал, что огам был загадочный алфавит, но многие надписи
были прочитаны с помощью вышеуказанного ключа, который можно найти в
Книга Баллимот. В связи с тем, что были найдены несколько более поздних огамов
с дубликатами латинскими буквами, они были расшифрованы
независимо. Что касается распределения этих камней с надписями Огам
стоит отметить, что в Ирландии они встречаются в основном на
юго-западе, а в Британии они ограничены теми частями, где, как
известно, поселились ирландские гэлы.[22] Из-за отсутствия критериев
для датирования определенных звуковых изменений в ирландском языке невозможно
на современном этапе наших знаний установить определенные хронологические
границы для этих надписей на огаме.[23] Мистер Куиггин в своем отчете о
Огаме [24] утверждает, что более ранние надписи не могут быть позже, чем
пятый век, и если они языческие, они могут быть на столетие или два раньше. Все
Надписи огам с сопроводительными латиницей он хотел назначить
в более позднем периоде, чем 500 года н. э., за исключением двуязычный
надпись Киллены Кормак (Cillin Кормак), который считается
ранее 500 г. н. э.[25] более трехсот надписей огам есть
и там, где они не были ранены или испорчены, они могут
как правило, интерпретируется.

Герои и друидов в старых былинах изображаются как сделать постоянный
письма-огам, иногда вписывая их на деревянные посохи.
Состояние цивилизации изображается в эти древние стихи и проза
повествования, по-видимому, принадлежат в основном дохристианской Ирландии.

Существуют некоторые различия во мнениях относительно средств, с помощью которых ирландцы
открыли использование букв. Одно можно сказать наверняка, алфавит Огам
основан на латинском алфавите. Некоторые думают, что ирландцы впервые
познакомились с латинским алфавитом благодаря прямой торговле с
Континентом, но это более вероятно, поскольку Макнил показал [26], что это
знания были получены от романизированных бриттов с первого или
второго века и далее. Но как и почему они изобрели алфавит огам
вместо того, чтобы использовать латинские буквы или греческие, как у галлов,
является глубокой загадкой. Однако не может быть никаких сомнений в том, что алфавит огам
, в какое бы время он ни был изобретен, является особым достоянием
ирландских гэлов и встречается только там, где у него были поселения.


Краткие сведения:

Из предыдущего обсуждения мы можем с уверенностью заключить:

 1. Что задолго до
 христианской эры древние ирландцы развили множество полезных искусств
 и были умелыми и артистичными мастерами.

 2. Что у них был свод законов, который хорошо соответствовал тогдашнему состоянию общества
 и что с незначительной
 изменения он был хорошо приспособлен для удовлетворения требований
 высшей цивилизации христианства. (Подтверждением этой точки зрения
 является хорошо известный факт, что гораздо позже многие из
 англо-нормандских поселенцев отказались от своего собственного кодекса законов и
 приняли Кодекс Брехона, к которому они стали привязаны так же сильно,
 как и сами ирландцы).

 3. Что местное обучение активно культивировалось и
 систематически развивалось до введения
 Христианства.

 4. Что существовал образованный класс, называемый друидами, которые были
 священниками, учителями, поэтами, историками и судьями. (Тот же самый человек
 в ранние времена совмещал в себе все эти функции, но в
 более поздние времена появилась тенденция к специализации).

 5. Что ирландцы-язычники разбирались в письмах и что
 они записывали свои знания или часть их в книги и вырезали огам
 надписи на камне и дереве, но как они получили это
 знание, которое у нас нет определенных средств определения.




 ГЛАВА II

 НАЧАЛО КЛАССИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ


До сих пор наше исследование ограничивалось обсуждением коренных ирландцев
культура, на которую, но незначительно, оказали влияние извне. Здесь предпринята попытка
сделано для того, чтобы проследить зарождение классического обучения. В связи с этим
стоит отметить, что Ирландия занимает уникальное положение, поскольку
единственная часть кельтского мира, который не был привлечен под
влияние римского оружия. Следствием является то, что она является одним из самых
несколько стран Западной Европы, чья цивилизация была свободно развивать
по родной линии. И все же не следует предполагать, что Ирландия оставалась
полностью в стороне от греко-римской культуры, которой мир так многим обязан
.[27] Огромная разница между Ирландией и другими кельтскими
такие страны, как Британия и Галлия, заключаются в следующем: в Галлии объединенные силы
римского оружия и римской культуры уничтожили почти все следы
местной культуры, то же самое верно и для большей части Британии.[28]
В Ирландии, с другой стороны, римское обучение было введено
мирным путем (по крайней мере, уже в пятом веке, как будет
показано позже). Теперь, как мы видели, обучение на родном языке уже было
развивается по национальному принципу, результатом стало то, что не только
обучение на родном языке продолжало процветать, не остановленное приходом
нового обучения, но бывшей на самом деле получает новый импульс,[29]
в то время как классическая учебная культивируется до такой степени, что без
параллельно в современной Европе.[30]

Точный способ, которым письма доходили до Ирландии, и причины, которые
привели к “этому замечательному всплеску классического образования к концу
шестого века”[31], - это вопросы, по которым большинство авторов
выражаются расплывчато или предполагают, что некие нечетко определенные влияния
, исходящие из Британии или Галлии, каким-то образом достигли ее берегов,
но в какое время и какими средствами они не смогли определить.

Введение классического образования, а также христианства
в народе приписывают святому Патрику, миссионерская деятельность которого началась в 432 году нашей эры.
Это мнение, хотя и широко распространенное, не выдерживает критического анализа.
Однако верно, что святой Патрик - первый человек, чье имя
связано с введением классического образования, о котором
можно сказать, что приписываемые ему труды действительно принадлежат ему. В
"Книге Армы" (завершена около 806 г. н. э.) есть документ под названием
его “Признание”, или извинение, которое было скопировано писцом Торбахом
с оригинала.[32] Хотя “Исповедь” и другие сочинения
, приписываемые святому Патрику, могут быть признаны подлинными, не следует
предполагать, что ученость, которой Ирландия прославилась во время
шестой, седьмой и восьмой века могли быть результатом его трудов
.[33] Большинство людей, читавших труды святого Патрика, согласятся
, что он не претендует на звание ученого, напротив, он
очень скромного мнения о себе и часто напоминает нам о своем
незнании букв. Как говорит Бери,[34] “Его латынь такая же "деревенская", как
греческий язык святого Марка и святого Матфея”, а Уитли Стоукс делает вывод из
его трудов, что он не знал греческого.[35] В этом отношении святой Патрик был
не хуже многих своих знаменитых современников и преемников, например
его латынь не более ‘деревенская’, чем у Григория Турского
который жил столетием позже. Действительно, претензии святого Патрика на известность опираются на
более высокие основания, чем у классической науки. Он был проповедником
и организатором, а не литератором. Он был homo unius libri_
но с этой книгой, христианскими Писаниями, он был необычайно
знакомо.[36] Тем не менее, некоторые авторы приписывают святому Патрику введение
обучения и даже латинского алфавита. Это правда, что
в "Трехсторонней жизнеописании_" часто встречаются утверждения, которые он написал
_Abgitoria_ (обычно переводится алфавитов) за его благородную и бардовская
преобразует.[37] Весьма вероятно, что они не означают алфавиты, как обычно предполагается
, как на каменном столбе в Килмакедаре в
Керри,[38] но _elementa_, азбука христианской доктрины. Это
объяснение кажется оправданным словами _Abgitir Crabaid_, замалчиваемыми
_initium fidei _ в вюрцбургской рукописи[39] В Трехстороннем встречаются
слова, _Aibgitir в Crabaid_— переведенный Алфавит благочестия — где
приводится образец работы, озаглавленной таким образом.[40] По этим и другим
причинам, которые будут изложены в настоящее время, весомость доказательств говорит о том, что
против приписывания святому Патрику введения римского алфавита
или какой-либо либеральной меры классического обучения.

Также было высказано предположение [41], что некоторые из бриттов или галлов
которые сопровождали Святого Патрика, привезли эти исследования в Ирландию, но
Мейер считает это маловероятным и отвергает идею о том, что какие-либо
миссионеры, будь то галлы или британцы, привнесли классическое образование
в Ирландию. Происхождение этой глубокой культуры, охватывающей не только
классических авторов, но и грамматику, метрику и другие науки, такие как
астрономию, он приписал бы гораздо более широкому и глубокому влиянию.[42]

Основываясь на документе, найденном среди бумаг Циммера, Мейер
утверждает, что семена классического образования были посеяны в Ирландии
в течение первого и второго десятилетий пятого века галльским
ученые , бежавшие из своей страны из - за вторжения в последнюю
готами и другими варварами.[43] The same explanation seems to
have occurred to De Jubainville, for he says: “La culture des lettres
classiques et latins a cess; en Gaule depuis la conqu;te germanique
au cinqui;me si;cle; _l’Irlande_ qu’; cette ;poque n’a pas encore
envahie les barbares des contr;es situ;es ; nord-ouest de la Gaule,
_para;t avoir donn; asile aux hommes d’;tude chass;s de la Gaule_ par
les armes et la domination sauvage des Burgundes, des Wisigoths et des
Франков”.[44] Однако Мейеру мы обязаны развитием этой теории.
Он цитирует запись шестого века в лейденской рукописи В этой заметке говорится
что из-за вторжения варваров “все ученые мужи бежали из
Галлии и в приморских частях, т.е. в Ирландии и везде, где они жили
привели к значительному прогрессу в обучении
жители этих регионов”.[45] Эта теория подтверждается
отрывком из “Исповеди” Святого Патрика[46], где, очевидно, содержится ответ на
на нападки некоторых риторов, которые были враждебны ему, святой
восклицает: “Вы, риторы, не знающие Господа, слушайте и исследуйте, кто
это было то, что призвало меня, каким бы глупцом я ни был, из среды тех,
кто называет себя мудрыми и сведущими в законе, могущественными ораторами и
могущественными во всем ”.[47] Мейер утверждает, что имеется в виду
языческие риторы из Галлии, чья высокомерная самонадеянность основывалась на
их собственной учености, заставляла их с презрением относиться к неграмотному апостолу
скоттов. Его немногочисленные и убедительные эпитеты хорошо описывают тип
распространенного в Галлии ритора.

Если теория Мейера-это правильно, и это кажется наиболее логичной, что имеет
продвинулись вперед, то можно прийти к выводу, что Ирландия, полученных ее классический
учиться в Галлии, когда галльская ученость была на пике своего расцвета. Это могло бы
объяснить превосходство латыни и знакомство с греческим,
которое, как мы покажем, было продемонстрировано ирландскими учеными, которые
посещал континент со времен Колумбануса (543-615) до правления
Иоганна Скотта Эриугены (ок. 810–ок. 875).

Чем больше человек изучает этот предмет, тем больше он склонен принять
эту теорию, которая преодолевает трудность предположения, что ирландцы
получили свои классические знания в Британии, где, как сказал Циммер
показано, что не было никакого классического обучения, достаточно широкого и глубокого, чтобы
производить такие результаты;[48] ни были в школах Галлии в Тихом
место для обучения в пятом веке[49] хотя Колган бы нам
поверьте—мы не знаем, на каком основании,—что Святого Патрика послали Святой Олкан
в Галлии к изучению сакрального и профанного обучения, так что он может вернуться в
Ирландия учредит “publicas scholas”.[50]

Нет ничего невероятного в предположении, что эти риторы должны были
бежать в Ирландию в поисках безопасности точно так же, как христиане-беженцы бежали на тот же самый
остров от преследований императора Диоклетиана более
за столетие до времен Святого Патрика.[51] Действительно, Ирландия была хорошо известна
римским географам, хотя их представления о ее местоположении были довольно
неточными. Тацит сообщает нам, что Ирландия расположена между Испанией
и Британией,[52] концепция, которая указывает на прямую связь с
Империей. Тот же автор далее сообщает нам, что гавани
Ирландии были хорошо известны купцам благодаря торговле.[53]
Как показали исследования мистера Джорджа Коффи и миссис Грин,
сношения и торговля между Ирландией и Галлией были постоянными
и регулярно на протяжении столетий до пятого.[54] Были даже галльские
наемники на службе ирландских королей в первые века
нашей эры.[55] Более того, ирландцы в то время были известными фигурами
на Континенте. Среди них можно упомянуть Mansuetus, епископ
Туль около 350 н. э.[56] Не может быть никаких сомнений в том, что Седулиус,
великий христианский поэт, автор "Кармена Паскаля", был ирландцем.[57]
Седулиус, иногда называемый Седулиусом Старшим (чтобы отличать его
от другого Седулиуса, который был в Компостелле в восьмом веке
и еще один Седулий, который был в Льеже в девятом веке), процветал
между 423-450 годами нашей эры[58] Его работа, посвященная главным событиям, записанным
в Ветхом и Новом Завете, была “первым христианским эпосом, достойным
этого названия”.[59] Доктор Сигерсон провел научный анализ[60]
в структуре стиха прослеживается влияние ирландской школы просодии
о которой говорилось в предыдущей главе. Хотя Седулиус писал на латыни и
следовал классическим формам стиха, все же он привнес в них определенные
характеристики ирландской поэзии, такие как систематическая аллитерация,
созвучие и рифма — качества, которые раскрывают гэлов.

Ирландии также приписывают сомнительную честь дать жизнь
Пелагию и его сподвижнику Целестию.[61] Оба процветали
в начале пятого века. Циммер утверждал, что Пелагиус
был ирландцем,[62] но Хили показывает, что он был британским монахом из
Ирландского происхождения.[63] Хили также пытается доказать, что предположение
о том, что Целестий был ирландцем, основано на неправильном представлении.[64]
Против этой точки зрения мы должны противопоставить мнение Мейера. Последний утверждает
что независимо от того, был Пелагиус ирландцем или нет, “его верный приспешник,
Целестий, обладатель правдоподобного языка, безусловно, был таким ”.[65] Весомость
доказательств, кажется, указывает на вывод, что тот или иной, если не
оба этих ересиарха были ирландцами или, по крайней мере, ирландского происхождения.

Было написано достаточно, чтобы показать, что, по крайней мере, некоторые ирландские семьи имели
классическое литературное образование и быстро усвоили его
еще до середины пятого века.[66] Следовательно, мы не можем
приписать введение классического обучения святому Патрику, как
так часто утверждалось. Мы также не можем приписать святому Патрику
введение самого христианства. Согласно Циммеру, в третьем веке в южной части Ирландии работали
миссионеры.
Ирландия.[67] Однако может показаться, что Циммер делает слишком размашистое
заявление, когда он говорит, что Ирландия была христианской страной до
пятого века; ибо, как указал Маккаффери, ирландский герой
Рассказы, которые были записаны примерно в начале восьмого века
представляют жизнь первого, второго и третьего веков и рисуют
социальную жизнь как незатронутую христианством.[68]

Что в Ирландии было несколько христиан до времен св.
Патрик, в этом не может быть никаких сомнений. Беда ясно заявляет, что Палладий,
предшественник святого Патрика, был послан папой Целестином к ирландцам
кто верил в Христа — “_ad Scottos in Christum credentes_”.[69] Здесь
следует отметить, что слово _Scoti_ или _Scotti_, где бы оно ни употреблялось.
встречается в письменных источниках до десятого века, означает _Irish_, и
только ирландцы, жители Большой Шотландии (Ирландия). Позже
термин был расширен и включил в Ирландской колонии в северной Британии (Шотландии
Несовершеннолетний). В конце концов название было еще более расширено, чтобы включить
жители всей страны, которая сейчас называется Шотландией.[70]

Было необходимо углубиться в некоторые детали, чтобы опровергнуть
популярное заблуждение о том, что именно благодаря трудам Святого Патрика
Ирландия обязана введением христианства, а также зачатками
классического обучения. Однако, как указывает профессор Бери,
тот факт, что основы христианства закладывались спорадически
в определенных частях Ирландии, не лишает миссию Святого Патрика
ее выдающегося значения. Он сделал три вещи: он организовал
Христианство, которое уже существовало; он обратил многие районы, которые
все еще были языческими, особенно на Западе; он привел Ирландию в
связь с Церковью Империи и официально сделал ее частью
всемирного христианского мира.[71] Хотя, как было показано, он не
ввел классическое обучение, его косвенное влияние, должно быть, было
значительным. Сам факт того, что латынь была церковным языком
новой религии придавал ей важность и достоинство. Кроме того
Святой Патрик и его коллеги по работе, естественно, помогли бы распространить
знание церковной латыни, по крайней мере, во всех частях острова
, которых достигло христианство, [72] но следует помнить, что Ирландия
не была полностью христианской страной даже после его смерти.[73] Язычество
все еще сохранялось во многих частях света, и его влияние можно проследить в
ранней местной литературе,[74] и даже в ранних Жизнеописаниях ирландских
Святых.[75], чтобы завершить работу, которую он сделал так много для продвижения как
также поставляем духовного желания преобразован, уроженец
Министерство важно. Для того, чтобы обустроить такое Христианское служение
необходимо было создавать школы. Не имея возможности уделять должное внимание
обучению этих студентов-священнослужителей, святой Патрик примерно через
двадцать лет странствующего учения основал около 450 г. н.э. школу в
Арма, попечением которой был назначен святой Бенин или Бенигнус. Основной
Целью этой школы было обучение предметам для священства.[76] A
были приобретены знания латыни и, возможно, греческого. Для снабжения
различных церквей книгами был специальный дом, в котором студенты
работали писцами.[77]

Из того, что было сказано о присутствии галльских ученых в
Ирландия мы можем сделать вывод, что классические школы существовали
в определенных населенных пунктах, но при основании школы в Арме
у нас есть первая зарегистрированная попытка организации обучения
в области христианского богословия и классического обучения в Ирландии. У нас добавить
список других школах, что самый надежный власти приписывать
во второй половине пятого века. Сомнительно, что эти
действительно монастырских школах вначале по причинам, которые будут приведены
в следующей главе. Более вероятно, что они были церковные
семинарии во времена Первого ордена Святых (ок. 440-534
Н.э.).[78]

Значение этих школ пятого века с точки зрения
настоящего исследования заключается в том факте, что они были предшественниками
великих монашеских школ, которые в таком количестве возникли в шестом
веке. У нас есть веские основания полагать, что именно в этих ранних
школах и трудами галльских ученых и их учеников были заложены
основы той классической науки, которая привлекала внимание
влияние Европы на Ирландию в шестом, седьмом, восьмом и девятом веках
.


 ИРЛАНДСКИЕ ШКОЛЫ В ПЯТОМ ВЕКЕ

 ДАТА ОСНОВАНИЯ ШКОЛЫ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВАТЕЛЬ

 Ардаг [1a] —[1b] Колорадо, Лонгфорд, Сент-Патрик, ум. в 465 г.
 [1c] и Сент-Мел,
 ум. в 488 г. н. э.
 Ардмор[2a] —[2b] Колорадо, Уотерфорд, Сент-Деклан *[2c]
 Арма [3a] 450-5 гг. н. э. [3b] Колорадо. Арма Сент-Патрик [3c]
 Арран [4a] Анте Колорадо. Голуэй Сент-Энда [4c]
 484 год н. э.[4b]
 Бег Эри[5a] —[5b] Ко. Вексфорд Сент-Ибар *[5c]
 Дайзарт [6a] ок. 450 г. н. э.[6b] Ко. Лаут С.С. Патрик и
 Дачонна[6c]
 Эмли[7a] —[7b] Типперэри-Сент-Эйлб*[7c]
 Элфин[8a] —[8b], округ Роскоммон, Сент-Асикус, 470 г.
 [8c] н.э.
 Килдэр [9a] ок. 487 г. н.э.[9b] Co. Килдэр, сестра Бригид, ум. 525
 Н.э.[9c] и Конлаэт,
 419 г. н.э.
 Лаут [10a] ок. 454 г. н. э.[10b] Ко. Лаут Сент- Мочта[10c]
 Нендрум [11a] ок. 450 г. н. э. [11b] Колорадо Вниз по Сент-Кэлану или Мочаои
 [11c] д. 497-9
 Рат —[12b] Колорадо Антрим Сент-Патрик[12c]
 Муйге[12а]

 Сол[13a] —[13b] Ко. Даун Сент-Патрик[13c]
 Слейн[14a] —[14b] Колорадо Мит Сент-Патрик[14c]
 Сеир[15a] —[15b] Королевская компания. Святой Кьяран,* Старейшина
 [15c]
 Трим[16a] —[16b] Co. Мит-Сент-Патрик[16c]

 Обсуждение хронологии СС. Деклана, Ибара, Айлбе и
 Кьярана Старшего см. в Пауэре, преподобном Патрике, _Lives of SS. Деклан и
 Мокуда_, стр. XIX–xxii, серия "Ирландские тексты".

 1a. Конингхэм, Д. П., "Ирландские святые и мученики", стр. 540. Конингхэм
 опирается в основном на изд. Уолтера Харриса. _Monasticon Уэра
 Гиберниа_ и "Церковная история Ирландии" Лэнигана. 1b.
 Неизвестно. 1c. Смерть Святого Патрика, см. Conyngham, D. P., _op. cit._
 стр. 2; St. Mell's _op. cit._ стр. 117.

 О различных датах смерти святого Патрика см.
 Хили, Джон. "Жизнь и труды святого Патрика", стр. 635-7.
 Бери, Дж. Б. _op. cit._ стр. 206 относит его смерть к 461 году н.э.
 , в то время как "Анналы четырех мастеров", I., стр.
 В 154-6 приводится традиционная дата - 493 год н.э. Современные ученые
 склонны принять одну из более ранних дат как более
 вероятную.

 2a. Конингхэм, Д. П., _op. cit._ стр. 541. 2b. Неизвестно. 2c. Power P.,
 _op. cit._ стр. xix–xxii.

 3a и 3b. Хили, Джон, "Святые и ученые Ирландии", стр. 114, дает
 455 год н. э. в качестве даты основания Четыре Мастера указывают 457 год н. э.
 I, стр. 142. Бери, Дж. Б., указывает дату основания еще в
 444 г. н.э. _оп. цит._ стр. 154. 3c. См. Примечание 1с выше.

 4a, 4b и 4c. Конингхэм, Д. П., _op. cit._ стр. 182. Смотрите также Хили,
 Джон, рассказ о школе Святой Энды. _op. cit._

 5a и 5b. Конингхэм, Д. П., _op. cit._ стр. 538. 5c. См. Примечание 1c выше.

 6a, 6b и 6c. Для этого и других монастырей см. статью э. (ред.)
 П. Лоуренс Мюррей, _Monasteries округа Louth_, в _Louth
 Журнал Archaeology_, I, с. 22-36.

 7a. См. Отчет Хили об этой школе, _op. cit._ 7b. Неизвестно.

 7c. "Анналы Ольстера", под 526 годом, сообщают о смерти святого Айлба, но
 смотрите Примечание 2c выше.

 8a, 8b и 8c. Хили, Джон, _op. cit._ 161.

 9a, 9b и 9c. Хили, Джон, _op. cit._ стр. 132, указывает 527 год н.э. в качестве
 даты основания. В _Chronicon Scottorum_ указано 510 г. н.э.;
 но это, очевидно, слишком поздно, поскольку святая Бригид умерла в 525 г. н.э.,
 согласно хронологии, приведенной в книге мисс Халл "Ранняя христианка".
 Ирландия, вступительные страницы. Святой Конлет умер в 519 году нашей эры.
 Конингхэм, д. П., _op. cit._ стр. 133. Тот же автор помещает
 дата ее рождения - 453 год нашей эры, поэтому справедливо предположить, что
 дата основания этой школы - 487 год нашей эры, а не 467 год нашей эры.

 10a, 10b, 10c. Мюррей, Л. П., _ibid._

 11a и 11b. Ривз, У.М., "Церковные древности Дауна, Коннора,
 и Дромора", стр. 10; 11с. Ривз, У.М., _op. cit._ стр. 138.

 12a, 12b и 12c. Основан святым Патриком в соответствии с традицией
 принят Конингхэмом, _op. cit._ стр. 540 и другими, но подробнее
 вероятно, позднее, у святого Комгалла, ум. в 601 году н. э. См. Ривза’
 _Ecc. Антик._, стр. 70.

 13a, 13b и 13c. Конингхэм, Д. П., _op. cit._ стр. 540.

 14a, 14b и 14c. „ „ " стр. 539.

 15a, 15b и 15c. „ „ " стр. 538.

 16a, 16b и 16c. „ „ " стр. 539.

Этот список не претендует на полноту. Приведенные выше даты согласуются с
датами, приведенными наиболее осторожными авторитетными источниками. Четырех святых, чьи
имена отмечены (*), обычно называют святыми до патрицианской эпохи. Их
хронология очень сложна. Некоторые авторитетные источники относят их еще к
четвертому веку, а некоторые - к шестому.




 ГЛАВА III

 ИРЛАНДСКОЕ МОНАШЕСТВО


Поскольку организация ирландских монастырских школ была настолько тесно связана
с ирландской монашеской системой, невозможно сформировать
четкое представление о характере, целях, учебной программе или масштабах
о стипендиях этих школ без какой-либо ссылки на ирландский язык
монашество и его связь с другими видами монашества.

Монашество в целом - это система жизни, которая обязана своим происхождением
тем тенденциям человеческой природы, которые суммируются в словах
мистицизм и аскетизм. Мистицизм можно определить как усилия, направленные на то, чтобы
реализовать жажду единения с Божеством даже в этой жизни;
и аскетизм, как усилие, направленное на реализацию стремления к
постоянно прогрессирующее очищение души и искупление греха
путем отречения и самоотречения от всего законного.[79] Эти две тенденции
могут показаться неотделимыми от человечества, потому что, хотя
они не всегда проявляются в действии, их всегда можно вызвать,
и во все века и у всех народов они часто утверждались
сами по себе.[80] В той или иной форме монашество нравилось
людям разных стран задолго до того, как оно стало ассоциироваться с
Христианством. В первые годы христианства монашество приняло
определенную форму в Сирии, Египте и Армении. Из Египта и Сирии он был
привезен в Рим примерно в середине четвертого века Афанасием,
великим поборником Божественности Христа; Гонорием, основателем
об островном монастыре Леринс; и Кассианом, чьи “Институты”
были своего рода руководством для всех более ранних монастырей Запада.[81]

Относительно происхождения ирландского монашества мнения разделились: одни
приписывают ему восточное происхождение, в то время как другие настаивают на том, что его можно
напрямую отнести к Галлии. Наиболее общепринятой точкой зрения является точка зрения Г.
Уиллис Бунд[82], который приписывает ему чисто местное развитие.
Поскольку такие общие утверждения в лучшем случае верны лишь отчасти и совершенно несостоятельны
чтобы дать адекватное представление об особенностях ирландского монашества, мы
предлагаем изучить предмет в свете таких местных
источников информации, как:

 1. Ирландские монашеские правила,[83]
 2. Жития ранних ирландских святых, [84]
 3. Церковная история и
 4. Социальная и политическая история.

Из первого и второго источников мы многое узнаем о духе
монашеской жизни, ее идеалах, обязанностях и распорядке дня. Из
третьего и четвертого источников, а также, кстати, из двух других, мы узнаем
многое об отношениях, которые существовали между монастырем и
общиной, в которой он находился.

Изучение ирландских монашеских правил, насколько они дошли до нас
, показывает тот факт, что они не идентичны никаким восточным
или Западный кодекс. По общей строгости своих правил они
при сравнении обнаруживается, что они скорее напоминают первое, чем второе.
Несомненно, именно эта строгость привела к тому, что ирландские правила уступили
в конечном итоге более мягкому правилу святого Бенедикта.[85] Это
возможно, однако, что идеи и литературы галловой и Египта
монашество, возможно, в определенной мере влияли на развитие ирландский
монашество.[86]

Было ли ирландское монашество местного происхождения или нет, не может быть
мало сомнений в том, что британское монашество осуществляло очень мощную и
прямое влияние на его развитие. В ирландском документе, который
обычно считается историческим, нам сообщается, что существовало три
Ордена святых.[87] Первый орден процветал около 440-534 гг. н.э. Многие
святые этого Ордена жили во времена Святого Патрика. Все они были
епископами и основателями церквей. Их число составляло 350 человек и включало
Бриттов, римлян, франков и шотландцев. Второй Орден (534-572 гг. н.э.) был
составлен из нескольких епископов и множества священников: их было 300. В отличие от Первого ордена
эти отказались от услуг женщин, отделив их от
их монастыри. Они отслужили мессу от СС. Дэвида, Джилласа и
Бриттов Докуса. Третий орден состоял из святых священников и нескольких
епископов. Численность этого Ордена составляла 100 человек; они жили в пустынных местах.
питались в основном травами и водой; они зависели от милостыни и не имели
частной собственности.

Второй орден интересует нас особенно потому, что, по всей вероятности,
своим происхождением монастыри обязаны его членам. Неизвестно, действительно ли святой Патрик
основывал монастыри. Мы знаем, что он провел несколько
лет в Леринсе, островном монастыре Средиземноморья, но его
жизнь была слишком полна миссионерских трудов, чтобы хватало времени на основание
и управление монастырями.[88] В разительном контрасте с Первым
Второй орден Святых состоял в основном из иностранцев.
Все они были уроженцами Ирландии. Однако они попали под влияние британцев.
монашество проявлялось двумя способами. Выше мы видели, что три британских или
Валлийские святые посетили Ирландию в этот период, и действительно, то же самое сделали
несколько других.[89] Не менее важным является тот факт, что несколько ирландских
святых посетили Британию примерно в это время. В Южном Уэльсе было два
центры притяжения, Лланкарвон при святом Кадоке и Меневия при Святом Давиде
.[90] Святой Финниан из Клонарда, “наставник святых Эрина”,
был учеником святого Кадока в Лланкарвоне, как и святой Каиннек. Медок был
учеником Святого Давида, как и Модомнок и Скуитин, в то время как мы слышим о
Финниан из Клонарда, Деклан, Байрре и Сенан там в качестве гостей.[91]
Святые Севера Ирландии, как правило, тяготели к монастырям
на территории пиктов нидуари, иногда называемой Стратклайд, на
Юго-западе Шотландии. Этот монастырь назывался Вайтерн (Роснат
в ирландских источниках). Среди ирландских святых, посетивших Уитерн, - СС.
Энда, Тигернах, Эоган из Ардстроу и Финниан из Мовиллы.[92]


ВЛИЯНИЕ МОНАСТЫРЯ КЛОНАРД:

Примерно в середине шестого века великое монашеское движение
возникло из монастыря, основанного в Клонарде Финнианом К.
525 г. н.э.[93] Под его руководством были подготовлены к миссионерской работе многие из
самых прославленных отцов Ирландской церкви, включая “Двенадцать
Апостолов Эрина”, [94] а именно. Кьяран из Сеира, Кьяран из Клонмакнуаза,
Колумба (Colum Cille), Брендан из Клонферта, Брендан из Бирра, Колумба
или Колман из Терригласса, Молез из Девениша, Канис из Агабо,
Руадан из Лорры, Моби из Гласневина, Синнел из Клиниша и Ниннидх
или Ненниус из Инишмаксэнта.[95] Согласно другому источнику,
имена Финниана из Клонарда, Финниана из Мовиллы и Комгалла из Бангора
заменены именами Кьярана из Сеира, Молеза из Девениша и
Синнел из Клиниша.[96] Остальные девять имен встречаются в обоих списках.
Эти люди, разъезжавшие во всех направлениях, основали многочисленные монастыри
и школы, которые впоследствии прославились по всей Европе.[97] Св.
Говорят, что Колумба (Colum Cille), именуемый в старой записи “_Monasteriorum Pater et
Fundator_”, основал 300 монастырей. Даже принимая во внимание
поэтическое воображение раннего хрониста, важно, что
Ривз в своих исследованиях смог составить список по меньшей мере из 90
монастырей, основанных этим святым или посвященных ему. Из этого числа 37
были расположены в Ирландии, 32 среди шотландцев (из Альбы) и 21 среди
пиктов, т.е. 53 в стране, которая сейчас называется Шотландией.[98] Именно
главным образом благодаря усилиям этих святых Ирландия была полностью освобождена.
обращен в христианскую веру.[99] Казалось бы , что после Св.
После смерти Патрика друиды частично восстановили свое былое влияние
и приложили все усилия, чтобы задержать и ограничить распространение
новой веры.[100] Благодаря рвению и энергии святых
этого Второго Порядка влияние друидов было полностью подорвано
, хотя друиды все еще оставались неясными и слабыми на протяжении многих
поколений.[101]

Когда монашества стал генералом в шестом веке большинство, если не
все, из тех духовной семинарии, которую мы перечислили в качестве бытия
основанные в пятом веке, они стали монастырскими школами. Некоторые из них
такие, как школа Арма, достигли высокой степени совершенства
в рейтинге с Клонардом, Бангором и другими великими школами, которые датируются шестым веком. Мы приводим список наиболее известных монастырских школ, которые были основаны в шестом и седьмом веках, самые известные из них напечатаны ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Все эти школы были основаны в Ирландии ирландцами, которые, насколько нам удалось выяснить, получили собственное образование по большей части в заведений уже существует в Ирландии. Этот список не претендует для полноты. Согласно подсчетам сэра Джеймса Уэра,
количество известных школ в Ирландии составило 164. Другой автор приводит названия 168 монастырей, основанных до 900 г. Даже этот список неполон. Мы проверили этот последний список для Co. Louth с одним, составленным недавно надежным исследователем в результате 19 или 20 следует зачислить на Co. Лаут, тогда как из 168 аккредитованных so только 2. Аналогично, мы находим
только 4 монастыря приписываются святому Колумбе, в то время как, как мы показали, Ривз обнаружил 37 монастырей в Ирландии, основание которых аккредитовано этому энергичному святому. Поскольку у нас есть основания полагать, что во всех этих монастырях были школы, мы можем легко увидеть, насколько обильными были возможности для получения такого образования, которые предоставляли эти школы.
 


Рецензии