Байкал, Ольхон, Иркутск - впечатления
Знали, что дорога на Ольхон будет долгой и прилетели в Иркутск накануне, чтобы адаптироваться и переночевать. 29-го июля, рано утром по местному времени и в полночь по Москве приземлились. Пять с лишним часов полёта на зелененьком аэробусе S7. Без проблем, с горячим питанием, кресла вполне годятся под мой довольно высокий рост. Город еще спал, когда подкатили к скромной снаружи, но довольно симпатичной внутри гостинице «Матрёшка» и заселились. Две звезды красовались на вывеске гостиницы. Хотя, в целом, жить можно и даже был завтрак в виде «шведского стола», нормальный, но не такой изобильный, как в больших отелях. Кондиционера нет, но и не было комаров, поэтому открывали окна и так спали.
Выехали на Байкал на следующий день утром. Возле аэропорта собрали всю группу и микроавтобус Мерседес с кондиционером и высокими креслами покатил в сторону переправы на остров Ольхон. Едем на северо-восток – параллельно северному берегу Байкала и довольно далеко от него – только вдали на юге проглядывают какие-то сопки, видимо, там, за ними и лежит озеро.
Дорога среднего качества, хотя, конечно, асфальт, но полно заплаток и длинный микроавтобус ощутимо продольно качается на частых неровностях полотна. Людям с неустойчивым вестибулярным аппаратом такой вариант может быть сложен. Возможно, им лучше ехать на большом автобусе или, наоборот, на обычной легковушке, чтобы не укачало. Минуя Усть-Ордынский едем к Баяндаю, чтобы там свернуть к озеру и переправе. На середине пути останавливаемся на час пообедать и передохнуть. Не стали наедаться – взяли по кусочку пиццы, вполне, кстати, приличной и чайничек чаю. Не растрясло бы – так подумали. В этом месте несколько стоянок и кафе под туристический трафик.
Заметил, что ещё километров 30 от Иркутска вокруг дороги лес и затем плавно – лесостепь и потом прямо степные виды. Очень мало деревьев и даже кустов не видно. Даже вокруг речушек нет кустов, камыша и другой растительности так привычной для нас по берегам рек. Невысокие заборы из жердей или проволоки огораживают очень большие наделы степи. Похоже, пастбища и для косьбы травы. Где-то видны коровы внутри этих загонов, где-то сено там косят или уже скатано в рулоны. Но полно небольших стад коров, которые гуляют сами по себе без загородок и пастухов. Несколько раз водитель ловко огибал выпирающую на дорогу с обочины коровью голову или зад. Водители и коровы довольно равнодушны друг к другу. Привыкли, наверное.
Баяндай, свернули. Ждем появления переправы. Тут пошла дорога поизвилистей, вокруг сопки или холмы, довольно высокие местами. Вот и паром. Здесь ходят их три штуки. Есть туалеты и кафе. Показалось, что организовано все довольно неплохо. Для автобусов, микроавтобусов и грузового транспорта отдельная полоса, долго не ждали и наш микроавтобус заехал на второй паром. Пассажиры, естественно, пешком тоже погрузились. Зеленоватая прозрачная вода, чайки и бакланы. Десять минут хода и мы на острове Ольхон. Дальше дорога до поселка Хужир, где нас поселят на базе отдыха «Адмирал».
Но на острове везде грунтовка. Она вся гребёнкой и иногда подвеска здорово резонирует и приходится сбрасывать скорость. Якобы заповедная зона и асфальт ей вреден. Сомневаюсь, поскольку пыль от движения по грунтовке распространяется гораздо шире, чем если бы был асфальт. Да и автомобиль сам меньше чадит, если дорога хорошая. Но едем. Между сопок петляем немного. Озеро вдали и стоит дымка. Вот и Хужир. Вдруг оказалось, что на главной улице поселка положен асфальт. Значит, можно. И даже готовится укладка тротуаров. Хотя на всех улицах вокруг грунт и пыльновато, но машины не могут разогнаться из-за неровностей, поэтому пылят не так сильно.
Прибыли, заселились. Дорога заняла всего семь часов с часовой остановкой, переправой и заправкой. Считайте сами, как вы и ваши спутники перенесут такую дорогу. Люди доброжелательны, в номерах чисто. Есть номера в двухэтажных корпусах с удобствами внутри, есть домики с удобствами во дворе – там туалет и душ, а есть домики со своими санузлами. Разные варианты, в общем, и по ценам, соответственно. Столовая на два зала, между ними раздача в виде, опять же, «шведского стола». Повара очень оперативны. Все вкусно, на мой взгляд. Без особой экзотики, по-российски. Целый домик двухэтажный занимали китайцы и лопали все нормально, без всяких палочек – ложками и вилками. И с аппетитом. Так что питание вполне. Морс почему-то особенно был хорош, особенно после жаркого дня. Завтракали и ужинали, поскольку днем все на экскурсиях, в основном. Но на ужин были супы, так что не страдали. Комаров и здесь не было, как и кондиционеров, но ночью вполне себе прохладно и окна открывали без опасений.
На следующий день познакомились с нашим экскурсоводом. Наташа как-то всем сразу понравилась. Молодая обаятельная девушка. Бурятка. Уже почти десять лет на этой работе. С университетским образованием и отличным русским языком. Множество деталей и интересных подробностей об озере, об острове, о жизни и обычаях коренного населения. Хотя в ней виден человек городского образа жизни, но и традиционный уклад жизни ей, как мне кажется, не чужд и она его знает и не чурается. Она со вкусом использовала элементы национальной одежды, на мой взгляд. Как-то все было живо и группа это чувствовала – были разные вопросы и никакой скуки. А ведь ей очень непросто там на острове. Мы лишь один раз проехали на север острова и обратно через заповедный лес по дороге, словно проложенной волочащейся по земле палицей былинного бурятского богатыря – там нас бросало в автомобиле по имени «Буханка» от стенки к стенке и вверх и вниз. А у Наташи такая дорога каждую неделю, скорее всего – с каждой новой группой.
Буханочная езда запомнилась. Спокойный упорный водитель тоже. Он еще нам всем наварил ухи из омуля на обед на том самом северном краю острова, хотя я, конечно, не уверен до конца, что это был север, где все мы долго поднимались по скальным тропинкам и порядком вымотались. Все с аппетитом съели уху, искренне поблагодарили повара, и покатили дальше к мысу любви и какому-то странному то ли дереву, то ли святилищу из металла с дырой в боку, с камнями на ветвях и без единого листика, что вызывает сомнения у знающих людей в способностях этого чуда творческой фантазии приносить пользу в сакральном смысле. Но туристам годится. На обратном пути снова покувыркались по заповедным дорогам, но зато остановились у пляжа и искупались и успели выхватить последний стаканчик мороженого у сворачивающей свой холодильник продавщицы. Такое купание здорово освежило организм и я, например, сидя до этого в машине с мокрой спиной, потом до самого Хужира уже не вспотел совершенно. Вода прохладная, думаю, не выше 20 градусов, и, какой-то эффект закаливания, наверное, сработал. Это было в заливе Нюрганская Губа, как я сейчас заглянул в карты. Песочек, мелководье, освежающий ветерок – неплохо.
На следующий день была экскурсия по поселку Хужир, к скале Шаманка и в краеведческий музей. И здесь Наташа очень подробно изложила легендарную часть места и дала нам возможность ощутить некие высокие материи вокруг знаменитых тринадцати Сэрге с их ожерельями из ленточек и объяснила, как правильно обращаться с ленточками нужного цвета. Среди обилия ленточек сидели две коровы и питались сакральной энергией, пожевывая что-то вкусненькое. Потом был еще краеведческий музей, куда пришли все, оторвавшись от долгого ожидания бууз в местном кафе. Они же на пару – эти буузы – долго готовятся. Но в музей все пришли и снова Наташа молодец – отлично провела экскурсию сама, без помощи сотрудников. У неё была, естественно, немного своя тема, но было интересно и познавательно. Надо не забыть – в бурятской юрте – правая сторона женская, а левая мужская. Наверное, так во всяких юртах, а то войдешь как-нибудь не на ту половину – запинают.
Рядом была еще художественная галерея, но туда мы пошли уже сами на следующий день – это был день экскурсий по выбору, и все разбрелись. Мы покатались на катамаране возле скалы Шаманки и видели первый визит к этой скале множества шаманов, которые приехали на свой глобальный слёт, что открывался на следующий день. Шаманы долго стояли у Сэрге, потом спустились к скале и вязали там ленты, прислонялись к разным камням и как будто молились. Галерея маленькая, там выставляются местные художники, есть симпатичные картины, довольно разнообразные по стилю и вполне годятся для сохранения впечатлений о поездке. И сувениры довольно интересные можно приобрести. Конечно, в поселке лавочек сувенирных много, и в одной из них где-то посередине улицы Пушкина слева по ходу от центра и, как мне кажется, с хорошим выбором продукции на любой вкус, мы и закупились,
Ну и купались на пляже Сарайского залива. Я там догорел окончательно, хотя купание было очень приятным. Сначала кажется очень холодно, но окунувшись, наконец, начинаешь плавать и не хочется выходить, так становится приятно. И уже не холодно. На пляже пейзаж вокруг прямо как в Прибалтике, кто бывал. Песок, сосны, дюны. Коровы вдали. Не мешают ничуть.
В первый день была приличная дымка и почти не виден был противоположный берег малого моря, как эту часть Байкала называют. За пару дней она почти рассеялась и виды стали более величественными, поскольку берега высокие и с отрогами скалистых осыпей. Много снимали везде. Пейзажи хороши, несомненно. С хорошей фототехникой здесь можно здорово поработать.
Когда пришла пора уезжать, вдруг вспомнили, что хотели много хороших слов сказать Наташе и очень обрадовались, что она подъехала к нам и все даже выбрались из автобуса, где успели разместиться, чтобы ее обнять и поблагодарить. И, наконец, довольные отправились назад в Иркутск.
Снова микроавтобус похожего комфорта, дорога домой легче, переправа быстро, остановка уже короче и где-то за шесть, с небольшим, часов мы добрались обратно. Уже в другую гостиницу нас поселили – доходный дом Листратовой, где номера оформлены под старину с половичками из лоскутков и раковиной в ванной приспособленной из оцинкованного тазика – такими когда-то пользовались в банях. Во дворике отеля висят таблички с названиями старых домов Иркутска, утраченных навсегда. Грустный и немалый список. Снова центр старого города, рядом скульптура Бабра – странного зверя-символа, рядом 130-й квартал с харчевнями, где мы поели, наконец, рубленые буузы в ресторанчике «Улус» и всем понравилось, и назавтра у нас КБЖД – остаток старой железной дороги вдоль Байкала.
Но КБЖД – главное разочарование тура. И всего лишь из-за малой мелочи – отсутствия кондиционеров в поезде. Вроде бы современный поезд – с виду трехвагонная Ласточка с дизельным приводом. Почему не работают кондиционеры – не знаю, не стал выяснять, да и нет смысла. До Слюдянки утром еще ехалось с открытыми окнами и по холодку. Но оттуда по старой дороге, да со скоростью 20 – 25 километров в час – беда. После первой же остановки все стали изнывать от духоты и не спасал и прохладный Байкал – его холодное дыхание чувствовалось лишь на экскурсионных вылазках, и все схватили бумажные проспекты и использовали их как веера – лишь так можно было спастись от жары.
Сами виды вокруг довольно экзотические, с множеством тоннелей и каменных галерей, высокими скалами и укрепившимися на них соснами и лиственницами слева от поезда и огромное пространство озера справа по ходу с гладью воды и иногда несущимися низко над ней бакланами и надо бы на всё это смотреть во все глаза, но духота утомляла и терялось очарование природы. Жаль, что мелочь испортила поездку. Люди старались и не в чем их упрекнуть – хороший, грамотный экскурсовод, девушки проводницы были очень внимательны и бдительны, чтобы никто не отстал. Покормили горячим обедом. Даже купаться можно было на станции Половинка, но всё-таки плоховат пляж, вход в воду по довольно крупным камням, много тины и на камнях и плавающей. И всего 35 минут стоянка. Только очень большой фанат купания пошел в воду, мне кажется, из всего поезда – десяток человек. Наши девчонки сказали – вода холоднее, чем на Ольхоне.
В 17:45 прибыли в порт Байкал и нас организованно, с флагами и только что не с песнями усадили на паром и на другой стороне – в Листвянке посадили на автобусы. Хорошая дорога до Иркутска, как нам потом рассказал экскурсовод в городе уже, была построена, когда Хрущёв хотел встретиться с Эйзенхауэром для дружбы. Успели еще поставить в Иркутске в сквере Кирова фонтан по этому поводу, но дружба не случилась и встреча тоже. Дорога и фонтан имеются до сих пор и все довольны. Выехали из Иркутска в 8 утра и вернулись около восьми вечера. Такая, вот, КБЖД. Но пришли в гостиницу, смыли тяжесть в теплом душе, достали винца и отошли, вроде.
А на следующий день заказали экскурсию по старому Иркутску, кажется так была обозначена её тема. И снова повезло с экскурсоводом. Михаил – историк, человек увлеченный и знающий столько интересных деталей событий и подробностей об исторических персонажах, что, в конце концов, туманная историческая картина становится яснее и понятнее. И как всё начиналось в далёком 17-м веке, и как строили город – острог и кремль и затем обживали место, и кто – варяги и русские – и авантюристы, и исследователи, и ссыльные – много, ой много людей оставило здесь след. Осталось общее ощущение, что место это крепко стояло и развивалось силой людей и их упорством. Видимо, сама природа выковывала характеры, побуждала двигаться и открывать. Но время поистёрло созданное руками этих людей и не так много архитектурных и иного рода памятников осталось в городе. Деревянное многое истлевает и в запустении, хотя есть и отреставрированные деревянные дома. Запомнились узорные наличники и углы домов. Отреставрированные обычно яркие, но без изюминки в узорах. Старые покосившиеся, но выглядят иногда очень оригинально. Каменные здания сохранили местный колорит и выделяются на фоне стандартной застройки поздних советских времен, но туристы люди неприхотливые и им хватает обычно заметного памятника, да чтобы еще нос ему отполировать, и чтобы харчевни работали.
Было еще посещение местного планетария, которое принесло другое разочарование, поскольку странно выглядит в неплохом зале показ фильма о космосе без должной фокусировки изображения и с очень слабой яркостью. Это же космос, экзопланеты, вы рассказываете про Вегу, Денеб и Альтаир, а у вас всё еле светится. Расстроили.
Но, в целом, путешествие понравилось. Мне оно немного напомнило молодость, так как в сотне километров от Иркутска назад по московскому тракту я почти сорок лет назад служил после института два года в армии. Есть там аэродром и я с некоторой ностальгией его наблюдал, когда взлетели, развернулись домой в Москву, и слева по борту рядом с извивами Ангары проявилось характерное расположение полосы, рулёжек и стоянок. Тогда в Иркутске был в основном в аэропорту, когда в отпуск летал и еще пару раз. И ничего особенно и не запомнилось, да и выглядело все тогда по-другому. Время перемололо все впечатления молодости. Но город сейчас неплохо выглядит, новые районы похожи на московские, люди выглядят так же – все теперь одеваются по моде, молодёжь весела и шумна, самокаты, как и везде, музыка та же. Все теперь легко перемещаются и девушка-портье в гостинице была из Екатеринбурга и опекала китайских туристов, поскольку знает язык и, видимо, практикуется таким образом и подрабатывает, а мальчишка, заведовавший холодильником с мороженым на переправе со стороны Ольхона, оказался из Москвы и хотел заработать на новый компьютер.
Все теперь по-другому. На полочке памяти к ностальгическим картинкам прошлого добавились яркие полотна настоящего. Надеюсь, краски этих полотен еще долго не потускнеют.
Но, в гостях хорошо – а дома лучше. В Москве только нет варенья из шишек. И буузы надо поискать, видимо. Так что, двигаемся вперед, растём, развиваемся, бережём Байкал и варим варенье.
Спасибо за приятное путешествие!
Свидетельство о публикации №224081200787