Степной волк
Лето, жара. Тридцать градусов для Петербурга – это слишком. Конечно, лучше жара, чем постоянный холод. Вечером погода становится особенно приятной. Июль заканчивается.
Прочитал произведение «Степной волк» Германа Гессе. Опубликовано оно было в 1927 году. Уже тогда автор указывал на проникновение американского влияния на континент. И влияние было особенно заметным посредством популяризации джаза. Европа уже тогда превращалась в расколотое общество, где мещанство по инерции продолжало жить согласно нормам религии и морали, но уже широко проникали сквозь социальную почву ростки некоего отчужденного космополитизма.
Герой произведения, Гарри по прозвищу Степной волк, тосковал о потерянном доме, который олицетворял для него родину. Он полагал, что именно поэтому его тянуло снимать комнату среди мещан. Хотя он везде чувствовал себя чужим.
Будучи больным подагрой, он постоянно пил вино, коньяк, а также ел телячью печень, чем, по сути, усугублял боли в ногах. Он просто не знал о том, что необходимо соблюдать диету, чтобы облегчить свое физическое состояние. При этом он лечился наркотическими снадобьями - запрещенными веществами.
Степной волк считал, что ведёт духовный образ жизни, потому что много читает, пишет, рисует акварели, ведёт уединенный образ жизни. Но вскоре он под влияние других людей, заманивших его в свой круг. Какой-то анархист передал ему брошюру, где был трактат, посвященный ему – Степному волку. В нем подробно описаны его переживания и предложено выйти за рамки своих стереотипов, своей сущности.
Гарри знакомится с проституткой Герминой, которая очень похожа на друга его юности Германа. Она берет его в оборот. Волк добровольно подчиняется ей. А она предлагает ему спать с ее подругой Марией, тоже живущей за счёт мужчин и любящей представителей обоих полов.
Автор пишет, что Гермина и Мария – не совсем проститутки, но просто любят так жить, заниматься сексом с разными людьми и получать удовольствие. Возможно, они не стоят на панели, а посещают дорогие рестораны, но все равно это падшие женщины, с точки зрения старой европейской морали.
Отложив книгу, я сел у окна. Перед глазами всплыл образ обезглавленной Мари Антуанетты с открытия Олимпийских игр вчера в Париже, 26 июля 2024 года. В конце книги в состоянии наркотического опьянения и под руководством саксофониста Пабло Гарри лишается временно рассудка, переживает разные трипы, общается с Моцартом и закалывает ножом Гермину обнаруживая ее в постели с Пабло. Но в конце он очухивается и разговаривает с музыкантом. Мы понимаем, что, скорее всего, реального убийства не было, хотя Галлер его переживал очень остро. Грань между реальностью и иллюзией стирается.
Открыв штору, я подумал, что Степной волк – это предтеча постмодернизма. Потеря грани между реальностью и иллюзией – это концепт одного из ведущих идеологов постмодернизма Бодрийяра. В трактате про Степного волка утверждается наличие множества душ или сущностей (если говорить современным языком – идентичностей) внутри одного человека. Это утверждение раскрывается Галлеру в конце книги.
Книга описывает фрагментацию сознания. Это определенное состояние перехода, трансформации. Книга Гессе предвосхитила кризис европейского модернизма, отметив вытеснение классической музыки американским джазом.
Американизация Европы подорвала ее традиционные устои, ввергнув общество в идеологический кризис и постоянный самопоиск себя. Наиболее масштабно покорение континента новому веянию американизации сопровождалось Планом Маршалла после Второй мировой войны.
Распад СССР привел к полному покорению Европы американцами, что уничтожило традиционные основы романо-германской культуры. Европа потеряла себя, как Мария Антуанетта голову, появившись обезглавленной на открытии Олимпийских игр.
Степной волк Германа Гессе передал то глубокое чувство трагизма, которое появилось в сознании европейцев после Первой мировой войны. Возможно, безумие Гарри Галлера – это предчувствие постмодернизма как системного кризиса романо-германской культуры.
27-07-2024
Свидетельство о публикации №224081200789