Блэкетт. Военные и политические последствия - 53
Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948
Глава 11. План Баруха
Когда Комиссия по атомной энергии провела первое заседание, предпосылки для успешного исхода были невелики. С одной стороны - Россия, полностью осознающая причины, стоящие за первым применением атомных бомб Америкой, и, очевидно, также распознавшая непосредственную угрозу своей безопасности и своей экономики от идеалистических фраз плана Лилиенталя. С другой стороны, Америка стремилась к недостижимой стопроцентной безопасности от оружия, разработкой которого она так гордилась и которого так стыдилась применять. Дипломатическая инициатива в вопросе атомной энергетики неизбежно переходила в руки Америки, поскольку она была единственной страной, обладавшей новыми технологиями, заводами и бомбами. Мир с нетерпением ждал решения американцев, которое дало бы хоть какую-то надежду на компромисс.
На первом заседании Комиссии, которое состоялось в Нью-Йорке 13 июня 1946 года, Бернард Барух выдвинул от имени американского правительства предложения по международному контролю за атомной энергией. На втором заседании 19 июня Андрей Громыко представил советские предложения. Эти предложения противоборствующих сторон стали предметом бесконечных дебатов и причиной яростных взаимных обвинений на государственном уровне в течение двух лет, прошедших с момента их первого представления. Несмотря на незначительные изменения, которые время от времени вносятся в тактику обоих основных соперников, существенное столкновение точек зрения, выявленное в этих двух документах, сохраняется по существу в той же форме и по сей день и, очевидно, является причиной нынешнего тупика. Было бы бесполезно, да и невозможно в рамках небольшой книги пытаться подробно проследить за ходом дискуссии. Однако важно изучить оба предложения в том виде, в каком они были выдвинуты изначально; проанализировать мотивы их авторов и попытаться предсказать последствия для мира, если бы они были приняты.
По сути, американские предложения сводились к принятию рекомендаций доклада Ачесона-Лилиенталя с важным дополнением о том, что решения, касающиеся атомной энергии и введения санкций за нарушение любого соглашения, достигнутого между державами, не должны подчиняться правилу единогласия постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. К плану Лилиенталя не было добавлено ничего, что могло бы уменьшить существенный дисбаланс между положением Америки и России, который был на ранних этапах реализации плана.
Ниже приводятся выдержки из заявления г-на Баруха.
"Мои коллеги-члены Комиссии Организации Объединенных Наций по атомной энергии и мои сограждане по всему миру. Мы здесь для того, чтобы сделать выбор между скоростью и смертью. Это наше дело".
"За мрачным предзнаменованием нового атомного века скрывается надежда, которая, если мы направим на неё все наши усилия и веру, может нас спасти. Если мы потерпим неудачу, значит, мы обрекли каждого человека быть рабом Страха. Давайте не будем обманывать себя: мы стоим перед выбором: мир во всем мире - или его уничтожение".
"Наука вырвала у природы тайну, столь обширную по своим возможностям, что наши умы содрогаются от ужаса, который она порождает. Однако ужас, создаваемый оружием, никогда не мешал человеку применять его, поскольку для каждого нового оружия со временем создавалась защита. Но сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, при которой адекватной защиты не существует".
"Наука, которая дала нам эту страшную силу, показывает, что она может оказать огромную помощь человечеству, но наука не показывает нам, как объединить умы и сердца наших народов и избежать этой опасности. Ответ кроется только в воле человечества".
"Мы собрались именно для того, чтобы выразить эту волю и направить её в нужное русло. Мы должны создать механизм, гарантирующий использование атомной энергии в мирных целях и исключающий ее использование в военных целях. С этой целью мы должны немедленно, без промедления и безошибочно наказать тех, кто нарушает соглашения, достигнутые странами. Наказание необходимо, если мы хотим, чтобы мир стал чем-то большим, чем лихорадочная пауза между войнами".
Затем в своем заключительном слове:
"Все мы стремимся покончить с унынием и безнадежностью. Это будет нелегкая работа. Путь долог и тернист, но он того стоит. Все мы хотим стоять прямо и глядеть на солнце, вместо того чтобы быть вынужденными зарываться в землю, как крысы".
"План спасения должен быть разработан всеми для всех".
"Свет в конце туннеля тусклый, но наш путь, кажется, становится все светлее по мере того, как мы начинаем наше путешествие. Мы пока не можем осветить путь до конца. Однако мы надеемся, что предложения моего правительства помогут осветить дорогу".
"Давайте помнить о наставлении Авраама Линкольна, чьи слова, произнесенные в момент величайшей национальной опасности, так точно подходят для нашего обсуждения. Цитирую, слегка перефразируя:
Мы не можем избежать истории. Мы, участники этой встречи, останемся в памяти, несмотря ни на что. Никакая личная значимость или незначительность не спасет того или иного из нас. Суровое испытание, через которое мы проходим, сделает нас достойными или бесчестными для последнего поколения. Мы говорим, что мы за мир. Мир не забудет, что мы это сказали. Мы знаем, как сохранить мир. Мир знает, что мы это делаем. Мы, даже мы здесь, обладаем властью и несем ответственность. Мы благородно спасём или подло потеряем последнюю надежду земли. Этот путь прост, миролюбив, великодушен, справедлив — путь, которому, если следовать ему, мир будет вечно аплодировать".
Ниже воспроизводятся некоторые из наиболее важных конкретных предложений, содержащихся в докладе:
"Соединенные Штаты предлагают создать Международный орган по атомному развитию, которому следует поручить все этапы разработки и использования атомной энергии, начиная с сырья и включая:
1. Управленческий контроль или владение всей деятельностью в области атомной энергетики, потенциально опасной для мирного сосуществования.
2.Право контролировать, инспектировать и утверждать лицензии на все другие виды атомной деятельности.
3.Обязанность содействовать полезному использованию атомной энергии.
4.Обязанности в области научных исследований и разработок позитивного характера, направленные на то, чтобы вывести Управление на ведущие позиции в области атомных знаний и, таким образом, дать ему возможность понять и, следовательно, обнаружить злоупотребление атомной энергией. Чтобы быть эффективным, этот орган должен сам быть мировым лидером в области атомных знаний и разработок и, таким образом, дополнять свои юридические полномочия огромной властью, которая обеспечивается лидерством знаний".
"Я предлагаю это в качестве основы для начала нашей дискуссии".
"Но я думаю, что народы, которым мы служим, не поверили бы — а без веры ничто не имеет значения, — что международный договор, просто запрещающий обладание атомной бомбой или ее применение, представляет собой эффективное выполнение инструкций, данных этой Комиссии. Ранние попытки применить метод простого запрета, не подкрепленный эффективными гарантиями безопасности и ограничением вооружений, потерпели неудачу. Никто не поверил бы только в этот подход".
"Сейчас, как никогда, настало время действовать во имя общего блага. Общественное мнение поддерживает мировое движение к безопасности. Если я правильно понимаю признаки, народы хотят, чтобы программа состояла не только из благочестивых мыслей, но и из осуществимых санкций — твердого международного закона".
"Когда будет согласована и введена в действие адекватная система контроля за атомной энергией, включая отказ от бомбы как оружия, и будут предусмотрены наказания за нарушения правил контроля, которые будут квалифицироваться как международные преступления, мы предлагаем следующее:
1. Производство атомных бомб должно быть прекращено.
2. Существующие бомбы должны быть утилизированы в соответствии с положениями договора и
3.Компетентный орган должен располагать полной информацией о новых технологиях в области производства атомной энергии".
"Позвольте мне повторить, чтобы избежать недоразумений: моя страна готова внести свой посильный вклад в достижение цели, к которой мы стремимся, при условии, конечно, соблюдения наших конституционных процедур и создания адекватной системы контроля, которая станет полностью эффективной, когда мы наконец ее разработаем".
"Теперь что касается нарушений: в соглашениях должны быть предусмотрены наказания настолько серьезного характера, насколько пожелают страны, и настолько немедленные и определенные в их исполнении, насколько это возможно, за:
1.Незаконное хранение или использование атомной бомбы.
2.Незаконное хранение или создание ядерного материала, пригодного для использования в атомной бомбе.
3.Захват любого завода или другого имущества, принадлежащего Компетентному органу или лицензированного им.
4.Умышленное вмешательство в деятельность Компетентного органа.
5.Создание или эксплуатация опасных объектов способом, противоречащим лицензии, выданной международным контрольным органом, или в отсутствие таковой".
"Это был бы обман, которому я не хотел бы поддаваться, если бы я не сказал вам и нашим народам, что вопрос наказания лежит в самом сердце нашей нынешней системы безопасности. С таким же успехом можно было бы признать здесь и сейчас, что речь идет непосредственно о праве вето, закрепленном в Уставе Организации Объединенных Наций, в той мере, в какой оно касается области атомной энергии. Устав допускает применение штрафных санкций только с согласия каждой из пяти великих держав — Советского Союза, Соединенного Королевства, Китая, Франции и Соединенных Штатов".
"Я хочу со всей ясностью заявить, что меня интересует право вето только в той мере, в какой оно затрагивает эту конкретную проблему. Не должно быть права вето для защиты тех, кто нарушает свои торжественные соглашения не разрабатывать и не использовать атомную энергию в разрушительных целях. Вопрос о бомбе не требует обсуждения. Промедление может привести к смерти. Время между нарушением и принятием превентивных мер или наказанием было бы слишком коротким для продолжительного обсуждения того, каким образом следует действовать".
Затем, позже, мы читаем:
"Но прежде чем страна будет готова отказаться от любого победоносного оружия, у нее должно быть нечто большее, чем просто слова, чтобы успокоить себя. У него должна быть гарантия безопасности не только от нарушителей в атомной сфере, но и от незаконных пользователей других видов оружия — бактериологического, биологического, газового — возможно — почему бы и нет? - от самой войны".
Публикация "Плана Баруха", как его стали называть, была встречена с большим одобрением всеми членами Комиссии по атомной энергии, за исключением Советского Союза и Польши. Типичными комментариями были следующие:
Генерал Макнотон(Канада):
"...На первом заседании Комиссии в прошлую пятницу мы имели честь выслушать конструктивные и оригинальные предложения, которые были представлены нам г-ном Барухом от имени правительства Соединенных Штатов.
Теперь я уполномочен заявить, что канадское правительство приветствует такой подход к проблемам, стоящим перед Комиссией, и что Канада поддерживает принципы, на которых основаны эти предложения. Мы хорошо понимаем, что столь новые и далеко идущие предложения столкнутся со многими трудностями. Некоторые из них, без сомнения, будет трудно преодолеть, но нас это не должно останавливать, ибо от успеха наших усилий зависит будущее мира".
Сэр Александр Кадоган (Великобритания):
"Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве тепло приветствует заявление представителя Соединенных Штатов и признательно правительству Соединенных Штатов за предоставление столь широкой и конструктивной основы для работы Комиссии.
Следовательно, правительство Его Величества полностью поддерживает акцент, сделанный в заявлении Соединенных Штатов, на необходимости принятия надлежащих, немедленных и эффективных мер наказания за нарушение будущей международной системы контроля. Самым большим сдерживающим фактором против любого такого нарушения будет осознание того, что наказание будет неизбежным и подавляющим.
Например, существует вопрос о том, с помощью какого оружия будут применяться наказания к нарушителям, и это один из ключевых моментов в схеме, который потребует особого изучения. Мир всегда определялся как зависящий от наличия подавляющей силы, стоящей за справедливым законом".
Доктор Кво(Китай):
"Я хотел бы выразить от имени моего правительства нашу глубокую признательность за тот огромный вклад, который г-н Барух уже внес на этом начальном этапе нашей работы. Это действительно источник вдохновения и ободрения для всех нас и для всего встревоженного мира".
Доктор Вальярта(Мексика):
"...Прежде всего, от имени мексиканской делегации я хотел бы заявить, что от моего правительства были получены четкие инструкции одобрить отмену права вето в отношении вопросов, подпадающих под юрисдикцию Комиссии по атомной энергии, как это было предложено представителем Соединенных Штатов".
Давайте сначала рассмотрим возможное влияние плана Баруха, в случае его осуществления, на использование атомной энергии в мирных целях. В восьмой главе было показано, что потенциальный эффект атомной энергетики в повышении уровня жизни, несомненно, должен был быть оценен как очень высокий в такой стране, как СССР, которая по сравнению с Америкой все еще испытывает значительный дефицит электроэнергии. Поэтому полезно выяснить, во-первых, в какой степени принятие плана Баруха привело бы к ситуации, при которой Управление по атомному развитию имело бы полномочия замедлить или остановить развитие атомной энергетики в промышленных целях в СССР; во-вторых, было бы это законно, в-третьих, если бы это произошло, каковы были бы последствия?
Внимательное прочтение речи Баруха неизбежно приводит к выводу, что Управление по атомному развитию обладало бы достаточной властью, чтобы приостановить развитие атомной энергетики там, где оно того желало. Очевидно, что в соответствии с планом Лилиенталя крупномасштабное производство электроэнергии должно было быть отнесено к разряду опасных операций, которые должны были быть поручены только У.А.Р., и что только небольшие электростанции могли бы остаться под национальным контролем. Фактически, одной из существенных особенностей плана Баруха, как и плана Лилиенталя, было то, что крупномасштабное производство электроэнергии должно быть выведено из-под государственного контроля из-за того, что электростанции легко приспособить к производству бомб. Без этого положения план, безусловно, не был бы представлен на рассмотрение. Таким образом, мы приходим к выводу, что У.А.Р. при определенных условиях имела бы полное право остановить или замедлить фактическое производство электроэнергии или даже техническое развитие производства электроэнергии, скажем, в СССР.
Свидетельство о публикации №224081200823