Славянское происхождение сарматов-лимигантов

Брат и Брат-2, или Сергей Обломский о балто-славянском происхождении сарматов-лимигантов. Античные источники сообщают о существовании особой сарматской группировки, известной как лимиганты - действовала на Среднем Дунае в позднеримское время. Сербские археологи традиционно сопоставляют с сарматами-лимигантами памятники типа Баранды-Чуруга III-IV вв. н.э. из района Нижнего Потисья. Неожиданное мнение об этнической принадлежности данной культуры высказал российский археолог Сергей Обломский - статья "Археологическая культура сарматов лимигантов, взгляд с востока". По мнению Обломского, памятники типа Баранды-Чуруга являются частью постзарубинецкого, то есть, балто-славянского культурного круга, а население, их оставившее, происходит из антской культурной среды (анты/лимиганты - есть ли сходство?).

Сергей Обломский: "Цель статьи заключается в анализе проблемы происхождения культуры, которую в Сербии традиционно связывают с сарматами-лимигантами, основными источниками при этом являются лепная керамика и домостроительство середина III – IV в. памятников типа Баранды – Чуруга. По всем основным признакам (набор форм лепных сосудов, структура керамического комплекса, традиции домостроительства) сербские памятники типа Баранды схожи с несколькими группами позднеримских древностей восточноевропейской лесостепи, распространенных от Верхнего Поднестровья на западе до Верхнего Подонья на востоке (памятники типа Черепин-Теремцы на Днестре, древности среднеднепровского и сейминско-донецкого вариантов киевской культуры периода черняховского влияния, памятники киевской традиции в черняховской культуре в Поднепровье и в бассейне Северского Донца, древности круга Каширки – Седелок в Подонье)...

В заключение рассмотрим вопрос, принадлежали ли памятники типа
Баранды ранним славянам? Ответ на него неоднозначен и в первую очередь зависит от представления исследователя, какие именно народы можно считать предками славян. Дискуссия на эту тему началась достаточно давно, продолжается она и сейчас. Изложу свою точку зрения. Письменные источники VI в. называют либо два («склавины» и «анты» - Прокопий), либо три родственных народа («склавины», «анты», «венеты» - Иордан), которые в древности имели общее происхождение. Исследование материалов Восточной Европы I-VII вв. показало, что параллельно развивались две линии археологических общностей, которые восходят к среде, где господствовали различные позднезарубинецкие культурные компоненты. Развитие западной ветви привело к формированию пражской культуры, которую соотносят с историческими склавинами. Восточная ветвь в период раннего средневековья привела к сложению колочинской и пеньковской культур. Первая из них сформировалась в результате эволюции деснинского варианта киевской культуры. Основным компонентом второй были южные киевские группировки и памятники киевской традиции в черняховской культуре. Население пеньковской культуры традиционно связывают с историческими антами. Группировка, оставившая памятники типа Баранды, по происхождению связана с той средой, в которой формировалась культура антов".


Рецензии