наш Маршал Ефимов А. Н. дважды Герой

23 декабря 2022г., Мемориальную доску земляку – дважды Герою СССР Александру Ефимову – открыли в Кантемировке Памятный знак разместили на здании, где учился маршал авиации.
В Кантемировке торжественно открыли мемориальную доску дважды Герою Советского Союза Александру Ефимову в пятницу, 23 декабря. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил председатель районной организации ветеранов Владимир Семенко.
Памятный знак разместили на здании центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста на улице 9 Января, дом 4. Здесь учился Александр Ефимов.
На открытии присутствовали дети, педагоги, представители ветеранского и молодежного движения, инициативная группа актива по реализации проекта.
– Мы отдали долг памяти великому человеку – земляку, маршалу авиации, дважды Герою Советского Союза Александру Николаевичу Ефимову. По утверждениям краеведов, именно на месте этого центра раньше была школа, в которой до седьмого класса учился будущий герой. Символично, что на открытии мемориальной доски присутствовали дети, ведь это неразрывная связь поколений. Когда-то Александр Ефимов впервые в небе над Кантемировкой увидел самолет и решил стать летчиком. Пусть эта памятная доска будет не только напоминанием о нем, но и стимулом для молодежи хорошо учиться, получить профессию и прославить кантемировскую землю, – рассказал Владимир Семенко.
– Мы продолжаем изучать новые страницы истории и знакомить молодое поколение с подвигами людей, которые прославили родную землю. Ефимов – легенда не только нашего края, но и всей России. Нам очень дорога память о герое-земляке и его подвигах в небе над полями сражений, он внес весомый вклад в победу над фашизмом. Поэтому ему и посвятили проект «Маршал неба», – отметила волонтер Дома дружбы Ирина Сычева.
Данный проект кантемировские общественники реализуют с февраля 2022-го по февраль 2023-го. Его разработала инициативная группа районной организации ветеранов: Александр Алтухов, Валентина Калюжная, Татьяна Кошкина, Элла Степаненко, Алексей Покусаев, Алексей Хатнянский и другие. На реализацию получили грант в размере 1 млн 988 тыс. 155 рублей.
В рамках проекта запланировали 14 ключевых мероприятий, среди них – поисково-исследовательская работа, автопробеги по местам боевой и трудовой славы героя (Москва, Ржев, Брянск, Миллерово Ростовской области), телемосты, встречи ветеранов и молодежи, реконструкция и благоустройство места памяти на Аллее Героев в райцентре. Ранее в Кантемировке открыли памятный знак Ефимову.

Справка РИА «Воронеж»
Александр Николаевич Ефимов родился в Кантемировке в семье железнодорожника 6 февраля 1923 года. Советский летчик-ас штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, главнокомандующий Военно-воздушными силами – заместитель министра обороны СССР (с 1984 по 1990 год). Стал маршалом авиации в 1975-м, с 2006 по 2010 год был членом Общественной палаты РФ.
Умер в Москве 31 августа 2012 года. Бюст героя установлен первым на Аллее Героев в Кантемировке. Звание «Почетный гражданин Кантемировского района» Александру Ефимову присвоили в 2006 году.


Воронежская военная энциклопедия:
ЕФИМОВ  Александр Николаевич (6.2.1923, сл. Кантемировка Константиновской волости Богучарского уезда Воронежской губернии - 31.8.2012, Новодевичье кладбище Москвы) генерал-майор авиации (7.5.60), генерал-лейтенант авиации (16.6.65), генерал-полковник авиации (21.2.69), маршал Авиации (29.4.75), Герой Сов. Союза (26.10.44, № 4845 и 18.8.45, № 73), Заслуженный военный лётчик СССР (17.8.70), кандидат (1965), профессор (1968), доктор военных наук, Лауреат Государственной премии СССР (1984); 1-й зам. Главнокомандующего по технике и вооружению (1969-84), Главнокомандующий ВВС СССР (1984-90), зам. председателя Российского организационного комитета «Победа» (2006-12), председатель Попечительского Совета международного общественного ордена «За вклад в Победу» (2006-12), председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы (2006-12), мемуары: «Над полем боя» (1976, 1980, 1984), «Штурмовики идут на цель» (2003); Почётный Гражданин: г. Миллерово (1994), Кантемировского района (2006); бюсты установлены бронзовый в г. Миллерово, мраморный в п. Кантемировка; его именем названы военный городок в Миллерово Ростовской обл., лицей, школьный музей; в микрорайоне Подгорное Коминтерновского района Воронежа ул. Калинина переименована в «Маршал Ефимов» (3.3.2011); все дети продолжают прославленную военную династию сыновья стали учеными: Виталий Александрович (6.4.1948г.р., п. Монино) генерал-лейтенант авиации (1997), доктор технических наук (1990), зам. начальника Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е. Жуковского (1993-2005); Игорь Александрович (1953г.р.) полковник, преподаватель ВВИА им. Н.Е. Жуковского; Дмитрий Александрович (1961г.р.) подполковник, к.т.н.; дочь Нина Александровна (1950г.р.) окончила Московский авиационный институт; внук Александр подполковник, к.т.н.



МИЛЛЕРОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Родился 6 февраля 1923 года в слободе Кантемировка Богучарского уезда Воронежской губернии (ныне посёлок Воронежской области). Русский. Детство и юность провёл в городе Миллерово (ныне Ростовской области). В 1940 году окончил 10 классов школы. В 1941 году окончил Ворошиловградский аэроклуб (ныне город Луганск, Украина).

В армии с мая 1941 года. В июне 1942 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков, находившуюся в эвакуации в городе Уральск (Казахстан). В июне-августе 1942 – лётчик 10-го запасного авиационного полка. Участник Великой Отечественной войны: в августе-ноябре 1942 – лётчик 594-го штурмового авиационного полка, в ноябре 1942 – апреле 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка, в апреле-мае 1945 – штурман 62-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Ржевско-Вяземской, Орловской, Смоленско-Рославльской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях. За время войны совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2 на разведку и для нанесения ударов по живой силе и технике противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старшему лейтенанту Ефимову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года капитан Ефимов Александр Николаевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны до июля 1946 года продолжал службу штурманом штурмового авиаполка (в Северной группе войск, Польша). В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1951-1954 – командир штурмового авиаполка, в 1954-1955 – заместитель командира штурмовой авиадивизии по лётной подготовке (в Закавказском военном округе).

В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генштаба). В 1957-1958 – командир авиадивизии истребителей-бомбардировщиков, в 1958-1959 – командир бомбардировочной авиадивизии (в Прибалтийском военном округе). С 1959 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в 1961-1964 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (Прибалтийский военный округ). В октябре 1964 – марте 1969 – командующий 57-й воздушной армией (Прикарпатский военный округ).
С марта 1969г. первый заместитель Главнокомандующего ВВС,
с декабря 1984г. – июле 1990г. – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР.
В 1990-93г. – председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением.
С августа 1993 года маршал авиации А.Н.Ефимов – в отставке.
Занимался активной общественной деятельностью. С 2000 ; член, а в 2002-2012 ; заместитель председателя Российского организационного комитета «Победа». В 2006-2012 – председатель Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы. Являлся председателем Совета Международной ассоциации ветеранских организаций.
Маршал авиации (1975), заслуженный военный лётчик СССР (17.08.1970). Награждён советскими 3 орденами Ленина(26.10.1944; 31.10.1967; 4.09.1981), орденом Октябрьской Революции (19.02.1988), 5 орденами Красного Знамени (29.05.1943; 21.02.1944; 24.10.1944; 21.02.1969; 5.02.1973), орденом Александра Невского (1.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.11.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.12.1956), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (21.02.2008), 3-й (6.02.2003) и 4-й (16.01.1998) степеней, Мужества (12.07.2000), медалями, иностранными орденами: Заслуги 3-го класса (Польша, 27.03.1985), Возрождения Польши 5-го класса, двумя «Крестами храбрых» (Польша, 6.04.1946, …), орденами «9 сентября 1944 года» 1-й степени с мечами (Болгария, 14.09.1974) и «Дружбы и сотрудничества» (Сирия, 15.05.1988), иностранными медалями.
Государственная премия СССР (1984). Доктор военных наук, профессор.
Ефимов с учащимися школ г. Миллерово, 1945г.
Жил в Москве.
Умер 31 августа 2012 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 2002 году избран Почётным гражданином города Миллерово.
Ефимов А. Н. был частым гостем в г. Миллерово, в котором на главной улице установлен бюст Героя, а так же памятный знак «Самолет» возле здания школы, где он учился. Военный городок и лицей № 7 города носят его имя. В Миллеровском музее в экспозиции «Герои СССР» размещены фотоматериалы о герое. На базе музея он встречался не только с ветеранами войны, но и с учащимися учебных заведений г. Миллерово. В гостях у миллеровцев в 1985 году вместе с А.Н.Ефимовым гостил и летчик-космонавт П. И. Климук. Жители г. Миллерово и миллеровского района, школьники городских школ, бригадиры женских тракторных бригад с радостью фотографировались с ним на память. Александр Николаевич также был частым гостем в Миллеровском музее, которому передал экспонаты по космонавтике и личные вещи П. И. Климука. Ежегодно в апреле в выставочном зале музея проводится выставка «Мир космоса», среди экспонатов которой можно увидеть личные вещи А.Н. Ефимова.




95 лет назад родился воронежский дважды Герой Советского Союза
В момент появления на свет будущего летчика его малая родина Кантемировка входила в Богучарский уезд.
6 февраля 1923г. на воронежской земле родился Александр Николаевич Ефимов.
Этот человек выбрал себе путь военного. Сегодняшний юбиляр дослужился до высших армейских постов. В 1975 году Александру Ефимову присвоили звание маршала авиации. Он был дважды Героем Советского Союза, доктором военных наук.
А начинал свою карьеру Александр Ефимов с того, что в мае 1941 года вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. На фронтах Великой Отечественной войны военный входил в 594-й штурмовой авиационный полк, перед этим окончив профильную школу в Луганске. В 1943 году Ефимов вступил в КПСС, а в 1944 году стал уже командиром эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Сегодняшний юбиляр во время Великой Отечественной войны совершил более 100 боевых вылетов на разведку и штурм вражеских позиций. За мужество, проявленное на фронтах, Александру Николаевичу присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Также Ефимов совершил 288 боевых вылетов на штурмовике ИЛ-2. Лично им и в составе группы на вражеских аэродромах было уничтожено 85 самолетов, а 8 воздушных судов было сбито в воздухе.
Александр Николаевич Ефимов умер в 2012 году в Москве. В Миллерово, где прошли детство и юность юбиляра, ему установлен бронзовый бюст.  


энциклопедия ТАСС: Ефимов, Александр Николаевич
Родился 6 февраля 1923 г. в слободе Кантемировка (Константиновская волость Богучарского уезда Воронежской губернии, ныне поселок в Воронежской обл.).
В 1940 г. окончил десять классов средней школы и школу планеристов Осоавиахима в г. Миллерово (ныне в Ростовской обл.). В 1941 г. окончил обучение в аэроклубе им. С. А. Леваневского в Ворошиловграде (ныне Луганск, ЛНР). В июне 1944 г. - ворошиловградскую авиационную школу летчиков, эвакуированную в Уральск (Казахская ССР, ныне Казахстан). В мае 1951 г. стал выпускником Военно-воздушной академии (Монино, Московская обл.), в ноябре 1957 г. - окончил с золотой медалью Высшую военную академию (ныне Военная академия Генерального штаба ВС РФ, Москва). Кандидат военных наук (1965), профессор.
С мая 1941 г. состоял в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. В июне - августе 1942 г. Александр Ефимов был летчиком 10-го запасного авиационного полка, базировавшегося в пос. Каменка (ныне город в Пензенской обл.), пилотировал скоростной фронтовой бомбардировщик СБ и штурмовик Ил-2.
Участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Западном (август 1942 г. - апрель 1944 г.) и 2-м Белорусском фронтах (апрель 1944 г. - май 1945 г.) В период с августа по ноябрь 1942 г. служил летчиком 594-го штурмового авиаполка, с ноября 1942 г. по апрель 1945 г. состоял в 198-м штурмовом авиаполку, где последовательно занимал должности летчика, командира звена, заместителя командира авиаэскадрильи и командира авиаэскадрильи. В апреле - мае 1945 г. был штурманом 62-го штурмового авиаполка. Участник Ржевско-Сычёвской, Ржевско-Вяземской, Орловской, Смоленско-Рославльской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операций.
Всего в годы войны Александр Ефимов совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2 на разведку и для нанесения ударов по живой силе и технике противника.
После Великой Отечественной войны до июля 1946 г. продолжал службу штурманом 62-го штурмового авиаполка в Северной группе войск (Польша).
Окончив Военно-воздушную академию, с июля 1951 по июнь 1954 г. подполковник Александр Ефимов командовал 167-м гвардейским штурмовым авиаполком Закавказского военного округа (аэродром Копитнари, г. Кутаиси, Грузинская ССР, ныне Грузия), летал на штурмовике Ил-10.
В июне 1954 г. - ноябре 1955 г. занимал пост заместителя командира 10-й гвардейской штурмовой авиадивизии по летной подготовке (г. Цулукидзе, ныне Хони, Грузия), освоил реактивный истребитель МиГ-15бис.
После выпуска из Высшей военной академии в ноябре 1957 г. - феврале 1958 г. в звании полковника командовал 339-й авиадивизией истребителей-бомбардировщиков в Прибалтийском военном округе (г. Елгава, Латвийская ССР, ныне Латвия), пилотировал истребитель МиГ-15.
С апреля 1958 г. по октябрь 1959 г. командовал 6-й гвардейской бомбардировочной авиадивизией (г. Черняховск Калининградской обл.), летал на реактивном бомбардировщике Ил-28.
С октября 1959 г. Александр Ефимов занимал должность заместителя командующего 30-й воздушной армией по боевой подготовке (г. Рига, Латвийская ССР). В августе 1961 - октябре 1964 гг. в звании генерал-майора авиации служил 1-м заместителем командующего этой воздушной армией.
С октября 1964 г. по март 1969 г. командовал 57-й (с апреля 1968 г. - 14-я) воздушной армией в Прикарпатском военном округе (г. Львов, Украинская ССР, ныне Украина).
С марта 1969 г. по декабрь 1984 г. являлся первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) СССР.
С декабря 1984 г. по июль 1990 г. маршал авиации Александр Ефимов был главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР.
Депутат Верховного Совета СССР 2-го (1946-1950) и 9-11 созывов (1974-1989), Верховного Совета Латвийской ССР 6-го созыва (1963-1967), Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва (1967-1971). В 1986-1990 гг. был членом Центрального комитета КПСС. Народный депутат СССР (1989-1991).
С июля 1990 по август 1993 г. работал председателем Государственной комиссии СССР (позднее РФ) по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. В августе 1993 г. вышел в отставку.
В 2000-х гг. занимался общественной деятельностью. С 2000 г. входил в Российский организационный комитет "Победа", с 2002 г. был заместителем председателя этой организации. В 2006-2012 гг. был председателем Российского комитета ветеранов войны и военной службы. Член Общественной палаты РФ в 2006-2010 гг.; Проживал в Москве.
Александр Ефимов скончался 31 августа 2012 г. на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Маршал авиации (1975).
Военный летчик 1-го класса (1959). Заслуженный летчик СССР (1970).

Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Александр Ефимов был награжден тремя орденами Ленина (1944, 1967, 1981), орденом Октябрьской Революции (1988), пятью орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1944, 1969, 1973), орденом Александра Невского (1944), двумя орденами Отечественной войны I степени (1943, 1985), орденами Красной Звезды (1956) и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени (1976), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" II (2003), III (2003) и IV (1998) степеней, российским орденом Мужества (2000), медалями, иностранными наградами.
Лауреат Государственной премии СССР (1984, за работы в области военной науки и техники).

Почетный гражданин г. Миллерово (1974) и Кантемировского района Воронежской обл. (2006).

Автор книг "Над полем боя" (1976), "Советские Военно-Воздушные Силы" (1987), "Штурмовики идут на цель" (2003).

Бюсты героя установлены в Миллерово и пос. Кантемировка (Воронежская обл.). В Москве и Миллерово на зданиях, где жил военачальник, размещены мемориальные доски. Имя Александра Ефимова носит городской квартал в Миллерово.





Земляки. Маршал неба
Уроженец воронежской Кантемировки, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов – один из лучших «воздушных танкистов» Великой Отечественной. В 22 года лётчик был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

В последний августовский день 2012-го, на девяностом году жизни ушел в свой Вечный полёт знаменитый лётчик – герой Великой Отечественной, советский военачальник Александр Николаевич Ефимов.
Судьба подарила мне встречи с земляком летом 2003 года. Он после долгой разлуки навестил родные края. Здесь, в слободе Кантемировке Богучарского уезда Воронежской губернии, родился и рос, учился в школе-семилетке. Старшеклассник и курсант планерного клуба Александр Ефимов впервые взлетел в небо в соседнем городке Миллерово Ростовской области, куда переехала на жительство семья.

…Знойный июль. Гость попросил пить. В кармане чехла за спинкой автомобильного сиденья нашлась стеклянная бутылка. Откупорили. Александр Николаевич глотнул, ещё и ещё. И – неверяще вгляделся в бумажную наклейку. «Да я краше кантемировского грушёвого ситро с детства ничего не пил! Господи, неужели сберегли старый рецепт? Я внукам повезу в подарок. Пусть не сходят с ума от заморских напитков». После долго удивлялся: «Надо же, вкус тот же самый. Мне сколько снилось это ситро».

Из тогдашних бесед Ефимова с земляками, из его ответов на наши вопросы родился мой «Маршал неба». В ответ на газетную публикацию мне пришла из Москвы почтовая бандероль с книгой военного лётчика «Штурмовики идут на цель», с тёплыми словами от её автора.

Пётр ЧАЛЫЙ,

г.Россошь, Воронежская область
Уроженец воронежской Кантемировки, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов – один из лучших «воздушных танкистов» Великой Отечественной войны. Лётчик-штурмовик совершил свой первый боевой вылет в девятнадцать лет. А уже в двадцать два года он был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

С виду наш земляк не богатырь. Ни исполинского роста, ни былинной косой сажени в плечах. О таких говорят: как все. В молодости Александр Николаевич, по его словам, особой статью не выделялся. Факт биографии: в морское авиационное училище сдал экзамены на «отлично», а по весовой категории не прошёл. «Посоветовали поправиться килограмма на три-четыре и возмужать».

«Обидно, досадно, – говорит Ефимов. – Но своего всё же добился. В Ворошиловграде-Луганске приняли сначала в аэроклуб, а затем в школу военных пилотов». Там будет учиться летать на фанерной «уточке» – знаменитом У-2, а затем в Уральске поднимет в небо новенький, окованный броней Ил-2 – творение конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Это штурмовик – «летающий танк», общепризнанно возглавляющий список самолётов Второй мировой войны, «которые вложили наибольший вклад в победу» над фашизмом.

Встретив в 2003 году своё восьмидесятилетие, Ефимов навестил малую милую родину. А ею Александр Николаевич считает Кантемировку, где родился-рос, недальнее ростовское Миллерово, куда перебралась на жительство семья железнодорожников, там с седьмого класса Саша продолжил и завершил учёбу в средней школе.

Маршалу хотелось пройти-проехать стёжками-дорожками детства далёкого. Иван Григорьевич Алейник, глава районной администрации, сел за руль вездехода. Обязанности штурмана легли на Александра Николаевича.

Мне, журналисту воронежской областной газеты «Коммуна», посчастливилось внимательно слушать гостя, говорить с ним.

На тихой улочке близ Троицкого храма Ефимов, не скрывая удивления и радости, увидел целёхоньким старый домик. «Сменил лишь камышовую крышу. За огородами, – указал, – речка, луг. Там купались, рыбачили.

На подножных кормах вырастали», – сказал и засмеялся. А однажды тут свершилось сказочное чудо, которое не просто запомнилось – определило всю будущую жизнь. На заснеженный выгон среди бела дня приземлилась на лыжах сказочная птица – самолёт.

Александр Николаевич сейчас считает, что то была для пилота вынужденная посадка. Завороженная детвора вместе со взрослыми до ночи толпилась у аэроплана. Его редко кому удавалось видеть в небе, а тут – хоть рукой трогай. Конечно, все сельские мальцы однозначно решили «идти в летчики». Саша со старшим сводным братом Костей с того дня играли только в «авиаторы». Желания взлететь ввысь добавил агитационный прилёт тоже неожиданного гостя – самолёта с именем газеты «Правда» на борту.

Пилоты дарили газеты, листовки с рассказами о воздушном флоте, В руки ребятне попали практические советы – как делать летающие модели самолетов. Дух захватывало, когда над лугом взлетал даже жестяной пропеллер с обычной катушки, а затем и «самолётики с мотором» из резиновых нитей. Уже в Миллерово в клубе планеристов Саше удастся и самому испытать радость полёта. Тогда точно и осознанно сказал себе: буду лётчиком!

…Дальше дорога привела нас к железнодорожному вокзалу. Вспомнилось вдруг печальное. «На работу к маме бежал и плакал, выкрикнул с порога: бабушка умерла».

Позже семья Ефимовых переселилась на жительство в квартиру просторнее при станции, «из раскрытого окна на крышу вагона можно было шагнуть». Однажды братья баловались – разбили стекло. «Испугались, что накажут нас. Сбежали из дому. К вечеру дошли пешком в большое село Марковку. Остановились у хороших знакомых. Ночью нас разыскали родители».

Александр Николаевич попросил проехать хоть немного тем бывшим просёлком. В Марковку ведь нынче попасть сложно, она теперь заграничная – в Украине.

Остановились на степном всхолмье, откуда открывается полевой простор во все концы света. Ефимов молча всматривался в открывшиеся дали, как будто пытался угадать, где же пролегал только ему знакомый шлях. Смотрел отрешённо, как будто оказался вновь в невозвратном босоногом далеке. А очнувшись, сказал:

– Наверное, знаете, - из Марковки родом маршал Ерёменко.

Всё же прожитое-пережитое не отпускало. На обратном пути Александр Николаевич рассказывал о себе.

– Меня ведь отчим воспитывал. Отцом родным считаю, его фамилию ношу. Он был инженер, потомственный железнодорожник. Старшие Костя и Лиза – его дети, а я и младшая Люся – мамины. Мы этой разницы не замечали. Росли, как родные. Отец? Николай Герасимович, кстати, поддерживал наше увлечение авиацией. Как чувствовал, что оно станет моим главным делом.

В тридцать седьмом отца арестовали. Через два года признали невиновным. Вернулся и вскоре умер. Мы тогда жили уже в Миллерово у маминых родичей. Костя уехал учиться в Воронеж. В войну его зашлют разведчиком за границу. Будет отличным разведчиком. Наградят орденами. Так случилось, что об этом узнаю после кончины брата. А Лизу, комсомолку, убьют фашисты в оккупацию. Здесь, в Кантемировке, её могила.

...Сурово обходилась с семьёй Ефимовых судьба. То была безжалостной, то миловала.

Воскресным утром 22 июня 1941 года Сашу, курсанта-военлёта, вызовут на контрольно-пропускной пункт. Здесь его ожидали мать и сестрёнка.

«Так вот ты какой у нас, лётчик», – скажет мама, увидев сына в военной форме. И вдруг добавила, как выдохнула: «Только бы не было войны». А война уже грохотала с четырёх часов утра, но в Ворошиловграде об этом ещё не знали. Саша услышит чёрную весть на трамвайной остановке, когда проводит домой родных.

– Первое желание, Александр Николаевич?

– Идти на фронт. Не один я так думал – все ребята. Прямо на митинге в училище нам сразу же растолковали: охолоньте, армии нужны хорошо подготовленные летчики. Затянулись мои пилотные университеты. Пришлось переучиваться на Ил-2 аж в Уральске.

А увидел новый штурмовик ещё в Ворошиловграде, перегоняли куда-то самолёт. Поразил нас сразу. Степной орёл: хищный нос, могучие крылья и сокрушающая сила огня. Лётчик рассказывал и показывал: бомболюки, пушки, пулемёты, снаряды реактивные. Выхватил пистолет и выстрелил в кабину – пуля оставила только царапину на броне.

Мой первый боевой вылет состоялся на таком Ил-2. Было это 30 ноября 1942 года в Подмосковье под Ржевом. Разбомбили вражеский эшелон. Разворотили железнодорожные пути. Все бы нормально, только я отстал от своей группы и заблудился. Хорошо, вышел на соседний аэродром. Там дозаправился горючим. Оттуда благополучно добрался домой. Получил нагоняй от командира эскадрильи. Меня уже считали сбитым. По времени в баках бензин кончился.

– Александр Николаевич, кратко объясните, что такое штурмовая авиация?

– Одну из своих книг я назвал так – «Над полем боя». В заглавии отражена главная задача штурмовой авиации: поддержка наземных войск с воздуха. По головам врага ходили. Утюжили окопы и траншеи, блиндажи и пулемётные гнезда, артиллерийские батареи, танки, прочую технику, штабы управления, мосты, переправы. Уничтожали прифронтовые аэродромы, железнодорожные составы и станции, «Крылатая пехота», «летающие танкисты» – так о нас говорили. – Привыкнуть к этому невозможно: по тебе зенитки бьют, а ты сквозь огонь иди на цель.

– Опасно, страшно?

– На передовой безопасного дела нет. Хотя имеются официальные сведения о выживаемости советских летчиков в годы войны: истребительная авиация – 64 вылета, бомбардировочная – 48, штурмовая – 11.

– Вы совершили 288 боевых вылетов. Погибнуть можно было в любом из них, но даже официально, статистически вам 26 раз грозило не возвращаться на аэродром живым. В рубашке родились?

– О счастливой рубашке мне однажды сказал командир звена. Сам до сих пор не пойму, как удалось долететь и благополучно посадить самолёт, у которого зенитным снарядом срезало половину киля и руля поворота. Так что лично я признателен в первую очередь Ильюшину Сергею Владимировичу и всем создателям Ила. Тем более что из-за непростых отношений конструктора с наркомом вооружения путь двухместного самолета в небо оказался трудным. Сталин, когда разобрался в этой ситуации, потребовал от оборонщиков увеличить выпуск самолётов: Ил-2 нужны как воздух, как хлеб.

О себе скажу так: от Подмосковья до Эльбы прошёл я на Ил-2, и он ни разу не подвел меня. Подобного штурмовика ни у наших союзников, ни у врага не было. Немцы его боялись, а союзники завидовали и восхищались.

Да, первый серийный штурмовик в марте 1941 года взлетел с аэродрома Воронежского авиазавода, наши земляки-самолётостроители постарались.

– Александр Николаевич, на хорошую машину всё равно толковый лётчик нужен.

– Опытные, мастеровитые специалисты везде и всегда нужны. Везение – одно, живучий самолет – другое, а ума набирался в полете, в бою, в коллективе эскадрильи на земле. Отважно и умело сражались с врагом те, кто выполнял уставы в большом и малом, кто умел повиноваться и мог потребовать от других. Война не прощала разгильдяйства.

Умение приходило в сражениях.

Звено идет громить защищённый зенитками вражеский объект. Часть экипажей обрушилась на зенитки, вызывая огонь на себя, а основная ударная группа тем временем штурмует цель. Вроде простое решение, но пришло оно не сразу. Потом и другим подсказывали, как действовать.

Я стал ведущим группы в девятнадцать лет на четвёртом или пятом вылете. Произошло это случайно.

Только взлетели, как ведущий круто развернулся на вынужденную посадку. Что-то у него стряслось с самолётом. Нежданно-негаданно я оказался впереди. Признаюсь, растерялся. Делаю круг над аэродромом, тройка штурмовиков - за мной. А с земли флажками машут в сторону фронта. Легли на курс. Успокоился. По полётной карте определил, где находимся.

«Компас Кагановича», так лётчики прозвали рельсовые пути, потому что железнодорожными сетями страны одно время руководил нарком Лазарь Каганович, вывел нас на станцию с вражескими эшелонами. Подал товарищам сигнал к атаке - чуть качнул крыльями. Пикирую, сбрасываю бомбы прямо в цель. Разворачиваюсь для повторной атаки. Ведомые повторяют мой маневр. Отбомбились удачно.

Станция – в огне. Повезло, зенитчики прозевали нас, стрельбу открыли запоздало. Но рано радовался. В небе появились шустрые «мессершмитты». Мои ребята жмутся ко мне поближе. Снижаемся и уходим над самой землей, благополучно скрываемся, растворяемся над белоснежным полем. Погони нет. Набираем вновь высоту. Возвращаемся домой строем. Мальчишки. На радостях почему бы не полихачить? На тихой скорости положишь крыло своего самолета на крыло товарища. Только постукиваем: та-та-та. И не боялись врезаться друг в друга… На аэродроме командир полка после моего доклада сказал: «Ещё один ведущий обозначился».

Памятна встреча с конструктором Ильюшиным. Он расспрашивал, как ведёт самолёт в бою. Внимательно слушал каждого. Удивило то, что конструктор досконально знал тактику штурмового боя, советовал дельное.

Будто воевал вместе с нами. Оказалось, Сергей Владимирович - сам лётчик.

– Лётчик тоже не один в поле воин. Что значит для вас боевое товарищество?

– Нет уз святее! Вернее Николая Васильевича Гоголя не скажешь. Вначале летали на одноместных Илах. Сзади самолёт совершенно открыт для вражеского истребителя. Подлетай и бей в упор, спокойно, как по мишени в тире. Нападают «мессершмитты» – звено штурмовиков спасается только вместе. Быстро перестраиваемся в круг.

В этой карусели я прикрываю идущего впереди, меня – мой товарищ. На двухместных Ил-2 твоя судьба во многом в руках воздушного стрелка. Как и его – в моих. Он в своей кабине сидит спиной к лётчику.

Отбиваемся вместе. Так мы немало воевали вдвоем с Георгием Павловичем Добровым. Отчаянно смелый сержант был моим надёжным щитом. Ему и посейчас вечно благодарен.

Мне везло на боевых товарищей. А это великое счастье.

– Александр Николаевич, что остаётся памятным из военных лет?

– Многое, чаще – светлое. Храню в душе ту радость, когда узнал, что в январе сорок третьего были освобождены от оккупантов родимые места – Кантемировка, Миллерово, меня поздравляли не только однополчане, приходили из других подразделений, крепко пожимали руку. В те ещё первые месяцы моих фронтовых будней открыл: сколько вокруг хороших, чутких друзей. Сразу сел за письмо. Ответ от мамы получил только в марте, спустя два месяца. А я уже считал, что их нет в живых.

– О чём вспоминаете с улыбкой?

– Когда благополучно возвращались из боя, то иногда с шиком проходили на бреющем полёте над аэродромом. Однажды и я, ведущий, щегольнул вместе со всем звеном. Увидел, ребята кучкуются возле землянки. А там после дождя стояла грязная лужа. Думаю, сейчас вас припугну. С грохотом пронеслись над ними, чуть земли не касаясь. Вновь набираем высоту, теперь – на посадку.

Заруливаю на посадку. Господи! Из кабины вижу автомашину командира дивизии Смоловика. А ему, оказывается, только пошили новую шинель. Да и кожаный реглан командира полка Селиванова после купания в луже выглядел не лучше. В общем, похвастались на свою голову.

– Вам, лётчику, приходилось встречаться с «большим» начальством?

– Маршал Константин Константинович Рокоссовский меня знал. Тогда он командовал 2-м Белорусским фронтом. При случайных встречах минуту-другую расспрашивал о наших буднях. Генералы, наверное, про себя удивлялись: командующий остановил какого-то капитана. Наград в войну обычно не носили, а в поношенной форме вид у меня был не геройский.

Рокоссовский для меня – образец настоящего отечественного офицерства. Да, он талантливейший военачальник двадцатого века. Но всё же, когда говорят лишь о нём или только о Жукове, Коневе и других – «Маршал Победы», то не соглашаюсь. Они её творцы, достойны почётного звания. Только первым стоит назвать этим титулом Сталина.

– О чём вы говорите друг другу на встречах с однополчанами?

– Помни войну!

• • • • •

Себе добавлю: помни её победителей.

• • • • •

– Александр Николаевич, от нашей Кантемировки подать рукой к Вёшенской. К всемирно известной донской станице самая ближняя железнодорожная станция тоже ваше Миллерово. А вы ведь не только земляк Шолохова, дружили с великим русским писателем?

– Счастливый случай в моей жизни. Познакомились с Михаилом Александровичем в 1944 году. Мне двадцать один год. Я, военный лётчик, получил краткосрочный отпуск, был у мамы в Миллерово, дома. Захожу к знакомому, он спешит к поезду. Шолохова встречает! Взял меня с собой на вокзал. Представил. С того дня мы задружили.

Виделись нередко. Я одним из первых в рукописи читал «Судьбу человека». Михаил Александрович усадил меня за воспоминания о войне. «Сейчас ты просто не понимаешь, как твой рассказ будет нужен потомкам. Забудь о своих генеральских погонах. Пиши, как фронтовой лётчик. Пиши, что пережил, что видел своими глазами, чему сам свидетель. Пока в памяти всё, не откладывай на потом».

Я следовал его советам. Книга «Над полем боя» вышла в Ростовена-Дону. Как школьник, волновался, когда дарил её Шолохову. А он читал с авторучкой. Сразу вносил поправки. Накидал мне вопросы. Все замечания маршала слова я принял к исполнению, когда готовил воспоминания к переизданию в Москве.

Александр Николаевич объяснил, почему так величает земляка. Он продекламировал строки поэта Феликса Чуева. Стихи посвящены «донским орлам» - Шолохову и ему, Ефимову.
Жили-дружили, как мы, наяву,
Сквозь времена проходили тугие.
Землю потрогали и синеву...
Даже пусть в душах
                свершится обнова,
Внуки почувствуют в сроки свои
Маршала неба и маршала слова –
Двух земляков по степи и крови.
                Источник: газета «Воронежская неделя» № 20 (2109), 15.05.2013г.




Александр Николаевич Ефимов родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка Воронежской губернии, в семье железнодорожника. Детские и юношеские годы прошли в городе Миллерово.
В 1942 году Александр Ефимов окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков и сразу же ушел на фронт в должности летчика штурмового полка. Спустя два года он стал командиром эскадрильи. Всего за годы войны старший лейтенант Ефимов совершил 222 боевых вылета на штурмовике «Ил-2», в ходе которых уничтожил 85 вражеских самолетов на аэродромах, что стало высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации, и сбил восемь самолетов в воздушных боях, вывел из строя большое количество техники и живой силы противника.
В годы войны за мужество и героизм, проявленные в боях, Александр Ефимов был дважды награжден званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А в 1951 году в Миллерово в его честь установили памятник.
В мирное время Александр Николаевич продолжил образование в Военно-воздушной академии в Монино, а затем в Военной академии Генштаба. За полувековую службу в армии он прошел путь от простого летчика до Главнокомандующего Военно-воздушными силами и заместителя министра обороны СССР. В 1975 году Александру Николаевичу было присвоено звание «Маршал авиации». Он был также заслуженным военным летчиком СССР, доктором военных наук, профессором, академиком Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреатом Государственной премии СССР. После выхода в отставку в 1993 году Александр Николаевич активно занялся общественной деятельностью. С 2006 года был председателем Российского комитета ветеранов войны и военной службы, членом Общественной палаты РФ. Кроме того, Ефимов руководил несколькими ветеранскими организациями при Президенте России, Министерстве обороны РФ, международных ассоциациях. В 2011 году он подписал обращение представителей общественности против подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации. Скончался Александр Николаевич Ефимов 31 августа 2012 года в Москве на 90-м году жизни. Ефимов умер от сердечного приступа, узнав о смерти друга – Маршала Сергея Соколова. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Александра Ефимова названы военный городок в Ростовской области, лицей, школьный музей. Он является почетным гражданином города Миллерово.


Рецензии