Я и знаки препинания
Как объяснить современному школьнику значимость правильной расстановки знаков препинания? Кончено, каждому из нас сразу придет в голову известная цитата из советского мультфильма "Казнить нельзя помиловать". Если поискать, в интернете можно найти еще подобные фразы - например, "Будить нельзя дать поспать", "Мама выезжает утром встречайте" и т.д. В младших классах можно разыграть сценку, используя одноименное стихотворение С. Я. Маршака. В среднем звене практиковаться, используя разные тренажеры-презентации. Все это понятно. Но не всегда интересно, а потому, возможно, и не запоминается. С недавних пор в старших классах я рассказываю удивительную историю, произошедшую со мной на 4 курсе университета. (Ученики очень любят такие примеры из жизни). История на самом деле тесно связана со знаками препинания. Я на этом примере показываю, что запятые, точки, вопросительные и восклицательные знаки имеют важную функцию - они интонационно оформляют правильность нашей речи. (Возможно поэтому, у многих моих учеников есть негласное правило - не знаешь, какой знак поставить, прочитай про себя предложение,прочитай вдумчиво, верно, с логической интонацией). Вернемся к моей истории. Мы, студенты филологического факультета, сдавали экзамен по зарубежной литературе. Конечно,был очень большой объем художественный текстов, которые надо было осилить - прочитать за семестр. К этому экзамену я готовилась серьезно, потому что у нас был требовательный преподаватель. И на самом деле в тот семестр я прочитала почти все произведения из списка, изучила много дополнительной критической литературы, изучала учебник. Говорю- почти все,потому что одно произведение мне так и не удалось прочитать. Потому что я просто не смогла этого сделать - я не понимала смысл,я мучилась, старалась, но... все тщетно. Ученики задают вопрос- как так? почему? что за произведение? И тут я демонстрирую им книгу (Д.Джойса "Улисс"), показываю им, что в ней, достаточно большом по объему, совершенно нет знаков препинания! (Кстати, если ученики особенно впечатлительны и вы уверены, что они тут же побегут в библиотеку, чтобы прочитать это произведение, им необязательно называть автора и показывать саму книгу. Можно описать на словах. Из-за сложного, многослойного содержания самого романа я рассказываю о нем именно в старших классах!) Сплошной текст с первой до последней страницы строчными буквами. Что тут можно понять? 500-600 страниц без точек и запятых... (Дети удивляются, шепчутся, интересуются, "как так-то"). История моя была немного трагична - именно это произведение мне и попадается на экзамене. Честно признаюсь преподавателю, что я его не читала и иду на пересдачу. Дело было в летнюю сессию, поэтому у меня впереди были летние каникулы, чтобы подготовиться. "И? Что дальше?" А дальше на пересдаче я получила "5", потому что осилила книгу! "Как?" - спрашивают ученики. И мы путем подбора разных версий находим верный ответ - я прослушала книгу в аудиозаписи. (У моих учеников была версия, что я читала вслух/ мне ее читали). Так почему же аудиозапись помогла? Потому что человек, который произносит текст, невольно делал интонационные паузы, именно там, где они нужны, тем самым отделяя одну мысль от другой. А что значит "делать паузы"? Как это отражается на письме? Верно! С помощью знаков препинания! Конечно, я еще рассказала, что великий автор сознательно не ставил запятые и точки, что такой прием в литературе называется "поток сознания"... И добавляю: "Иногда в ваших школьных сочинениях такой поток сознания, что плакать хочется!" (Хохот). Вот вам, оказывается, и знаки препинания! И дабы не утомить читателя, поставлю, пожалуй, знак завершения этой миниатюры. Точка.
Рецензии