Dalay. горское парамонгольство и его мифология

Горское парамонгольство и его мифология


Никто не говорит "увидеть лес, или гору, или пустыню и умереть", но бытует всё же такое выражение "увидеть океан и умереть". И когда так говорят, то имеют ввиду ощутить присутствие Абсолюта, Божества". Всё это очень человеческое, перешагивающее через все национальные границы и религиозные убеждения. У средневековых монголов их вера в вечное синее Небо всё равно, что вера в безбрежное синее море. Только эта синь без начала и конца простиралась у них над головами. Оно считалось таким же живым как и море.

 



Мы противники использования термина "монгол, монгольский' по отношению к горским народам Кавказа, потому что он, во-пераых непонятен даже самим монголам, а во-вторых, создаёт превратное представление  неких "монголах" в горах Чечни и Дагъестана, что звучит несерьёзно. Мы за термин "Монтиберия" под которым следует понимать всех кавказцев с гаплогруппой J1 ( без маркера Р58), J2 и без примесей в виде гаплогруппы Е. Вдобавок ко всему, у носителей этих гаплогрупп на Кавказе родной язык, точнее языки должны иметь парамонгольские черты, если они в языковом плане не ассимилированы чужаками. Этого вполне достаточно. Больше ничего не требуется.

В данной же статье термин "парамонгольство Кавказа" мы употребляем вынуждено.

Начнём с демонстрации языческого  мировоззрения чеченцев и дагъестанцев, чтобы продемонстрировать насколько оно глубоко связано с парамонгольском миром.

Тема обширная, но мы не станем пытаться объять необъятное и ограничимся лишь основным, наиболее важным.

DALAY/DELA/ZAL.  РЕКОНСТРУКЦИЯ

Бог-Создатель горского парамонгольство - чеч. ДЕЛА, лак. ЗАЛ. Есть предположение, что и в ауарского населения тоже был "Зал', но мы всё же не видим в ауарском языке его явных следов. Есть АВДАЛ с одной стороны и БЕЧЕД. Последний персонаж абсолютно монгольский. Он - божество пастбищ и скота, Авдал же связан с охотой.

Вспомним, что у средневековых монголов был культ всевидящего, всезнающего, вечного Неба. Как и у китайцев (ханьцев). Сами монголы относились ко всем религиям положительно, за исключением иудаизма. Ислам, христианство они расценивали тоже как "небесные" вероучения, схожие с их верой. У монголов также присутствовали культ огня и культ гор. Всё это задокументировано и никем не оспаривается. У монголов весьма популярен символ свастики, но исследователи его объясняют как буддистское влияние. Тем не менее, эта символика имелась и у добуддистских монголов и к тому же носит собственно монгольское название - ХАС ТАМГА, ЦАГААН ХАС. Здесь чтобы не запутаться, выделим главное- у монголов, древних тюрков и китайцев присутствуют ярко выраженные представления о том, что ВЕРХОВНОЕ НЕБО всё видит, всё слышит, всё знает. И нельзя его гневить. В отличии от ислама у монголов были не "каферы", а "прогневившие Небо".

У горской парамонголики таким "обожествлённым небом" являлось не китайское ТЯНЬ и не монгольско-тюркское ТЭНГЭР/ ТЭНГРИ,  а Енисейское ЕСЬ "Бог, небо, погода", что соответствует нахско-дагестанскому АС (ъАСС). 

Здесь опять выделим главное - средневековые монголы -чингизиды считали себя МОНОТЕИСТАМИ. Доказанными т.н."стихийными МОНОТЕИСТАМИ" являются ЕНИСЕЙЦЫ, т.е. палеосибирские кеты в том числе. У них есть священное небо ЕСЬ и великий культурный герой АЛЬБЭ. Тэнгри они не знают.

О том, что божество АС(С) у горской парамонголики восходит именно к "обожествлённому небу" есть утверждение лингвиста Николаева. Он же предположил, что это верховное Небо считалось у них "живым" и "дышащим". С дыханием Неба соотносилось и дыхание живых существ. Таким образом, если монголо-тюрко-китайцы - ТЭНГРИАНЦЫ, то горская парамонголика и енисейские народы ( кроме кетов почти все вымерли, убиты и ассимилированны) АСАТРУАНЦЫ.

Что же касается германо-скандинавских асов и Асгарда то это -местное извращение енисейского монотеистической культа АС(С)а, т.е. "обожествлённого верховного Неба". Причём оно у германо-скандинавских народов не только не имеет подходящей этимологии, но и считается привнесёнными религиозными представлениями каких-то завоевателей.

В Саге об Инглингах, АСГАРД ( круговая ограда асов) - "земля восточнее Дона". Сама сага однако поздняя и могла стать не более чем результатом коллективных воспоминаний готов о прежней занятой ими территории, откуда их выбили гунны Аттилы. С этих же координат - "восточнее Дона" возводили свой путь в Скандинавию,например, германские тайфалы и вандалы, которые никогда там не жили. Восточным германцам нравилось увязывать свою родословную с асами, отсюда и желание поместить прародину там, где, по их представлениям, жил их сумрачный языческий пантеон. Они считали, что есть небесная обитель "асов" - это боги, а под ней земная. И земные жители тоже себя называют "асами". Об этом, в частности, повествует "Сага об Инглингах". Как ни странно, в ауарском есть как АС(С)- "авторитет, достоинство", так и "гард" - "гор, гордо"( окно, изначальное круглое и распоженное в потолке), "горен" ( "загон для скота"- тоже изначально круговой). В мнг. ГУЬРЭН "держава, империя", в дагурском ГУРУН "государство" и "народ",ср. ав. ГУРИ "толпа, множество".

Термин АС(С)/ЕСЬ - один из ярких объединяющих моментов исторического прошлого енисейских - кавказских ( парамонголика) и германо-скандинавских народов. Это их отличие от грузин, адыго-абхазов, армян, тюрков, монголов, китайцев. Здесь они на одной волне с енийсейцами.

Если заглянуть в советскую Лингвистическую Энциклопедию, то в разделе "Языки Мира" можно ознакомиться с гипотезой о северокавказско-енисейском языковом родстве, согласно которой енисейцев в древности было много, от Сибири по всему Сев. Казахстану на восток тянулась полоса енисейских поселений и где-то здесь они соприкасались с "прасеверокавказцами". Последних мы сразу отметаем как надуманную и никем не доказанную этно-языковую общность и оставляем лишь горскую парамонголику, то есть вайнахов, дагестанцев и ассимилированный в Закавказье массив из носителей гаплогрупп J 1 (без маркера Р 58) и J2. Достаточно взглянуть на генетическую карту распространения гаплогрупп J1, J2 в Закаспии, Казахстане и Синьцзяне, чтобы понять, что такой вариант событий вполне реалистичный.

Косвенным свидельством того, что горская языковая парамонголика какое-то время пребывала где-то у "черта на куличках" явл. небывало мизерное количество носителей гаплогруппы E - на уровне басков и скандинавов.

Как в грузинскую мифологию затесалось горско-парамонгольское представление о божестве Дали, связанном с охотой? Ответ прост - через "огрузиненных" носителей гаплогруппы J1, которых в Грузии много.
Теперь пришло время рассмотреть значение основы DEL/ DAL в мнг. яз.:

ДАЛАЙ - I."океан", с пометкой "устаревшее, разговорное" - "море"; II. "всемирный, вселенский, великий". ДАЛАЙН "океанский, морской"; ДАЛАЙХ "взмахивать, размахивать", ДАЛАЙЦ "размах, взмах", ДОЛГИО(н) "вал, волна". Чеченское ДЕЛА "Бог" берёт свои корни из этой семантики.

Горско-Кавказских песенный повтор "далалай-далалай" это вовсе не бессмыслица, а как раз таки проявление прежних религиозных представлений. Кстати даргинское "далай" - означает "песня". В халха-мнг. то же самое, эта основа связана и у них с распеванием.

Ауарское РАЛЪАД "море" также должно восходить к праформе ДАЛЪАД/ДАЛhА-Д. Причём концовка "-ад" это не что иное как один из мнг. показателей множественности. Ав. диал. ДАЙРАГЬ, как и рутульское ( лезг  группа) ДАЙРАГЬ, ДЕРЪЯ, удин. ДАЬРГАЬАН "море", должно быть,  - иранизм.

В соответствии с халха-монг. фонетикой ДАЛАЙ, вероятно,  произносится "далъай" с употреблением того же самого латерала, что и в ауарском. У халха-монголов, латерал "лъ" очень часто употребляется, чаще чем в ауарском. Если даже ДАЛАЙ - исключение (мы халха- монголам столь глупые вопросы не задавали) и оно через латерал всё же не произносится в наши дни, то когда-то в прошлом могло так произносится. Кстати, и в самом ауарском вовсе не у всех "море" РАЛЪАД, есть диалектная форма и РАЛГЬАД (ralhad) без латерального. То что в ауарском есть скрытое указание на "взмахи, перекаты волн" и т.п. говорит ав. диал. РАЛЪАХЪЗИ "бродить".

Выделим ещё один момент - если у халхасцев всё же ДАЛЪАЙ, т.е. с наличием латерального, то это может означать наличие в данной основе ауарского обозначения "воды, влаги, жидкости" - "лъим/ лъин", см. андийские обозначения "моря": лълъенссо, релъо, ралъа, релъа, йелъа. Заметно, что в данном случае у них не прерывается связь с "водой" (ав. лъим, лъин, дарг. щин). Удивляет и столь лёгкая замена в одном из языков/диалектов андийской подгруппы "р-" на начальное "й-". Если предположить существование такого варианта как "йелъад/йалъад", то тогда можно с уверенностью сказать, что перед нами "далай" в виде метатезы. Но всё это лишь предположения. Однако- факт, что среди андийских форм кроме "релъа" существует и "йелъа".

Не следует упускать из виду, что в мнг. языках вообще нет исконной лексики с начальным "р-", поэтому и не будет точного соответствия с ав. РАЛЪАД. Поэтому здесь следует исходить из того, что в ауарском должно было быть "д-алъа(д)/далгьа-(д)".

Исходное значение в мнг. вроде-бы что-то "плоское" - дал ( лопатка), даль ( крыло) и т.д. Из этой семантики  в мнг. яз. развилось последующее:  "свисать, колыхаться" и т.п. В мнг. "колышется, изгибается, образует угол" всё же что-то плоское. У этой основы много производных от неё лексических единиц.

В итоге мы выясняем, что кавк. парамонголика мыслила "божественное" как нечто бескрайнее, безбрежное" и к тому же приводимое в движение.

Мнг. ДУУЛАХ "петь", ДУУЛАЛ "песнопение", что находит своё отражение в дарг. ДАЛАЙ "песня".

В тюрк. языках родственными явл. ДАЛ "ветка", ДАЛГА "волна", ДАЛМАК "нырять, заходить ( о светиле).

В ауарском с рассматриваемой основой совпадают следующие лексемы:

1. ДАЛИЗЕ "виснуть, свисать"

2. диал. ДАЛУГЪ-аб "вольная жизнь"

2. диал. ДАЛДА "коридор, крытая веранда". Одним из значений мнг. ДАЛ "крытый тёплый загон для крупного скота", ДАЛДАХЬ "спрятанный, укрытый".

3. диал. ДУЛАГЪ-ав "статный, высокий", ДУЛАГЪ-ал "портянки, обмотки".

4. диал. ДАЛА "большая толстая палка, дубина"

В кетском: ДЪЛГИТ "ива, тальник", ДЪЛЪКСЬ "ива", ДУЛАГ.АН "тону, утону". Ива у многих народов ассоциируется со "свисанием, пригибанием к земле, оплакиванием".
 


Рецензии