17. Священное писание зороастризма. Авеста

 «Борьба добра со злом на земном плане есть борьба Ангелов добра с Ариманом и с его Ангелами зла. Злой дух Ариман  («Ангро-Маинью») в писаниях Авесты всегда борется  с Ангелами добра (Спента-Маинью), но никогда не противопоставляется Агурамазде.

Долг человека по Авесте, сделать выбор между добром и злом и активно помогать силам добра в их борьбе с царством злых Ангелов.

Священное писание зороастризма «Авеста» по языку, на котором оно на писано, западными учёными названо «Зенд-Авеста».

Исторические бедствия в течение многих веков, начиная с завоевания Александром Великим и кончая арабским нашествием в 651 г. по Р.Х., сведшим почти на нет само существование зороастризма в Персии, привело к тому, что большая часть Авесты до нас не дошла. Если преувеличена легенда о том, что Александр Великий сжёг якобы подлинник Авесты, написанный золотыми чернилами на 12000 коровьих кож, то уже не фантазия, а исторический факт, что ещё в древности персидским царям позднейших династий приходилось повсюду разыскивать разрозненные книги Авесты.

Так или иначе, следует отметить, что Авеста началась в бронзовом веке, когда ещё не знали железа (начало железного века – XIV-XIII в.в до Р.Х.), а также и соль тогдашним иранцам не известна – железо и соль в Авесте не упомянуты.

Современный текст Авесты состоит из пяти частей: Ясна, Виспарад, Вендидад, Яште и Кхордех-Авеста.

Ясна посвящена главным образом религиозным обрядам. Она состоит из 72 глав, что напоминает традиционный пояс, который обязаны носить зороастрийцы, сделанный из 72 нитей белой овечьей шерсти. Ясна включает в себя пять «Гат», священных поэм, представляющих по своему языку  самую древнюю часть Авесты и, вероятно, написанных самим Зороастром. «Гаты» являются наиболее почитаемым писанием зороастрийцев с незапамятных времён.

Виспарад представляет собой дополнение к Ясне и также читается во время различных религиозных служб в течение года и шести праздников Гахамбара.

Вендидад не есть собрание молитв. Он разделён на 22 главы (Фиргара) имеющие самое разнообразное содержание. Есть главы, трактующие о клятве, об обещаниях, о разных правилах поведения, как например, омовениях, очистительных церемониях, о содержании в чистоте воды (колодцев, озёр), об отношении к 4 элементам, о погребении (о «дакмах» - «башнях безмолвия»), о животных и т.д.

Яште есть собрание молитв для обращения к Богу, Амешаспентам и к некоторым ангелам.

Кхордех- Авеста  («малая Авеста») есть собрание молитв, читаемых в течение дня, особенно в важные дни каждого месяца, а также по поводу личных событий в жизни верующего, счастливых или несчастных, например вовремя рождения детей, свадьбы, смерти и т.п.»

                Почему так много молитв и указаний? Развитие мышления, интеллекта? Развитие духовности?

«Основа учения Зенд-Авесты есть чистый монотеизм, не признающий никаких других богов, кроме Агурамазды. Зороастр был категорически против идолопоклонства, против кровавых жертв (даже животных), против вина и наркотических снадобий, которые в его время применяли в своих обрядах язычники. Он проповедовал необходимость внутренней моральной чистоты и добродетельной жизни, всячески поощряя занятие земледелием и садоводством.

Никто не должен оставаться безразличным к ближнему; бедность, нищета – явления, с которыми все должны бороться. Религия Зороастра требует активности во внешней и во внутренней жизни. Добрые мысли, добрые слова и добрые дела являются основой праведности. Зороастр думал не только о своих непосредственных последователях, но вообще о всех людях на земле и говорил, что готов немедленно идти в любую страну, где есть хоть один человек нуждающийся в помощи.

Поэтому и современный маздеизм обращается ко всем народам и ко всем людям без исключения и требует милости в отношении не только людей, но и животных.

Всё живущее находится под защитой шести Архангелов, которые во всём отдают отчёт Всевышнему».

Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 36).


Рецензии