Как был перевоспитан юный хам
Отрывок из большого интервью, взятого мной когда-то у одного
директора школы в Казахстане
- ... Но я все-таки хочу понять, почему школьники и выпускники школ не знают или очень плохо знают классику? Я ещё хотел бы понять и причину их плохой воспитанности? Мне кажется, что между незнанием классической литературы и плохой воспитанностью есть прямая связь.
- Согласна. Дети – слепок своих родителей. Значит, их родители не читали классическую литературу. Что же касается воспитания... Я считаю, что 80 % родителей всё-таки занимаются воспитанием своих детей, а как — это другой вопрос, 20 % - вообще не занимаются воспитанием своих чад. Дети в таких семьях растут как трава, сами по себе. Может быть, под ваше наблюдение попали именно эти 20 % невоспитанных. Вот бывает так. Ученик проявил хамское отношение к учителю или к своему однокласснику. Я тогда вызываю его родителей и говорю им: «Я вас сюда вызвала не ругать, не как директор школы, а как мать. Вот что я хочу вам сказать. Мы ему несмотря на его плохое поведение дадим необходимое образование. Учителя ему простят его хамство. Потом он пойдёт в институт, ему и там простят. Потом он получит диплом и пойдёт на предприятие. Вот там его хамство уже не потерпят». И предлагаю: «Давайте мы с вами поставим его не место. Пока это не поздно».
Если родители идут навстречу мне, то получается хороший результат. А некоторые родители мне говорят: «А вы знаете, из грубиян и хамов получаются хорошие начальники, руководители, лидеры». Я этому никогда не поверю. И вот что интересно. В начальных классах мы по разговору, по поведению школьника видим, какие у него родители, какие у них отношения, как они разговаривают дома, как они себя ведут. И всё, что родители делают дома не так, их дети в точности повторяют это в школе. У меня был такой случай в школе. Один восьмиклассник хамил техничке школы, хамил классному руководителю, хамил своим сверстникам, и у него рот никогда не закрывался. Однажды я вызываю в школу его мать и беседую с ней. Она не хочет признавать вину своего сына. Тогда я говорю ей: «Сходите на базар. Далеко не надо ходить, сходите на базар «Коктем» в микрорайоне Авангард. Там стоит мужчина, который торгует семечками. Вот посмотрите на этого мужчину. Он постоянно ругается со стоящими рядом с ним женщинами. Иногда не выбирая выражения. Таким будет и ваш сын. Я вам ничего больше не буду говорить. Просто возьмите своего сына с собой и сходите на базар «Коктем» и там понаблюдайте за тем мужчиной. И вы увидите, каким в недалёком будущем станет ваш сын». И мальчику говорю то же самое: «Сходи с матерью на базар и посмотри на мужчину, который торгует там семечками. Он на базаре ругается с женщинами, потом домой приходит и ругается с женой, с детьми. А раньше он, наверно, ругался со всеми, с которыми работал на предприятии. И ты таким же будешь. Ты сейчас учишься в восьмом классе, потом будешь учиться в техникуме или в институте. Но рано или поздно ты незаметно для себя станешь точно таким же, как тот мужчина на базаре. И однажды сам окажешься на каком-то ряду на одном из базаров города».
И вот однажды ко мне приходит его мать и говорит: «Мы сходили на базар. Посмотрели на того мужчину. Боже упаси! Мой сын смотрел на него с ужасом в глазах. После этого сын изменился. Наверно, этого заметили и учителя?». Я подтвердила. Действительно, по словам педагогов он изменился. Стал молчаливым и задумчивым. Задев кого-то случайно, тут же извинялся. К учителям стал относиться с уважением, а у классного руководителя попросил прощения за прежнее поведение. О чем это говорит? Если негатив остановить вовремя, то он останавливается навсегда.
Но бывают виноваты и учителя. Бывают такие, к каким не захочешь своего ребёнка приводить учиться. Кстати, и их можно отнести к числу жертв неправильного воспитания в семье. Я думаю, что в педагогических институтах надо конкретно преподавать будущим учителям психологию. Чтобы они уже в первом классе к ученику умели и могли подобрать нужный ключ и помочь ему избавиться от каких-то негативных качеств, усвоенных им в семье. Для меня например, где бы я ни работала, дисциплина в школе – задача номер один. Дисциплина - это качество обучения, качественное выполнение всего годового плана, уважение младшими старших и т. д. Это моё кредо. Что же касается детей, то у них надо воспитывать стремление к чему-то с раннего возраста. Мы, например, в своё время стремились стать октябрятами, потом – пионерами, потом комсомольцами, т. е. мы всегда к чему-то хорошему стремились. И сегодня нам нужно воспитывать у ученика такое же стремление к лучшему. Потом, раньше мы чем-то были заинтересованы. Ходили в кружки в Дом пионеров, например. И там нас руководители кружков учили чему-то хорошему. Сейчас у детей всего этого нет. Отняли у них все это. И это очень печально...
г. Атырау. Республика Казахстан
2009 г.
Свидетельство о публикации №224081300417
а ещё есть такая обширная наука как эзотерика. она говорит, что характер и судьба человека закладывается при рождении, ещё на небесах. например: есть знак зодиака "Скорпион" человек рождённый под этим знаком на столько "упёртый", что может до изнеможения, до смерти доказывать свою позицию, даже если понимает, что он не прав. и это, педагог, должен иметь ввиду и учитывать подобные качества характера ученика.
хороший педагог - это призвание и он по определению мудрый человек.
при приёме в институт обязательно должны быть соответствующие тесты, на пригодность человека не работать, а служить учителем, воспитателем.
на эту тему можно много говорить и дискутировать. с уважением,
Анатолий.
Анатолий Матиенко 19.01.2025 11:07 Заявить о нарушении
Карл Иса Бек 19.01.2025 12:42 Заявить о нарушении