самый-самый Народный генерал и Герой Денисов С. П

 ДЕНИСОВ  Сергей Прокофьевич (12.12.1909, хут. Постоялый Острогожского уезда н\в Лисичанское сельское поселение Ольховатского района - 6.6.1971, Новодевичье кладбище Москвы) комбриг (22.2.38 № 0170/п), комдив (8.8.39 № 03514), комкор (21.3.40 № 01166), генерал-лейтенант авиации (4.6.40 № 945), Герой Сов. Союза (4.7.37 № 51 и 21.3.40 № 4), 1-й и единственный дважды Герой из уроженцев Воронежской обл. до ВОВ; моторист машинно-тракторной станции в г. Россошь (1922-29), доброволец РККА (15.10.29), моторист 17-го авиационного парка (1929-31), окончил военную школу пилотов при 83-м авиационном отряде (1931), младший лётчик (1931-32), старший лётчик 33-й авиаэскадрильи (1932-34), командир отряда 41-й авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады ВВС Белорусского военного округа (1934-36), командир авиационного отряда истребителе И-16 (5.11.36-25.4.37), участник боевых действий с повстанцами в Испании, совершил более 200 боевых вылетов, сбил лично 3 и в группе 4 самолёта противника, командир истребительного авиационного полка (5.5.37-15.8.38), году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба РККА (1938), командир 142-го легкобомбардировочного авиабригады ВВС Белорусского военного округа (25.8.38-15.4.39), командующий 2-й Армией особого назначения с штабом в Воронеже (1939), старший группы военных специалистов в военном конфликте с Японией в районе реки Халхин-Гол (1939), командующий ВВС 7-й армии (10.1.40-15.4.40), командующий ВВС Закавказского военного округа (1940-41), освобождён от должности «за низкую боевую подготовку частей и неудовлетворительное состояние материальной части» (20.6.41), начальник Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы пилотов им. А.Ф. Мясникова (1941-42), приказом командующего ВВС Красной Армии освобождён от должности как неумение устранять недочёты в работе, отсутствие авторитета у подчинённых и злоупотребление алкоголем (20.11.42), командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии (5.2.43-14.12.43), хорошо проявил себя во время Курской битвы и битвы за Днепр, за злоупотребление алкоголем снят с должности и получил строгий выговор по партийной линии, старший помощник начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии (15.2.44-25.10.46), учился в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (1.10.46-15.11.47), в отставке по болезни; награждён орденами: Ленина (4.7.37), Красного Знамени (2.1.37 и 29.8.39), Александра Невского (28.7.43); в зале Памяти на Поклонной горе в Москве среди 115 Героев Сов. Союза удостоенных звания дважды высечена фамилия золотом в мраморе; в с. Постояловка его именем названа улица, установлен бронзовый бюст (1953); в Ольховатке на площади установлены: бюст (8.5.2015) и мемориальная доска, на здании Новохарьковской школы, где учился, информационная доска (2010).

Воинские звания
старший лейтенант (14.03.1936)[15]
капитан (1937)
майор (1937)
полковник (1937)
комбриг (22.02.1938)[16]
комдив (8.08.1939)[17]
комкор (21.03.1940)[18]
генерал-лейтенант авиации (4.06.1940)[19]


Память

В 1953г. установлен бронзовый бюст Героя в хуторе Постоялый Ольховатского района Воронежской области.
в хуторе Постоялый Ольховатского района Воронежской области именем Героя названа улица.
К 65-летию Великой Победы на здании школы села Новохарьковка, где учился Герой, была торжественно открыта мемориальная доска.
Бюст в Ольховатке Ольховатского района Воронежской области.
В 2010г. на здании начальной школы в слободе Новохарьковка Ольховатского района Воронежской области установлена мемориальная доска.



все-все подробненько... см.


Денисов Сергей Прокофьевич (1909-1971), пятый и последний из довоенных Дважды Героев Советского Союза, удостоенный прижизненного памятника у себя на родине, продемонстрировал редкий пример того, как пристрастие к пьянству может помочь уберечь человека от опасности.
Золотые Звёзды получил за Испанию (04.07.1937) и за Финскую Войну (21.03.1940, в тот же день повышен до комкора, что для 30-летнего парня было необычайно стремительным взлётом даже для того периода). 4 июня 1940 года переаттестован на генерал-лейтенанта.

На Халхин-Голе был старшим группы военных специалистов, направленных на усиление действовавших в зоне боёв авиачастей, был удостоен 10.08.1939 монгольского ордена «Боевого Красного Знамени за воинскую доблесть» – видимо, во время того самого легендарного массового награждения пилотов, когда о прибытии маршала Чойбалсана лётчиков, по всей вероятности, заранее не уведомили, что вылилось в очень зрелищное, но совершенно хаотическое мероприятие, запечатлённое в серии классических фотографий, оставивших для потомства свидетельство небывалого даже для довоенной Красной Армии панибратства.
За успехи на Халхин-Голе был повышен до комдива (8.08.1939)

Судьба Денисова явила редкий пример того, как пьянство парадоксальным образом может помочь спасти жизнь - во многом из-за своего пагубного пристрастия Денисов самый тяжёлый начальный период Великой Отечественной провёл на тыловой должности начальника эвакуированной в Саратов Качинской военно-авиационной школы пилотов (был разжалован за 2 дня до начала Войны с должности командующим ВВС Закавказского военного округа). Но даже из училища он тоже был изгнан 20 ноября 1942 года, как не справившийся, за неумение устранять недочёты в работе, отсутствие авторитета у подчинённых и злоупотребление алкоголем. Три месяца находился в резерве командующего ВВС, что в тот период резко повышало шансы на выживание.

С февраля 1943 года — командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Во главе дивизии хорошо проявил себя во время Курской битвы и битвы за Днепр. Под руководством Денисова личный состав совершил в сражении под Орлом и Курском 1400 вылетов, провел 67 воздушных боев, сбив 73 вражеских самолета, потеряв при этом только 16 своих (соотношение 4:1). Один из полков дивизии стал гвардейским, второй был награжден орденом Красного знамени. Десятки летчиков получили звания Героев Советского Союза.

Но за злоупотребление алкоголем Дважды Героя опять стали «критиковать», он сначала получил строгий выговор по партийной линии, а 14 декабря 1943 года был снят с должности командира дивизии, после чего опять оказался на тыловой должности старшего помощника начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии.

С 1947г. в отставке по болезни, после чего мирно прожил до 1971 года в Москве, скончавшись в возрасте 61 года.
В Москве 1944—60г. жил на улице Горького (ныне Тверская), 8, корпус 1; в 1960—65г. — на улице Демьяна Бедного, 7; в 1965—71г. — во Вспольном переулке, 16, строение 2. Скончался 6.6.1971г. в Москве.

Биография Сергея Прокофьевича Денисова (1909 - 1971) - хорошая иллюстрация того, что не каждый блестящий боец может стать столь же хорошим "командиром над бойцами".
Во время войны в Испании Денисов отличился как лётчик-истребитель и в 1937 году получил звание Героя Советского Союза. После этого он резко пошёл на повышение - боевой опыт есть, армия быстро численно увеличивается; репрессии 1937-38 годов открыли много новых ваканcий. Взлёт просто головокружительный:
1937 год — командир истребительного авиационного полка.
1938 год — командир авиабригады.
1939 год — командующий 2-й [воздушной] Армией особого назначения (АОН-2).
1940 год — командующий ВВС 7-й армии. В этой должности участвовал в Советско-финской войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
В апреле 1940 года С. П. Денисов назначен командующим ВВС Закавказского военного округа (в 31 год!)
Казалось бы - передл нами будущий "авиационный Наполеон", не меньше.
Однако дальше:

Освобождён от должности 20 июня 1941 года «за низкую боевую подготовку частей и неудовлетворительное состояние материальной части».
Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 года он — начальник Качинской военно-авиационной школы пилотов имени А. Ф. Мясникова. Приказом командующего ВВС Красной Армии А. А. Новикова от 20 ноября 1942 года был освобождён от должности начальника авиашколы, как не справившийся. Кроме того, ему в вину были поставлены неумение устранять недочёты в работе, отсутствие авторитета у подчинённых и злоупотребление алкоголем. Три месяца находился в резерве командующего ВВС.
С февраля 1943 года — командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Во главе дивизии хорошо проявил себя во время Курской битвы и битвы за Днепр. Но Героя опять подвело злоупотребление алкоголем, за что он сначала получил строгий выговор по партийной линии, а 14 декабря 1943 года был снят с должности командира дивизии. С февраля 1944 года — старший помощник начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии. С октября 1946 года по ноябрь 1947 года учился в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С 1947 года в отставке по болезни.

"с февраля 1944 года — старший помощник начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии." - генерал-лейтенант на должности "помощника начальника отдела Управления" это нонсенс; слишком низкая должность. Человека явно пытались "пожалеть и дать второй шанс", но из этого ничего не вышло:
В 1945 году начальник Управления формирования и боевой подготовки ВВС РККА Генерал - майор авиации Волков в аттестации отметил:

"Генерал - лейтенант авиации С. П. Денисов в Управлении работал мало и без желания, самостоятельно разрабатывать документы не умеет и желания учиться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней"

Подводя краткий итог деятельности С. П. Денисова после Испании, О. С. Смыслов пишет в своей книге "Асы против асов":

"Судьба известного лётчика, Генерала С. П. Денисова, чьи неоднократные записки о недостатках наших истребителей 2 года не доходили до Сталина, сложилась несколько иначе, чем многих его коллег "испанцев", уничтоженных в начале Великой Отечественной войны. Но и он себя не нашёл в военачальниках. Ведь не всегда отличный лётчик может быть отличным командиром. К сожалению, такое противоречие действует и теперь.

Сергей Прокофьевич авиашколу окончил в 1931 году. Прошёл должности младшего, старшего летчика и командира звена. Потом Испания и звание Героя Советского Союза. С 1937 года за 4 месяца Денисов вырос в званиях от Старшего лейтенанта до Полковника ( Капитаном - 2,5 месяца, Майором - 1 месяц ), а в должностях - от командира отряда до командира авиабригады ( через эскадрилью и полк ).

В 1938-м комбригом он командовал 2-й авиационной армией особого назначения на Халхин - Голе, а потом в звании комдива ВВС - 7-й армией в Советско - Финляндской войне, где стал дважды Героем Советского Союза.

С Апреля 1940 года - командующий ВВС Закавказского военного округа, но в Августе его назначают начальником Качинской авиационной школы. Кто знает, если бы он не написал тогда свои записки по качественному улучшению истребителей, где бы он был вместо Качи ?.. Сталин не забыл этого поступка, потому и прощал ему многое. А прощать было что. Ведь именно там этот 33-летний Генерал в 1942 году "показал себя недостаточно твёрдым и волевым командиром". По мнению проверяющих, он "в отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочёты в работе... Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолётах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего по 2 - 3 дня не бывает на службе..." И это в суровые годы войны !

В ноябре 1942г. Денисова освобождают от должности и держат в распоряжении Управления кадров ВВС, а в Феврале 1943г. назначают командиром истребительной авиадивизии. Ею он командует год, но продолжает пить и не проявляет желания осваивать современные истребители. Значит, снова не справился...

Теперь его назначают с понижением - старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управление формирования и боевой подготовки ВВС. Но и там ничего не вышло. Его начальник писал: "При отсутствии у Денисова достаточной силы воли и при его слабохарактерности, столь большое возвышение вскружило ему голову, он начал пьянствовать, несерьёзно относиться к своим служебным обязанностям и личному усовершенствованию". Даже в тылу, в тепле и уюте молодой Генерал - лейтенант и дважды Герой Советского Союза не хотел работать, не умея и не желая разрабатывать текущие документы. Периодически и в среднем раз в месяц он и там уходил в запои, продолжавшиеся от 3 до 5 дней.

В 1946г. ему дали ещё одну попытку покомандовать дивизией уже в мирном небе, но назначение не состоялось. Как итог - авиационное отделение Академии Генерального штаба, а через полгода (в ноябре 1947г., в возрасте 38 лет) - увольнение из армии по болезни в запас. В общем, с командира звена так ничего и не вышло, как и не вышло из некоторых его коллег, отличных и бесстрашных лётчиков в Монголии, в Испании, и в Китае...

А всё потому, что они не смогли подняться выше своего уровня - уровня командира звена и эскадрильи. В современной войне такие "военачальники", как и те, кто отличился в Гражданской, оказались ненужными. Но при этом никто из них не отказался от высоких должностей".





ДЕНИСОВ СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВИЧ...                исследовал Олег Шушаков

Родился 25.02.09г. на хуторе Постоялый Ольховского района Воронежской области, в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку.

В РККА с 1929 г. Был мотористом авиаотряда. По решению командования для обучения летному делу был направлен в тренировочный летный отряд в Бобруйск. Член ВКП(б) с 1930 г.

"Здесь первыми курсантами и новыми друзьями Денисова стали такие же, как и он, влюбленные в небо парни, уже знакомые с авиацией. Степан Супрун[1] (впоследствии знаменитый летчик-испытатель), оказалось, тоже служил мотористом. Они крепко подружились. Вместе штудировали теорию, а затем учились летать у одного инструктора - Алексея Макарова.

Сперва поднимались в воздух на У-1, или "аврушке", как называли этот неказистый самолетишко... Уже с первых полетов Макаров заметил способности Сергея Денисова. В воздухе тот был спокоен внимателен; ориентировался хорошо, пилотаж усваивал быстро и прочно. Потому-то первому в своей группе инструктор разрешил ему самостоятельный полет. По его же, Алексея Макарова, ходатайству, когда весной 1931 года программа летного обучения была закончена, молодые пилоты Сергей Денисов и Степан Супрун получили путевки в истребительную авиацию[2]".

В 1931 г. назначен младшим летчиком в 11-ю эскадрилью 111-й истребительной авиабригады Ленинградского военного округа. Затем служил в 41-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. Был командиром звена.

"Однажды... в полете строем Денисов шел левым ведомым, крыло в крыло с командирской машиной. Стоял погожий зимний день, горизонт таял в синей дымке. Полет протекал нормально, и ничто не предвещало беды. Внезапно машину резко подбросило. В тот же миг раздался оглушительный скрежет, и самолет, кувыркаясь, ринулся вниз. Инстинктивно повернув голову назад, Сергей онемел: почти по самую кабину обрублен хвост его машины. Понял сразу: правый ведомый врезался на догоне. "Прыгать немедленно!" - мелькнула мысль. Но выбраться из кувыркающегося самолета в меховом комбинезоне и унтах не так просто. А земля надвигалась неотвратимо. Малейшая заминка, растерянность - и все кончено. Денисов не спасовал, он нашел в себе волю и силы выбраться из кабины. А затем, когда мимо пронесся падающий самолет, рванул вытяжную скобу парашюта.

То был первый прыжок в жизни Сергея Денисова. Приземлился удачно, на заснеженный берег реки в нескольких десятках километров от своего аэродрома. Оттуда за летчиком приехала санитарная машина. Денисов стал докладывать о случившемся командиру.

- Видел все, знаю, - прервал тот. - В полете и в аварийной ситуации действовали правильно. Объявляю благодарность! - Подумав немного, добавил: - А за то, что в воздухе не смотрели назад, пятнадцать суток ареста[3]".

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 7.04.37 гг. Сбил 3 самолета лично и 4 в группе[4]. Согласно журналу боевых действий, эскадрилья, состоявшая из трех отрядов, сбила 61 самолет, в т.ч. отряд под руководством Денисова - 49 самолетов. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).

Денисов прибыл в Испанию с группой капитана Тархова[5]. Тархов возглавил эскадрилью И-16, сформированную из летчиков его группы. А тремя отрядами командовали капитан Бочаров и старший лейтенант Денисов и капитан Колесников.

Отряд Денисова базировался на аэродроме Алькала-де-Энарес.

05.12.36 г. он сбил "хейнкель" в составе группы.

Утром 5 "юнкерсов" под прикрытием 15 истребителей бомбили Мадрид. В 15.00 националисты повторили налет 6 бомбардировщиками под прикрытием 14 "хейнкелей". 13 И-15 и 17 И-16 смогли их перехватить... В этом бою были сбиты 2 истребителя противника, которые "упали и загорелись"... Один из них уничтожило звено... Сергея Денисова[6].

16.12.36 г. он сбил истребитель Не.51 лично и бомбардировщик Ju.52 в группе.

В 13.30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не 51 и 1 "фиата". Два "хейнкеля" упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, "возле Мадрида". Был подбит и один "юнкерс". Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери.

Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) "Юнкерса" и 4 "хейнкелей" (2 - Колесников и по одному - Денисов и Дубков)[7].

16.02. 37 г. сбил 2 бомбардировщика Ju.52 в группе.

Произошел бой с группой 10-11 "юнкерсов", прикрытых 32 истребителями. Без потерь со стороны республиканцев были сбиты 2 "юнкерса" и 2 "фиата". Сначала истребители обрушились на бомбардировщиков, но строй "юнкерсов" не разрушился. Только после второй атаки, проведенной 9 И-16 из отряда Сергея Денисова, 1 "Юнкерс" загорелся и еще 1 "подбитый пошел со снижением и упал"[8].

В начале апреля загранкомандировка Денисова закончилась и он вернулся на Родину.

10.04.37 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

"АЛКСНИС: Скажите, т. Денисов, сколько самолетов Вы сбили?

ДЕНИСОВ: 12 лично, а мой отряд 49, считая Черных...

Мало огня. Огонь-то большой, но на близких дистанциях стрелять плохо: пулеметы стоят широко на плоскостях. Надо добавить еще два пулемета через винт, тогда никто не уйдет. А так бьешь только по плоскостям...

Второй недостаток - И-16 высоту хорошо набирает, но сам радиус восходящей спирали плохой. Противник от нас уходит таким образом. Если их атакуешь и начинаешь завязывать бой, так они лезут винтом вверх...

Взаимодействие с И-15. В особенности когда был Рычагов, мы очень много сбивали их самолетов и своих очень мало теряли. И-15 ходят частью наверху, частью внизу, преобладающая масса наверху. От И-15 они уходят, а если начинают удирать от нас, мы за ними. Как только они начнут пикировать, их принимают И-16, и уже они не уйдут.

С И-15 было очень хорошо взаимодействовать. Сейчас стало хуже, почему-то изменили тактику. И-15 стали ходить внизу, а И-16 наверху...

За последнее время сожгли только одного Юнкерса: загорелся в воздухе, летчики начали прыгать с самолета, но, видимо, включили автопилот. Самолет начал спиралить, пока не врезался в скалу, не сразу упал, возможно, что на нем был раненый летчик. На нашу территорию они не падают...

Их группа дерется, а два-три самолета, "асы", ходят на 3-х тыс. м. Если наш одиночка отошел, они камнем на него сыпятся. Сбили или нет, идут камнем к земле и бреющим уходят. Когда мы двух сняли, они перестали это делать...

Начальство хорошее - Смушкевич и Пумпур, с ними можно было работать[9]".

04.07.37 г. старшему лейтенанту Денисову Сергею Прокофьевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как особого знака отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль N 51.

Вернувшись из Испании, очень быстро рос в звании и должности. Уже в августе 1937 г. полковник Денисов был назначен командиром 142-й авиабригады в Бобруйске. За четыре месяца прошел путь от командира отряда до командира бригады. При этом капитаном был два с половиной месяца, а майором всего лишь месяц[10].

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

22.02.38 г. Денисову было присвоено воинское звание комбриг.

В 1938 г. он был назначен 2-й авиационной армией особого назначения, дислоцированной под Воронежем. 2-я АОН с мая 1938 г. состояла из четырех авиаполков[11] с общей численностью авиационного парка армии - 307 самолетов. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся неќпосредственно наркому обороны.

В 1939 г. он окончил КУКС при Военной академии Генштаб.

В мае 1939 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой опыт, был направлен в Монголию для укрепления авиачастей, участвующих в боях у реки Халхин-Гол.

08.08.39 г. ему было присвоено воинское звание комдив.

Награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом "За воинскую доблесть"[12] (10.08.39).

С мнением Денисова по авиационным вопросам считался сам Сталин.

Вспоминает генерал-полковник авиации Яковлев[13]: "Летом, в конце июля 1939 года, позвонил Сталин...

- У меня сейчас летчик Денисов, воевал в Испании и в Монголии, может дать полезные советы по вашей машине. Повидайтесь с ним.

Через полчаса в мой кабинет уже входил высокий стройный брюнет в кителе с петлицами комбрига...

Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась действительно весьма интересной и полезной для меня, конструктора, не только потому, что он рассказал много интересного как очевидец и участник воздушных боев с немецкими и японскими летчиками, но также и потому, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в сущность современной воздушной войны.

Мы долго с ним беседовали. Обсуждали сравнительные преимущества и недостатки немецких, японских и советских истребительных самолетов. Денисов высказал свой взгляд на роль авиации бомбардировочной и истребительной не только сегодня, но и завтра, если придется воевать. Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 мало сбивали истребителей противника из-за малого калибра и разноса установленных в крыльях пулеметов...

Денисов еще в 1937 году, учитывая опыт первого периода гражданской войны в Испании... написал докладную записку руководителям ВВС и авиапромышленности, но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и спустя два года в боях на Халхин-Голе недостатки наших И-16 и "Чаек" оставались прежними, в чем еще раз убедился Денисов. Тогда-то, вернувшись из Монголии, Сергей Прокофьевич обратился к Сталину, который сразу же вызвал его к себе. Сталин очень рассердился, узнав от Денисова, что по его первой записке не было принято никаких мер. Он с большим вниманием выслушал Денисова и предложил все замечания изложить письменно и материал прислать ему.

Такую записку Денисов написал и вновь был принят Сталиным. На этот раз Сталин вызвал также наркома авиапромышленности М.М. Кагановича[14] и дал нагоняй за равнодушное отношение к первым, двухгодичной давности, сигналам Денисова.

Каганович оправдывался, но спорить по специальным вопросам с таким знатоком, как Денисов, ему было не под силу...

Сущность критических замечаний Денисова заключалась в следующем:

- концепция деления истребителей на скоростные и маневренные порочна;

- у наших истребителей должна быть радиосвязь;

- стрелковое вооружение, как по калибру, так и по размещению на самолете, неудовлетворительно;

- немецкие истребители превосходят советские как по скорости полета, так и по стрелково-пушечному вооружению.

В максимальной степени я постарался учесть замечания Денисова при работе над нашим первым истребителем[15]".

Участвовал в советско-финской войне. Был командующим ВВС 7-й армии.

7-я армия была сформирована в сентябре 1939 г. в Калининском военном округе и в середине ноября переброшена в Ленинградский военный округ на Карельский перешеек.

Боевая задача 7-й армии в соответствии с оперативной директивой Љ 0205/оп состояла в том, чтобы "мощной атакой, во взаимодействии с авиацией, разгромить войска противника, овладеть его укрепленным районом на Карельском перешейке, выйти на фронт Кякисалми, Антреа, Виипури[16]".

В составе ВВС армии было 4 авиабригады (11 авиаполков): 59-я истребительная (7-й, 23-й, 25-й и 38-й иап); 1-я легкобомбардировочная (7-й пикировочно-бомбардировочный, 5-й скоростной бомбардировочный и 43-й легкобомбардировочный авиаполки); 18-я (48-й и 50-й сбап) и 55-я скоростные бомбардировочные (44-й и 58-й сбап).

Тридцать летчиков, штурманов и воздушных стрелков армии за мужество и героизм были удостоены звания Герой Советского Союза.

21.03.40 г. за умелое руководство боевыми действиями ВВС 7-й армии при прорыве линии Маннергейма комдиву Денисову было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Ему была вручена вторая медаль "Золотая Звезда" N 4.

В апреле 1940 г. был назначен командующим ВВС Закавказского военного округа.

04.06.40 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание генерал-лейтенант авиации.

Вспоминает С.Н. Гречко: "В полк прибыл командующий ВВC Закавказского военного округа генерал-лейтенант авиации С.П. Денисов... Генеральские звания в Красной Армии тогда только что были введены, поэтому слово "генерал" звучало еще непривычно. Однако факт оставался фактом: в лице С.П. Денисова я видел советского генерала, да еще какого! Дважды Героя Советского Союза... моего ровесника... Мне, тогда капитану, такое казалось почти недостижимым[17]".

К сожалению, столь молниеносный служебный рост отрицательно сказался на поведении Денисова. Тридцатилетний генерал перестал критически относиться к личным промахам и ошибкам. Он сильно пристрастился к выпивке в ущерб служебным обязанностям, постепенно теряя свой багаж летчика и авторитет командира.

В августе 1941 г. Денисов был назначен начальником Качинской Краснознаменной военной авиационной школы им. тов. Мясникова.

Вспоминает летчик-истребитель Кривошеев: "В августе 41-го года наше училище из Качи эвакуируют, переводят его в Красный путь, это - между Сталинградом и Ростовом-на-Дону, там был какой-то гарнизон, но это - в степи, казарм не хватало. Нас, 7 учебных эскадрилий, разбросали по всей округе. Я был в пятой эскадрилье, командир эскадрильи - Воротников. Сразу же организовали полк инструкторов, и он в их числе улетел на фронт. Нам дали командиром эскадрильи Победоносцева.

Когда приехали в Красный путь, назначили начальником училища дважды Героя Денисова... Зима - не за горами, и каждое звено вырыло себе землянку - прямо в земле большая яма, перекрытая бревнами и засыпанная сверху землей. В ней кроватей не было, а были земляные выступы, как нары. Началась зима, а у нас на 120 человек - 4 пары сапог было. Дров нет, угля нет, ничего нет, даже обед не на чем приготовить. Так отрядили курсантов, сделали сани с полозьями из лыж и за 15 километров от расположения части мы ездили и перевозили траву. Она у основания была в палец толщиной. Так на этой траве готовили, согревались. А для поддержания хорошей физической формы перед входом в столовую поставили коня и брусья, не перепрыгнешь, - в столовую не попадаешь, а есть-то, хочется.

Немцы уже подходят к Москве, Ленинград - в кольце блокады, общее настроение - ужасное. И вдруг, в ночь на 6 декабря - боевая тревога. Мы поднимаемся, и командир эскадрильи Победоносцев говорит: "Под Москвой произошел прорыв!" Столько-то танков уничтожено, столько-то солдат взято в плен. Гарнизон просто воскрес! Мы воспряли, стали совсем другие люди! Весь Союз за Москву дрался! Денисов что сделал? Хоть казарм и не хватало, он взял из-под Москвы человек 20 пленных немцев, и когда мы на занятия уходили, их проводили перед нашими глазами, и он говорил: "Вот видите пленных немцев? Это под Москвой взяли". В каком учебнике можно написать, как воспитывать в людях уверенность в себе? А у нас после победы под Москвой было очень хорошее моральное состояние, такие были у нас мудрые командиры.

К нам в землянку приходили преподаватели, проводили занятия, приносили харч, зимой мы мало летали, - не было топлива. Из самолетов были только И-16, те, что мы привезли. Еще на Каче я успел самостоятельно на нем вылететь. Ранней весной начали летать. На самолет дают мизер бензина, полетов мало. Готовили не весь отряд, а 1-2 человека с эскадрильи, когда они программу заканчивали, то их одевали, как следует, и отправляли на фронт... Нас закончило 5 человек, с каждой эскадрильи - по одному человеку".

Непосредственный начальник Денисова, заместитель командующего ВВС Приволжского военного округа генерал-майор авиации Игнатов, аттестуя его в 1942 г., в числе крупных служебных недостатков отметил невыполнение авиашколой плана подготовки пилотов и наличие в ней большого количества летных происшествий. В числе причин назывались: плохая организация полетов и предполетной подготовки, слабое знание соответствующих инструкций и наставлений по эксплуатации техники постоянным и переменным составом, отсутствие постоянной жесткой требовательности начальников к подчиненным, формальное проведение методических занятий.

Летом и осенью 1942 г. две специальные комиссии провели комплексное обследование авиашколы, отметив, что "за период командования школой тов. Денисов показал себя недостаточно твердым и волевым командиром. В отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочеты в работе... Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолетах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего 2-3 дня не бывает на службе[18]".

По материалам названных комиссий командующий ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации Новиков 20.11.42 г. подписал приказ об освобождении Денисова от занимаемой должности, как не справившегося[19].

До февраля 1943 г. Денисов находился в распоряжении Управления кадров ВВС.

С 26.12.42 г. по 14.12.43 г. был командиром 283-й истребительной авиационной дивизии[20] 16-й ВА. Дивизия обеспечивала боевые действия двух штурмовых авиадивизий смешанного авиакорпуса, в состав которого входила.

Во время боев на Курской дуге под руководством Денисова части дивизии произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбили 73 самолета противника, потеряв только 16 своих. Один из полков дивизии был преобразован в гвардейский, а второй стал Краснознаменным.

Трудно было в те напряженные дни застать генерала Денисова в штабе. Он вылетал на полковые аэродромы. На месте, в частях и подразделениях, контролировал организацию боевой работы. Помогал командирам быстрее вводить в строй пополнение летного состава. А когда требовалось лично убедиться в боевой выучке авиаторов или же проверить, насколько результативен тот или иной способ тактики действий, добивался разрешения и в составе групп истребителей поднимался во фронтовое небо.

Командующий 16-й ВА генерал-лейтенант авиации Руденко[21], констатируя соответствие Денисова занимаемой должности, отметил в то же время в числе его недостатков отсутствие желания осваивать современные истребители и чрезмерное увлечение спиртными напитками - за злоупотребление алкоголем Денисов получил строгий выговор от партийной комиссии 16-й ВА. В декабре 1943 г. он сдал дивизию новому командиру и убыл в распоряжение командующего ВВС.

С февраля 1944 г. служил в Главном штабе ВВС. Был старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке, что являлось значительным понижением.

В конце апреля 1945 г. начальник Управления формирования и боевой подготовки ВВС РККА генерал-майор авиации Волков в аттестации отметил: "Генерал-лейтенант авиации Денисов в Управлении... работал мало и без желания, самостоятельно разрабатывать документы не умеет и желания учиться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней. Работой в Управлении тяготится... Авторитетом среди офицеров Управления не пользуется... Партсобрания старается не посещать[22]".

В 1946 г. Денисов был направлен на авиационное отделение Военной академии Генштаба, однако проучился в ней лишь полгода и в ноябре 1947 г. в возрасте 38 лет был уволен в запас по болезни.

С октября 1948 года - начальник лётно-испытательной станции авиационного завода № 3.

В октябре 1951 - июне 1953 гг. - начальник лётно-испытательной станции ОКБ М. Л. Миля. Руководил проведением испытаний вертолётов конструкции И. П. Братухина, Н. И. Камова и М. Л. Миля - Б-11, Ка-10 и Ми-4. Освоил пилотирование вертолёта Ми-1.

В 1955-1957 гг. был заведующим Московским филиалом Ленинградского института усовершенствования руководящих инженерно-технических работников. В сентябре 1957 года филиал был преобразован в самостоятельное учебное заведение и до декабря 1958 года С. П. Денисов возглавлял Московский институт усовершенствования руководящих инженерно-технических работников.

С июля 1964 года работал начальником лаборатории, старшим экспертом и начальником отдела во Всесоюзной торговой палате.

Умер 16.06.71 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Дважды Герой Советского Союза (4.07.37, 21.03.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями, орденом "За воинскую доблесть" МНР.


Литература:

Гринько А.И., Улаев Г.Ф. Богатыри земли Воронежской. - Воронеж, 1965. 115-117.

Дважды Герои Советского Союза. - М., 1973. С. 70-71

Люди бессмертного подвига. Кн. 1. - 4-е изд., испр. и доп. - М., 1975. С. 348-357.


Примечания:

[1] Супрун Степан Павлович (1907-1941) дважды Герой Советского Союза (20.05.40, 22.07.41), подполковник. Украинец. В РККА с 1929 г. С 1933 г. служил в НИИ ВВС. Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в 1939-40 гг. Лично сбил 6 самолетов противника. В 1940-41 гг. служил в НИИ ВВС. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 401-м истребительным авиаполком особого назначения. Лично сбил 4 самолета противника. 4.07.41 г. погиб в воздушном бою.

[2] Ковалев С. Песня высоты // Люди бессмертного подвига. Очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. Книга 1 / Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Политиздат, 1975. С. 352.

[3] Там же.

[4] 1 - в составе звена, 1 - в составе двух звеньев, 2 - в составе отряда.

[5] Группа советских добровольцев, 31 летчик, 38 человек наземного технического персонала и 10 рабочих завода Љ 21, прибыла 3-4.11.36 г. в Аликанте на транспортах "Курск" и "Благоев". Вместе с группой в Испанию был доставлен 31 истребитель И-16 тип 5.

[6] Абросов С.В. Указ. соч. С. 47.

[7] Абросов С.В. Указ. соч. С. 51.

[8] Абросов С.В. Указ. соч. С. 75.

[9] РГВА. Ф. 29. Оп. 34.Д. 224.Л. 180-206.

[10] Черушев Н.С. 1937 год: Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2003. С. 269.

[11] Каждый полк имел в своем составе 61 бомбардировщик и 15 истребителей.

[12] Орден Боевого Красного Знамени МНР был учрежден в 1926 г. и первоначально назывался "За воинскую доблесть", в 1940 г. был переименован в "Красное знамя за воинскую доблесть", позднее, с 1945 г. получил современное название.

[13] Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989), дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник авиации, академик АН СССР. Создатель истребителей Як-1 (выпущено 8721 шт.), Як-3 (выпущено 4848 шт.), Як-7 (выпущено 6399 шт.), Як-9 (выпущено 16769 шт.). Всего под его руководством было создано более 100 типов самолетов. Лауреат шести Сталинских премий, Ленинской и Государственной премий.

[14] Каганович Михаил Моисеевич (1888-1941). Еврей. Член РСДРП с 1905 г. С 1917 г. на советской и партийной работе. В 1923-27 гг. - председатель Нижегородского губсовнархоза. С 1928 г. - член коллегии РКИ СССР и член Президиума ЦКК ВКП(б). Член ВЦИК и ЦИК СССР. С 1931 г. - начальник Главного машиностроительного управления и зам. председателя ВСНХ СССР. С 1932 г. - зам. наркома тяжелой промышленности СССР. Член ЦК ВКП(б) с 1934 г., в 1934-39 гг. - кандидат в члены Оргбюро ЦК. С 1936 г. - зам. наркома, в 1937-39 гг. нарком оборонной промышленности СССР. В 1939-40 гг. нарком авиационной промышленности СССР. С 1940 г. - директор авиазавода. На XVIII конференции ВКП(б) в феврале 1941 г. был предупрежден, что если не выполнит поручения партии и правительства, то будет выведен из состава членов ЦК и снят с руководящей работы. Узнав о предстоящем аресте, покончил жизнь самоубийством.

[15] Яковлев А.С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. М.: Политиздат, 1973. С. 171-173.

[16] Тайны и уроки Зимней войны. 1939-1940. - СПб., 2000. С. 77.

[17] Гречко С. Н. Указ. соч. С. 11.

[18] Черушев Н.С. Указ. соч. С. 271.

[19] Черушев Н.С. Указ. соч. С. 272.

[20] Впоследствии 283-я истребительная авиационная Камышинская Краснознаменная ордена Суворова дивизия.

[21] Руденко Сергей Игнатьевич (1904-1990) Герой Советского Союза (19.08.44), Маршал авиации (1955). Украинец. В РККА с 1923 г. В 1927 г. окончил военную авиашколу, в 1932 г. - командный факультет, а затем - оперативный факультет ВВА и был назначен командиром авиабригады. В 1936 г. награжден орденом Ленина. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 31-й дивизией, ВВС 61-й армии, ВВС Калининского фронта, 7-й ударной авиагруппой Ставки ВГК, был зам. командующего 8-й ВА, зам. командующего и командующим 16-й ВА. После войны был командующим ВДВ, Дальней Авиацией, начальником Главного штаба ВВС - 1-м зам. Главкома ВВС, начальником ВВА им. Гагарина. Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС и депутатом ВС СССР. С 1973 г. - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Избирался депутатом ВС СССР и РСФСР, кандидатом в члены ЦК КПСС.

[22] Черушев Н.С. Указ. соч. С. 274.


Рецензии