Новая Басманная 10
Тогда коммуналки на Новой Басманной 10 начали расселять для реконструкции «псевдоготического замка» под административное учреждение. И вполне обоснованно – огромные декорированные помещения явно выходили за бытовые и эстетические рамки «социалистического жилища». Автор Доходного дома Басманного Товарищества – известный архитектор из Польши Адольф Норбертович (Ноевич) Зелигсон, долгое время жил в Москве, построив ряд роскошных особняков и доходных домов в стиле модерн и Ар Нуво. Его партнёром по созданию в 1913 году комплекса на Новой Басманной 10 был прогрессивный инженер-архитектор Н.Г.Фалеев.
Судьба распорядилась так, что я (по заверениям девушек) попал именно в квартиру Зелигсона. Он спроектировал обитель для своей семьи в четвёртом этаже северо-восточного угла дома. Окна комнат выходят в основном на Новую Басманную – открывая виды на храм Петра и Павла. А главный круглый зал занимает угловое положение. Именно в этом кругу, летом 1984-го (ровно сорок лет назад) мне явились во сне два «персонажа», когда я допоздна проработал над проектом (девушки уехали в очередное паломничество). Это была Стеклянная башня для ежегодного конкурса журнала Японский архитектор – Central Glass... Competition. Мужчины, сюрреалистично «вошедшие» в тёмную, спящую комнату, сочли проект «мрачноватым». Наутро мне пришлось «оживлять» стеклянное здание-фужер, отражающее-собирающее в себе городскую среду (очень похожее на теперешнюю башню Правительства Подмосковья).
Участие в международных «бумажных» конкурсах стимулировало переход сознания от функциональных и художественных вопросов архитектуры к её философскому, концептуальному осмыслению. Это вполне соответствовало приобретаемому статусу PhD. Думаю, подспудно моему «воспарению» на иной уровень способствовали и интерьеры квартиры, значительно превышающие мировоззрение обычного проживания. Особенно четырёхметровая высота просторных комнат, не говоря о значительных размерах подсобных помещений. Помимо круглого зала с мраморным камином запомнилось помещение «домашнего театра» с подиумом в эркере (здесь я кропал диссертацию на своей портативной югославской машинке Unis). Ещё – керамическое панно с ангелом, призывающим к тишине – над входом в комнату, изначально используемую как медицинский кабинет жены архитектора. И наверное – модерновый буфет с плавными формами, отделанный карельской берёзой в сочетании с полированными фисташковыми поверхностями.
13.08.2024 Фото 2020
Северное Измайлово
Поэтическая реляция о тех событиях опубликована в сборнике "Былинки", 2021, стр.122:
ПЁТР И ПАВЕЛ. Этот день, этот дым, этот дом...
О том, что в одной из коммуналок этого дома когда-то проживали Николай и Алексей Фатьяновы, пишет Татьяна Дашкевич:
https://royallib.com/book/dashkevich_tatyana/fatyanov.html
Свидетельство о публикации №224081300680
ПЁТР И ПАВЕЛ Этот день, этот звон, этот... - Konstantin M. Savkin | Facebook
О том, что в одной из коммуналок этого дома когда-то проживали Николай и Алексей Фатьяновы, пишет Татьяна Дашкевич:
http://royallib.com/book/dashkevich_tatyana/fatyanov.html
Константин Савкин 18.12.2024 12:04 Заявить о нарушении