Севкет Явуз. Церковное и светское у Цвингли

ЦЕРКОВНОЕ И СВЕТСКОЕ У ЦВИНГЛИ
Равновесие церкви и государства через Sola Scriptura

Севкет Явуз

Никакая гражданская власть не должна бояться, что учение Христа станет
для нее препятствием. Напротив, магистрат вскоре увидит, что его обязанности никогда не выполняются лучше, мирнее и полнее, чем когда Слово Божье проповедуется
сильно и ясно.1

Никакая доктрина не является более благоприятной для осуществления светской власти или более подходящей в качестве основы для нее, чем учение Христа. 2

I. Пролог и методическая практика

Из наиболее выдающихся фигур процесса Реформации Ульрих Цвингли (1484–1531) был лидером швейцарской Реформации. На него оказали влияние, в частности, гуманисты той эпохи, в частности, Эразм, и он считал, что источником доктрины является Библия (Sola Scriptura), а не (церковь) (читай: Римско-католическая). Его упорное стремление к учебе и страсть к индивидуальной свободе стали очень влиятельными в его дальнейшей жизни и понятиях. Столкнувшись со многими нежелательными ситуациями, Цвингли выступил против продажи наемников. Доктринально, принимая понятия Лютера, он  принял учение об оправдании только верой. Отвергая авторитет Церкви в толковании
Библии, он начал «реформировать» / «отвергать» некоторые традиционные практики, такие как выдача индульгенций, целибат священников, монашество, установка изображений в церквях, сложная литургия, таинство Причастия и тому подобное.3 Не говорим уже о том, что он, в отличие от Лютера, отверг телесное присутствие Иисуса во время Евхаристии / Вечери Господней. Таким образом, некоторые из его последователей позже откололись и основали анабаптизм.4
После этого краткого пролегомена следует оценить историческую конъюнктуру XVI века . На Западе этот век ознаменовался вспышкой Реформы, ранние ядра которой находились в движении лоллардов5, основанном Джоном Уиклифом (ум. 1384) в Англии, и гуситов 6, созданных Яном Гусом (ум. 1415) в Богемии, но эти движения оставались в основном локальными. В целом, реформационное движение было направлено на очищение от средневековых злоупотреблений и искажений Римско-католической церкви и исправление доктрин и практик христианского учения, основанного только на авторитете Библии (Sola Scriptura) и оправдании по благодати через веру (Sola gratia -Sola Fide).
Казалось бы, процесс Реформации был своего рода процессом ретекстуализации
посредством библейского сознания великих реформаторов за счет папской и монархической структуры власти Средневековья. Хотя причинные факторы этого исторического изменения были весьма сложными и многогранными; все же некоторые
из них могут быть историческим влиянием Великого раскола папства, будущим
эффектом соборности7, мирскими амбициями церковных властей, злоупотреблениями и безнравственностью папства и духовенства, в таких вещах, как симония, непотизм и индульгенции, возросшим несоответствием между ожиданиями христиан и
способностью Церкви их удовлетворить; все это можно считать некоторыми из религиозно-политических причин Реформации.
С экономической точки зрения рост торговых операций и переход от
манориальной экономики к денежной приводят к рождению более сильного среднего класса в городских обществах. В результате этих изменений церковь столкнулась с финансовыми трудностями, поскольку она оказалась вовлеченной в манориальную экономику, владела огромными землями и испытывала трудности с покрытием своих расходов.В политическом плане континент находился в состоянии смуты. Одним из важнейших эпизодов позднего Средневековья был кризис в Священной Римской империи (962-1806) из-за спора с папством об инвеституре, роста независимых территориальных княжеств и суверенных имперских городов и постепенного развития национальных государств в Западной Европе. Монархии во Франции, Англии и, позднее, в Испании обрели династическую власть и единство. Этот процесс позволил им контролировать церковь в своих странах и привел к возникновению национальных церквей.
Расцвет культурного Возрождения в XV веке был квинтэссенцией импульса для Реформации, поскольку он повысил уровень образования, подготовил почву для возвращения к античной классике греко-римского мира и способствовал подъему образовательных систем. Наиболее заметным результатом этого культурного «возрождения» были гуманизм и риторика, предлагающие альтернативный
схоластике дискурс. Этот новый дискурс подчеркивал библейские языки
и уделял пристальное внимание литературным текстам. Эта фаза завершилась понятием Sola Scriptura в терминах сотериологии и аксиологии. Благодаря этим быстрым изменениям Ренессанс предоставил библейскую экзегезу, которая заложила основу для библейских реинтерпретаций Мартина Лютера (1483-1546). Более того, христианские гуманисты, такие как Дезидерий Эразм (1466-1536), критиковали церковные злоупотребления и безнравственность Римской церкви. Эразм дал мощный импульс изучению как Библии, так и Отцов церкви.
Изобретение печатного станка в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом (ум. 1468)
усилило идеи Реформации, широко распространив их. Кроме того, влияние мистицизма, номинализма и географических открытий также оказало большое влияние на подъем процесса Реформации в Европе. В таком историческом контексте Цвингли вышел на первый план и провозгласил  собственную программу реформации.
Цвингли был самым ясномыслящим и рационалистичным среди реформаторов. Он
не прошел через дисциплину монашества и мистицизма, как Лютер, а через либеральную культуру Эразма. У него не было мистической жилки, но был здравый, трезвый, практический здравый смысл. Он всегда предпочитал самый простой смысл Библии. Он отверг католические взгляды на грех и телесное присутствие в Евхаристии и придерживался передовых взглядов, которые шокировали Лютера и даже Кальвина. Но он тем не менее благоговейно преклонялся перед Божественным авторитетом вдохновенного Слова Божьего и не имел ни малейшего представления о том, чтобы поставить над ним разум. Его спор с Лютером был просто вопросом интерпретации, и у него были веские аргументы в пользу его экзегезы, как должны признать даже лучшие лютеранские комментаторы.8
Темы «цвинглианской» реформы охватывают такие важные темы, как (а)
христологическая реконструкция (только Иисус является единственным прототипом праведности и честности); (б) ретекстуализация Церкви (она рождена от Слова Божьего
и ее Главой которой является только Христос; Чьи законы являются обязательными при условии, что они истолкованы Писанию; брак законен для всех); (в) переосмысление посредством библейских источников отношений церкви и государства (служение и магистрат не противоречат, а дополняют друг друга, облегчая роли и цели друг друга); (d) иконоборческая перестройка таинств (месса является огромным оскорблением жертвы и смерти Христа и не имеет никакого основания в Священном Писании, как и  телесное присутствие Иисуса в хлебе и вине во время мессы. И нет никакого библейского основания для заступничества мертвых, для чистилища или для изображений, икон или картин.
Согласно Цвингли, посредством библейского восстановления, служение и магистрат могут работать вместе для улучшения человечества. Божественная справедливость является источником всего добра в этом мире и дает основание для человеческой справедливости, отправляемой магистратом. Фактически, согласно Цвингли, политическая и военная власть с ее магистратскими полномочиями находится в лоне Божественной справедливости, но действующей в человеческой справедливости.
Таким образом, церковь и государство должны находиться в равновесном положении, взаимопроникая друг в друга. В проекте Реформации Цвингли церковь и государство вместе с обществом как единое целое; следовательно, возможно правительство или совет, участвующие в упорядочении жизни церкви. Это понятие повлияло на отношения церкви и государства в некоторых частях Швейцарии и других близлежащих странах. Следовательно, его проект мало чем отличается от других реформаторских традиций, таких как Кальвин, который предложил независимость от государства в организации церкви, и в частности в вопросе дисциплины.9
На этом этапе можно задать следующий вопрос. Хотя Цвингли пытается
поместить Божественную справедливость в основу человеческой; в какой степени его проект мог бы быть применим с точки зрения взаимозависимости друг от друга? Как такое христоцентрическое понимание права и политики соответствовало бы такой эпохе, когда процесс Реформации достиг своего апогея? Возможно ли теологически и
практически реконструировать уравновешенные государственные и церковные отношения?

II. Протестантский проект Цвингли: реконструкция государственного и церковного равновесия через Sola Scr;ptura

A. Пролегомены к его реконструкции равновесия министерства и магистрата

В расцвет Реформации в Европе, в Цюрихе, Швейцария, движение возглавлял Ульрих (Хульдрайх). Цвингли. Во время его правления Швейцарская Конфедерация не была централизованным государством, а представляла собой множество различных государств / кантонов, совпадающих по нескольким вопросам. Эти государства стремились к независимости от Священной Римской империи.
В 1519 году Цвингли приступил к исполнению обязанностей народного священника в Великом соборе в Цюрихе, где он читал очень сильные проповеди, основанные на Библии, критиковал церковные злоупотребления, осуждал торговлю  наемниками и отказывался от собственной папской субсидии. Он предложил независимость от епископского контроля и реформу города-государства, в которой и священники, и магистраты будут подчиняться порядку Бога. Его шедевральная работа «67 статей» (1523) для диспута стала основным доктринальным документом для швейцарской реформированной церкви. Кроме того, он женился и, таким образом, нарушил свой обет безбрачия. В 1524 году неоиконоборцы удалили из церкви религиозные статуи, а в 1525 году католическая месса была заменена цвинглианским причастием, в котором хлеб и вино использовались только как символы тела и крови Христа .
Цвингли активно распространял идеи реформ в других швейцарских городах, таких как Базель, Санкт-Галлен и Берн. Он был вовлечен в полемику не только с католическими соперниками, но и с лютеранскими реформаторами, включая Лютера; потому что он отвергал реальное присутствие Иисуса в любой форме в Евхаристии. Хотя до этого предпринималось много примирительных инициатив, попытка примирить понятия  Цвингли и Лютера на Марбургском коллоквиуме (1529) потерпела неудачу. Цвингли также выступил против своего ответвления, т. е. анабаптистов, в Цюрихе, которые отвергали крещение младенцев.10 С другой стороны, когда римско-католические кантоны предприняли шаги в направлении союза с Карлом V. (1500-1588; правитель Священной Римской империи - король Германии и Италии - между 1519 и 1556 годами). Цвингли рекомендовал протестантским кантонам начать предпринимать военные инициативы для защиты своих территорий. Цвингли призывал к войне, но его меры предосторожности не разделяли все остальные протестантские кантоны. Таким образом, протестантские кантоны приняли экономические меры в отношении римско-католических. В октябре 1531 года пять католических кантонов сформировали коалицию для внезапного нападения на Цюрих. Протестанты были почти неспособны защищать себя, поскольку не было никаких предупреждений о войне. Когда их армия смогла собраться вместе, Цвингли выступил с первыми солдатами и был убит в битве при Каппеле (1531). После этой краткой информации о его жизни и деятельности
можно оценить его общие спектры мыслей, интеллектуальные основы и проекты Реформации.11
На Цвингли сильное влияние оказало теоцентричное мировоззрение Августина (ум.
430) и его усердный неоплатонизм.12 Он изучал схоластическую философию, музыку,
а также гуманистические подходы той эпохи, в которую он жил. На него особенно повлияли Пико делла Мирандолла (1463-1494)13 и Эразм, один из величайших гуманистов той эпохи. Можно сделать вывод, что он объединил неоплатоническое и новозаветное понимание Бога через влияние первого, т. е. Пико; потому что «(т)е
неоплатоническая теософия трансцендентности и вездесущности Бога просочилась
из дионисийских текстов к Пико и его комментариям».14 Вкратце, Пико оказал большое
влияние на представления Цвингли о церковной реформе и на его гуманистический подход. В том же ключе он достиг евангельского понимания христианства посредством
изучения Библии и контактов с лютеранами. Он написал много трактатов и книг; особенно широко известны стали его «О свободе и выборе добра» и «67 статей».
Одним из его самых выдающихся и весомых трактатов является «Об истинной и ложной религии», который был написан «так поспешно», говорит он, «потея ночь и ночь в течение трех с половиной месяцев»15 в 1525 году. Это всеобъемлющее и всеобъемлющее исследование доказывает его общую структуру мышления в протестантской традиции, его этические и теологические представления. Эта книга проливает очень поучительный свет на такие темы, как «христианская религия», «Евангелие», «Покаяние», «Крещение», «Евхаристия», «Магистерское служение» и «Статуи и изображения». В целом его реформистские тезисы можно изложить следующим образом:
1. Церковь рождена от Слова Божьего и имеет одного лишь Христа своим Главой;
2. Законы церкви обязательны лишь постольку, поскольку они согласуются с Писанием.
3. Только Христос является праведностью человека и критерием правды;
4. Священное Писание не учит о телесном присутствии Христа в хлебе и вине на Вечере Господней или Мессе;
5. Месса является грубым оскорблением жертвы и смерти Христа;
6. Нет библейского основания для посредничества или заступничества мертвых, для чистилища или для изображений и картин;
7. Брак законен для всех.
8. Служение и магистрат не противоречат, а дополняют друг друга, облегчая роли и цель друг друга.
В отношении служения и магистрата представления Цвингли менялисьот
полного равновесия к полной раздельности-но-взаимопроникновению. Следовательно:
отношение церкви и государства у Цвингли поднимает другие вопросы... Некоторые видят у позднего Цвингли больший акцент на Ветхом Завете, особенно в его понимании пророчества. Цвингли, несомненно, играл политическую роль в городе, хотя он никогда не был, как когда-то говорили, служителем и мэром, советником и клерком в одном лице. Он, безусловно, считал, что положение церкви и общества в Цюрихе больше похоже на Ветхий Завет, чем на Новый, но он все еще толковал Новый Завет, а также Ветхий во второй половине 1520-х годов.16
Вкратце, Цвингли имел очень положительное отношение к политической власти
и утверждал, что «Евангелие Христа не противоречит правительству»; ибо ни одна
церковь не может служить без магистрата, а мир и спокойствие не могут существовать без власти, наказывающей упорных грешников. Резко критикуя «узурпацию духовными лицами» политической власти, он писал, что «юрисдикция, которую церковники присвоили себе, принадлежит всецело светской магистратуре»17. Не предполагая
теократии, он каким-то образом желает государства, функционирующего с религией; ибо «нет города счастливее, чем тот, где установлена истинная религия».

B. От несовместимости к совместимости: государство и церковь в отдельном,
но уравновешенном режиме в проекте Цвинглианской Реформации

1. Первая диалектика: грех требует благодати, а благодать исцеляет грех

Будучи первым поколением Реформации, Цвингли оказал большое влияние на
представления о церкви и государстве в процессах Реформации и в целом сформировал путь, ведущий к равновесию религиозных и политических властей. Его важный
вклад стал одним из самых важных аспектов в формировании религиозного понимания и политико-церковного сотрудничества. Его позицию по этому поводу можно резюмировать следующим образом:
Во-первых, следует иметь в виду, что время, когда Цвингли проповедовал
и писал, в Европе все еще было своего рода христианским миром, в котором служитель  (религиозная власть) и магистрат (гражданская административная и юридическая власть) в значительной  степени были одинаково призваны и ожидалось, что они будут управлять.
Его критиковали из-за утверждения, что его протестантский проект направлен на
поглощение церкви  государством. Это утверждение было реализовано, потому что государство Цюрих начало все больше вмешиваться в дела церкви. Будучи названным
и известным как пророк в Тайном совете, Цвингли был формальным авторитетом в
толковании Писания для магистратской власти. Он пытается построить свои представления о церкви и государстве через теологические параметры. Прежде чем подробно останавливаться на предмете, уместно привести представление Цвингли о
церковь: "Традиционные признаки церкви (как единой, святой, католической и апостольской) связаны со Христом. Все они представлены у раннего Цвингли, но в первом
диспуте основной проблемой является рост соборности. Цвингли принимал два
значения слова церковь в Священном Писании: общение всех тех, кто верит во Христа, и отдельная община или приход. Церковь является как вселенской, так и местной.18
Для Цвингли человечество создано, чтобы жить вместе в гармонии и мире; но из-за изначального греха люди находятся в разногласиях друг с другом. Относительно
его понятия о грехе он различает врожденный грех (называемый morbus на латыни...), который исходит от Адама, и фактические грехи, которые являются добровольным нарушением законов Божьих . «Грех, который есть преступление, рождается от греха, который есть болезнь». Врожденный грех, ветхий человек и плоть являются синонимичными терминами. Основным мотивом грешного человека является philautia, себялюбие, которое побуждает нас избегать добродетели и преследовать похоти, а также
сопротивляться Богу и бороться против закона природы.19. Эта мрачная ситуация была компенсирована пришествием Иисуса. Иисус Христос, Второй Адам, был послан Богом с целью, чтобы человечество могло жить вместе в мире и спокойствии. Следовательно, результат можно вывести из состояния человека: если народы живут в мире и согласии друг с другом или формируют хорошее общество, культуру и цивилизацию, то это означает, что Христос действует среди них. Эту реальность Иисуса можно проследить как до, так и после Воплощения в истории.
Короче говоря, Иисус Христос является источником всего человеческого существования в мире и в истории, будь то индивидуальное или коллективное. Таким образом, сама возможность существования здесь зависит от Его заповедей и повелений, например, предписаний, изложенных в Нагорной проповеди. С другой стороны, реальный этос и практики людей отрицают этот вид идеала. Следовательно, изначально идеальная парадигма Иисуса трудно реализуема. Будучи грешным, человечество больше не способно выполнить эту парадигму. Это происходит потому, что падшее состояние человечества делает многие идеалы и цели  невозможными для достижения и недостижимыми в этой жизни. Для Цвингли в жизни многие вещи связаны с грехом или вытекают из него. Например, многие  проявления частной собственности и займа денег под проценты не одобряются Словом Божьим. Для него частная собственность является следствием греха, потому что это конец нарушения человеком заповеди любить ближнего своего, как самого себя. Более того, превращение даров Божиих в частную собственность было бы грехом само по себе. Христос говорил правду, когда говорил о неправедности богатства (Лк. 16:9). Христианин будет обладать, как будто он не владеет (ср. 1 Кор. 7:30). Никто, добавляет Цвингли, не освобожден от этого греха, даже нищий. «Кроме этого, я не могу понять, как богатый человек может быть верующим, потому что он неизбежно приложит свое сердце к земным сокровищам вместо того, чтобы использовать их по воле Божьей».20
Таким образом, как грешный человек может простить своего ближнего? Как, получив удар по левой щеке, он может подставить другую щеку и т. д.? При таких обстоятельствах идеалы Иисуса, являющиеся предпосылками спасения, было очень трудно осуществить21. Тем не менее, эти идеалы были осуществлены Самим Иисусом от нашего имени и вместо нас. Это благодать, которая исцеляет раны человечества. Иисус несет наши грехи и примиряет нас с Богом и объединяет человечество. Общество может быть ответственным только в том случае, если Иисус действует в нем. Таким образом, через sola gratia человек может узнать Слово Божье . Это единственный источник добра и красоты.22 Поскольку Христос действует  для нас,  Бог видит человечество праведным и добрым. Как правило, заповеди Божии являются средствами для спасения человечества. Поэтому Цвингли считает, что: «Я считаю Евангелием все, что Он открывает человеку, и все, что Он требует от него»23, и для Цвингли воля Божия на самом деле является желанием спасти человечество от заблуждений (Неверно: не человечество, а Церковь! - Пер.).

2. Божия справедливость противоречит человеческой или сливается с ней

 Более того, его представления о церкви и государстве углубляются в теорию «двух видов справедливости»: а) Божественная справедливость; б) Человеческая справедливость (von gottlicher und menschlicher Gerechtigkeit, 1523). Первая связана с внутренним человеком и, как он называетэто, «законом природы». Цвингли акцентирует внимание на этом «законе природы», говоря: «Мне кажется, что это не что иное, как Дух Божий».24 Этот закон прекрасно изложен в Золотом правиле (Мф. 7:12) и в кратком изложении Законов Иисусом (Мф. 22:37-39). Таким образом, закон природы - это «само руководство Святого Духа и Его поведение в нашей жизни» (Рим. 2:14).25 Для него этот закон исходит из нашего естественного интеллекта, поскольку мы происходим от Адама, а не от Бога, Творца всего сущего. . . Только верующий осознает и понимает закон природы. Никто не приходит к Богу, если Бог его не призывает, и из этого следует, что закон
природы должен исходить исключительно от самого Бога.26
Естественный закон был истинно объяснен Иисусом через то, что Он «сделал Закон сладким» Своей всеобъемлющей любовью и Своими моральными принципами, такими как: «Не гневайся; дай просящему; не желай того, что принадлежит ближнему твоему; пусть твои слова подразумевают ясное «да» или «нет»; любите врагов твоих». 27 Этот закон обеспечивает спасение и мир среди человечества в соответствии с волей и планом Бога. Если бы Закон был выполнен в совершенстве, человеческое общество было бы совершенным. Но из-за греховной природы человечества никто не может быть праведным без самого Христа. Таким образом, Божественная справедливость / закон природы должны соблюдаться эффективно. И снова, будучи греховным, человечество не
соответствует идеальным стандартам, предписанным Божественным законом. Фактически, если Божественная справедливость действует, то человеческая справедливость может быть не излишней. Следовательно, наряду с этим Законом
должна быть человеческая справедливость. Эта вторая справедливость должна иметь дело с внешними делами человека; поэтому Цвингли назвал ее «человеческой справедливостью». Ее библейские кодексы могут быть следующими: Не убий; не прелюбодействуй; не кради; отдавай каждому должное и т. д.
Эта справедливость, по сравнению с Божественной справедливостью, ниже , ибо она не может привести людей к спасению и открыть им Царствие Божие. Одной из причин такого низкого статуса является то, что человек может быть невиновным уважением к критериям человеческой справедливости, но может быть виновным по стандартам
Божественной справедливости. Например, человек, который не совершает прелюбодеяния, но завидует богатству и роскоши своего друга, не может быть обвинен на уровне человеческой справедливости, однако он не может быть таковым по стандартам справедливости Божественной. Короче говоря, человеческая справедливость слаба, бедна и эфемерна; но в целом эта человеческая справедливость не может быть преодолена, пока люди не действуют в соответствии с Божественной справедливостью.
Хотя человеческая справедливость в некоторой степени достойна, ибо она образована Богом и поэтому должна соблюдаться всеми, будь они христианами или нет.
Хотя жизнь в человеческом обществе не соответствует требованиям Божественной справедливости, Бог, тем не менее, хочет, чтобы человек жил в мире со своим ближним.
Вот почему нас просят молиться за гражданские власти: «чтобы нам проводить
жизнь тихую и безмятежную» (1 Тим. 2:2). Обязанность правительства - защищать
слабых, обуздывая дикие аппетиты «упрямых овнов». Поскольку они имеют
право наказывать нечестивых пропорционально их проступкам, гражданские власти обладают властью меча.28 Эта «власть меча» позволяет человеческому обществу жить
мирно; ибо с наказанием меч желает напомнить виновным, а также всем остальным о том, что правильно или неправильно.29 Тем не менее, оба способа правосудия фактически
зависят от Иисуса, посредством Чьих действий продолжается жизнь и разворачивается история

3. Служитель не противоречит магистрату и функционирует вместе с ним

В зависимости от текущей ситуации в Римско-католической церкви и ее
представителях по всей Европе Цвингли критиковал ее политическую и экономическую практику. Поэтому он нападал на осуществление светской политической власти служителями церкви и на злоупотребление служительской должностью ради материальной выгоды, например,  чрезмерное применение отлучения от церкви и
продажа месс. Для него служитель должен быть «почетным провозвестником слова
Божьего и хранителем спасения душ». Провозглашать слово означает заботу и посещение бедных, больных и нуждающихся, поскольку «все это принадлежит слову Божьему».30
Проповедь является наиболее заметным аспектом служения, и Слово Божье, которое должно быть проповедано, для Цвингли является и законом, и Евангелием, «ибо в нем мы узнаем, чего Бог требует от нас и с какой благодатью Он приходит к нам на помощь»31. По мнению Цвингли, и служитель, и магистрат играют взаимные роли.
Гражданские власти/магистраты/государства имеют право применять силу и использовать имеющиеся в их распоряжении средства для этого. С другой стороны, христианские
служители  не имеют никакой власти, кроме Писания/Слова Божьего; потому что от них ожидают, что они будут просто слугами, посланниками Христа. Епископ или священник, прежде всего, не что иное, как «сторож»; следовательно, «власть, которую узурпировало духовенство, должна быть отнята и передана гражданскому правительству, которому служители должны подчиняться, как и все остальные».32. Их образцом для подражания был Иисус, Который не действовал как Судья во время Своей земной жизни, потому что Он сохранил осуществление власти суда до последнего дня (Иоан. 5:22).
Таким образом, служители не должны действовать как судьи, но учить Евангелию справедливости и правдивости. Проповедуя Евангелие, служители должны воздавать Богу
Божье, а кесарю кесарево (Мтф. 22:21). Оставляя в стороне принятие светской власти, служители должны прислушиваться к этой власти. Это потому, что магистрат/светская должность имеет свое конечное происхождение и оправдание в Боге. Ожидается, что верующий христианин будет искать Царства Божьего через праведность; таким образом, могут быть достигнуты и другие блаженства (Мтф. 6:33). Подобно сдужителю, магистрат также «черпает свою власть и силу из жизни и учения Христа» (Мф. 22:21; Лк. 2:4; Мф. 17:24-27), следуя образцам, установленным Иисусом через подчинение мирской власти.
Что касается правителя, он должен действовать в соответствии с правилом Христа, поскольку он не является автором правила.33 То есть обнародованные законы не могут быть «против воли Бога». Тогда правила, соблюдаемые магистратом, можно изложить следующим образом: а) Магистрат не должен пытаться изменить или исправить Божьи повеления, потому что «(ты) слишком ребенок для этого. Вы не судите Слово Божье; Слово судит вас»; б) Магистрат должен использовать меч или власть, чтобы отсекать гнилые части человеческого общества и защищать общее благо.34 Должность магистрата называется по-немецки  Amt («Офис»), как и то же слово, которое используется в церковных служениях, доказывая оправданность мирской власти.
От магистрата  неожидается, что он будет прощать ошибки «семьдесят раз по семь»; но «если есть надежда, что виновный исправится, нужно дать Божьей
благодати шанс действовать». Он также не должен забывать, что ему придется дать отчет о своем управлении перед Богом. Более того, для Цвингли магистрат является «
слугой и администратором духовного служения (Geistliches Amt) перед Богом»35; ибо
он сдерживает страх и хаос силой, служением или мечом. Судя по внешним действиям, а не по внутренним намерениям или воле, магистрат, по Цвингли, должен быть терпимым и основывать свои суждения на внешних действиях. Более того, по его мнению, «власти имеют первостепенную обязанность следить за тем, чтобы люди приобретали надлежащие знания о Боге», поскольку полностью соблюдать гражданские законы означает соблюдать их ради совести» 36. По мнению Цвингли, существует тесная взаимосвязь между стабильностью и распространением Слова Божьего; ибо ни одно общество не является более мирным и богобоязненным, чем общество, в котором Слово Божье открыто и верно провозглашается. Вкратце, он считает, что «где Слово Божие проповедуется наиболее ясно, там закон соблюдается наиболее верно» и «чем полнее правительство верит, тем оно устойчивее ».37
Согласно Цвингли, конечная цель человеческой справедливости - создать ситуацию, в которой Евангелие может проповедоваться без помех. И человеческая
справедливость, хотя и не может привести к вечной жизни, ускоряет для людей возможность услышать об этой жизни. Хаос и анархия, по Цвингли, препятствуют провозглашению закона любви и проявлению веры. На этом этапе магистрат является соработником Бога в стремлении привести людей к Тому, Кто проникает в их сердца,
направляет их и спасает. Короче говоря, магистрат, который является верующим и знает
свои обязанности, требует от служителей Церкви выполнять свой долг провозглашения
Божественной справедливости; потому что эта справедливость является смыслом человеческого правосудия, отправляемого гражданскими правителями.38

4. Подчиняйтесь или сопротивляйтесь власти

Человеческая справедливость, по Цвингли, является эфемерной справедливостью, но в то же время она предназначается Богом. Без этой справедливости человеческое общество не может функционировать и может прийти к полному одичанию. Благодаря этим возвышенным обязанностям администраторы и судьи могут быть почитаемы как служители и помощники Бога. Бог запрещает людям давать клятвы и повелевает им делать так, чтобы их «да» означало «да», а их «нет» означало «нет» (Мф. 5:37). Бог хочет, чтобы люди связывали себя клятвой (поскольку принятие клятвы означает призывание Бога в свидетели, Исх. 22:11). Если клятва нарушена, то за ней может последовать своего рода наказание. Лжесвидетельство - это просто отречение от Бога, и наказанием за него является побивание камнями (Втор. 17:5).39
Более того, верующий христианин должен соблюдать законы ради совести, а не из страха наказания. Верующий знает, что ему нечего бояться властей или сил; ибо его подчинение происходит из послушания Богу. Это потому, что «весьма утешительно умереть за справедливость».40 И он послушен не из-за властей, а потому, что он знает, что Бог повелевает и приказывает. Угнетатели людей действуют по-детски, слабоумно
и живут в придворной роскоши как «группа разодетых женщин». Если угнетатели нападают на Слово/Писание Божье или приказывают проповедникам искажать Слово Божье в своих  целях, то необходимо противостоять им или даже изгнать их, если это необходимо; ибо «нам должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).41 «Если вы не настолько мужественны, чтобы рискнуть или даже претерпеть смерть, чтобы изменить статус-кво, то вам придется терпеть тирана и, возможно, быть пораженными вместе с ним, ибо злому правителю всегда грозит наказание Божие».42
С другой стороны, сопротивление правителям из послушания Богу
никогда не должно включать в себя убийство, войну, террор или мятеж (1 Кор. 7:15). Если тиран получил свою власть голосованием народа, то он должен быть устранен таким же образом. Если он был поставлен на должность князьями или аристократами, то вопрос должен быть решен посредством их вовлечения в дело. В дополнение к этому, чтобы успешно противостоять, необходимо объединиться; ибо единство и, следовательно, его политическое проявление являются плодом веры и справедливых отношений. Поэтому, по словам Цвингли, «когда тирания овладевает нацией, не хватает не средств для свержения угнетателя, а самого благочестия!»43

III. Эпилог или Апология?

В христианском богословии проблема Церкви и государства обсуждалась
на протяжении всей его истории. Поэтому, как Августин и Фома Аквинский до него, Цвингли стремится дать некоторые ответы на этот вопрос подробно. Во всей его богословской системе христологическое ядро является очевидным и определяющим аспектом. Для Цвингли церковь и государство - это не два отдельных сообщества или
института; но одно и то же сообщество и институты под суверенным правлением Бога. Следовательно, служитель и магистрат должны заниматься всеми изъянами жизни сообщества. Служа так, каждый рассматривается как слуга Бога. С другой стороны, эта целостность должна быть в сфере функциональности, а не в конкретной личности. А именно, роли служителя и магистрата различны. Другими словами, Библия или слово Божье было Божественным инструментом в руках и устах служителя, как меч является орудием Бога в руках магистрата. Церковь и государство связаны, но не в одном лице.
Цвингли считал, что меч был надлежащим средством как для сохранения добра, так и для провозглашения Писания. По иронии судьбы, его смерть наступила в битве при Каппеле (1531) против католиков с целью защитить проповедь Евангелия. Как капеллан, он присоединился к битве и не колебался, сражаясь со своими солдатами, когда это было необходимо. Этот важный аспект отличает его от других известных реформаторов.44
Более того, в своих трудах Цвингли, как правило, различает Божественную
и человеческую справедливость. Тем не менее, существует стремление построить равновесие или слияние между ними. Следовательно, для него, так же как церковная дисциплина и служение осуществляются на основе человеческой справедливости, так и магистрат, когда он вмешивается в церковные дела, делает это как член церкви. То есть,
с одной стороны, эти две сферы различны, но они взаимопроникают друг в друга во временном существовании. Основа и оправдание гражданского правления основаны на Божественной справедливости, которая является основой закона. Божественная справедливость восстанавливает полноту того, что является человеческим, и того, как люди должны действовать. Человеческая справедливость обязывает человека смотреть на Божественный закон как на источник смысла и цели.
Подобно отношениям между церковью и государством, установленным на практике в Женеве Кальвина, Цюрих Цвингли в значительной степени представляет собой проект Реформации, который был намечен этим великим теологом. Подлинный реформатский теолог той эпохи, Цвингли в значительной степени полагался на Слово Божье в Священном Писании. Для него видимая церковь - это церковь Христа в ее подлинной квинтэссенции, а Писание дает руководство относительно ее структуры и функции, включая служение дисциплине. Основываясь на этой ретекстуализации существующего этоса эпохи через библейское мировоззрение, он излагает теорию церкви и государства, правительства, политики, магистрата и социальной этики в контексте вселенского Царства Христа.
Главной парадигмой Иисуса , по Цвингли, была «божественная справедливость», которая проповедуется церковью и осуществляется государством через «человеческую справедливость» посредством использования силы меча. А именно, администраторы или гражданские власти должны иметь дело с неблагополучными ситуациями и принимать определенные опасные меры перед лицом несправедливости. Использование жезла/меча с целью исправления распущенности и непослушания справедливо в соответствии с Божественным Законом. Чтобы сохранить социальную сплоченность и структуру, истину
нужно тщательно искать. Этот способ правления также рекомендовал Павел в своем заявлении: Правительство не властно над злыми мыслями, но оно властно над злыми делами (Рим. 13). На самом деле этот способ правосудия слаб и наивен, поскольку он
не может искоренить источник злых действий и поступков. Тем не менее, необходимо
препятствовать противозаконному поведению и поступкам. И человеческая справедливость помогает отделить праведных от злодеев.
С другой стороны, в позиции Цвингли по отношению к равновесию и взаимопроникновению церкви и государства в последние годы наблюдаются некоторые сдвиги . Из-за ненормального вмешательства политической власти в дела церкви он немного пересмотрел свои позиции; поэтому после января 1523 года он четко разделил эти две сферы, т. е. церковь и государство, но не противопоставлял одно другому, и сделал акцент на неотъемлемых правах первой.45 Его идиосинкразическое отношение можно увидеть в памятнике ему.  Эта статуя Цвингли в Цюрихе, Швейцария,46 в которой Цвингли держит Слово / Писание и меч одновременно, в некоторой степени противоречит его проекту Реформации; но представляет его реальную жизнь и смерть в битве при Каппле (1531). Эта ирония, с одной стороны, показывает, как можно построить равновесие и взаимозависимость государства и церкви; с другой стороны, как фактическая жизнь навязывает свои экзистенциальные потребности и требования человеческому существу.

1 Huldreich Zwinglis Sдmtliche Werke (Corpus reformatorum, vols. 88 ff.) (in publication process) (Leipzig:
Heinsius, from 1905), II 304 /8-9, 18-22. Hereafter cited as: Sдmtliche Werke
2 Sдmtliche Werke, II 504/12-13.
3 "Huldreich Zwingli", The Columbia Encyclopedia, 6th ed..( The Colombia University Press, 2013).
4 "Huldreich Zwingli", The Columbia Encyclopedia, 6th ed..( The Colombia University Press, 2013)
 5 Лолларды, основанные Джоном Уиклифом (ок. 1330-1384; преподавал в Оксфордском университете и перевел Вульгату на английский язык), были средневековой протестантской группой в Англии, выступавшей против римского католицизма. Они выступали против
пресуществления (евхаристического учения, согласно которому субстанция евхаристических элементов преобразованы в тело и кровь Христа при освящении, однако внешний вид хлеба и вина остался прежним ); осуждали паломничества, исповедь и поклонение изображениям. Они отрицали чистилище и безбрачие священников. Будучи мирянами и используя  Библию на английском языке, они поощряли пацифизм в жизни. Некоторые из них были замучены, другие отреклись, когда предстали перед судом. См. об этом:
Jill C. Havens, Derrick G. Pitard, Fiona Somerset, Lollards and Their Influence in Late Medieval England
(Rochester, NY: Boydell Press, 2003); Shannon McSheffrey, Gender and Heresy: Women and Men in Lollard Communities, 1420-1530 (Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1995); Rita Copeland, Pedagogy, Intellectuals, and Dissent in the Later Middle Ages: Lollardy and Ideas of Learning (Cambridge Cambridge University Press, 2001).
6 Гуситы были христианским движением, основанным реформатором Иоганном Гусом / Яном Гусом (около 1369–1415). Гус, под влиянием Джона Уиклифа, стал одним из лидеров протестантской Реформации. Социально и религиозно движимое, движение также создало чешское национальное самосознание. Их нынешними последователями являются церкви, названные ими самими Моравскими или церквями Единства братьев, и восстановленная Чехословацкая гуситская церковь. За свою долгую и полную борьбы историю гуситы подверглись
жестким нападкам со стороны папы Мартина V, который, будучи еще кардиналом Отто из Колонны. В Богемии гусизм организовался между 1415 и 1419 годами. Затем возникли две партии гусизма: а) Приверженцы Гуса придерживались его идей. Поэтому они сохранили весь иерархический и литургический порядок Церкви; б) «радикальная» партия, более смело следовавшая доктринам Джона Уиклифа. Таким образом, они разделяли его амбициозную ненависть к монашескому духовенству и пытались вернуть церковь к предполагаемому положению во времена апостолов, отрицая все существующие иерархии и церковные владения. Особенно вторая группа гуситов ценила в первую очередь enoughia legis Christi («только божественный закон: Библия) как единственное правило и канон для человечества в отношении церковных , а также политических и гражданских вопросов. Поэтому гуситы еще в 1416 году выступали против всего, что, по их мнению, не имело оснований в Библии, как то: таинства конфирмации, помазания больных, почитания святых, изображений и знаков, постов, излишних праздников, клятвы, заступничества за умерших, тайной исповеди и индульгенций. Они пропагандировали выбирать собственных священников. допускали мирян и женщин в проповедническую office. Об этом см.: Peter Brock, The Political and Social Doctrines of the Unity of Czech Brethren in the Fifteenth and Early Sixteenth Centuries, под редакцией Cornelis H. Van Schooneveld (Гаага: Mouton; 1957); Richard C. Hoffmann, Land, Liberties, and Lordship in a Late Medieval Countryside: Agrarian Structures and Change in the Duchy of Wroclaw (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1989); Robert Herndon Fife, The Revolt of Martin Luther (Нью-Йорк: Columbia University Press, 1957); Alexander Clarence Flick, The Decline of the Medieval Church. Volume: 2. (Лондон: K. Paul, Trench, Trubner, 1930).
7 Движение соборов или «концилиаризм» было реформаторским движением в Римско
-католической церкви XIV и XV веков. Движение полагает, что окончательный авторитет и оправдание в религиозно-духовных вопросах принадлежали Римской церкви как корпорации христиан, выражавшейся на общем церковном соборе, а не папе Движение возникло в результате Авиньонского папства - папы были изгнаны из Рима и прибыли в Авиньон, Франция; но подвергались давлению со стороны королей Франции — и последовавшего за этим раскола, который вдохновил на созыв Пизанского собора (1409), Констанцского собора (1414-1418) и Базельского собора (1431-1449). Окончательным победителем в расколе стало восстановление папства, подтвержденное осуждением соборности на Пятом Латеранском соборе 1512-17. Однако последний жест, доктрина папской непогрешимости, не была обнародована до Первого Ватиканского собора 1870 года.
8 Philip Schaff, History of the Christian Church. Vol. 1 (New York: C. Scribner's Sons, 1882), 32–3. See also: 620–
8; 669–82; 721–3.
9 W. Peter Stephens, The Theology of Huldrych Zwingli (Oxford: Clarendon Press, 1986), 5. Hereafter cited as
Stephens, Zwingli.
10 Stephens, Zwingli, 194-199.
11 See more on this: J. Wayne Baker, Church, State, and Dissent: the Crisis of the Swiss Reformation, 1531-1536
in Church History, vol. 57, (1988).135-52.
12 Stephens, Zwingli, 19-21.
1111 Пико — известный мыслитель-неоплатоник итальянского Возрождения. Его мысль представляет собой эклектичную попытку примирить иудаизм, христианство, древнегреческую философию и христианскую ортодоксальность в поисках philosophia perennia. Для него все вещи делятся на три категории: сверхнебесные (Бог и ангелы); небесные (Солнце, Луна, планеты и звезды); и земной (материальные вещи ниже Луны). Посредником всех этих категорий является человечество, «Божественный Шедевр»..
12 Vasiliki Limberis, “Symbol and Sanctification: An Orthodox Critique of Zwingli,” Greek- Orthodox
Theological Review, xxi, 1981, 102-103.
14 Ulrich Zwingli, “On True and False Religion,” Works of Huldreich Zwingli, ed. G.W. Heller, vol. 3
(Philadelphia: The Heidelberg Press, 1929), 3. Hereafter cited as: Zwingli, True and False Religion
15 Zwingli, True and False Religion, 3.
16 Stephens, Zwingli, 3-4.
17 Michael Mullett, Zwingli and the Urban Reformation in History Review. No 28 (1997), 18.
18 W. Peter Stephens, Zwingli: An Introduction to His Thought (Oxford: Oxford University, 1992), 112–23.
Hereafter cited as Stephens, An Introduction.
19 Clarence Nevin Heller (editor), The Latin Works of Huldreich Zwingli, vol. iii (Philadelphia: the Heidelberg
Press, 1929), 16-17.
20 Sдmtliche Werke, II 516/12-15 II 518/11-13; Courvoisier, Zwingli, 89-92.
21 Jaques Courvoisier, Zwingli: A Reformed Theologian (Richmond, VA.: John Knox Press, 1963), 80-1. Hereafter
cited as Courvoisier, Zwingli.
22 Courvoisier, Zwingli, 80.
23 Sдmtliche Werke, II 79/11-12, 15-17
24 Sдmtliche Werke, II 262/25-26
25 Courvoisier, Zwingli, 80-1.
26 Courvoisier, Zwingli, 80-1. Sдmtliche Werke, II325/16; 325/29; 326/3; 326/9-10.
27 Sдmtliche Werke, II492/14.
28 Courvoisier, Zwingli, 84.
29 Sдmtliche Werke, II 486-487.
30 Stephens, Zwingli, 120-1.
31 Stephens, Zwingli, 120-3.
32 Sдmtliche Werke, II 310; Courvoisier, Zwingli, 84-5. Emphases added.
33 Courvoisier, Zwingli, 86
34 Sдmtliche Werke, II 323/25-26; 324/4-8.
35 Sдmtliche Werke, II 337/15.
36 Courvoisier, Zwingli, 87-8.
37 Sдmtliche Werke, II 310/22-23; 330/29-331/3; 330/10-11. Courvoisier, Zwingli, 87-91.
38 Courvoisier, Zwingli, 87-9.
39 Courvoisier, Zwingli, 80–5.
40 Sдmtliche Werke, II344/27-28.
41 Courvoisier, Zwingli, 84.
42 Sдmtliche Werke, II 344/30-345/3.
43 Sдmtliche Werke, II 346/9-10.
44 Stephens, Zwingli, 123-4.
45 Courvoisier, Zwingli, 79-91.
 
Baker, J. Wayne. "Church, State, and Dissent: the Crisis of the Swiss
Reformation, 1531-1536" in Church History, vol. 57, (1988).
Blanke, Fritz- Oskar Farner, Rudolf Pfister. Zwingli Hauptschriften, bearbeitet
(in course of publication) (Zьrich: Zwingli-Verlag, 1940).
Brock, Peter. The Political and Social Doctrines of the Unity of Czech Brethren in
the Fifteenth and Early Sixteenth Centuries, edited by Cornelis H. Van Schooneveld (The
Hague: Mouton; 1957).
Copeland, Rita. Pedagogy, Intellectuals, and Dissent in the Later Middle Ages: Lollardy and Ideas of Learning (Cambridge, England: Cambridge University Press, 2001).
Courvoisier, Jaques. Zwingli: A Reformed Theologian (Richmond, VA.: John Knox Press, 1963).
Farner, Alfred. Die Lehre von Kirche und Staat bei Zwingli (Tьbingen: J. C. B.Mohr, 1930).
Farner, Oskar. Huldrych Zwingli, 4 vols. (Zьrich: Zwingli-Verlag, 1943-1960).
Farner, Oskar. Zwingli the Reformer, translated by D. G. Sear from Huldrych
Zwingli, der schweizerische Reformator (New York: Philosophical Library, 1952);
(German edition, Emmishofen: Johannes Blanke Verlag, 1917).
Fife, Robert Herndon. The Revolt of Martin Luther (New York: Columbia University Press, 1957).
Flick, Alexander Clarence. The Decline of the Medieval Church. Volume: 2.
(London: K. Paul, Trench, Trubner, 1930).
Gourvoisiew, Jaques. Zwingli (Genиve: Labor et Fides, 1947).
Havens, Jill C. Derrick G. Pitard, Fiona Somerset. Lollards and Their Influence in
Late Medieval England (Rochester, NY: Boydell Press, 2003).
Heller, Clarence Nevin (editor). The Latin Works of Huldreich Zwingli, vol. I-III
(Philadelphia: the Heidelberg Press, 1929).
"Huldreich Zwingli", The Columbia Encyclopedia, 6th ed..(The Colombia University Press, 2013).
Hoffmann, Richard C. Land, Liberties, and Lordship in a Late Medieval
Countryside: Agrarian Structures and Change in the Duchy of Wroclaw (Philadelphia:
University of Pennsylvania Press, 1989).
Jackson, Samuel Macauley. Huldreich Zwingli (New York: G. P. Putnam's Sons, 1901).
Koehler, Walther. Huldrych Zwingli (Leipzig: Koehler & Amelang, 1943).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии