Если коробочка пуста, то ничего из неё не достать
Читаем детям, читаем вместе с детьми, рассказываем детям, а может не только рассказываем, а еще и разыгрываем, сочиняем детям.
Дети читают взрослым, читают вместе со взрослыми, рассказывают, разыгрывают и сочиняют взрослым сказки.
Каждому из этих пунктов я бы отвела отдельную и очень важную роль в формировании навыков: читать, слушать, слышать, пересказывать, осмысливать, мыслить, размышлять, разговаривать, поддерживать беседу, фантазировать, представлять, мечтать.
Как это отражается на формировании личности?
Человек то, что он ест. Но пища ведь может быть не только для физического тела. У нас есть душа, дух - им тоже нужна пища. Так вот книги это конечно пища для души и духа, так же, как и музыка, искусство, культура…
Что же происходит с современным обществом и с современными детьми, которые находятся на душевном и духовном голодании в части: книг, музыки, искусства, культуры. Или предположу, что есть книги, музыка, искусство, но тянут ли они на высоконравственную культуру, или как с вредной пищей, мы вместо еды едим суррогат и кормим этим наших детей, а потом удивляемся, почему в мире столько агрессии, почему нет уважения, почитания, служения, почему упраздняется долг и мораль, а на их место приходит вседозволенность и развращенность, мы ждем, что нам все должны, но сами долгов своих не замечаем.
Чтобы прочитать хорошую литературу требуется время, потому что она не читается запоем, потому что когда запоем, тогда вообще не понятно, а что ты туда в себя залил, ее нужно смаковать как хорошее вино или дорогой коньяк, только тогда можно распробовать, прочувствовать, прожить, осмыслить. А значит, чем старше человек становится, тем меньше у него времени прочитать действительно много хорошей литературы, а не тот суррогат, который выпускают каждую неделю на книжные полки в магазинах.
И поэтому я считаю, что это становится одной из важных составляющих в воспитании детей и самовоспитании взрослых. Вкус формируется при жизни, человек может наполниться культурой или бескультурьем, а может вообще ничем – пустотой. И вот это мне кажется самое страшное – когда человек внутри пуст, потому что такому человеку вообще все равно становится, у него нет никаких внутренних маркеров, в нем нет опыта прошлого и предков, в нем нет их ошибок и их осознания, он живет здесь и сейчас и занят только собой, вернее своей внешней оболочкой и все его действия направлены туда же, на свое большое и раздутое Я.
Вы замечали такой феномен, что классическую музыку могут слушать не все, также, как и читать классическую литературу. Не могут или не хотят здесь большой разницы нет, потому что оба случая как раз из темы, что человек не может воспринимать высокие вибрации, частоты.
То же относится к литературе, живописи, искусству. И все это нас направляет от нашего Я к МЫ, к жизни, к ее осмыслению, к поиску смысла, к тому, чтобы человек поднялся с сознания амебы на уровень человеческий, а не наоборот, к целому, а не к частному. К проблемам, которые мы должны решать, а не создавать. К ответственности за то, что мы творим и вытворяем.
Для многих взрослых эти вещи, к сожалению, уже упущены, но у детей, у детей еще есть возможность, а возможность эту создают взрослые.
Здесь на первый план выступает желание родителя. И если оно звучит так: «Я хочу, чтобы мой ребенок много читал. Я хочу, чтобы моему ребенку нравилось читать. Я хочу, чтобы мой ребенок полюбил книги» и т.д. А потом начнется интересный поиск: «Что нужно сделать, чтобы мой ребенок начал читать? Как привить любовь к чтению? Какие книги нужно читать с ребенком? Как нужно читать с ребенком? Как сформировать правильные навыки чтения? В каком возрасте какое чтение практиковать?». Каждый вопрос — это приглашение к поиску ответов, потому что нет готовых решений, есть общие рекомендации, но каждый ребенок – это отдельный мир, со своими желаниями, способностями, предпочтениями, устремлениями.
К каждому нужно найти свой золотой ключик, который поможет отворить двери в волшебную страну по имени РЕБЕНОК.
А теперь можно вернуться к заголовку, об элитарном образовании, которое будет недоступно всем. Оно будет, но не каждый сможет им воспользоваться. Можно не ходить далеко в историю, а отойти немного на 100-200 лет назад. Что было доступно для дворян, и недоступно для крестьян. Чтение, письмо, живопись, музицирование, иностранные языки, науки и т.д. Это то, что было закрыто от большинства народа, по сути, мы к этому возвращаемся. Был всплеск советского образования, когда это была политикой государства, но теперь по новым законам образование – есть ответственность родителя.
Как вы видите, уважаемые читатели, роль родителя в образовании ребенка? С какими трудностями вы сталкиваетесь в этом вопросе?
Свидетельство о публикации №224081300995