Что будут обсуждать на XIV съезде РСПП?

16 ноября 2004 г. начнет свою работу XI V съезд РСПП (г. Москва). О вопросах, которые будут обсуждаться на съезде рассказывает Игорь Юргенс, вице-президент РСПП.
 
- Игорь Юрьевич, будут ли обсуждаться на съезде недавние инициативы   Президента? И будет ли съезд РСПП обсуждать проблему   укрупнения российских регионов?
 
-   Обсуждать вопросы изменения административного деления Российской Федерации, насколько я знаю, мы не будем. Что касается идеи о назначении губернаторов, могу предположить, что разговор состоится серьезный. Позиция   наша в этом вопросе определилась. 25 регионов Российской Федерации уже прислали съезду заявления, поддерживающие это предложение. Мы планируем рассмотреть этот вопрос на второй день съезда. Правда, наш взгляд на этот вопрос несколько отличается от взгляда правительства или даже президента, высказанных после Беслана. Он свой, экономический. Но инициативу Президента мы, безусловно, поддерживаем. Ротация нужна, и аргументов в пользу назначения накопилось немало. Ряд губернаторов задержался на вершине власти, окружив себя местным олигархатом.
Это окружение бывает иногда хорошим, иногда не очень, нередко со своим губернским банком, который на проверку порой оказывается отмывочной конторой. Им нет необходимости поддерживать конкурентоспособность, потому что им не с кем конкурировать,   они не заинтересованы в проведении сколько-нибудь здравой экономической политики на местах. Это стало серьезным препятствием на пути экономического развития российских регионов. Поэтому с точки зрения антикоррупционной составляющей этого шага, регионы это предложение поддержали. Будут ли голоса звучать осторожно или участники съезда будут настроены критично, – не могу вам сейчас сказать.
Можно ли эту инициативу развить дальше и назначать глав администраций местного самоуправления? Не думаю. По-моему, большинство населения проголосует за выборы, хотя, наверное, какая-то логическая цепочка из этого предложения вытекает. Но мне кажется, что органы местного самоуправления должно избирать население.
 
-   Встает вопрос о подготовке кадров. Сегодня эта проблема особенно волнует работодателей. Какие механизмы, какие совместные проекты РСПП может предложить правительству для восстановления и совершенствования системы подготовки и комплектации кадров для промышленности?
 
- Во-первых, профессиональное образование и обучение рабочим специальностям – это дело государственное, и поэтому оно должно стать на деле ключевым национальным интересом. То же самое относится к национальной образовательной политике и этим, на мой взгляд, прежде всего, должно быть озабочено государство. Государству надо выполнить свою часть этой работы. И первое, что необходимо сделать в этой области – сформулировать национальную доктрину, создать декларацию о предназначении национальной системы образования, не только профессионального. Потом – определить права граждан в отношении доступа к этой системе – образование платное, бесплатное, за счет предпринимателей и так далее. Все это надо четко прописывать. И тогда из этих двух пунктов возникает третий – ответственность правительства и социальных партнеров. 
Правительство отвечает за систему в целом, но социальные партнеры – профсоюзы и предприниматели, - конечно, могут внести свою лепту. Профсоюзы путем агитации, предприниматели - финансированием системы. В   результате этих действий появится стройная система профессионального обучения, если, конечно, оно является, как мы надеемся, для России национальным приоритетом.
Мы считаем, что эта система должна строиться, и мы – предприниматели, работодатели вовсе не собираемся уклоняться от своей части решения этой проблемы. Но ведущая роль, конечно, как в любой стране, когда речь идет о национальном образовании, принадлежит государству, тут не может быть никаких вопросов.
 
- Что может прямо сейчас предложить РСПП?
 
-   Мы готовы предложить правительству свое активное участие в разработке национальной доктрины и национальной стратегии. Могу сказать, что своим региональным отделениям и отраслевым союзам на съезде мы намерены поручить начать разработку такой программы совместно с местными органами законодательной и исполнительной власти. Я имею в виду, что уже сегодня мы готовы   делать свои наработки по профобразованию и обучению. Я думаю, что   мы предложим Вольскому взять этот вопрос на свой контроль, выделить из наших средств деньги, отрядить из нашего департамента специалистов, может быть, нанять ученых, экспертов, которые будут работать с правительством по данной проблематике.
Велосипед здесь особо не изобретешь – если есть бюджетная строка, надо вместе с государством решить, как ее лучше использовать. Если есть политика конкурентоспособности, над которой мы также работаем вместе с правительством, мы готовы к сотрудничеству. Кстати, сразу после съезда в тот же день, в том же колонном зале, мы представляем свой доклад о промышленной политике и политике конкурентоспособности России.
Мы готовы обозначить 5-6 отраслей, которые определяем как прорывные, если признаем, что без них   мы не можем обойтись. И в расчете на эти 5-6 отраслей надо определиться и по вопросу подготовки специалистов.
Что касается высшего образования, то РСПП может, и должно вступиться за качество нашего высшего образования. И мы готовы работать с Фурсенко по всей гамме этих вопросов. Готовы сотрудничать с Министерством образования РФ, готовы работать с конкретными ВУЗами.   Готовы участвовать в выработке мер по усилению контроля над качеством тех специалистов, которых выпускают эти ВУЗы.
 
-   Еще один очень важный вопрос – невыплата заработной платы на частных предприятиях. Мы каждый день слышим о невыплатах бюджетникам, а вот о задолженности владельцев частных предприятий никто и нигде не говорит.
 
- Вы знаете общие суммы задолженности? Вы их сопоставляли с государственными невыплатами? Уверяю Вас, это несопоставимые цифры.
Давайте смотреть на все в комплексе, не надо на частный бизнес навешивать грехи государственные. Повторяю еще раз, если есть паршивая овца в нашем стаде – будем разбираться, безусловно. Мы по этому вопросу социальную хартию принимаем на съезде. Теперь   каждый предприниматель, который входит в РСПП, берет на себя социальную ответственность за своих работников, такой вот гадости, как невыплата заработной платы не допускать. Однако не исключено, что и после этого проблемы будут оставаться. Нечистоплотные предприниматели будут покупать активы для перепродажи, они будут наезжать, отбирать чью-то собственность, с тем, чтобы потом перепродавать тем же иностранцам. Все это еще будет, но давайте тогда и с государства строже спрашивать – вы как эту сделку фиксируете? Что это за собственник такой, который только что с зоны вышел, вы знаете всю его подноготную, а вы ему разрешаете такие активы покупать. Давайте подходить к проблеме комплексно. "Свое стадо"   мы будем приводить в чувство, и на это направлено принятие социальной хартии на Съезде. 
 
-   Ваше заявление вселяет надежду. Но хотелось бы еще спросить о том, как будут защищены наши производящие отрасли, после вступления России в ВТО. Процесс идет форсированно, вызывает большое опасение, не пострадают ли в результате наше машиностроение, авиастроение? Будут ли подниматься эти вопросы на съезде?
 
- Я могу вас заверить, что никто не пострадает. Переговоры ведутся с 94-го года. С 98-го они вступили в стадию очень детальных и квалифицированных. Это 6 лет переговоров, а в общей сложности уже 10. Каждая из отраслей и предпринимателей могут дать какие-то свои соображения по этому поводу. Отрасли, которые в принципе защищаемы тарифно-таможенным законодательством, эти отрасли сформулировали свои предложения. Там, где есть здравый план по повышению   конкурентоспособности наших производителей по отношению к западным, этот план принят, введены защитные, запретительные пошлины. Пример – 30-ти процентные пошлины на подержанные автомобили. Они будут сохраняться еще какое-то время, но если и после этого наша автомобильная отрасль не сможет решить своих проблем, значит россияне просто перестанут покупать отечественные автомобили и пересядут на импортные.
Повторяю еще раз, в рамках ВТО в отраслевом плане существует инструмент запретительных пошлин, особых методов защиты чувствительных секторов на довольно длительные сроки. И это все в рамках ВТО предусмотрено.
Наша экономика и сегодня не самая слабая в мире, в ВТО состоят более 150 государств, некоторые из которых нам в подметки не годятся. Но защищать ленивого, нерадивого предпринимателя, или того, кто производит такую продукцию, которую отечественный покупатель видеть не хочет, - таких защищать не надо.
Беседовала Жанна Лабутина
 распечатать


Рецензии