Мусфира и тёмные воды

Я в гостях у Мусфиры Гараевны Исмагиловой, жительницы села Бухтал, которой в этом году, как и нашей области, исполняется 80 лет. Она рассказала о своей судьбе и тронула проблемы текущего времени, среди которых особняком стоит тема питьевой воды.


Судьба-судьбинушка

Деревня Новоказанка Бухтальского сельского поселения – её малая родина, где женщина родилась, выросла и вышла замуж. Селение она описывает как большую деревню, звеневшую птичьими голосами и смехом детей. А сейчас живыми осталось несколько домов: кто-то переехал в город, пожилых людей забрали молодые родственники. Правда, появилось два новых дома, значит, есть надежда на возрождение. Сейчас в тех местах живёт дочь собеседницы, поэтому Мусфира Гараевна там бывает и находится в курсе местных дел.
В деревне она училась три года. Детство характеризует как хорошее, потому что её отец Валиев Гарай живым вернулся с фронта. И прожил до 90 лет. А мама по имени Минсулу работала в колхозе «Бухтальский» разнорабочей и ухаживала за семью детьми, из которых Мусфира была самой младшенькой.
Ещё два класса она окончила в соседней деревне, куда добиралась пешком десять километров. И поскольку каждый день совершать такое путешествие, особенно зимой, было делом немыслимым, местная власть для детей предусмотрела интернат, в котором дети оставались на учебную неделю. Бесплатного питания как сейчас или в лучшие советские годы в то, напомню, послевоенное время, никто не выделял. Дети брали запасы овощей с собой и по очереди готовили пищу.
Образование было недолгим: окончив пять классов, девушка устроилась в неполные шестнадцать лет на ферму, принадлежащую колхозу. Сначала ухаживала за телятами, впоследствии много лет отработала дояркой.
 - Помнится, сложности у нас возникали, когда мы водили животных на водопой. Внутри здания воды поначалу не было. Зато она имелась на территории, не огороженной забором. Коровы, вырвавшись на волю, бежали, куда глаза глядят и не хотели слушаться, так что  мы тратили много сил, чтобы загнать их обратно. Позднее воду провели на ферму, и работать стало проще, - вспоминает Мусфира Исмагилова.
На ферме она прослужила 25 лет. Смене места работы поспособствовали бури в личной жизни женщины. В первый раз она вышла замуж за любимого человека, родила от него пять детей, но он трагически погиб. Поехал в город посмотреть цирк, где его, по словам собеседницы, встретили преступники, которые потребовали деньги. Убийц не нашли, и это не первый случай из рассказов жителей района, когда люди, совершившие страшные злодеяния, так и не попадают в отдаленные места, где им следует находиться. И создаётся впечатление, что если ты простой работяга, без имени, без связей, то считай, что ты пропал: эта смерть останется неотмщённой, а твоя боль так и погрязнет под кипой казённых отчётов.
А второй муж оказался жестоким человеком: пил и прикладывал руку, так что одной ночью Мусфира просто от него сбежала в Бухтал и поменяла работу на ферме на должность пекаря. Там было хорошо, рассуждает героиня публикации. Хлеб и муку разрешали брать себе, сколько хочешь. И хотя производство начиналось не так рано, как, скажем, бывало в Нижней Тавде, порой засиживались до ночи. Тесто – штука капризная, если какие-то условия не соответствуют (дрожжи плохие, температура низкая или мука не очень), оно может вовремя не подняться, так что приходилось ждать.
За свой труд Мусфира Гараевна получила звание «ветеран труда».

Родные люди

Вырастить пять детей – не капусту в подол набрать, поэтому несколько слов о главном богатстве. Старшая дочка Руфа живёт в городе. Как время пролетело, вот и ей скоро исполнится 61 год! Всю жизнь она проработала секретарём-машинистом в больнице.
Сын Рауф живёт в этом же доме. Он ухаживает за престарелой матерью, работает вместе со снохой собеседницы на предприятии Андро Мерабишвили. Все они характеризуют главного сыродела района как отличного человека.
Дочь Венера работает уборщицей в больнице, а зять – водителем на скорой помощи.
Четвёртый сын Румиль погиб при загадочных обстоятельствах. Мать предполагает, что он умер насильственной смертью. Дочь Рузиля  - маляр. У бабушки семь внуков, если она правильно сосчитала.

Дом, в котором живёт Мусфира

В квартире сельсоветского старого дома, где меня встретили и дали интервью, раньше жила дочь, затем семья решила переехать в Велижаны и пустила сюда мать. Жильё весьма старое, часть квартир пустует, однако хоть эту квартиру Мусфира Гараевна хотела бы приватизировать, но ей сказали, что расходы на обслуживание дома разделят между владельцами имущества, и будто бы придётся по шесть тысяч каждый месяц платить. Что к чему я так до конца не понял, поэтому адресую данный вопрос администрации сельского поселения.
Хотя если честно, надо хорошо подумать, прежде чем приватизировать такую квартиру. Вода в дом не проведена, отопления нет, ходить в туалет надо до ветру, как в старые добрые времена. Правда, банька имеется. Сам дом мне показался очень старым. Как вы думаете, ровесник Тюменской области, ветеран труда заслуживает такое жильё?
Так хочется, чтобы наши милые бабушки и старики жили в чистеньких квартирах со всеми удобствами. И самое главное в России денег куры не клюют, раз их хватает решать глобальные геополитические проблемы, а вот на стариков не остаётся, они же вечные, подождут.
Поскольку воды в доме нет, я поинтересовался, откуда пожилые селяне её берут.
 - Достаём мы воду из колодцев по нашей улице Чапаева, - вставляет слово сын Рауф, - Она плохого качества. Вы можете сами посмотреть. У меня накопилась гора нерабочих электрических чайников, которые не греют из-за толстого слоя накипи. Месяц проходит, надо другой покупать. Так что эту воду можно только на поливку использовать. А мама дошла до того, что теперь дождевую воду пьёт.
Первый колодец, что ближе к дому выглядит совсем плохим. Он, видимо, старый. Вода в нём грязная, помимо обычной мути в ней довольно много насекомых. Во втором колодце другая проблема: в его верхней части есть дыра, и, как говорит Рауф, поверхностные воды во время непогоды льются прямо в колодец. Кроме того, и между кольцами есть промежуток, через который грязь попадает внутрь.
 - Бессовестные подростки, приехавшие к родственникам из города, разводили у колодца какую-то жидкость красного цвета. Сделал им замечание, а они мне ответили: «Этот колодец у вас работать не будет». Я подошёл ближе и увидел, что кружки плавают в воде, а смелые дети дали дёру, - рассказывает мужчина.

Отвечает глава Бухтальского сельского поселения Анна Владимировна Маркова:

 - Тот, колодец, который ближе к дому Мусфиры Гараевны, вообще старый, и мы его будем убирать. Отремонтировать его нет возможности, поскольку подземная часть также была выполнена из дерева, и доски пришли в негодность.
Колодец через дорогу почищен, его надземная часть заменена на новую год назад. Мы брали воду на экспертизу, и она соответствует нормам. Ещё в 300 метрах от дома имеется водоочистная станция. Что касается дыры во втором колодце, промытой водой, я посмотрю, что там не так, и попробуем устранить.
Теперь что касается приватизации. У жильцов есть возможность оформить квартиры в собственность. Администрация не имеет возражений. Единственное, что им придётся платить за общедомовое имущество, но так устроен закон.
Также хочу добавить, что в 2020 году проведено утепление дома, заменили кровлю,   сделали монтаж системы электроснабжения.
Таким сегодня оказался срез жизни ровесницы Тюменской области. Если кто-то думает, что наши ветераны как сыр в масле катаются, то это ошибочное мнение. По-прежнему много проблем, и они требуют решения.


Рецензии