Широка страна моя родная
По случаю окончания лицея администрация БГА устроила настоящий праздник – было и совместное построение учащихся лицея и курсантов академии, были и выступления преподавателей и ветеранов флота рыбной промышленности, торжественное вручение аттестатов. А вечером в одном из ресторанов был организован банкет для выпускников лицея и их родителей, куда мы с женой и приехали.
В банкетном зале мы увидели родителей некоторых вчерашних лицеистов, которых до этого момента не видели никогда. Известно, что на школьные родительские собрания ходили на все…
Мы с женой хотя и знали многих родителей одноклассников нашего сына, держались немного в стороне. Возможно по этой причине к нам поближе подошла одна пара. Это были родители одного из выпускников. Им хотелось общения, но окружающие их люди были им явно незнакомы.
Вскоре собравшиеся люди были приглашены к столам. Присели и мы вместе с новыми знакомыми за один столик.
Выпили – закусили и общение стало более доверительным и интересным… Оказалось, что наши собеседники несколько лет назад приехали из Читы, где глава семейства – будучи офицером российской армии - проходил службу в одной из тамошних воинских частей, расположенной в Антипихе. А поскольку пятьдесят лет назад я родился в Чите, то наше общение стало еще более интригующим.
Но все по порядку. Мой отец был военным… И как многие молодые офицеры советской армии, свой боевой путь начинал в одной из воинских частей в Забайкальском военном округе (ЗабВО), а именно в Антипихе. Родители жили в деревянном бараке. Питьевую воду для жителей военного городка привозили в бочках. За продуктами и молоком моя мама в мороз ходила в магазин военторга, расположенный всего в двух километрах от места, где жила наша семья. Особый интерес представлял процесс продажи молока. Молоко было замороженным, поэтому солдат-срочник отрубал топором покупателям молоко... кусками. Морозы там были сильные. 30-40 градусов считалось для зимы обычным явлением. Поэтому ничего удивительного в том, что молоко продавали в таком виде, не было. Продавец спрашивала у покупателя, сколько ему надо молока: Вам - килограмм? Солдатик махал топором - Бац! Вот, держите… А вам три кило? Хрясь! Вот, пожалуйста.
Жизнь там была замечательная – ведь вокруг прекрасная природа: леса, реки, сопки, уникальные растения, грибы и ягоды, а еще зимой было много снега и стояли сильные морозы. На территории военного городка, по воспоминаниям моих родителей, всегда царил строгий порядок, заведенный еще в 30-ые годы, т.е. до начала Второй мировой войны (ВМВ).
Мама всегда с удовольствием вспоминала время, проведенное в Антипихе, где, собственно говоря, наша семья и прожила некоторое время. Сегодня Антипиха это уже бывший посёлок (военный городок), ставший микрорайоном на восточной окраине Читы. В советские годы в Антипихе в разные годы базировались воинские части: 49-я учебная танковая дивизия имени Брежнева, 79-й гвардейский мотострелковый полк, 77-й гвардейский мотострелковый полк, 75-й гвардейский мотострелковый полк и другие войсковые подразделения. Как вы понимаете, жизнь там всегда была веселой и насыщенной.
Поэтому, когда я услышал от наших собеседников, что они три года провели в этом замечательном месте, захотелось узнать подробности, какая там сейчас жизнь? Что изменилось за пятьдесят лет?
Мы выпили еще и закусили… И подполковник начал свой рассказ. Попробую изложить его от первого лица…
После окончания военного училища я по распределению попал служить в штаб армии, который расположен в Калининграде. Служил сначала лейтенантом, потом дали старлея, стал капитаном и вскоре майором. И служил на майорской должности. А выше и в звании и в должности подняться не мог – не хватало академического образования. Ехать в столицу учиться в академию не хотелось, а вот перед выходом на пенсию хотелось подняться вверх по служебной лестнице…
Пошел к кадровику, попросил его помочь с оформлением на более высокую должность, на что он мне ответил так: ничего не получится, но выход есть. Тебе придется немного послужить в какой-нибудь воинской части, где-нибудь у черта на куличиках. Мы с женой переговорили и согласились. А вскоре нас и отправили в эту самую Антипиху… Получил назначение на должность, где мне обязательно (по расчетам кадровика) будет присвоено очередное воинское звание – подполковник… Чего нам и хотелось. А уже после этого можно было начинать процесс возвращения в родной Калининград.
Прибыли в часть. Доложился командиру по форме. Тот представил меня своим замам и помощникам. Нам выделили квартиру в одном из деревянных бараков, почему-то называемых «финскими домиками». Судя по физическому состоянию этих хибар, ремонта здесь не было со дня их постройки.
Была зима. И мы на лыжах отправились в лес на прогулку. Сказочные места.
Уставшие и веселые мы вернулись домой. И вскоре решили лечь поспать (сказывалось влияние на организм часовых поясов). В квартире у нас на кухне из крана почему-то текла вода. Непорядок, - подумал я и плотно закрутил кран. Счастливые, мы легли спать, а когда проснулись, с удивлением обнаружили, что в квартире нет воды. Из крана ничего не текло и не капало. Зашли к соседям, узнать в чем дело, и выяснилось, что после того, как я закрыл кран на кухне, вода в трубах замерзла и теперь она вернется к нам только весной…
На следующий день командир решил поставить меня в наряд – дежурным по части, мол, ты тут теперь всё и всех знаешь, пора начинать службу по-взрослому. И по-отечески напутствовал меня такими словами – самое главное на дежурстве - не проморгать кочегарку, т.е. не допустить ее выключения… Раньше, когда кочегарами были солдаты-срочники, проблем у нас не было… но с недавнего времени, обслуживание кочегарки передали гражданским лицам – среди которых были разные люди, в том числе и такие алкаши, которые могли оставить рабочее место в поисках чего-нибудь горячительного. «Просрёшь кочегарку, я тебя самолично расстреляю на плацу!»… После таких слов, я понял, что является в этой части самым главным. Поэтому быстро выставил вооруженную охрану у дверей кочегарки, а рабочим пообещал поднести им и водки, и закуски, лишь бы они работали на совесть и не вздумали со мной шутить. Каждый час заходил к ним проверять показания термометров и датчиков давления.
Слава Богу, всё прошло замечательно и на следующий день командир части даже похвалил меня за службу.
Вскоре, как и обещал наш друг-кадровик, мне было присвоено очередное воинское звание и я стал подполковником. В перспективе уже можно было начинать мечтать о назначении на какую-нибудь полковничью должность).
А пока нес службу здесь – вдали от цивилизации – изучая все нюансы и особенности. И вот что мне показалось странным. В части, в которой я служил, было много техники… но, чтобы ее вывести из гаражей и боксов и отправить на марш, сначала ее необходимо будет заправить ГСМ… Складов ГСМ на территории нашей в/ч не было. Они располагались на территории отдельной - соседней части - расположенной в нескольких километрах в стороне. Помимо ГСМ технику в случае чего, необходимо было бы и наполнить боеприпасами… Которые по заведенному почти сто лет назад правилу (?!) находились в другой части, также расположенной в нескольких километрах от нашей… Т.е. в случае обострения ситуации и военной обстановки, наша часть становилась заложником неких странных обстоятельств… Глупость несусветная… И я задался вопросом, а почему вышестоящие командиры за столько лет не исправили, не изменили создавшийся порядок (более похожий на непорядок)?
Начал детально выяснять обстоятельства дела. И вот, что удалось узнать.
Укрепленные районы (УРы) в здешних местах начали строить еще в начале 30-х годов прошлого столетия.
Впоследствии, уже во время Второй мировой войны (ВМВ) в Забайкалье сформировали два УРа. Основными сооружениями в УРах были пулеметные долговременные огневые точки (ДОТы). Строительство УРов продолжалось вплоть до окончания ВМВ. Через какое-то время они пришли в негодность, за их состоянием особо никто не следил.
А потом в 1969 году грянули события на Даманском. После чего в восточном Забайкалье было сформировано три новых и современных УРа. На смену ДОТам, пришли вкопанные в землю по башни танки. Но ничто не вечно под Луной. Вскоре и в эти УРы пришло забвение…
После развала СССР между РФ и КНР были заключены новые договоры. В соответствии с которыми устанавливалась, т.н. двухсоткилометровая зона. С территории российской зоны Россия должна была вывести большую часть своих вооружений.
Далее началось то, что мы видим на территории всей страны: УРы, как и многие военные городки начали тупо… уничтожаться. Корпуса вкопанных в землю танков резали и вывозили в Китай в качестве металлолома. Китайцы были щедры. В итоге УРы в Забайкалье прекратили свое существование полностью.
В конце 1998 года ЗабВО был объединён с Сибирским ВО. Читинская область, Республика Бурятия и Иркутская область вошли в состав нового СибВО.
В связи с объединением двух военных округов правопреемником истории ЗабВО, берущей своё начало с 1935 года, согласно решению Министерства обороны РФ стал новый (объединенный) Сибирский военный округ. Штаб нового СибВО, как и бывшего ЗабВО, находился в Чите.
А что с Китаем? Меня этот вопрос интересовал больше всего. И вскоре я выяснил, что в случае нападения КНР на Россию первым регионом, на который вступит китайская армия, станет Забайкальский и Хабаровский края. Мне хотелось выяснить, а много китайских солдат стоит на границе? Оказалось, что достаточно много. Два военных округа – Пекинский и Шэньянский прилегают к границам Монголии и России. Сухопутные войска китайской армии состоят из 18 корпусов. Каждый корпус состоит из нескольких бригад и дивизий.
Кстати, в Шэньянском военном округе дислоцируются 16-й, 39-й и 40-й объединённые военные корпуса, в Пекинском – 27-й, 38-й и 65-й. ШЕСТЬ современных, хорошо вооруженных армейских корпусов (по численности военнослужащих это больше, чем ВСЯ современная российская армия).
На мои вопросы, что будет с нашей частью, в случае войны, вышестоящие офицеры не раздумывая говорили одно и тоже, китайцы просто пройдут мимо, даже не обратив на нас особого внимания… Скорее всего, мы даже не успеем заправить технику горючим и получить боеприпасы со складов, чтобы оказать хоть какое-то серьезное сопротивление противнику.
После таких «веселых» и малоперспективных прогнозов, мы с женой с нетерпением стали ждать своего возвращения в родной город…
И вскоре случилось чудо (кадровик не обманул)! Пришел приказ о моем назначении в одну и воинских частей, расположенную в Калининграде.
Так мы снова оказались здесь… рядом со своими родителями, чему были очень рады.
На этом я закончу рассказ моего собеседника… Мы снова выпили и закусили… А потом еще долго любовались нашими детьми, ставшими в один миг взрослыми…
Услышанное про то, что сегодня происходит в далеком Забайкалье повергло меня в шок. Оказавшись дома, я сразу позвонил своей маме и рассказал ей о том, что сейчас происходит с Антипихой, военным городком, где мои родители провели свою юность…
Выслушав меня, моя мама некоторое время переваривала информацию… А потом сказала, что природа там и впрямь замечательная… а проблем с отоплением в те годы, когда мы там жили, не было… Видишь, сынок, в какое замечательное время мы жили… Во всем был порядок… К сказанному моей мамой мне и добавить уже было нечего. Мама у меня мудрая женщина. Жаль, папа не дожил до наших дней… Возможно он, как военный человек, сделал какой-то иной вывод?
на фото та самая Антипиха, наши дни.
фото взято из инета в качестве иллюстрации.
Свидетельство о публикации №224081401275