Немного о Рафаэле
Сюжет развития пожара в акцентах. Здесь и тушение, и спасение людей, и предожидание чуда, совершившегося после молитвы. Но хотелось сказать про женственность.
Можно заметить группу женщин в центре композиции и женщину, несущую сосуды с водой. И, мне кажется, здесь заметен контраст. Швейцарский теоретик и историк искусства Генрих Вёльфлин считал, что «несущая воду женщина Рафаэля, спокойно шагающая и поддерживающая ношу высоко на голове сильной рукой, — одно из великолепных созданий его зрелого мужественного чувства красоты». Вообще образ этой женщины много обсуждали. Однако поспорю, что именно она выделяется. Выражение лица в едва заметном профиле скорее удивлённое, и достаточно статичная поза. Как мне кажется, зрелое чувство красоты и вообще женственности проявлено в центральных образах. Здесь четыре абсолютно разных состояния, которые смысленно соединяясь, рождают единство. Это покой и согревающее смирение первой, которая просит и ребёнка помолиться. Это женская слабость и страх второй. Это эмоциональное взывание и порыв третьей. И, наконец, самое маскулинное проявление четвертой: организующей и успокаивающей - но при этом видна именно женская маскулинность - грациозная и собранная, не кричащая. Причём это динамичные фигуры. В них дышат жизнь и любовь!
И женщины далеко не смысловой центр композиции, не её сила, которая сконцентрирована скорее в более динамичных образах мужчин спасающих. Женщины здесь скорее душа..
Надо сказать, что читать про гениев эпохи Возрождения - это одно, а встать с Рафаэлем лицом к лицу - другое. Очень впечатлена!
Свидетельство о публикации №224081400156