Коммунисты и крестьяне. Глава 1
Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*
…………………………………………………………………
А. Дивильковский
КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Речи и беседы пропагандиста
№ 21
Государственное издательство
1921
Страниц всего: 56
3
1. Кто такие коммунисты?
Между трудовыми крестьянами немало толкуют про коммунистов, но очень редко правильно. А меж тем именно для крестьян-то и следовало бы особенно хорошо знать, кто такие коммунисты, потому что от этого зависит то, правильно ли поступает сам крестьянин в своих деревенских и общегосударственных делах.
В этой книжке и объясняется в точности всё о коммунистах.
Прежде всего надо исправить две грубейшие ошибки, которые, неведомо почему, между крестьянами часто принимаются на веру, будто святая истина.
Первая ошибка – будто есть два разных сорта людей: коммунисты и большевики. Большевиков, глядишь, многие хвалят, что сделали революцию (переворот) против царя, помещиков и богачей и дали крестьянам землю. Коммунистов же нередко те же самые ругают, что, мол, насильники, не дают торговать, забирают у крестьян зря скот, хлеб и прочие продукты. На самом деле нет тут двух сортов людей, а есть одни и те же коммунисты, которые иначе зовутся ещё и «большевики». Кто хочет убедиться, возьми любую книжку или газету коммунистов (например, газету «Правда» или «Беднота») и там увидишь в заголовке стоит: «Издание Российской коммунистической партии (большевиков)». Коммунист и большевик – одно и то же.
А за что его хвалить или ругать, и правильно ли, читайте дальше.
Другая ошибка – будто коммунисты-большевики гонят всех крестьян силой в «коммуны», то есть принуждают к общему хозяйству на земле.
Это – совершеннейшая клевета.
4
Коммунисты-большевики, правда желают перехода со временем крестьянского хозяйства на общинное, товарищеское, как гораздо более выгодное и разумное для всего народа вместе и для каждого земледельца по отдельности (об это подробнее скажем тоже дальше). Но сейчас они поддерживают только добровольные коммуны, надеясь, что при успехе дела они станут добрым примером для своих соседей. Если же и были где-то случаи насильного устройства коммун, то это – непростительная ошибка, глупость какого-нибудь не в меру рьяного коммуниста. И как только о том доведается партия коммунистов-большевиков, она такого своего члена, конечно, не похвалит. «Коммуны – совершенно добровольные союзы земледельцев для ведения крупного общего хозяйства», – так сказано в «Программе Российской коммунистической партии (глава о сельском хозяйстве, пункт 10, раздел 5).
На самом деле коммунисты, или большевики, это – просто самые передовые, сознательные и решительные из числа фабричных и заводских рабочих (а также их единомышленники из крестьян и из других частей народа), которые раз и навсегда решили освободиться от хозяйской каторги богачей-капиталистов. Они поняли, что настоящее освобождение мыслимо тут только революцией, то есть быстрым, смелым, полным переворотом во всём государстве, отнятием власти у царей и капиталистов и отнятием у них всей собственности на фабрики, заводы, дома, рудники, железные дороги, с передачей всего этого богатства в руки своей, рабочей власти Советов.
Не отними рабочие всего этого у хозяев, – и никакие «свободы», лицемерно объявляемые царём или капиталистами из страха перед трудовыми массами, не принесли бы ни малейшего облегчения в кабале. Все достаточно хорошо помнят это по покойнице Государственной Думе при царе и по буржуазной (господской да хозяйской) республике господ Керенских и Милюковых.
Слов и обещаний там было хоть пруд пруди, а господа да хозяева так и оставались господами да хозяевами.
Коммунисты-рабочие не болтали, а дело делали.
Они хорошо знали, что в такой огромной крестьянской стране
5
как Россия, где на 133 миллиона душ всего населения приходится не менее 80%, а значит не менее 4/5 части крестьян, то есть до 107 миллионов душ, рабочим в одиночку не одолеть своих угнетателей. Поэтому они с первого же шага революции вошли в крепкий союз с крестьянами, конечно, только с трудовыми крестьянами, которые добывают хлеб своими руками, а не живут на чужой спине, как кулаки. Коммунисты для братьев-крестьян добивались и добились освобождения от помещика и кулака. А такое настоящее освобождение мыслимо и тут опять-таки только отнятием силою у господ-дворян всей их власти и отнятием всей помещичьей и кулацкой собственности на землю с передачей всей этой земли в пользование подлинно трудовых крестьян.
Следует тут запомнить каждому земледельцу, который зря повторяет нелепые слова против коммунистов, что перед революцией всего у крестьян было земли (по пятидесяти губерниям Европейской России, то есть без Сибири, Кавказа и Туркестана) 139 миллионов десятин, а у помещиков и прочих собственников 101 миллион десятин самой лучшей, плодороднейшей земли. И вся их земля по революции целиком почти поступила в полное пользование трудового крестьянства*.
За Советской властью остались только немногие экономии, называемые теперь «совхозами» (советскими хозяйствами), а именно 12% помещичьей земли или 1/8 часть.
Это всё большей частью образцовые экономии, где хозяйство велось усовершенствованно, следовательно, особо ценные для всего народа, которые нельзя было попросту разделить между мелкими земледельцами. А 88% или 7/8 частей господской и буржуйской земли теперь в руках у крестьян, то есть землепользование у них увеличилось, считая кругом для всей России, не меньше, как на 66% или на 2/3.
Притом, повторяем, это – самая лучшая, плодороднейшая земля!
Впрочем, и сами крестьяне превосходно понимали всю правду коммунистов, и всей своей огромнейшей силой – в армии и в деревне – поддержали в октябре 1917 года рабочую
……………………………………………
* Надо, впрочем, отсюда вычесть землю (и крестьянскую, и помещичью), что потеряна в войне с Польшей и забрана Румынией. Но существо дела от этого не меняется.
6
революцию. И не слышно, чтобы хотя бы один подлинный, трудовой крестьянин раскаивался в том, что он тогда гнал помещиков и их дорогих сватьёв да свояков, купцов и кулаков в шею, захватывая себе пахоту, луга, леса, усадьбы, скот.
Пользуясь сейчас всем этим добром, он тем самым поддерживает дело коммунистов и остаётся их верным союзником.
Поэтому, если в наши нелёгкие времена у него и успели накопиться на душе какие-либо неудовольствия против коммунистов, то эти неудовольствия второстепенные и временные. Союзники – крестьяне и рабочие – конечно, могут в дальнейшем ходе революции иногда иметь немного различные интересы, немного даже сталкиваться. Но, столкнувшись, разберутся, рассудят и поймут, как можно согласовать свои интересы, чтобы союза не разрушить.
Ведь вот сейчас Советская власть, по указанию коммунистов, ввела уже лёгкий продовольственный налог вместо тяжёлой расвёрстки.
Главное, чтобы дело освобождения не было уничтожено, чтоб не вернулся крупный хозяин-капиталист и господин-помещик вместе ли с верховным помещиком-царём или – всё одно – с буржуазной (господско-хозяйской) республикой.
Это всегда надо помнить, а потому крестьянину больше всего надо опасаться разрыва со своими могучими союзниками – передовыми рабочими-коммунистами.
На такой разрыв всеми силами подбивают тёмного крестьянина наши общие враги, помещики и капиталисты, подсылая своих приказчиков под видом сладких друзей (эсеров, меньшевиков). Оттого и доходит иной раз до восстаний в той или другой губернии. Но крестьяне скоро видят ловушку и возвращаются к спасительному союзу с коммунистами.
За коммунистами крестьяне, как за горой каменной!
А. Дивильковский**
…………………………………………………………………………
Для цитирования:
КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ, Речи и беседы пропагандиста, № 21, Государственное издательство, 1921, стр. 3-56
Примечания
* Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.
**Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.
Свидетельство о публикации №224081401682