Моя любовь - география
КАК БЫСТРО ЛЕТИТ ВРЕМЯ. Я давно на пенсии, живу в Саратове, продолжаю писать, работаю старшей по многоквартирному дому на бесплатной основе. Но вспоминаю родную школу, своих учеников, коллег по работе, о которых пишу, с некоторыми из коллег и учеников продолжаю встречаться. Путешествию по своей Родине и Ближнему Зарубежью, встречаюсь с местными жителями тех мест, все описываю и публикую в интернете.
По воспоминаниям пишу о моей работе учителем географии, о любви к географии и ученикам, которые я пронесла через всю свою жизнь. Главным в моей работе были всегда уроки. За годы работы их было проведено немало, с применением современных по тому времени средств и методов и без них, тематическими зачетами, ежегодными экзаменами старшеклассников, экскурсиями и походами по родному краю, конкурсами и олимпиадами, работой клуба «Глобус»… Встречала начинающих географов, провожала в большую жизнь выпускников. Некоторые пятиклассники, впервые попавшие в географический кабинет, пробовали проверить мои знания географии. Проверив, они делали все, что положено на уроке. Многим из них становилось интересно узнать, что же будет дальше. Я с любовью показывала географический кабинет, множество географических карт, глобусы, называла фамилии путешественников, мореплавателей и первооткрывателей, напоминала о том, что на уроках и о них пойдет речь.
Ребята рассматривали стенды, большую карту реки Хопер от истока до устья. Знакомила ребят с тем, как на уроке и дома они должны работать с учебником, атласом, множеством карт. У начинающих географов дома появлялись карты полушарий, Мира или Родины, чтобы легче и быстрее изучить ее, и знать так же, как многие старшеклассники. Знания географической карты они получили позднее. С проверки знаний карты начинались многие уроки. В игровой форме они соревновались, побеждал ряд, который быстрее называл реку или море, города или страны мира, в зависимости от темы урока. УРОКИ, УРОКИ… В один день их могло быть пять или шесть. На уроках ребята учились говорить, мыслить, анализировать, во время урока удавалось проверить знания каждого. В старших классах были тематические зачеты, которые не всегда укладывались в урок и заканчивались после уроков. Победители школьных олимпиад выступали на городских олимпиадах. Старшеклассники в конце года сдавали экзамены по географии дополнительно избранным предметом.
Туристы с первых воскресных осенних дней отправлялись в сосновый лес села Мача. Утренним автобусом доезжали до старого моста через реку Хопер, дальше шли по дороге рядом с лиственным лесом, мимо красивых ериков, доходили до крутых склонов песчаных холмов. Поднимались по склону к вершине холма, временами останавливались, чтобы посмотреть вокруг. Красивы сосны светлого бора крутых склонов, красив и лиственный лес! Слушали, как шумит ветер, качая деревьями. На вершине, полюбовавшись красотой Малой Родины, возвращались вниз, на середине склона могли остановиться, получали топографическую карту, учились ее читать, на карте с интересом отыскивали место, где находились в данный момент, и даже тропинку, по которой только что шли. За день похода ребята проводили время с пользой, и дышали лечебным лесным воздухом.
В многодневных походах до сел добиралась пешком, на автобусах, ночевали в спортзалах, палатках. Уставали, но было интересно увидеть новое место, встретиться с интересными людьми, любоваться красотами природы, рекой Хопер, прудами. В пути не мешали рюкзаки за плечами. По возвращению домой писали отчеты, проводили тренировочные походы, выступали на туристических слетах. Не все в дальнейшей жизни увлеклись туризмом. Но, став взрослыми, они понимают, что интересные, полезные для здоровья походы были тренировкой на выносливость и познанием: «Когда сил нет, они все – таки остались, если это очень нужно».
Долгие годы работал Клуб «ГЛОБУС», который объединял ребят всех возрастов. Они заочно путешествовали по государствам Мира, союзным республикам страны, встречались с интересными людьми, проводили экскурсии. Не забывали вести разговор о родном крае - земле Балашовской. За годы собирали интересный познавательный материал о родном крае, городе, его людях, предприятиях города. Настоящим праздником становились декады географии с беседами о прошлом и настоящем города, селах района, героях войны, труда, о реке Хопер. Декаду завершал вечер старшеклассников «Мой край – земля Балашовская», с рассказами о родной земле, выступлениями местных поэтов, песнями самодеятельных артистов.
Давно не работаю в школе, но память сохранила события тех лет, любовь к географии и благодарность своим ученикам.
Свидетельство о публикации №224081400323