Фэнтези Роя
Олег Рой известен как писатель любовных романов и книг для детей. Собственно, это и не занимает: да, ещё один сочинитель любовной прозы, ещё детские сказки. Своя ниша. Но нет, автор решил попробовать себя в фэнтези. Как сказка подходит, романтическая линия тоже есть. Синтез умений автора.
Книга («Соратники. Пока не погаснет вещая выезда», АСТ, 2024) привлекает своей обложкой: те же персонажи фэнтези. Типичные. А вышло, что это наши кондовые персонажи русских сказок.
Сказка вышла пародией на фэнтези. Логика. Рой вводит типичное фэнтези, вселенную «The Monsters», популярную в том числе компьютерную игру. Перед «The Monsters» ниспадают все известные сейчас волшебные миры: «Никаким историям о школах волшебников, никаким мохнатым человечкам, никаким претендентам на железный трон, никаким сладострастным вампирам, жестоким инопланетянам или хитроумным сыщикам не удавалось завоевать такой популярности, которой добилась вселенная “Монстров”...» Персонажи русских сказок оказываются их — монстров — сильнее.
Вселенная Роя распадается на три мира: Явь — наш мир, Правь — выдуманный мир, Навь — мир мёртвых. Всё фэнтези и вся фантастика — примечание к выдуманному миру, а в нём по ходу повествования захватили власть Монстры — люди с головами диких зверей.
Их победили Соратники Перуна — сказочные персонажи Руси. Баба Яга, Кошей, Змей Горыныч, Леший, Водяной, Василиса. Они выглядят круче.
Олег Рой выступает здесь блестящим стилистом и знатоком словестности. Стиль русской сказки и стиль молодёжного сленга (в том числе игроков в видеоигры) удаются автору одинаково хорошо. Для написания книги требовалось изучение этих самых русских сказок, погружение в молодёжную атмосферу (что-то у студентов вечно, что-то меняется). Кроме сказки получилась и романтическая история студента Ивана и Алёны, как оказалось будущей Повелительницы Прави (дочь Перуна и Василисы). Влюблённость быстро разгорается. Красивая история любви, если бы Ваня до Алёны не был распутным. Любовь исправила; банальность, чайная ложка дёгтя. Рой тут мастер. Его стихия. Сколько раз подводила любовь «Алёнушку и Иванушку», ради любви они совершают нелепые поступки. И это не одна «сладкая парочка». Почти все Соратники и сам Перун страдают от любви или в любви счастливы. Любовь — сила добра, желание власти самой по себе — зло. Тут тоже ирония над фэнтези.
Драматургия. Детали сказок сохраняются, Рой от этого и исходит. Ковёр-самолёт, шапка-невидимка, золотое яблочко на серебряном блюдечке, молодильные яблоки и т. д. У автора они на своём месте, это не «рояль в кустах».
2.
Русские сказки в новом прочтении — это замещение импортных фэнтези. Политики подчёркивают, что России нужны свои компьютерные игры, это тоже часть суверенитета. Молодёжь любит игры и играет неплохо, побеждая на соревнованиях.
«Соратники» — наш ответ в дискурсе современной сказки, которую открыл «Гарри Поттер». Ваня не может пробиться сквозь ствол дерева, как пробивался Поттер в колонну вокзала (чтобы попасть на платформу «Девять и три четверти»). Не подражание — пародия.
«Соратники» — это идея российской компьютерной игры. «Soratniki» годятся как видеоигра.
Даже не славянское, а чисто русское фэнтези. Наши персонажи — крутые. Хороший русский язык. Русская сказка мудрее для нас. Сама по себе фэнтези — пустышка, этот жанр возник от отсутствия национального эпоса, от отсутствия историй про богов. Комиксы про супергероев паразитируют на мифах Греции и Скандинавии.
Миф всегда был оружием. Сейчас мода на всё «наше», и Рой играет на этом. Фэнтези-вселенная Роя поглощает все другие вселенные. Рой нашел свою формулу универсума.
Рою мифотворчество удалось. Персонажи русских сказок против китча Запада.
Ещё из минусов: потеряна линия Гордо. Как он помогал монстрам и куда пропал?
Ещё из плюсов: слово «котеюшка». Так баба Яга однажды назвала кота Баюна.
Свидетельство о публикации №224081400444