Усвоение как понятие
Например, сосредоточиваясь на добре как ценности, понятии, постепенно становлюсь добрее. Нечто сначала внешнее-абстрактное становится чувством, затем постоянным, фоновым состоянием души. Усваивать желаемое помогают и образцы для подражания – люди в этом состоянии, герои книг, фильмов.
«Часто ускоряют процесс социализации и поощряют интернализацию ролевые модели: если кто-то, кого индивид уважает, одобряет определенный набор норм, индивид, скорее всего, будет готов принять и, таким образом, усвоить эти нормы. Это называется процессом идентификации. Интернализация помогает человеку определить, кто он такой, и создать собственную идентичность и ценности в обществе, которое уже создало для него стандартный набор ценностей и практик.
Интернализация — процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. В социологии интернализацию определяют как процесс перехода знания из субъективного в объективное для общества. В психологии интернализацией или интериоризацией (от лат. interior — внутренний; фр. interiorisation — переход извне внутрь; англ. interiorization (inter-nalization)) называется процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д.
В психоаналитической традиции интернализация понимается как механизм, «посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, то есть посредством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру». Подобная трактовка сближает понятие «интернализация» с интериоризацией. В связи с этим А. В. Серый аргументированно отстаивает точку зрения, что интернализация — это более сложный механизм, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация подразумевает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности. В предлагаемой модели развития системы ценностных ориентаций выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация. Эти процессы, последовательно возникающие в указанном порядке и повторяющие на соответствующем новом витке личностного развития общие закономерности, в дальнейшем протекают одновременно. Каждый из этих процессов носит двойственный характер, отражающий на своем уровне баланс влияния индивида и среды на формирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: ассимиляции и аккомодации, идентификации и отчуждения, интернализации и экстернализации (Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000)».
Свидетельство о публикации №224081400662