Ч. 12 Во враждебной стихии

Предыдущая страница   http://proza.ru/2024/07/30/1345

К вечеру того дня пошёл ливень, и китобои смогли напиться собранной водой.  Капитан Хосмер определял путь по звёздам и по накатывавшейся с юга зыби. Ему единственному не грозило быть съеденным, потому что только он мог привести вельбот к суше.

Первым предложил тогда тянуть жребий матрос малаец. За тридцать шесть дней плавания убили и съели пять человек. Последним, пятым, был малаец. Его убил капитан, потому что все стали бояться малайца за его жестокость. Шестой матрос умер сам.

Пытались на его тело приманить акул, но безуспешно. Им повезло ещё на один ливень, а потом, по словам выживших, случилось невероятное: в вельбот прыгнул дельфин, которого сразу же убили.

Затем удалось убить несколько приблизившихся морских птиц. Их мясо помогло продержаться несколько дней.

Где правда, а где ложь, разобраться невозможно. Достоверно только одно: капитан привёл вельбот к необитаемому острову Кокусу. Из всей команды вельбота остались только капитан и один матрос.

На берегу им удалось поймать и убить свинью. Выпив её кровь, они восстановили силы. Обнаружили моряки и пресную воду.

На второй день после высадки китобои увидели приближавшуюся шлюпку, которую, как позже выяснилось, направил для набора воды капитан Свифт, командовавший китобойным судном «Leonidas» из Нью-Бедфорда.
 
Китобои с «Janet» были счастливы, что их спасли, а капитан Свифт был доволен пополнением своей команды: у него не хватало людей.
 
В объяснительном письме первого помощника капитана «Janet» владельцам барка сказано, что после того, как его вельбот вернулся на судно, он отправился за вельботом второго помощника, единственного, которого тогда видели с барка.
 
Затем они пошли в том направлении, где в последний раз наблюдали вельбот капитана, и дрейфовали там всю ночь с зажжёнными огнями.

Искали капитана трое суток, но не обнаружив никаких признаков вельбота, пришли к печальному заключению, что китобоев утащил под воду  кашалот.

Чарльз Хосмер, напротив, считал, что первый помощник бросил его в море с людьми умышленно. Выяснить правду невозможно, как и разобраться с событиями в вельботе.

Достоверно, что каннибализм был, но как всё происходило, осталось тайной.
Люди шли на любые крайности, чтобы выжить.

Но не все.

Я хочу напомнить читателям, что 17 января 1960 года самоходную баржу «Т-36», на которой находился её экипаж, командир младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Иван Федотов, Анатолий Крючков и Филипп Поплавский, штормом унесло от острова Итуруп в открытый океан, по которому их носило 49 суток, пока солдат не спасли американцы.
 
Так сложилось, что я служил вместе с их командиром, тогда капитан-лейтенантом, Леонидом П., которого с Итурупа перевели в РВСН, как и меня (после окончания училища). Леонид командовал на острове морским подразделением, куда входили десантные баржи.

Его версия, как они оказались в океане и как их искали, очень отличается от той, которую излагали в газетах.
 
В океане герои оказались потому, что не выполнили приказ оставить баржу пришвартованной и следовать в казарму, поскольку, как полагал Леонид, они хорошо выпили в тот вечер, занимаясь перевозкой продуктов на барже, а он не проверил, за что потом схлопотал крупный «фитиль» - «неполное служебное соответствие».

Лёня мне сказал, что они остались живы только благодаря Зиганшину, который был очень волевым  человеком. Он всё время поддерживал дисциплину в своей маленькой команде, один из членов которой имел судимость.

Трудно сказать, какая сложилась бы обстановка на барже, не будь там Зиганшина.
Кстати, экипаж самоходной баржи по штату - пять человек, пятого не хватало, недокомплект,  поэтому их оказалось четверо.

Мы подшучивали над Лёней, что, мол, пятого-то они съели, из-за чего он иногда злился.

Искали их формально: полетал в радиусе 150 километров истребитель, и на этом поиски окончились. А баржу унесло дальше.

Леонид просил отправить на поиск большой корабль, но ему на этот рапорт даже не ответили. Он уже собрался писать письма родителям солдат, когда их на 49-е сутки нашли американцы.

От Леонида и замполита потребовали срочные характеристики на бойцов, видимо, власти опасались, что те станут невозвращенцами.

Особенно страдал, подписывая характеристики, замполит: у него заканчивался срок пребывания на Итурупе, он боялся, что могут оставить: не знал,  как написать, чтобы угадать мысли начальства.

Но ребята не только проявили исключительное мужество, но и не стали невозвращенцами. Каждого наградили орденом Красной Звезды, они прилетели из Москвы на Итуруп и оттуда их демобилизовали.

Но это я отвлёкся.

Китобойный промысел был опасным занятием. Во время дальних плаваний многое могло случиться. Люди заболевали и умирали вдали от земли. Иногда падали за борт. Киты нередко топили вельботы.
 
В вахтенном журнале судна «President»  штурман Альберт Клиффорд сделал в 1849 году запись о том, как во время охоты кашалот схватил челюстью матроса Анселя Джуэля, и больше этого несчастного никто не видел.

Постоянными спутниками китобоев были болезни. В 1851 году на судне «Cornelia» вспыхнула на десятый день плавания эпидемия оспы. К счастью, все выжили. Чаще всего команды поражала цинга.

После 73 дней плавания в северных широтах на барке «Hero», когда он вошёл в порт, управляли судном только четыре человека. Остальные не могли двигаться. У всех была цинга.

Когда моряки умирали, их хоронили в море, если только судно не находилось близко к берегу.

Китобойный барк «Catherwood» из Вестпорта потерпел крушение близ острова Нарбио, одного из группы Галапагосских островов. Экипаж сумел добраться до берега, но оказался без воды и провизии. Капитан смог спасти только судовые документы.

Потерпевшие крушение 5 дней питались только крабами.  К счастью, китобоев спасло проходящее мимо судно.

В марте 1860 года барк «United States» под командованием капитана Уоррена Вудворда покинул остров Святой Елены. Четыре недели спустя, примерно в 800 милях от Нью-Бедфорда, возникла сильная течь в корпусе судна.
 
Три недели, днём и ночью, сменяя друг друга, люди откачивали воду, едва справляясь с течью. В довершение этой беды, 28 апреля разразился ураган. На борту барка, помимо экипажа, находились пассажиры: Джон Бэгли, его жена и шестеро детей.
 
1 мая судно лишилось руля и стало неуправляемым, а течь увеличилась. Терпящих бедствие заметили с судна  «Moses Wheeler». Несмотря на огромные волны, моряки и пассажиры благополучно смогли перейти на другое судно.

Но это два случая везения, когда люди остались живы. Часто суда гибли, и спасались далеко не все. Нередко китобои пропадали без вести. Это было самым тяжёлым для семей, которые всё время надеялись увидеть своих близких.

В 1855 году в Нью-Бедфорде издавалась газета «Whalemen's Shipping List», посвященная китобойному промыслу. В редакции подсчитали, что в том году произошло 336 крушений, во время которых погибли или пропали без вести 480 человек.
 
А предыдущий год был намного хуже! Редакция отметила, что почти каждая почта приносит дополнения к катастрофическому числу.

Продолжение http://proza.ru/2024/08/16/1054


Рецензии
Прочитал, Владимир, с большим интересом, как и всё, что вы пишите. Этим летом сам плавал по Ладоге, где попал в "болтанку". Но ведь это всего лишь озеро и плавание заняло полтора часа. И то натерпелись. В море, конечно, всё намного серьёзней. Могу представить какими сильными должны быть ваши герои, что пережили эти приключения. Ваш ЮЕ

Юрий Николаевич Егоров   23.08.2024 20:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.