Бессмертная ода
Драгоценные подробности похорон Суворова Александра Васильевича и участия в них Державина сохранилось в письмах архимандрита Евгения (Е.А. Болховитинова, впоследствии митрополита Киевского, известного учёного-богослова, историка и писателя, префекта Александровской Академии, учителя философии и красноречия). Евгений в письмах своему воронежскому приятелю В.И. Македонцу подробно и живо описывает столичные новости, среди которых обстоятельства приезда Суворова, его болезнь и смерть занимают главное место. «Я был в процессии и потому могу коротко описать вам церемониал, - пишет Евгений 14 мая 1800 года. – Князь лежал в фельдмаршальском мундире, в Андреевской ленте. Около гроба стояли табуреты числом 18, на них разложены были кавалерии, бриллиантовый бант, пожалованный Екатериной II за взятие Измаила и перо за взятие Рымника, бриллиантовая шпага, фельдмаршальский жезл и прочее. Лицо покойного покойного князя было спокойно и без морщин. Борода отросла на полдюйма и вся белая. В физиономии что-то благоговейное и спокойное... Улицы, все окна в домах, балконы и кровли исполнены были народу. День был прекрасный. Народ отовсюду бежал за нами. Наконец мы дошли и ввели церемонию в верхнюю монастырскую церковь... В церьковь пускали только больших, а народу и в монастырь не допускали. Проповеди не было. Но зато лучше всякого панегирика пропели придворные певчие 90-ый псалом «Живый в помощи», концерт сочинения Бортнянского... Войска расположены были за монастырём. Отпето погребение, и тут-то раз десять едва я мог удержать слёзы. При последнем целовании никто не подходил без слёз ко гробу. Тут явился Державин. Его предуниженный поклон гробу тронул до основания моё сердце. Он закрыл лицо платком и отошёл, и верно из сих слёз выльется бессмертная ода» (РА,1870, т.8, стб. 777-779).
Вернувшись с похорон Г.Р.Державин услышал, как живший у него снигирь, просвистал начало военного марша. И под его пером родилось
одно из самых задушевных стихотворений русской поэзии – вдохновенная песнь солдату-полководцу:
Что ты заводишь песнь военну
Флейте подобно, милый Снигирь?...
От автора:
в 1730 году 13 ноября родился еще один славный полководец со шведской кровью – Александр Васильевич Суворов. Его дед Сувор был шведом на русской службе.
Похоже, именно в те траурные дни родилось и зажило в народе поверье, что, если на родину придет беда, а «пролитая кровь станет по щиколотку боевому коню», появится на Руси новый полководец, равный по духу Суворову, который «освободит отечество от любой невзгоды».
Свидетельство о публикации №224081501276
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 15.08.2024 22:25 Заявить о нарушении
1. О нём Наполеон сказал следующее: «Суворов был человеком с сильной волей и характером, делавшим чудеса со своей армией, но всё же не имевшим военного таланта, что не даёт ему права быть причисленным к великим полководцам» (Gourgaud C. Journal de S. Helene. Paris, 1947, v. 2, p. 346.)
2. Не мог Потёмкин допустить в преемники, хоть и боевых, но в человеческом плане мелкотравчатых генералов. Не мог!
Свой выбор Потёмкин сделал.
Накануне решающей стадии переговоров с Турцией, изнурённый приступами болезни, он на пост главнокомандующего соединённой армией назначил Михаила Васильевича Каховского, отозвав его из Тавриды.
Могу привести целый ряд доказательств не в пользу Суворова, но, думаю, что не стоит.
А Вам спасибо за то, что не забываете моё "поле фацелии".
С добрыми пожеланиями.
Михаил Ханджей 15.08.2024 23:47 Заявить о нарушении
Михаил Ханджей 16.08.2024 00:23 Заявить о нарушении