Грэм Дункан. Джон Нокс и образование
Грэм А. Дункан
В сокращении
Введение
Джон Нокс (1513–1572) родился и вырос в Шотландии в то время, когда она была известна как «самая культурно отсталая страна в Западной Европе» (Percy 1936:378). Его образование было почти полностью в средневековом стиле с долей гуманизма. Тем не менее, он стал революционным лидером шотландской Реформации после периода формирования в Женеве Кальвина. Помимо церковной реформы, Нокс занимался, в частности, реформой образовательной системы. Эта статья будет переходить от анализа средневекового образования и личного развития Джона Нокса к исследованию его образовательной организации с особым упором на Первую книгу дисциплины, которая была игнорируемой областью в исследованиях Джона Нокса и его образовательного наследия.
Средневековый фон
В гимназиях не было фиксированной учебной программы, но Холлоуэй (2011:48), опираясь на сохранившиеся свидетельства образования Эндрю Мелвилла (коллеги и преемника Джона Нокса в качестве ведущего шотландского реформатора), предполагает, что она состояла из греческого языка, латыни, грамматики, синтаксиса, этимологии,
французского произношения и чтения, а также изучения избранных греческих текстов. Средневековое высшее образование было создано в монастырях (монахами) и городских школах (схоластами) и существовало для подготовки священнослужителей. Основной образовательный принцип был следующим: «Вера предшествовала пониманию; последнее проясняло и укрепляло первое» (Madigan 2015:258). Здесь мы видим ранние элементы приверженности и страсти. Содержание образования было рекомендовано Августином и состояло из тривиума [грамматики, риторики и логики] и квадривиума [математики, физики, метафизики и этики (Холлоуэй 2011:81)], где были доступны достаточные учебные ресурсы. Многие схоласты были перипатетиками (vagantes).
Обучение состояло из чтения древних текстов, за которым следовало размышление над текстами из области изучения, например, теологии и гармонизации противоречий на основе аристотелевской логики. Затем следовала устная дискуссия (disputatio), в которой студенты демонстрировали свои приобретенные диалектические навыки (рефлексивная практика). Этот метод все еще используется в современных университетах. Возникновение нищенствующих орденов способствовало развитию «слияния большинства основных характеристик философской системы Аристотеля с содержанием библейского откровения, чтобы установить новое и прочно влиятельное схоластическое богословие» (Madigan 2015:279), несмотря на то, что некоторые убеждения Аристотеля не соответствовали Откровению. Однако в целом старая церковь не смогла обучить среднестатистического мирянина.
До 1560 года Римско-католическая церковь предприняла несколько шагов в области образовательной реформы в Шотландии. В XV веке она поддержала основание университетов Св. Андрея (1413), Глазго (1451) и Абердина (1495) с целью борьбы с ересью и мятежами, то есть их внимание было сосредоточено на конформизме. Кроме того, они были учреждениями, где «развивалось высшее образование» (McNeill 1962:291). В 1543 году церковь поддержала принятие парламентского акта, разрешающего гражданам иметь и читать Библию. В 1549 году Провинциальный совет принял, в частности, статут, который предусматривал обучение Священным писаниям. В 1552 году через тот же совет Джон Нокс, шотландский реформатор XVI века, оказал длительное влияние на шотландскую нацию в области общества, политики, церкви и образования. Его помнят в основном за его реформу церкви, но он также внес значительный вклад в реформу образования, которая длится до наших дней и повлияла на другие контексты. Хотя большая часть его видения не была реализована при его жизни, его миссия тем не менее продолжалась. Он был продуктом позднего Средневековья, и его трансформация была завершена его опытом рядом с Жаном Кальвином в Женеве. Затем все это было контекстуализировано в его собственной шотландской ситуации. Здесь мы рассматриваем
его работу в области образования с особым упором на Первую книгу дисциплины.
Результатом его трудов стала обязательная, всеобщая система бесплатного образования, которая включала формирование характера и позволяла всем достичь предела своего потенциала. Прежде всего Нокс приказал выпустить Катехизис, чтобы обеспечить преподавание духовенству и обшинам. Затем, в 1559 году, было установлено, что духовенство, которое было слабым в проповеди, должно было быть отправлено обратно в школу (Scotland 1969:43).
В то время, когда Нокс поступил в университет, все шотландские университеты
были средневековыми учреждениями. Хотя средневековое образование в Европе различалось в зависимости от контекста в большинстве стран, оно управлялось церковью, которая определяла учебную программу и назначала преподавательский состав. Это позволяло церкви формировать студентов, чтобы они соответствовали и следовали ее доктрине. Церковные учреждения больше фокусировались на языке, искусстве и
каноническом праве. Разнообразие форм средневекового образования можно
найти в различных подходах, принятых в Англии и Шотландии. Англия использовала очень строгую модель власти, тогда как Шотландия приняла децентрализованную систему
власти, что проявилось в развитии университетов, которые были открыты для всех и принимали крепостных, за обучение которых платили местные лорды (если лорд видел в них потенциал lad o' pairts, и где женщины также имели некоторый доступ к образованию. Хавлидис (2015:1) прав, описывая это как «силу свободы и подчинения».
До своей первой ассоциации с реформатским мышлением Нокс, возможно, получил образование в Университете Св. Андрея. Однако Браун (1895:22–31) придерживается мнения, что он учился в Университете Глазго (1522–1526), в котором, как и в других университетах, "церковная власть средневековой церкви была высшей. … Средневековое богословие и средневековая философия, выросшие из духовных и мирских потребностей папства, преподавались с глубоким безразличием к интеллектуальной революции, в которой Италия лидировала в XIV - XV веках. (с. 22). Поэтому, независимо от того, какой университет он посещал, нетрудно понять средневековый образ мышления, принятый Ноксом. Для него «светские исследования были ценны лишь постольку, поскольку они служили практическому постижению Божественной истины» (Brown 1895:29). Джон Нокс был воспитан в таком контексте до того, как он познакомился с гуманистической теологией Кальвина, хотя это «новое обучение» уже становилось очевидным в учебных программах шотландских университетов (Holloway 2011:48–53).
После окончания университета Нокс был назначен апостольским нотариусом в Хаддингтоне, недалеко от Эдинбурга, и был учителем в богатом доме. После периода в Сент- Эндрю в качестве проповедника в гарнизоне, рабства на французских галерах и различных церковных назначений в Англии, Нокс бежал на континент в качестве беженца после восшествия Марии Тюдор на престол Англии. К 1545 году Нокс стал «агентом Реформации» (Brown 1895:31) в результате его воздействия Ренессанса как в Шотландии,
которая была «в органической связи с ведущими континентальными странами», так и в Европе. Ренессанс открыл умы для новых идеалов и предоставил свежий материал и интерпретации, которые должны были подпитывать развитие интеллектуальной жизни.
Нокс провел 1554–1559 гг. в Женеве и попал под сильное влияние Жана Кальвина, когда в 1559 году строилась Женевская академия (Reid 1974:198, 199). Это была бесплатная государственная школа (Monter 1967:3), основанная на свободных исследованиях (Monter 1967:112). Она состояла из schola privata (начальной школы) и schola publica [академии]. Никаких степеней не присуждалось, но выдавалось свидетельство о посещении и хорошем поведении. В то время он писал о Женеве: Я не боюсь и не eschame сказать, что это самая совершенная школа Христа, которая когда-либо была на земле со времен апостолов. В других местах я признаю, что Христос был истинно проповедан; но манеры и религия были так искренне реформированы, как я еще не видел ни в каком другом месте. (Письмо XIII г-ну Локку, 09 декабря 1556 г. Нокс
1842:454; Рейд 1974:132; Маллетт 2011:207; ср. Монтер 1967:231).
Возможно, это часто цитируемое утверждение является наиболее значимым
комментарием Джона Нокса относительно образования XVI века в городе-государстве Женева. Оно указывает на то, что не только школьная и университетская система, которая была там создана, но и вся работа города представляла собой прекрасный пример места, в котором можно было вырасти до полной зрелости. Более широким контекстом в Шотландии была Реформация, которая оказала значительное влияние на развитие
образования (Moray House School of Education [MHSE]:1). Позже Нокс дал следующее свидетельство о работе Кальвина в Женеве: Ни один человек никогда не работал усерднее над задачей, чем Жан Кальвин. Он проповедовал несколько раз в неделю, преподавал теологию, писал комментарии, руководил целой системой школ, писал книги и брошюры, вел обширную переписку с лидерами Реформации по всей Европе и курировал
движение Реформации в Женеве. Он интересовался всем, что влияло на жизнь и благосостояние людей. Он считал, что христианство должно быть привнесено во все
отношения жизни. (Chitty 2013)
Женева была местом, отличающимся своей «атмосферой свободы, постоянными богословскими дебатами, дискуссиями с беженцами». Здесь Нокс испытал стимуляцию, которую он никогда не испытывал прежде (Нокс Works, IV:240). Француз Кальвин, гуманист по образованию, принял широкий и инклюзивный подход к целостной образовательной модели, и Нокс впитал и продвигал большую часть этого в разработанной им модели . Ряд религиозных перспектив сформировали образовательную миссию и видение Нокса. К концу Темных веков миряне утратили способность читать и зависели от духовенства в доступе к Библии; духовенство, в свою очередь, опасалось роста ересей, и чтение Библии было запрещено с XIII века. С другой стороны, Нокс и другие реформаторы утверждали в пользу perspicuitas [понятности] Писания: Слово Божие ясно само по себе; и если в одном месте появляется какая-либо неясность, Святой Дух, Который никогда не противоречит Себе, объясняет то же самое более ясно в других местах: так что не может оставаться никаких сомнений, кроме тех, кто упорно остается невежественным. (Нокс, II:18) Для Нокса Библия выражала «единство откровения, и ее следует читать в свете откровения, которое она сама передает» (Макьюэн 1961:35). Обучение - это тяжелая ответственность, и поэтому его должны осуществлять обученные экзегеты, теологи, проповедники, то есть доктора Церкви .
Таким образом, Нокс вернул Библию людям вместе со средствами ее понимания. Групповое изучение Библии, таким образом, было важным образовательным методом. Авторитет Писания имел первостепенное значение. Это средство, с помощью которого «Слово Божье» через благодать входит в человеческий опыт, сердце и совесть. До сих пор церковь не смогла обучить среднестатистического мирянина (Brown 1895:198). Таинства имели большое значение для Нокса, поскольку они были средством, с помощью которого была создана церковь (McEwen 1961:56). Но опять же, perspicuitas действует, чтобы помочь нашему пониманию, видя и делая, когда мы участвуем в двух таинствах Крещения и Святого Причастия. Они являются основополагающими: «Церковь основана на Слове – да: но
на Слове, завершенном и исполненном действием Христа в Таинстве» (McEwen 1961:57). Это подчеркивал Перси (1937): Концепция Нокса о центральном акте христианского богослужения наложила прочную печать на Церковь Шотландии, отделив ее от
всех других протестантских общин и сделав ее, в строгом использовании
этого термина, евхаристической церковью. (с. 65). Таинство Святого Причастия было тесно связано с образовательным предприятием в его связи с церковной дисциплиной (Duncan 2010). Природа предопределения и провидения также были частью образовательной программы Нокса, которая стремилась развить эту «веру сердца» (McEwen 1961:101–114) через послушание, которое является производной от воли. В результате обращения воля Божья открывается людям Христом через Святого Духа. Следовательно, свобода допускает послушание, которое является добровольным ответом самоидентификации с волей Бога.
Джон Нокс был первым реформатором, который четко разграничил три реформаторских признака церкви: проповедуемое Слово, совершаемые таинства и
праведно соблюдаемая церковная дисциплина, как предписано Словом Божьим, посредством чего порок подавляется, а добродетель питается. Мы утверждаем, что во все это необходимо верить для спасения человека. (Шотландское исповедание XVIII в Кокрейн 1966:177; ср. Декларативные статьи, Церковь Шотландии, VII в Коксе 1976:391;Дункан 2010). В этом заключается роль Святого Духа «освящать и
возрождать нас» (Шотландское исповедание XII в Кокрейне 1966:172).
В августе 1560 года шотландский парламент принял ряд актов, в результате которых Шотландия стала протестантской страной, поддерживаемой сильными формирующимися средними и землевладельческими классами. Реформированная шотландская Церковь признала, что образование является национальным приоритетом, как из-за его внутренней ценности, так и для обеспечения того, чтобы каждый мог читать Библию. Поэтому оно было основано на вере. В 1559 году Нокс выразил свое ясное видение образования в реформированной стране: "Для сохранения религии наиболее целесообразно, чтобы школы были повсеместно возведены во всех городах и главных городах, надзор за которыми должен быть поручен магистратам и благочестивым ученым
мужам указанных городов и поселков. (Нокс 1559).Это должно было быть совместным предприятием церкви и государства с приходом в качестве определяющей административной единицы.
Джеймс Скотленд (1969:44, 45) ясно выражает цель, что лежала в основе видения Нокса: «содействовать моральной культуре каждого ребенка и высшему благу общества;
школы считались необходимыми для установления реформатской веры». Нет никаких сомнений в том, что это сообщество (Шотландия) было каким-либо иным, кроме христианского и реформатского: поэтому мы считаем необходимым, чтобы каждая церковь имела назначенного школьного учителя, такого, который был бы способен, по крайней мере, обучать грамматике и латинскому языку, если город имеет какую-либо репутацию. Если это возвышенность, … то либо чтец, либо назначенный там служитель должны заботиться о детях и молодежи прихода, обучая их первым начаткам, и особенно катехизису, и далее, мы считаем целесообразным, чтобы в каждом примечательном
городе, и особенно в городе суперинтенданта, [был] возведен колледж, в котором искусства, по крайней мере логика и риторика, вместе с языками, преподавались бы достаточным количеством мастеров, которым должны быть назначены честные стипендии … Наконец, большие школы, называемые университетами, должны быть пополнены теми, кто способен к обучению. (Книга дисциплины [BoD] 1560: Необходимость школ). Бедность не должна была быть определяющим фактором в доступе и успехе в
образовании: дети бедных должны поддерживаться и поддерживаться за счет церкви, пока не будет проведено испытание, найден ли в них дух послушания или нет. (Там же). В этой схеме универсальность возникла как основополагающий принцип, позволяющий образование lad o' pairts [одаренного ребенка из бедной семьи, который имеет возможность извлечь из этого пользу (послушание)] (Scotland 1969:372). Университеты должны были быть модернизированы.
Первая книга дисциплины (Книга реформации)
Шотландский парламент одобрил Шотландское исповедание в 1560 году. Затем, в результате запроса парламента от 29 апреля 1560 года, Нокс представил предложение об организации Реформированной шотландской церкви в форме Первой книги
дисциплины. Здесь дисциплина относится к совокупности общей христианской жизни, проживаемой в контексте Реформации, а также к тому, как церковь обращается с правонарушителями (Weatherhead 1997:62) и наставляет своих членов в качестве
миссионерской заботы (Burleigh 1960:166). Связь Нокса с христианским воспитанием демонстрирует его сильную связь с образовательным предприятием Помимо официальной потребности в молодой церкви, Первая Книга дисциплины была для тех, кто «ищет участия во Христе Иисусе» (Нокс 1560:2) «для наставления Церкви и для того, чтобы сделать человека Божия совершенным» (Нокс 1560:2).
Здесь мы видим связь между обучением и духовным ростом в форме формирования характера. Это подразумевает подход к обучению на протяжении всей жизни. Эта работа демонстрирует следы Церковных установлений Кальвина
(1541, пересмотрено 1561; Берли 1960:165; Холл и Холл 1994:140–155), одним из результатов которых стала Женевская академия. Она предусматривала формирование
служителей, которые будут в авангарде образования на уровне прихода вместе с учителями.
Образование было одним из трех обязательных условий в каждом шотландском
приходе: "Необходимо, чтобы ваши чести были максимально внимательны к
добродетельному образованию и благочестивому воспитанию молодежи этого
королевства, если вы сейчас нелицемерно жаждете [продвижения] славы Христа или все же желаете продолжения Его благ для следующего поколения. Ибо как молодежь должна наследовать нам, так и мы должны быть внимательны, чтобы у нее были знания и
эрудиция, чтобы приносить пользу и утешать то, что должно быть наиболее дорого
для нас, а именно, церковь и супругу Иисуса Христа... Плоды и выгоды этого появятся несомненно. Ибо, во-первых, молодежь и нежные дети будут питаться и воспитываться в
добродетели, в присутствии своих друзей; благодаря хорошему присмотру которых
можно будет избежать многих неудобств, в которые молодежь обычно попадает, либо из-за слишком большой свободы, которую она имеет в чужих и неизвестных местах, когда она не может управлять собой; либо из-за отсутствия хорошего присмотра и таких необходимых вещей, которые требуются нежному возрасту. Во-вторых, занятия детей в каждой церкви должны быть великим наставлением для пожилых людей. (Нокс
1560:12–13) Бедные должны быть в равной степени обслужены, а богатым
рекомендуется воспитывать своих детей, чтобы они были образцовыми гражданами, «и
что они должны делать за свой счет, потому что они могут» (Нокс 1560). Образование должно было включать религиозное образование, направленное на допуск к трапезе Господней. «И, следовательно, эти принципы должны изучаться молодежью» (Нокс 1560:13).
После этого три существующих университета Сент-Эндрюс, Глазго и Абердин должны были завершить процесс образования. Программа была разработана следующим образом, начиная с Университета Сент-Эндрюс: "… В первой коллегии и в первом классе будет преподаватель диалектики , …. В математике, которая является вторым классом, будет преподаватель, который должен завершить свой курс арифметики, геометрии,
космографии и астрономии …. В третьем классе будет прподаватель естественной философии; … и кто после этих трех лет будет признан достаточно обученным в этих вышеупомянутых науках, станет лауреатом и дипломированным специалистом по философии. В четвертом классе будет преподавтель медицины, который должен завершить свой курс за пять лет; после изучения этого времени … они должны получить
диплом по медицине.… Во второй коллегии, в первом классе, только один преподаватель этики, экономики и политики, …. Во втором классе будут два преподавателя муниципальных и римских законов, которые должны завершить свои курсы за четыре года … они должны получить диплом по законам. … В третьей коллегии, в первом классе, преподаватель еврейского языка и еще один - греческого языка, который должен закончить их грамматику за полгода, а остаток года преподаватель еврейского языка должен толковать книгу Моисея, пророков или псалмы; так что его курс и класс будут
продолжаться один год. Преподаватель греческого языка должен толковать какую-нибудь
книгу Платона вместе с каким-нибудь местом из Нового Завета. А во втором классе должны быть два преподавателя богословия, один из Нового Завета, другой из Ветхого, которые должны закончить свой курс за пять лет; после чего … будут выпускниками
богословия. …Чтобы никто не был принят в класс медицины, кроме того, кто
будет иметь свидетельство о своем времени, хорошо проведенном в диалектике,
математике и физике, и о своем послушании в последнем. …чтобы никто не был допущен в класс законов, кроме того, кто будет иметь достаточные свидетельства о своем времени, хорошо проведенном в диалектике, математике, физике, этике, экономике и политике,
и о своем послушании в последнем. …чтобы никто не был допущен в класс богословов, кроме того, кто будет иметь достаточные свидетельства о своем времени, хорошо проведенном в диалектике, математике, физике, этике, экономике, моральной
философии и еврейском языке, и о своей послушании в моральной философии и еврейском языке. …Во втором университете, который находится в Глазго, будет
только два колледжа. В первом будет класс диалектики, другой по математике, третий по физике, упорядоченные по всем видам, как Сент-Эндрюс. … Во втором колледже четыре класса; первый по моральной философии, этике, экономике и политике; второй по муниципальным и римским законам; третий по еврейскому языку; четвертый по
богословию. Который должен быть упорядочен во всех видах, в соответствии с тем, что мы написали в порядке университета Сент-Эндрюс. Третий университет Абердина должен быть согласован с университетом Глазго. (Нокс 1560)
Все программы требовали прочной основы в свободных искусствах, независимо
от того, что за этим следовало. До конца ХХ века в Шотландии требовалось, чтобы степень бакалавра права (LlB) и бакалавра богословия (BD) предшествовала степени магистра того и другого.. Это были отнюдь не легкие программы. Они требовали большой самодисциплины, которую преподавали до поступления в университет, чтобы студенты могли овладеть преподаваемыми дисциплинами. Однако дисциплина определялась как законнический процесс ухода, воспитания и формирования или особая область изучения, направленная на то, чтобы привести церковь Божию к чистоте (Нокс 1560:20), и чтобы «все поместья в этом королевстве» (Нокс 1560) служили для пользы государства.
По истечении этого времени, мы имеем в виду в каждом курсе, дети должны либо перейти к дальнейшему знанию, либо их следует отправить на какое-либо ремесло
или на какое-либо другое полезное занятие; при условии, что сначала они получат форму знания христианской религии: а именно, знание закона и заповедей Божьих; их использование и служение; главные статьи нашей веры; правильная форма молитвы Богу, количество, использование и действие таинств; истинное знание Христа Иисуса, Его служения и природы и таких других [пунктов], без знания которых ни один человек не заслуживает называться христианином, и никто не должен быть допущен к участию в Господней Трапезе. И поэтому эти принципы должны быть изучены всей молодежью. (с. 23)
Здесь цель образования - «полезность» для общества. Нокс (1560) был достаточно мудр в свое время и в своем контексте, чтобы признать необходимость для церкви и государства работать в гармонии на благо всего «содружества» (королевства или сообщества), как это произошло в опыте Женевы: "Как ни одно содружество не может процветать или долго существовать без хороших законов и четкого их исполнения, так и
церковь Божья не может быть ни приведена к чистоте, ни удержаться в ней без порядка церковной дисциплины. ... чтобы вы смело могли наказывать порок и поддерживать добродетель в этом царстве, к похвале и славе Его святого имени, к утешению и уверенности вашей совести, и к утешению и доброму примеру для последующих поколений. (с. 33).
«Полезность» в обществе должна была быть примером для будущих поколений, создавая истинно христианское гражданское общество. ам, где некоторые отклоняются от этой нормы, нераскаявшийся человек должен быть «приведен к познанию себя» через
служение тех, «чтобы призвать Бога для обращения нераскаявшихся», ведущего к покаянию и спасению (Нокс 1560:21). Это может произойти только через «чувство Его великой милости, действием его Святого Духа», хотя необходимо, чтобы он был «разумно наставлен в познании Иисуса Христа» (Нокс 1560:22). Эта ответственность лежит на
церкви в целом, но также и на «каждом хозяине дома» (Нокс 1560:26), причина в том, что, видя, что праведный живет своей верой, и что Христос Иисус оправдывает познанием
Себя, мы считаем невыносимым, что людям будет позволено жить и продолжать оставаться в неведении как членам церкви Божьей (Нокс 1560:26). Концепция «полезности» способствовала образованию, основанному на результатах.
Книга Дисциплины Джона Нокса (1560) предоставила проект национальной образовательной программы, которая включала начальные приходские школы, средние школы, а также развитие трех существующих старых университетов
Сент-Эндрюс, Глазго и Абердин. Целью такого образования было «добродетельное и благочестивое воспитание молодежи этого Королевства» (MHSE:1), и оно было задумано как партнерство между домом, школой и Церковью. Неудача шотландского парламента
принять эту программу в качестве закона является прискорбной, но со временем многие из ее образовательных элементов все же были приняты.
Национальная образовательная система Нокса предусматривала финансирование школ за счет накопленного богатства церкви и монастырей, которые были свергнуты в Шотландии, но дворяне отказались одобрить эту финансовую схему, потому что
они хотели разделить добычу между собой (Burleigh 1960:176; Eby 1971:275). Таким образом, бедность шотландской нации и сложная политическая ситуация препятствовали
успешной реализации этого проекта, пока в 1696 году не был принят Акт об
учреждении школ, который требовал, чтобы все приходы предоставили школу, здание школы и dominie (учителя). Церковь сыграла важную роль в предоставлении этой схемы,
которая стала источником высокого уважения, с которым шотландское образование стало считаться имеющим самый высокий стандарт грамотности в Европе (MHSE:2).
Нокс не предлагал подробной учебной программы, возможно, потому что он считал, что существующий тривиум и квадривиум будут достаточны, как и
до сих пор; программы включали катехизис, грамматику, латынь, философию, языки и искусства - в целом широкое свободное образование. Помимо основанного на результатах характера образовательного процесса, поддержка Ноксом свободных искусств также
признавала ценность образования как такового и как основы для дальнейшего профессионального обучения, например, в области медицины или права. В более крупных школах добавлялись классические языки, риторика и логика . Затем учащиеся могли поступать в университеты , которые должны были быть модернизированы. За 3-летней программой искусств должна была следовать 5-летняя профессиональная квалификация (Scotland 1969:46). Учебная программа в St Andrew's состояла из искусств в колледже St Salvator's, а затем переходила в другие колледжи, например , в St Mary's для богословия. Новшеством было то, что назначались профессора-специалисты и им выплачивалась фиксированная зарплата.
Что касается содержания раннего образования, алфавит изучался по Краткому катехизису, а с 1616 года все дети должны были выучить Катехизис наизусть. Чтение продвигалось через Притчи к самой Библии. Священник проверял учеников на предмет их способности читать Библию. Большинство детей не продвигались намного дальше этой стадии чтения. Однако некоторые старшие ученики переходили к арифметике и латыни, а некоторые - к письму. Ряд приходских школ готовили своих более способных учеников к прямому поступлению в университет, где, по словам Нокса (1560), они должны были оставаться «до 24 лет ». В низинах Шотландии даже это базовое образование означало, что была почти всеобщая грамотность. Местный наставник часто работал изолированно от других в своей профессии. Изобретая собственные методы, он пытался обучать свой класс, несмотря на широкий диапазон возрастов и способностей. Он мог брать старших, более способных мальчиков в специальный класс до или после остальной школы. Некоторые из них переходили в более крупные школы городов, а несколько в университет , как правило, в возрасте 14 или 15 лет. Нокс был меньше озабочен методологией в образовании, чем его результатами, и был одним из первых пропагандистов образования, основанного на результатах.
Нокс представлял себе ситуацию, когда в каждом шотландском приходе
будет учитель, врач и священник, тем самым обеспечивая воспитание тела, разума и души. Роль наставника была критически важна для руководства в местном приходе, поскольку была следующей после служителя в образовании. Назначенные должны были
подписаться под шотландским исповеданием веры (1560) (Cochrane 1966:159–184).
Необходимо еще одно последнее слово. Джон Нокс в целом был против того, чтобы женщины занимали руководящие роли в церкви и обществе. Интересно отметить, что гендерные вопросы не фигурируют в его образовательном проекте. Однако лорды конгрегации добавили к тексту Первой книги дисциплины: И то же самое мы требуем для их дочерей: а именно, чтобы они были добродетельно воспитаны и честно опекаемы [приданы] когда они достигнут зрелого возраста, по усмотрению церкви. (Нокс 1560)
После Реформации
Система национального образования, предвосхищенная Ноксом, в той мере, в какой она была реализована, оставалась нормой до принятия Закона об образовании (Шотландия) 1872 года. Это стало поворотным моментом в шотландском образовании. Только тогда начальное образование стало обязательным для всех детей в возрасте от 5 до 13 лет . Существующие приходские и городские школы были переданы государству и управлялись местными выборными школьными советами. Эта новая система координировалась на национальном уровне Министерством образования Шотландии, а учебная программа делала упор на преподавание чтения, письма и арифметики (три «R»). Церкви внесли решающий вклад в новую систему, передав свои школы бесплатно школьным советам. В то время Свободная церковь поддерживала 548 школ по всей Шотландии вместе с 584 учителями. Эта система с регулярными изменениями сохранилась до настоящего времени. Значительные изменения в высшем образовании произошли в 1998 году, когда лейбористское правительство ввело университетские сборы по всей территории Соединенного Королевства. В Шотландии это деликатное решение было отменено новым шотландским парламентом в 2007 году (Агентство студенческих наград для Шотландии [SAAS] sa:1) с целью снова сделать высшее образование доступным для всех.
Заключение
Образовательные идеи Нокса были прочно основаны на его опыте средневековой системы образования, который он получил. Это очевидно в развитии шотландского университетского образования. Национальная система, разработанная в Шотландии,
была основана на кальвинистских принципах школ, находящихся под контролем государства и церкви. Хотя шотландский парламент отверг образовательную систему Нокса, она все же оказала влияние на Шотландию, Англию и Америку. На протяжении столетий историки и педагоги как хвалили, так и порочили работу Нокса в образовании (Kyle & Johnson 2009:1). Несмотря на противоречия, влияние Нокса на образование имеет несколько ценных моментов. «Прогрессивное мышление» (Рид 1974:196),
проявленное в Первой книге дисциплины, имело решающее значение как для современного, так и для будущего шотландского образования. Студенты должны получать образование, основанное на Библии, чтобы они могли понимать Писание самостоятельно. Учителя должны быть тщательно подготовлены, чтобы предоставлять качественное образование своим ученикам (Ллойд-Джонс 2013:1). Конечная ценность Книги дисциплины, как она воплощена в видении Нокса, заключается в идеях людей с долгосрочной траекторией, концепциях, которыми шотландское образование стало особенно гордиться. Они включали обязательное общенациональное образование, образование для всех, подход, основанный на христианской вере, организованную университетскую систему и в высшей степени практичную методологию (Шотландия
1969:47, 48; ср. Макьюэн 1961:2).. Мы можем только заключить вместе с Берли (1960:174), что для Нокса образование и реформация были «неразрывно связаны».
Bill of Rights (South Africa), 1996, viewed 24 November 2016, from http://www.gov. za/documents/constitution/chapter-2-bill-rights#29
Brown, P.H., 1895, John Knox: A biography, Adam & Charles Black, London.
Burleigh, J.H.S., 1960, A church history of Scotland, Oxford University Press, Oxford.
Co-ordinating Committee for the National Action Plan (CCNAP), 1998, National action plan for the promotion and protection of human rights, CCNAP, Houghton, MI.
Chitty, J.D., 2013, ‘John Calvin: Erecting “the most perfect school of Christ”’, viewed February 2016, from http://capthk.com/2009/07/13/1307/
Cochrane, A.C., 1966, Reformed confessions of the 16th century, Westminster, Philadelphia, PA.
Council on Higher Education (CHE), 2013, The higher education qualifications sub-framework, CHE, Pretoria.
Cox, J.T. (ed.), 1976, Practice and procedure in the Church of Scotland, Committee in General Administration, The Church of Scotland, Edinburgh.
De Gruchy, J.W., 1997, ‘Grappling with a colonial heritage: The English-speaking churches under apartheid’, in R. Elphick & R. Davenport (eds.), Christianity in South Africa: A political, social and cultural history, pp. 155–172, David Philip, Cape Town.
Denis, P. & Duncan, G.A., 2011, The native school that caused all the trouble: A history of the Federal Theological Seminary of Southern Africa, Cluster Publications, Pietermaritzburg.
Duncan, G.A., 2003, Lovedale, coercive agency: Power and resistance in mission education, Cluster Publications, Pietermaritzburg.
Duncan, G.A., 2010, ‘Church discipline – Semper reformanda in reformation perspective’, HTS Teologiese Studies/Theological Studies 66(1), 1–6. https://doi. org/10.4102/hts.v66i1.789
Duncan, G.A., 2016a, ‘Gateway to the future … oopmaak van die hekke … Transformation in the Faculty of Theology, University of Pretoria’, HTS Teologiese Studies/Theological Studies 72(4), a3424. https://doi.org/10.4102/hts.v72i4.3424
Duncan, G.A., 2016b, ‘South Africa’, in I.A. Phiri & D. Dietrich Werner (eds.), Anthology of African Christianity anthology of African Christianity, pp. 703–711, Regnum, Oxford.
Eby, F., 1971, Early protestant educators: The educational writings of Martin Luther, John Calvin, and other leaders of Protestant thought, pp. 273–297, Ames Press, New York.
Elphick, R., 2012, The equality of believers: Protestant missionaries and the racial politics of South Africa, UKZN Press, Pietermaritzburg.
Essop, A., 2013, ‘Forward’, in The aims of higher education, pp. v–vi, Kagisano, no. 9, Council on Higher Education, Pretoria.
Hall, D.W. & Hall, J.H., 1994, Paradigms in polity: Classic readings in Reformed and Presbyterian Church Government, pp. 140–155, Eerdmans, MI.
Havlidis, D.R., 2015, ‘Medieval education in Europe: A force of freedom and submission’, viewed 23 November 2016, from http://www.lostkingdom.net/ medieval-education-in-europe/
Higher education – The Scottish system, viewed 23 November 2016, from http://
Holloway, E.R., III, 2011, Andrew Melville and humanism in Scotland, 1545–1622, Brill, Leiden.
Kierkegaard, S., [1847], in H.V. Hong (ed.), 1993, Upbuilding discourses in various spirits, concluding unscientific postscript to philosophical fragments, Princeton University Press, Princeton, NJ.
Kinghorn, J., 1997, ‘Modernisation and apartheid: The Afrikaner churches’, in R. Elphick & R. Davenport (eds.), Christianity in South Africa: A political, social and cultural history, pp. 135–154, David Philip, Cape Town.
Knox, J., 1559, ‘A brief exhortation to England, for the speedy embracing of the gospel heretofore by the Tyranny of Mary suppressed and banished’, in Selected writings of John Knox: Public epistles, treatises, and expositions to the year 1559, Copyright © 1995 by Kevin Reed, Presbyterian Heritage Publications, P.O. Box 180922 Dallas, Texas 75218, viewed 04 March 2016, from http://www.swrb.com/newslett/ actualNLs/briefexh.htmPage 9 of 9 Original Research http://www.hts.org.za Open Access
Knox, J., 1560, ‘First book of discipline’, in D. Laing (ed.) (1895), Works of John Knox, vol. 2, pp. 183–260, James Thin, Edinburgh, viewed 15 June 2009, from http:// swrb.com/newslett/actualNLs/bod_ch00.htm
Knox, J., 1842, The writings of the Rev John Knox, Presbyterian Board of Publication, Philadelphia, PA, viewed 27 February 2016, from https://books.google.co.za/boo page&q=most&f=false
Knox, J., 1895, Works of John Knox, D. Laing (ed.) (1895), vols. 1 & 2, James Thin, Edinburgh, viewed 15 June 2009, from http://swrb.com/newslett/actualNLs/ bod_ch00.htm
Kyle, R.G. & Johnson, D.W., 2009, John Knox: An introduction to his life and works, Wipf & Stock, Eugene, OR.
Lloyd-Jones, A., 2013, John Knox’s philosophy of education, viewed 22 February 2016, from
Madigan, K., 2015, Medieval history: A new history, Yale University Press, New Haven, CT.
McEwen, J.S., 1961, The faith of John Knox, Lutterworth, London.
McKenna, S., 2013, ‘Introduction’, in The aims of higher education, pp. 1–4, Kagisano, no. 9, Council on Higher Education, Pretoria.
McNeill, J.T., 1962, The history and character of Calvinism, Oxford University, New York.
Monter, E.W., 1967, Calvin’s Geneva, Wiley, London, Moray House School of Education (MHSE). Part 1: Education following the Reformation in Scotland. Part 4: The 1872 Education (Scotland) Act, viewed 22 February 2016, from http://www.ed.ac.uk/ education/aboutus/maps-estates-history/part-one
Mullett, M.A., 2011, John Calvin, Routledge, London.
Percy, E., 1936, John Knox, Lutterworth, Lincoln.
Percy, E., 1937, John Knox, Lutterworth, London.
Reid, W.S., 1974, Trumpeter of God, Charles Scribner’s Sons, New York.
Rogers, D., 2010, ‘Payment by results: What a great Victorian idea!’, Times Educational Supplement, 16 April, viewed 04 May 2016.
Scotland, J., 1969, The history of Scottish education, vol I, From the beginning to 1872, University of London Press, London.
Student Awards Agency for Scotland (SAAS), s.a., ‘Higher education – The Scottish system’, viewed 24 November 2016, from http://www.educationuk.org/global/ articles/scottish-higher-education-system/
The Education and Congregational Nurture Ministry Unit (TECNMU), 1987, ‘The church and public education’, in A call to church involvement in the renewal of public education, Presbyterian Church (USA), Louisville, KY, viewed 24 November 2016, from https://www.pcusa.org/resource/church-and-public-education/
Thelwell, E., 2014, ‘Does God belong in schools?’, News24, viewed 26 November 2016, from
Tillich, P., 1952, The courage to be, Yale Nota Bene, New Haven, CT.
Vellem, V.S., 2013, ‘Ecumenicity and a black theology of liberation’, in E.M. Conradie (ed.), South African perspectives on notions and forms of ecumenicity, p. 178, SUN Press, Stellenbosch.
Villa-Vicencio, C., 1992, A theology of reconstruction: Nation building and human rights, David Philip, Cape Town.
Weatherhead, J.L., 1997, The constitution and laws of the Church of Scotland, The Board of Practice and Procedure, Edinburgh.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224081501672