Артистка

Год 1944. Великая Отечественная война продолжалась. Мы с мамой жили в Быстром Истоке, на Алтае. Две избы детей сторожила кержака Бориса Черепанова стояли за рекой Исток. Дочь Феодосия вышла замуж в Акутиху, её дом пустовал - в нём мы поселились, приехав из села Паутово - моя малая родина.

Во втором доме жила семья его сына, Андрея Борисовича Черепанова, уже погибшего на фронте: жена Саломея Андреевна и их дети: Клавдия, Зинаида, Владимир, Виктор, Александр. Мальчики были ещё подростками. Старшему Владимиру и двенадцати лет ещё не было.

С утра все взрослые уходили на работу, а дома оставались ребятишки. Иногда мама оставляла меня с ними, чтобы присматривали. Мне в то время не было четырёх лет. Весь день я сидела одна в доме, а они бегали где-то, а к вечеру появлялись. Играть со мной они не хотели, но с удовольствием учил Володька петь деревенские частушки. Я быстро заучивала куплеты. Володька заставлял меня петь: "Аля, пой громко! Артисткой будешь!". Все задорно смеялись.

Помню произошёл забавный случай. В воскресный день приходила к нам Зинаида Черепанова - их двадцатилетняя сестра. Любила она со мной играть, поэтому в тот раз увела  с собой. В доме были её мать и сестра Клава. Они лепили пельмени с картошкой. Зина посадила меня у своего стола, и накрасила брови, губы и ногти.  Раскрашивала меня и приговаривала: «Вот сейчас разукрашу тебя, и будешь ты красивая, как артистка». На что Саломея Андреевна сказала ей, чтобы она лучше бы  пельмени помогла лепить. 

– Залазь на полати, жди, когда сварятся пельмени! – сказала Зинаида. Полати – это доски, прибитые к стене у потолка. Там обычно спали дети. Я забралась на  русскую печку, а с неё перелезла на полати и из-под  занавески  наблюдала за работой.  У нас  пельмени мама никогда не варила. В доме не было то муки, то картошки. Голодное было время. Шла война, поэтому я с нетерпением ожидала обеда.

 Русскую печь растопили, затрещали дрова, потом пельмени засыпали в чугунок. Вот уже помешивала  Андреевна  в нём ложкой. И тут  я подумала о том, что настало время идти на заработки. Решила, за пельмени отработать, концерт показать, а репертуар у меня был уже готовый, да и Зина разукрасила меня, как артистку. Мальчишки же научили петь песенки.  Быстро слезла с полатей, встала посреди комнаты.

– Хочу песню вам спеть, – заявила я. – Ну, начинай, пой! – разрешила Зинаида. Она в Быстром Истоке руководила художественной самодеятельностью. Я громко запела и успела пропеть только одну частушку,  которая больше всего нравилась моим учителям пения - её братьям. От моего репертуара Саломея Андреевна выронила ложку из рук.

  – Ах ты бессовестная такая! Кто тебя научил так петь матершинные частушки?  И в это время  открылась дверь, и один за другим вошли в дом её три сына.
 – Они научили, - призналась я.  Ой, что тут началось! Меня отправила Андреевна домой, а ребятишкам дала такую трёпку, что пока я не закрыла дверь своего дома, слышался её гневный голос.  Моя первая попытка стать артисткой не удалась, и мальчишки больше не присматривали  за мной.

Их кобель Шарик слышал, как мать ругала сыновей. Всё понял. Я шла на другой день к родственникам в гости. Только ступила на порог, Шарик цапнул меня за ногу. Отомстил. Долго мама жгла его шерсть и засыпала рану на ноге. Больше я к ним в гости не ходила. В 2024 году ушёл в Мир иной Владимир Андреевич Черепанов на 96 году жизни. Пусть Светлая память о нём согреет наши души!

На фото образ автора.


Рецензии
Душевный рассказ. О детстве читать всегда приятно, если
нет в описании тяжёлых трагических сцен.
Понравился рассказ. Спасибо. С уважением,

Мила Стояновская   11.01.2026 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Мила, за прочтение и отклик. Рада Вам.

Алефтина Павловна Попова   11.01.2026 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.