Картина Пространство Пифагора

       
 Картина  " ПРОСТРАНСТВО ПИФАГОРА"        (матисо - математичесое искусство) картина автора
        Искусство стильно. Об этом мы хорошо знаем. Стиль -  отличительная черта того или другого произведения или группы произведений по манере изображения. по изображаемому материалу  и т. п.  Стиль  произведений определяется личностью автора, местом и временем создания произведения, и многими другими, порой трудно выявляемыми, причинами. (1)
        В современном искусстве существуют такие стилистические направления как: реализм, романтизм, футуризм, авангард, лучизм, импрессионизм, лубок, кубизм, фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, фигуратив, ампир,  абстракционизм, конструктивизм, аналитическое искусство и проч.
        Аналитическое искусство было провозглашено Павлом Филоновым в 30 годах прошлого столетия. Отличительной чертой этого стиля является наличие в картине форм абстрактного геометрического характера, декоративно связанных друг с другом. Прямых и изогнутых линий, углов между ними, точек, пятен, геометрических фигур и т. п., объединенных какой то одной, или несколькими формами. Например в  картине " Победа над вечностью" мы видим такое многообразие. Картина явно тяготеет к геометризации, абстрактному математическому анализу ( в виде буквенных аналитических выражений алгебраической формы, например, в виде каких нибудь отрезков ( углов, пятен и т. п.) в картине - l1 и l2 ? то есть l1/l2)
 
П. Филонов "Победа над вечностью"
      
 Формотворчество проявляется в наибольшей степени в произведениях декоративного характера. Однако, как мы видим, оно (формотворчество) дало ростки и в станковом искусстве. Это сильно отличает современное искусство от предыдущих периодов. Соединение реалистических приемов изображения с декоративными. В картины включаются, и порой в очень большой степени, декоративные элементы геометрического характера, несущие аналитический, математический смысл. Появились такие художники, как Виктор Вазарели, Мауриц Карнелис Эшер. В картинах Вазарели в стиле ОП арт (сокращенно оптическое искусство) представлены чисто геометрические формы. В некоторых работах они переходят в образы животных - " Зебры".
 
В. Вазарели ОП арт

 
В. Вазарели "Зебры"

 У Эшера мы видим " Лист Мебиуса" и другие, подобные произведения. Причем у него уже происходит, как бы художественное иллюстрирование. Или скорее, реализация в художественной форме конкретных математических образов и законов аналитического характера. Проще говоря математическая формула записанная в буквах (аналитически) приобретает геометрическую форму. Причем,что очень важно, не только геометрическую, а художественно - геометрическую. Например гравюра "Лист Мебиуса 2"  изображает одностороннюю поверхность  представленную системой параметрических уравнений, открытую немецким математиком Августом Фердинантом Мебиусом в 1858 г.
 
М. Эшер "Лист Мебиуса"
 
М. Эшер "Предел - круг"

Или гравюры из серии "Предел - круг", это художественное представление геометрии Лобачевского. Нашего соотечественника великого математика  Николая Ивановича Лобачевского. С его очень трудными для понимания аналитическими выводами. Фактически, это геометрия внутри круга.
        Появление математических форм на полотнах художников не новое явление. Достаточно сказать о линейной перспективе (проективная геометрия), вошедшей в искусство Эпохи Возрождения. Альбрехт Дюрер очень много занимался геометрией. В его гравюре "Меланхолия" изображен магический квадрат, который состоит набора чисел - 16.3.2.13     13,8.12.1    4,15,14,1  и т. д. сумма которых ровна 34. Предполагается, что этот квадрат был изобретен самим Дюрером.
 
 
А. Дюрер  "Меланхолия"

  Картины с включенными в их пластику, в их сюжет элементов конкретной математики можно объединить под одним стилевым названием - математическое искусство, или кратко -  матисо, или -  математизм. К таким работам и относится представленная картина "Пространство Пифагора". В ней изображен геометрический вид аналитического уравнения Пифагора  А2 + В2 = С2.  Здесь  конструкция из конкретных треугольников и квадратов образует некое пространство в котором мы живем. (В жизни так оно и есть. Ведь метрика плоского пространства - квадрат. Плоскости формируют объемное пространство.) Люди двигаются через него, пронизывают его, а пространство, в свою очередь пронизывает человека. Пронизывает его своей строгостью, своей закономерностью.

 
В. Чернов "Пространство Пифагора"

Автор пытается напомнить о философском прочтении космоса, как о всемирном порядке. Именно порядок отличает космос от хаоса. Человек создает свое пространство, живет в нем, пронизывает его, следуя природному пространству, которое подчинено некоему закону - закону математики.
        Данный взгляд, сугубо личностный. Картина, в принципе, может быть воспринята каждым человеком по своему.
(1) М. Ларионов " Лучизм"  Москва 1913 г.


Рецензии