Воронеж кузнеца для Авиации и Герой Антипов А. А

АНПИЛОВ  Анатолий Андреевич (7.11.1914, сл. Стрелецкая Старооскольского уезда - 26.8.1994, Приморск Ленинградской обл.) генерал-майор авиации (25.5.1959), Герой Сов. Союза (1.7.1944 № 4386), занимался в Воронежском аэроклубе (1930-33), из Воронежского коммунально-строительного техникума по спецнабору ЦК ВЛКСМ \вместе с Зеленко Екатериной\ призван в Красную Армию (1933), командир учебно-тренировочного Воронежского авиационного полка в 3-м учебно-тренировочном авиационном центре ВВС (1948-49), командир 244-го бомбардировочного авиационного полка, первым в советских ВВС перешёл на реактивные бомбардировщики Ил-28 (1949-52); зам. Командующего по тылу 76-й Воздушной Армии Ленинградского военного округа (1960-71).


в ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ «ГОРНЯК» стенд:
АНПИЛОВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
(1914 – 1994 гг.)


Анатолий Андреевич Анпилов родился  в Старом Осколе в семье рабочего. Окончил один курс Воронежского коммунально-строительного техникума, оттуда в 1933 году по спецнабору ЦК ВЛКСМ был призван в Красную Армию. В 1936 окончил Сталинградскую военную школу летчиков. Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года и советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Был награжден орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны он на фронте. Командир эскадрильи 779-го бомбардировочного авиационного полка 241-й бомбардировочной авиационной дивизии 16-й Воздушной Армии. Сражался на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в Курской, Орловской, Брянской, Севской, Гомельской, Мозырьской операциях.

Решительный и бесстрашный летчик,  командир эскадрильи, капитан  А.А.Анпилов обладал отличной техникой пилотирования, совершил 185 боевых вылетов и нанес врагу большие потери в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командиру эскадрильи 779-го бомбардировочного авиационного Калинковичского полка капитану  Анпилову Анатолию Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Анпилов А.А. окончил Краснознаменную Военно-воздушную Академию. С 1971 года генерал-майор авиации Анпилов А.А. в запасе.



Генерал-майор авиации Анпилов Анатолий Андреевич
Отец будущего генерала работал на маслозаводе, железнодорожной станции, у кустарей обжигал кирпич. В годы первой мировой и гражданской войн был на фронте, а затем стал профессиональным военным. Был одним из первых военкомов Белгорода, заместителем губернского военкома города Воронежа. Свою мечту стать летчиком Анатолий осуществлял последовательно. Сначала окончил семилетнюю фабрично-заводскую школу, затем, обучаясь в Воронежском коммунально-строительном техникуме, посещал занятия в планерном кружке аэроклуба. В 1933 году по комсомольской путевке был направлен в 7-ю Сталинградскую военную школу летчиков. В 22 года Анатолий Анпилов стал летчиком бомбардировочной авиации и посвятил ей всю жизнь. Во время Великой Отечественной войны Анатолий Андреевич воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в Курской, Орловской, Брянской, Севской, Гомельской, Мозырьской операциях. Летом 1943 года Анпилов участвовал в битве на Курской дуге. Вот что вспоминал он в своем письме о подготовке к этой битве: «О том, что войска Центрального фронта готовятся к грандиозной битве на Курской дуге, для нас, летчиков 16-й воздушной армии, не было секретом. Еще в мае 1943 года наш 799-й бомбардировочный авиаполк укомплектовали самолетами и летным составом до полного штата. Экономя ресурсы, нас реже посылали на боевые задания. От нас требовали тщательной маскировки аэродрома и самолетов. Разрешали учебные полеты на слетанность с молодым летным составом…». Много живой силы и техники было уничтожено им за время битвы на Курской дуге. По неполным данным, за 1943 год эскадрилья под командованием Анпилова уничтожила 11 танков, 118 автомашин, 10 орудий, 4 паровоза, 7 тягачей, пять минометных батарей и сотни гитлеровцев. Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 185 успешных боевых вылетов и нанес большие потери в живой силе и технике. Два раза был ранен. Десять раз прилетал на свой аэродром на изрешеченном осколками снарядов самолете. Три раза на подбитом самолете производил вынужденную посадку. Весь личный летный состав старался как можно быстрее разгромить врага. В 779-м Калинковичском бомбардировочном авиационном полку, где служил Анатолий Андреевич, развернули соревнование за увеличение бомбовой загрузки самолетов: вместо 600-700 килограммов бомб стали брать по 1000 килограммов, а то подвешивали и до 1200. Все во имя Победы! Вспоминал Анпилов о том, что, выполняя задание командования Сталинградского фронта о доставке сведений о подходе резерва противника, его экипаж проявил летное мастерство. Из полка, в котором служил Анатолий Андреевич, были посланы два экипажа, но они не вернулись на аэродром. Тогда было приказано лететь Анпилову – командиру I-й авиационной эскадрильи. Выбрав момент, когда над аэродромом не было истребителей противника, он взлетел на бреющем полете и ушел в сторону сельских полей. В 20-30 километрах от аэродрома виражами набрал высоту 6 тысяч метров и лег на курс. На станции Котельниково увидел большое скопление войск и техники, шла выгрузка танков, а со стороны города Калач к Сталинграду двигалась большая колонна моторизованных войск противника. Сбросив часть бомб и сфотографировав объекты, самолет взял обратный курс. Но вдруг Анпилов увидел летящий навстречу самолет противника – двухмоторный истребитель Ме–110. Предупредив экипаж, перешел в крутое пикирование. Скорость самолета быстро нарастала, ломило в ушах и голове, продавились стекла. Потребовались большие усилия, чтобы выйти из пикирования на высоте 200 метров. Самолета противника больше не было видно. Экипаж благополучно добрался до аэродрома. Потом стрелок-радист рассказывал Анпилову, что фашистский самолет пытался догнать их, но быстро вышел из пикирования и улетел. Командованию были доставлены ценные данные. Как боевой командир эскадрильи и экипажа Анатолий Андреевич пользовался большой любовью и уважением. Их эскадрилью называли «анпиловцами», а его «отцом». Воспитание подчиненных примером личной храбрости и отваги было девизом в жизни этого человека. Рискуя своей жизнью, он не раз выручал своих товарищей, попавших в трудное положение. Решительный и бесстрашный летчик обладал отличным знанием техники, умением пилотировать и маневрировать в условиях зенитного огня. После Великой Отечественной войны Анатолий Андреевич окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию с присвоением звания полковника. Командовал авиационным полком, был заместителем командующего воздушной армии. За годы военной службы ему пришлось осваивать и летать на 15 типах поршневых и реактивных бомбардировщиков, он неоднократно участвовал в воздушных парадах над Москвой. Одним из первых летчиков ВВС на самолете ИЛ-28 освоил полеты в сложных метеоусловиях с применением различных систем посадки самолетов, за что в 1950 году ему было присвоено звание «Военный летчик I класса». Родина высоко оценила боевые подвиги нашего земляка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командиру эскадрильи 779–го бомбардировочного авиационного полка капитану Анпилову Анатолию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и одиннадцатью медалями. Некоторые из них, в том числе личные вещи, он завещал Старооскольскому краеведческому музею, своим землякам. В 1971 году Анпилов был уволен в запас в звании генерал-майора. Являлся членом комитета ветеранов 16-ой воздушной армии. Будучи на пенсии, принимал активное участие в общественной жизни Ленинграда, где жил последние годы. Не забывал и любил свою малую родину, часто гостил у родственников, переписывался и встречался с однополчанами. На площади Победы, что у кинотеатра «Быль», установлены бюсты старооскольцев - Героев Советского Союза. Среди них бюст Анатолия Андреевича Анпилова как благодарная память потомков о генерал-майоре авиации, нашем прославленном земляке.
                Материал из фондов музея подготовила научный сотрудник краеведческого музея Л.Н.КАЛАБУХОВА.



Анатолий Андреевич Анпилов
Генерал-майор авиации.

Родился в 1914 году в слободе Стрелецкая.

В августе 1933 года был призван в ряды Красной Армии. В 1936 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

Участвовал в Великой Отечественной войне с самого её начала. Прошёл путь от командира звена бомбардировочного полка до командира эскадрильи.

Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Украине, в Харьковской наступательной операции 1942 года, Сталинградской и Курской битвах, освобождении Белоруссии.

Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 190 боевых вылетов.

01 июля 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

После войны продолжил службу в ВВС. С января 1971 года генерал-майор авиации в запасе.

Умер 26 августа 1994 года.


Музейный урок «А.А. Анпилов — Герой Советского Союза»
Анатолий Андреевич Анпилов родился 7 ноября 1914 года в слободе Пушкарской, в семье рабочего.  С детства Анатолий хорошо рисовал, мечтал стать архитектором. В 1933 году по путевке комсомола  его направляют на учебу в Высшую лётную школу Сталинграда, которую он успешно закончил в 1936 году и был направлен в строевую часть на Украину, на должность младшего летчика ближнебомбардировочной авиации.   Уже в начале 1940 года Анатолий Андреевич участвовал в войне СССР с Финляндией на Карельском перешейке, где выполнил 36  боевых вылета. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении заданий командования, он был награжден орденом боевого Красного Знамени.  За боевые и военные заслуги А.А. Анпилов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Красной Звезды и  девятью медалями.



Анпилов Анатолий Андреевич
Военный летчик.
Полковник.
(25 октября (7 ноября) 1914 года, Старый Оскол ныне Белгородской области — 26 августа 1994 года,Санкт-Петербург) — Герой Советского Союза, генерал-майор авиации (1959), военный лётчик 1-го класса (1950). С января 1949 года по 1952 год — командир 244-го бомбардировочного авиационного полка (в Московском военном округе).Полк под его командованием первым в советских ВВС перешёл на реактивные бомбардировщики Ил-28.





Биографию подготовил А.А.Симонов:
Родился 25 октября (7 ноября) 1914 года в слободе Стрелецкая (ныне – в черте города Старый Оскол Белгородской области). Русский. Детство и юность провел в городе Воронеж. В 1932 окончил 7 классов школы, в 1933 – 1 курс Воронежского коммунально-строительного техникума.
В армии с августа 1933 г. В 1936 г. окончил Сталинградскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (в Киевском ВО).
Участвовал в присоединении Западной Украины в сентябре-октябре 1939; совешил 2 боевых вылета на СБ.
Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 – старший летчик 48 сбап. Совершил 36 боевых вылетов на СБ.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – командир звена 225 сбап (Юго-Западный фронт), в августе 1941 - январе 1942 – зам. командира аэ 506 бап (Юго-Западный фронт), в январе-августе 1942 – зам. командира и командир аэ 99 бап (Юго-Западный и Сталинградский фронты). Участвовал в оборонительных боях на Украине, в Харьковской наступательной операции 1942 года.
С октября 1942 г. служил в составе 779 бап, командир 2 аэ.
За время Великой Отечественной войны совершил 190 боевых вылетов на СБ (3 вылета) и Пе-2 (187 вылетов).
В 1948 г. окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1948-1949 – командир утап в 3-м учебно-тренировочном авиационном центре. С января 1949 – командир 244 бап (в Московском ВО). Полк под его командованием первым в советских ВВС перешел на реактивные бомбардировщики Ил-28. В 1952-1953 – заместитель командира 56 бад (в Московском ВО), в 1953-1956 – зам. командира, в 1956-1957 – командир 99 бад (в Забайкальском и Дальневосточном ВО). В 1957-1958 – командир 185 бад, в 1958-1960 – командир 192 бад (в Ленинградском ВО). С 1960 – заместитель командующего 76-й воздушной армией (в 1964-1968 – ВВС Ленинградского ВО) по тылу. С января 1971 – в запасе.
Жил в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Умер 26.08.1994 г. Похоронен в районе города Приморск Выборгского района Ленинградской области (в этом районе у А.А.Анпилова была дача).
Лейтенант (1936), старший лейтенант (07.1940), капитан (04.1942), майор (10.1944), подполковник (1948), полковник (1951), генерал-майор авиации (25.05.1959).
Военный летчик 1-го класса (1950).
Герой Советского Союза (01.07.1944). Награжден орденом Ленина (1.07.1944), тремя орденами Красного Знамени (07.04.1940, 30.08.1942, 05.11.1954), орденами Александра Невского (30.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), тремя орденами Красной Звезды (20.06.1949, 25.07.1949, 29.04.1954), медалью «За боевые заслуги» (03.11.1944), другими медалями.

Места службы:
48 бап
1940г. = Ст. летчик
225 бап
06.41;08.41г. = Командир звена
506 бап
08.41;01.42г. = Зам. командира аэ
99 бап
01.42;08.42г. = Командир аэ
779 бап
10.42;05.45г. = Командир аэ
Боевых вылетов: 190






Герою Белгородчины Анатолию Андреевичу Анпилову
                автор Владимир Герун

 
На  Курской  земле  он  родился
Известный  наш  лётчик  герой,
Он здесь  всей  земле  пригодился
И  горд  был  своею  судьбой…

Любил  он  Россию   и  землю –
В  Воронеже  детство  прошло,
И  немцев  врагов  не  приемлет
И  к  ним  отчуждение  пришло…

Окончил   свою  семилетку
И  дальше  учиться   пошёл ,
Но дальше  война  помешала –
Призвание  он  в  небе  нашёл…

И  вот  и  военная  школа –
На  лётчика  учится   он ,
Он  будет  военным  пилотом –
Он  к  этому  призван , рождён…

Страна  позвала  на  защиту
Святых  и  родных  рубежей,
А  нашим  врагам  всё  не  спится –
Мечтают  оттяпать  скорей …

Но  земли  они  не получат –
Сыны  наши  бьют  тех  врагов,
И  яйца  кур  уж  не  учат –
Не  надо  искать  дураков…

Участвовал  в  Финской компании
И  земли  свои  защищал ,
О  немцах  он  знал  всё  заранее
И   их  нападения   ждал…

И  жадная  , злая  Европа
И  Гитлер   там  с  ней  во  главе ,
Хотели  Русь – матушку  слопать
И нам  бы  там  жить  в  кабале…

Не  вышло у  них  это  дело,
Блицкриг  же   сорвался  ,  угас ,
Чего  бы  они  не  хотели  -
Сорвался   их  план   и   погас …

Очистили  мы  всю  Европу ,
Разбили  фашизм  с  головой ,
Надрали  там  Гитлеру  жопу ,
А  после  с  Победой   домой…

Сражался  герой  наш  отважно
И  немцев  ни  в  чём  не  щадил,
Хлебнул  он  войны  той  сермяжной
И  бил  всех  врагов что  есть  сил…

Прошёл  все  ступеньки  карьеры-
Чинов  и  всех  званий  достиг,
России  служил,  что  есть  меры
Разрушил  немецкий  «блицкриг»…

За  битвы  с  врагами  России
Звездой  золотой  награждён ,
За  доблесть  и  мужество в небе синем
Отмечен  наградами  в  том…


Рецензии