Где живут бабушкины воспоминания?

Однажды я обнаружила в бабушкином комоде большую деревянную шкатулку. На её крышке были нарисованы деревья. Девушка с длинной чёрной косой в простом белом платье в горошек нежно обнимала берёзу. Её большие голубые глаза были печальными. По бокам шкатулки я увидела ромашки и колокольчики. Когда-то, конечно, шкатулка была очень красивой, но время не пощадило эту красоту. Краска местами выцвела, облупилась.
С большим волнением я открыла крышку шкатулки. Почему-то дрожали руки. Моему взору открылись различные безделушки, несколько старинных монет, железные пуговицы со звёздочкой, сложенные вчетверо пожелтевшие вырезки из газет, чёрно-белые фотографии, две трудовые книжки старого образца, перевязанная красной узкой ленточкой стопка писем, один орден и несколько медалей. Хотелось уже перейти к более внимательному изучению всех этих вещей, как вдруг на дне шкатулки я увидела бумагу, в которую было что-то завёрнуто. С ещё большим волнением я развернула её и увидела большой ключ, который уже начал ржаветь. А на бумаге было написано слово "чердак". Я аж вскрикнула от радости, потому что много раз слышала про бабушкин чердак и мечтала увидеть это загадочное место. А сейчас самый удобный момент, потому что бабушка ушла к соседям по какому-то важному делу. К шкатулке я вернусь позже.
И вот с фонарём я уже на чердаке. Всюду паутина, пыль, дохлые мухи и комары. Помнится, бабушка говорила маме, что надо как-то собраться и устроить уборку на чердаке. Мама ответила, что надо бы кое-что выкинуть, но бабушка промолчала.
Я начала чихать. Чихаю и думаю: "Зачем нужно было запирать чердак, тут, наверное, одно старьё?" Долго я ходила по чердаку, с любопытством рассматривая ненужные старые вещи. Вот швейная машинка, накрытая большой толстой тряпкой. Ещё сохранились на ней красивые золотистые узоры и название "Зингер". Как-то бабушка обмолвилась, что эта машинка и одевала, и кормила их семью. Около стены стоял громоздкий дубовый сундук, со всех сторон окованный железными пластинами. Несмотря на свой солидный возраст, он всё ещё был крепкий. Видно было, что раньше сундук был покрашен зелёной краской. На сундуке стояла дедушкина гармошка-хромка. Бабушка рассказывала, что в молодости на вечерних гуляниях и по праздникам дедушка мог лихо сыграть на ней любые местные наигрыши. И не только местные. За это бабушка в него и влюбилась. Так случилось, что гармошка пережила дедушку. Я ласково погладила её, пробежалась пальцами по кнопочкам: "Ну что, скучаешь по дедушке-то? Я тоже очень скучаю". Рядом с сундуком стоял большой квадратный стол с толстыми ножками. На нём, как важная персона, восседал большой медный самовар. Были времена, когда он стоял на кухне в центре стола, создавая тёплую и уютную домашнюю атмосферу.
Я поставила гармошку рядом с самоваром и с огромным любопытством подняла крышку сундука. В нос ударил запах нафталина. Я снова чихнула. Половина сундука была занята сложенными в стопочку детскими вещами. Бабушка, видимо, хранила некоторые вещи всех своих детей. Думаю те, которые сшила сама. На другую половину сундука была убрана вышедшая из моды одежда для взрослых. Бабушка вспоминала, как удивляла всех красивыми платьями, которые шила сама. Как дедушка говорил, что она самая красивая.
В дальнем углу стояла коричневая деревянная этажерка. На верхней полке были расставлены грампластинки. Наугад вытащила одну из них: Робертино Лоретти, "Душа и сердце". С обложки смотрел улыбающийся миловидный подросток, который покорил весь мир своим нежным ангельским голосом. Видимо, это - одна из грампластинок, которые папа привёз из армии.
На полке ниже стояла весьма интересная вещь - радиола "Илга", покрытая большой круглой салфеткой. Когда-то она, наверное, была кипельно-белой, но со временем потеряла свою свежесть. По рассказам бабушки, радиола была куплена папой с его первой зарплаты на заводе и подарена родителям на годовщину их совместной жизни. Крутая вещь по тем временам!
На нижних полках были расставлены книги и журналы. Читать их любила мама. И сейчас любит.
А вот и игрушки! Сидят на покосившейся полке. Кукла с дырками вместо глаз. Зато ногти на руках накрашены красным лаком. Рядом сидят заяц без одного уха, Буратино со сломанным носом и мишка с оторванной лапой. Там же стоит ржавое ведёрко, наполненное железными солдатиками. С потолка чердака свисает верёвка, на которую привязан самодельный деревянный самолётик.
На стенах торчали большие ржавые гвозди. На одном из них висели сломанные настенные часы с кукушкой. Кукушка провисла на вывалившейся ржавой пружине. Откуковала бедняжка! На другом гвозде висели старые коньки в авоське. На чердаке было ещё много чего!
Вдруг я услышала какой-то шорох. Мыши? Даже не заметила, как оказалась во дворе! Перевела дыхание, успокоилась, села на крыльцо и задумалась. А ведь на чердаке живут бабушкины воспоминания. В шкатулке тоже. Некоторые вещи уже доживают. Есть там и раритеты, от которых не отказался бы ни один краеведческий музей. Все эти вещи - часть бабушкиной жизни. Это - память, которая греет её душу и сердце. А выбрасывать, уничтожать память очень тяжело. Даже больно.

2024 год


Рецензии