защищал Воронеж дважды Герой Алелюхин А. В
в составе которого установлен и бюст Алелюхина А.В.
АЛЕЛЮХИН Алексей Васильевич (30.3.1920, с. Кесова Гора Кесовская волость Кашинский уезд Тверская губ. - 29.10.1990, Новодевичье кладбище Москвы) генерал-майор (8.11.71), Герой Советского Союза (24.8.43 № 1135 и 1.11.43 № 17\2), окончил: школу-семилетку в родном селе (1936), Борисоглебскую Военную авиационную школу им. В.П. Чкалова (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (1954); призван Мытищинским РВК Московской обл. (15.1.38), командир звена 9-го гвардейского истребительного авиаполка 268-й истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта (1942-43), выполнил 410 боевых вылетов, в 114 воздушных боях лично сбил 26 самолётов противника (1943), имел позывной «Ракета», легко ранен в ногу (2.9.41), на именном самолете ЛаГГ-3 в Калаче одержал первую воздушную победу против самолета Ме-109 противника (30.7.42), ранен в ногу и спину (30.7.42), зам. командира 151-й истребительной авиационной дивизии (03.1949-11.1950), командир 28-й истребительной авиационной дивизии (11.1950-03.1952) участвовал в боевых действиях Корейской войны (15.11.50-12.2.51); награждён орденами: Ленина (10.2.42 и 24.8.43), Красного Знамени (5.11.41, 1.8.43 и 20.4.45), Суворова 3-й ст. (8.10.43), Александра Невского (14.7.43), Отечественной войны 1-й ст. (11.3.85), Трудового Красного Знамени (22.2.68), Красной Звезды (22.9.42 и 30.4.54), «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст. (30.4.75); в Воронежском ВВАИУ провел вечер встречи с фронтовиками, присутствовал на митинге посвященном 30-летию училища (25.12.1979), в Борисоглебске на Аллее Героев ул. Чкалова № 55, установлен бронзовый бюст (30.5.2015).
Воинские звания
младший лейтенант (05.11.1939),
лейтенант (08.09.1941),
старший лейтенант (19.10.1942),
капитан (22.03.1943),
майор (25.03.1944),
подполковник (13.04.1948),
полковник (20.10.1950),
генерал-майор авиации (08.11.1971).
Награды
Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24.08.1943 — знак № 1135, 01.11.1943 — знак № 17)
Два ордена Ленина (10.02.1942, 24.08.1943)
Три ордена Красного Знамени (05.11.1941, 01.08.1943, 20.04.1945)
Орден Суворова 3-й степени (08.10.1943)
Орден Александра Невского (14.07.1943)
Орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
Орден Трудового Красного Знамени (22.02.1968)
Два ордена Красной Звезды (22.09.1942, 30.04.1954)
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975)
Медаль «За боевые заслуги» (15.11.1950)
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За оборону Одессы»
Другие медали СССР
Орден Труда (КНДР)
Память
Бронзовые бюсты установлены на родине в пос. Кесова Гора (1953, скульптор М. П. Оленин) и в Борисоглебске (2015).
Его именем названы улица и школа в родном поселке Кесова Гора, улица во Львове.
Бюст на Аллее Героев в Мелитополе.
30 марта 1920 года в селе Кесова Гора Калининской области, в семье рабочего родился летчик-истребитель дважды Герой Советского Союза Алелюхин Алексей Васильевич.
В начале 30-х гг. семья переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил работать на фабрику. Тогда же Алексей начал увлекаться авиацией и записался в планерную школе.
В 1938 году Алелюхин был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1939 г. Начал свою службу в частях Ленинградского военного округа, а в октябре 1940 г. переведен в 69-й ИАП, дислоцировавшийся в г.Одессе.
С первых дней войны полк, в котором воевал Алелюхин, не только сохранил боеспособность, но вел активные наступательные действия.
Счет своих побед А.Алелюхин открыл на третий день войны, сбив в составе звена бомбардировщик Не.111.
Первые месяцы войны закалили молодого летчика. Были и ранения, с которыми вопреки запретам продолжал летать наравне со всеми. Были и аварийные посадки у самой линии фронта.
О его высокой летной квалификации и бунтарском духе говорит случай, когда после получения полком на смену И-16 новых ЛаГГ-3 прошел на высоте 50 метров над аэродромом вдоль линейки самолетов, выполнив полный набор пилотажных фигур – петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман...
На Сталинградском фронте произошла одна из самых известных побед Алелюхина, когда его одиночный ЛаГГ был атакован четырьмя Bf.109. Он 6 раз отрывался от преследования отвесным пикированием и все же сбил один из немецких истребителей. Сам Алелюхин даже не был в бою ранен. Правда, вернувшись из того боя, не смог самостоятельно выбраться из машины от усталости.
Вполне вероятно, что Герхард Баркхорн (ас №2 Люфтваффе), воевавший тогда под Сталинградом, вспоминал позднее в своих мемуарах именно этот бой с одиночным ЛаГГом, который "крутил карусель" в течение 40 минут, и который так и не удалось сбить.
В конце 1942 года в очередной раз Алелюхин бросает вызов противнику: раскрашивает красным капот своего нового Як-1Б, а фюзеляж с обеих сторон украсила черная пантера. Такой самолет был приманкой для "охотников". Это был риск и лишний шанс боя. Черную пантеру впоследствии пришлось закрасить, но красный капот остался и перешел позднее на нос Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, на которых довелось воевать Алелюхину.
Будучи назначенным командиром эскадрильи, опытный и уже известный летчик проявил талант прекрасного командира. Как результат, летчики его эскадрильи А.Н.Карасев, Е.П.Дранищев, М.С.Твеленеву, В.И.Тимофеенко, Г.И.Байкову, С.М.Елизарову — стали прославленными асами.
Своих подчиненных Алелюхин учил: «Победа в воздушном поединке — это не слепая удача. Это результат отличного знания самолета, приемов воздушного боя и взаимодействия».
Осенью 1943 года полк участвовал в напряженных боях у Мелитополя и реки Молочной.
«Одна лишь эскадрилья Алелюхина, — указывалось в листовке Политуправления фронта, — сбила 82 немецких самолета, не потеряв ни одной своей машины. Сам Алелюхин уничтожил 7 самолетов».
«Алелюхин — мастер огня, мастер пилотажа, мастер маневра, — указывалось в листовке Политуправления Южного фронта, — он с одинаковым искусством владеет и машиной, и ее вооружением, и полем боя, и собой. И это всегда приносит отличные результаты. Где Алелюхин – там победа, там пылают и падают на землю фашистские машины».
Перафразировав эти слова в шутливой песне, летчики полка пели: «Если в небе Алелюхин, Значит — «Юнкерс» на земле...».
Алелюхин не был честолюбив. В конце войны он чаще действовал в составе групп прикрытия. Даже атакуя парой, обычно выводил на ударную позицию ведомого, поручая именно ему нанести последний удар.
Он всегда руководствовался соображениями целесообразности, а не личной выгоды: весной 1945 года важнее было сберечь, обстрелять, заставить поверить в себя молодёжь, чем под прикрытием дюжины ведомых самому одержать очередную победу.
Всего за войну А.Алелюхин совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев - 258. Изучил в совершенстве пять типов истребителей. Неоднократно был ранен, сажал подбитую машину на "вынужденную", прыгал с парашютом. За войну одержал 57 только официальных побед (личных – 40, в группе - 17). Все это не считая уничтоженной в штурмовках наземной силы противника.
В 1948 г. Алексей Васильевич закончил Военную академию им. М. В. Фрунзе.
В октябре 1950 года как заместитель командира 151-й истребительной авиационной дивизии полковник А.Алелюхин вместе с подразделением был переброшен в Китайскую Народную Республику, а с ноября по декабрь 1950 года - участвовал в боевых действиях против авиации США над Северной В октябре 1950 года заместитель командира 151-й истребительной авиационной дивизии полковник А.Алелюхин вместе с подразделением был переброшен в Китайскую Народную Республику, а с ноября по декабрь 1950 года - участвовал в боевых действиях против авиации США над Северной Кореей. С декабря дивизия была отведена обратно в Китай и занималась противоздушной обороной промышленных центров и подготовкой китайских и корейских лётчиков.
В 1954 г. окончил Академию Генштаба. Служил в штабе ВВС МВО.
С 1985 г. генерал-майор авиации А.Алелюхин в отставке. Жил и работал в Москве.
Дважды удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.
Умер в 1990 году в возрасте 70 лет.
все подробненько:
Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора (ныне Кесовогорского района Тверской области) в семье рабочего-железнодорожника. Окончив школу-семилетку в родном селе в 1936 году, уехал в Москву и работал на Московской фабрике канцелярских товаров, одновременно учился в планёрной школе.
В Красной Армии с января 1938 года. Призван Мытищинским РВК Московской обл.
Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова в 1939 году.
Служил в 69-м истребительном авиационном полку ВВС Одесского военного округа. В июне-июле 1940 года участвовал в походе РККА в Бессарабию.
Принимал участие в Великой Отечественной войне с начала войны, сражаясь на самолёте И-16 в составе 69-го истребительного авиационного полка. Участвовал в приграничных сражениях в Молдавии и в обороне Одессы, летал на истребителе И-16. В бою 2 сентября 1941 года был легко ранен в ногу. Первую воздушную победу одержал 3 октября 1941 года, сбив румынский истребитель PZL P.24 у села Дальник под Одессой. Приказом войскам Южного фронта № 016 от 5 декабря 1941 года был награждён своей первой наградой — орденом Красного Знамени — за 83 боевых вылета в июне-октябре 1941 года.
В октябре 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был выведен на Закавказский фронт (Кировобад) и перевооружён на новые истребители ЛаГГ-3. В марте 1942 полку одному из первых в советских ВВС было присвоено гвардейское звание и он стал именоваться 9-м гвардейским истребительным авиационным полком. Вновь с полком Алексей прибыл на фронт в июне 1942 года, вступив в бой в составе 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта[3].
Участвовал в Сталинградской битве. В воздушном бою 30 июля 1942 года ранен в ногу и спину. Летом 1942 года одержал две личные воздушные победы. С октября по декабрь 1942 года полк вновь находился в тылу, переучиваясь на истребители Як-1. После возвращения на новых машинах на фронт, в начале 1943 года, талант воздушного бойца Алексея Алелюхина раскрылся во всей полноте. Начиная с февраля 1943 года он одерживал одну победу за другой. В феврале 1943 года к востоку от Ростова-на-Дону Алелюхин встретил в небе немецкого аса Баркхорна (второго по результативности лётчика Люфтваффе)[4].
К началу апреля 1943 года командир эскадрильи 9-го ГИАП (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) гвардии капитан Алелюхин выполнил 265 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых лично сбил 11 самолётов противника и 6 в группе[5].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии капитану А. В. Алелюхину присвоено звание Героя Советского Союза c вручением ордена Ленина (№ 14948) и медали «Золотая Звезда» (№ 1135).
Особенно результативным стал для аса период с июня по август 1943 года, когда он одержал 13 личных воздушных побед. С августа 1943 по май 1944 года воевал на американском истребителе P-39 Aircobra[6]. Отличился в Миусской и Донбасской наступательных операциях на Южном фронте. Во время Мелитопольской операции в одном из боёв в октябре 1943 года девятка истребителей под командованием Алелюхина атаковала 50 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием истребителей. Советские лётчики, сбив ведущие самолёты, расстроили боевой порядок самолётов противника.
К 27 октября 1943 года выполнил 410 боевых вылетов, провёл 58 боевых штурмовок, участвовал в 114 воздушных боях, в которых лично сбил 26 самолётов врага (по данным наградного листа все эти победы были указаны как личные, фактически — 20 было сбито лично и 6 в группе). Отличился в боях при освобождении Донбасса[7].
До конца войны сражался в том же полку. Участвовал в Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской, Берлинской наступательных операциях. Окончил войну заместителем командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. Кроме командной работы, продолжал и участвовать в боях (хотя и не столь интенсивно, как в первый период войны). Так, за 1944 год одержал две личные победы в воздухе (впрочем, в этом году полк 6 месяцев находился в тылу, переучиваясь на истребители Ла-7). 26 марта 1945 года в бою в небе Восточной Пруссии, атаковав четвёрку самолётов противника, лично сбил два самолёта Fw-190. А свою последнюю победу одержал в небе над Берлином 12 апреля 1945 года, сбив Fw-190.[8]
За время войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет. По широко распространённым в публикациях советского времени данным, провёл 258 воздушных боёв, лично уничтожил 40 вражеских самолётов и ещё 17 — в составе группы[9]. Но по данным российского исследователя М. Ю. Быкова, подтверждёнными является данные об участии А. Алелюхина в 123 воздушных боях, в которых он сбил лично 28 самолётов и 6 в составе группы[10]. Есть и третий вариант — 32 воздушные победы (все одержаны лично.
Продолжил службу на командных должностях в ВВС СССР, после Победы с июня по июль 1945 года временно исполнял должность командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (который находился тогда в Германии), затем направлен учиться в академию. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. С марта 1949 года служил заместителем командира 151-й истребительной авиационной дивизии. Освоил реактивный истребитель МиГ-15. В октябре 1950 года вместе с дивизией был переброшен из Московского военного округа в Китайскую Народную Республику, а с ноября по декабрь 1950 года — участвовал в Корейской войне, где его дивизия вела боевые действия против авиации США над территорией Северной Кореи. Личных побед в воздушных боях не имел. В декабре дивизия была отведена обратно в Китай и занималась противовоздушной обороной промышленных центров и подготовкой китайских и корейских лётчиков. С ноября 1950 по март 1952 года — командир 28-й истребительной авиационной дивизии, которая также принимала участие в Корейской войне до замены на другое соединение в феврале 1951 года. С марта по ноябрь 1952 года служил начальником отдела в Управлении лётной службы и воздушного права Главного штаба ВВС. Затем убыл учиться в академию. В 1954 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С декабря 1954 года находился на преподавательской работе в Военно-воздушной академии в Монино: заместитель начальника кафедры тактики истребительной авиации и ПВО, с января 1956 — заместитель начальника кафедры методики боевой подготовки. С мая 1961 года — начальник штаба 95-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа (управление дивизии в г. Щучин, Гродненская область). С августа 1963 года — начальник разведки ВВС Московского военного округа. С мая 1970 — заместитель начальника штаба 26-й воздушной армии (Белорусский ВО). С октября 1974 года — заместитель начальника штаба ВВС Московского военного округа по показам авиационной техники, с июля 1980 — заместитель начальника штаба ВВС Московского военного округа.
на сайте Борисоглебского ВВАУЛ:
Алелюхин Алексей Васильевич родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора Кесовской волости Кашинского уезда Тверской губернии (ныне посёлок Тверской области). По национальности русский.
.
В 1936 году окончил 7 классов школы. С 1936 года жил в посёлке Лианозово (ныне в черте Москвы). В 1936-1938 годах работал мраморщиком на фабрике артели «Канцпром» в Москве.
.
В 1938 году окончил Октябрьский аэроклуб города Москвы.
В армии с декабря 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).
.
Участник похода советских войск в Бессарабию в июне-июле 1940 года в должности лётчика 69-го истребительного авиационного полка.
.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – мае 1945 – лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи и заместитель командира 69-го (с марта 1942 года – 9-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Южном (июнь-октябрь 1941), Юго-Западном (июнь-июль 1942), Сталинградском (июль 1942 – январь 1943), Южном (январь-октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944), 3-м (октябрь 1944 – апрель 1945) и 1-м (апрель-май 1945) Белорусских фронтах.
Лётчики 9-ого ГвИАП. Слева направо: А. Карасёв, В. Лавриненков, И. Королёв (выпускник 1939 г.),
А. Ковачевич, А. Морозов, А. Алелюхин, С. Амет-Хан, И. Борисов, П. Головачёв.
.
Участвовал в обороне Молдавии и Одессы, Сталинградской битве, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях. 2 сентября 1941 года был ранен осколками в левую ногу, 30 июля 1942 года – ранен осколками в спину и руку, в июне 1943 года легко ранен осколком в голову.
.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Алелюхину Алексею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года гвардии капитан Алелюхин Алексей Васильевич награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.
.
В конце войны летал на именной машине - истребителе Ла-7 с надписью на борту "Алексею Алелюхину от коллектива треста N: 41 НКАП".
.
А. Алелюхин на фоне своего самолёта Ла-7. На фюзеляже надпись: «Алексею Алелюхину от коллектива треста № 41 НКАП» (Народного комиссариата авиационной промышленности). Май 1945 г.
.
Всего за время войны совершил 601 боевой вылет на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 123 воздушных боях сбил лично 34 и в составе группы 6 самолётов противника***.
.
Великие лётчики на Красной площади 1 мая 1948 г.
Слева направо: В. Лавриненков, А. Покрышкин, А. Алелюхин.
.
В ноябре 1948 года окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С марта 1949 – заместитель командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском районе ПВО; город Калинин, ныне Тверь). С июля 1950 года в составе дивизии находился в загранкомандировке в Китае.
.
Участник войны в Корее: в октябре-ноябре 1950 – заместитель командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии; в ноябре 1950 – командир 28-й истребительной авиационной дивизии.
.
До марта 1952 года продолжал командовать 28-й истребительной авиационной дивизией ПВО (в Китае, с декабря 1951 года – в Бакинском районе ПВО). В марте-ноябре 1952 – начальник отдела Управления лётной службы и воздушного права Главного штаба ВВС.
.
В 1954 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С 1954 – заместитель начальника кафедры тактики истребительной авиации и ПВО, а в 1956-1961 – заместитель начальника кафедры методики боевой подготовки Военно-воздушной академии (Монино).
.
1957 (?) год, г. Борисоглебск. Встреча с выпускником училища с дважды Героем Советского Союза Алелюхиным. На снимке: Азаров, Бузин, Бугаёв, Комиссаров, Лысников, Першин, Судаков, Ерин, Вахрушев, Конобаев, ЧЕРНИКОВ Ю.В., Коморов, Даций, Ильичёв, Алелюхин, Игнатьев, Ч(Г)опов?
.
В 1961-1963 – начальник штаба 95-й истребительной авиационной дивизии (в Белорусском военном округе; город Щучин Гродненской области, Белоруссия). В 1963-1970 – начальник разведки ВВС Московского военного округа. В 1970-1974 – заместитель начальника штаба 26-й воздушной армии (в Белорусском военном округе; штаб – в городе Минск).
.
В 1974-1980 – заместитель начальника штаба авиации Московского военного округа по показам авиационной техники.
.
Борисоглебское ВВАУЛ, апрель 1975 года
.
В 1980-1985 – заместитель начальника штаба ВВС Московского военного округа. С августа 1985 года генерал-майор авиации А.В. Алелюхин в отставке.
Свидетельство о публикации №224081500602