Соборная клятва 1613 года обязательна для русских

Инок Николай Тверской, Серафимова ветвь Истинно-Православной Церкви:

«Обязательна ли для русского Соборная клятва 1613 года?

Чаще всего клятвы, упоминаемые в Библии, имели две формы:

1. Клятва, подтверждающая то, очевидцем чего был человек;

2. Клятва обещательная, в которой человек зарекался выполнить какой-либо обет.

К клятве часто обращались простые люди, Пророки и Патриархи еvрейского народа. „Но Авраам сказал Царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего“ (Быт. 14, 22–23).

Боговидец Моисей упорядочил употребление клятвы в еvрейской среде и дал строжайшие правила и ограничения, связанные с применением клятв.

Так Моисей запретил применение ложной клятвы с употреблением имени Бога. „Не клянитесь именем Моим во лжи, и не безчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]“ (Лев. 19, 12).

Моисей повелел выполнять клятвенные обещания. „Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить всё, что вышло из уст его“ (Чис. 30, 3).

Моисей объявил твёрдой только ту клятву, в которой призывается имя Бога. „Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись], и Его именем клянись“ (Втор. 6, 13).

Моисей разрешил еvреям применение клятв в виде оправдывающего заверения во время спорных вопросов а также употребление клятвы перед судом для утверждения показаний „клятва перед Господом да будет между обоими, в том что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего“ (Исх. 22, 11).

Но несмотря на предписания Моисея, со временем клятва стала применяться еvреями не только в особо важных случаях жизни, но и по любым пустякам, и в обычной разговорной речи. Ещё в Ветхозаветные времена древним еvреям на горе Синай было сказано: „Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно“ (Исх. 20, 7). Однако древние еvреи очень часто нарушали это предписание и легкомысленно произносили имя Бога, употребляя это имя пустословно в своих лживых клятвах, в обычной разговорной речи.

Помимо этого еvреи употребляли в своих клятвах и такие формулировки „то и то пусть сделает со мною Бог“ (3 Цар. 2, 23).

„И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если ...“ (4 Цар. 6, 31).

Наряду с этим еvреи многократно и неоправданно брали Бога в свидетели для подтверждения своей правоты. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев, в словах еvреев при произнесении клятв и ссылок на Бога, правота и истина отсутствовали.

„Хотя и говорят они: „жив Господь!„, но клянутся ложно“ (Иер. 5, 2).

Именно поэтому Моисей, чтобы уберечь свой народ от тяжкого греха клятвопреступления, и проявляя нисхождение к жестокосердию еvреев, разрешил им произносить клятвы, но при условии, чтобы эти клятвы не были ложными.

Чаще всего клятвы у еvреев произносились в следующих случаях. Тогда, когда заключался договор между Царём и народом. „Люди израильские были истомлены в тот день; а Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим“ (1 Цар. 14, 24).

Клялись при произнесении обета. „Если кто даст обет Господу, или поклянётся клятвою“ (Чис. 30, 3). Клялись для подтверждения правоты сказанных слов. „Но Авраам сказал Царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего“ (Быт.;14, 22–23).

Клятву приносили во время следствия, например при расследовании супружеской неверности. „Тогда священник пусть заклянёт жену клятвою“ (Чис. 5, 21).

При расследованиях заклинающий обычно произносил следующую словесную формулировку „заклинаю тебя Богом живым“. А заклинаемый отвечал „Аминь“ или „ты говоришь“ (Мф. 26, 63–64). Клялись на суде, при решении спорного вопроса для удостоверения правоты.

„Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор“ (Еvр. 6, 16).

У благочестивых богобоязненных еvреев клятва считалась греховной, когда произносилась в малозначительных случаях и напрасно.

Под личиной христианства в мире существуют многоразличные лживые течения и еретичествующия секты, которые безосновательно отрицают клятву. Вальденсы, квакеры, анабаптисты, меннониты, духоборцы, толстовцы и многие другие распространяют учение, что Бог запретил давать клятву вообще какую-либо. Также такие настроения царят в некоторой части красной парасинагоге МП РПЦ.

В Нагорной проповеди, Иисус Христос провозглашает: „Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого“ (Мф. 5, 33–37).

Сими словами Господь Иисус Христос категорически выступает против клятвопреступлений, ставших распространённым обычаем в еvрейской среде и осуждает лживые уловки фарисеев: „Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. Вот Я говорю вам: не клянитесь вовсе...“.

Этими словами Иисус Христос подтверждает неизменную правдивость Закона Моисея о клятве в отношении того, что нельзя клясться небом, землею, Иерусалимом, головой. Таких клятв произносить нельзя.

Во-первых, потому что это похоже на языческие клятвы, а, во-вторых, как пояснил Иисус Христос, так клясться нельзя, потому что: небо — это Престол Божий, земля — подножие ног Его, Иерусалим — город Великого Царя Иисуса Христа, так как с Иерусалимом связано Его служение, головой клясться нельзя, потому что человек не может сделать свои волосы белыми или черными.

Этими словами Спаситель показывает то, что именно от Бога зависит цвет волос человека. И судьба человеческая зависит не от человека. Поэтому и не следует клясться людской головой. Но все су;дебные нити находятся в руках и зависят от воли Божьей.

Как видим, Спаситель запрещал всякие, разнообразные варианты, разновидности клятв, связанных с небом, землей, Иерусалимом, головой, но не запрещает как таковую клятву в принципе. При запрете клятвы вообще Спаситель сказал бы „не клянитесь всякою (то-есть никакой вообще) клятвою“.

А Спаситель повелевает „не клянитесь всяко“ (церковно-слав. — прим.). То-есть не клянитесь по разному, по всякому (разнообразно) ни небом, ни землёй, ни Иерусалимом, ни головой.

И далее Ученики Господни, божественные Апостолы, также не отрицали клятву вообще, а лишь подтверждали слова Христа, говоря: „Братия мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: „да, да“ и „нет, нет“, дабы вам не подпасть осуждению“ (Иак. 5, 12).

Для того, чтобы добре осознать, одобрял ли клятву Иисус Христос, нужно шире обратиться не только к выше приводимым словам Спасителя, но и к иным местам Священной Библии. Так в Ветхом Завете Бог, признавая клятву, клянётся Сам Собою. „Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного.

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык“ (Ис. 45, 22–23).

Клятву, без всякого сомнения, признавали Пророки и древние Патриархи еvрейского народа. „Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли“ (Быт.;14, 22), — сказал Авраам.

Так и в Новом Завете Апостол Павел в „Послании к еvреям“ не запрещает клятву, а говорит о ней так: „Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву“ (Еvр. 6, 16–17).

Клятву употребляли и Ангелы в текстах Нового завета.

„И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём“ (Откр. 10, 6).

Клятвоприношения совершали как отдельные священники на протяжении всей многовековой церковной истории, так и различные церковные Соборы. Кому неизвестны клятвы Московских Соборов 1666 и 1667 годов?

Согласно Учению Христову (см. Каноны) истинные христиане должны подчиняться „власти от Бога данной“.

„Всякая душа да будет покорна Высшим властям, ибо не власть та, что не от Бога; существующие же власти от Бога установлены“ (Рим. 13, 1).

Из постановления Великого Московского Освященного Собора 1613 году:

„Быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах и на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех и преславных Российских Государствах Государем Царем и Великим Князем, всея России Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных Российских Государей Царей, от их Царского благородного племени, блаженные славные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея России сородичу, Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву, из иных государств и из московских родов на Московском Государстве Государем никак иному никому не быти.

... Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем, а кто же пойдет против сего соборного постановления: сам ли Царь, Патриарх ли, вельможа ли и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем отлучен бо он будет от Святые Троицы“ (По изданию Русского Просветительного Комитета в г. Шанхае, 1936 г.).

„Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело“, — пишет Апостол Павел Титу (Тит. 3, 1).

Святой Тихон Задонский о суетной божбе слова:

„Вошли в обычай божбы крайне непристойные христианам как-то: „ей-Богу“, „на то Бог“, „свидетель Бог“, „видит Бог“, „на то Христос“ и прочие, и поминаются они от людей часто и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что как сатанинский вымысел на безчестие имени Божия и погибель человеческую изобретённых. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда нужно тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: Да-да, нет-нет. Прочее всё от неприязненного духа“.

Святой Григорий Богослов в своей беседе „На тех, которые часто клянутся“ так писал о даёмых клятвах: „Что хуже клятвы? Я рассуждаю, что ничего нет хуже. (…) … если бы не было опасности от ложной клятвы. Тогда клятва была бы делом благочестия. (…) Ложная клятва, как давно уже доказано, есть отречение от Бога. (…) Благонравным менее нужды в клятве; что говорю: менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы. (…) „Я утверждаю, что должно избегать клятв наиболее ужасных (…) Короче сказать, тех, в которых упоминается имя Божие“ (книга „Творения“ часть V)».


Рецензии