Математика и секретарь обкома КПСС

               
                "Здравствуй, страна героев,
                Страна мечтателей, страна учёных!"
                Анатолий Д’Актиль, "Марш энтузиастов"

   

Как обычно, перед участниками очередного ежегодного Всесоюзного алгебраического коллоквиума[1] с приветственным словом выступал второй секретарь местного обкома КПСС.

   – Приветствую участников, девятого Всесоюзного алгебраического...   
 
   Пауза.

   Партиец увидел в своей шпаргалке[2] незнакомое слово.

   У слова "коллоквиум" – "собрание с докладами на определённую тему" – есть и другое, более распространённое значение – вузовское учебное занятие (собеседование), знакомое каждому, кто обучался в вузе.

   Но функционер, похоже, и с таким явлением  никогда не встречался.

   –... коллокволиума,  – прочитал секретарь медленно и по слогам.

   В зале и в президиуме насторожились.

   Традиционно в  президиуме ежегодного собрания алгебраистов СССР сидели какие-то представители местной власти и алгебраисты-члены-корреспонденты и академики. В зале соблюдалась иерархия: первый ряд занимали алгебраисты-доктора наук, профессора, следующие ряды заполняли доценты с кандидатами, затем молодые ученые без учёных степеней и аспиранты. Самые последние ряды были обычно заняты местными студентами-математиками.

    Обкомовский секретарь продолжил.

    – Ранее колоколиумы проходили  только в университетских городах,  – сейчас он уже читал не по слогам, но всё равно неправильно.

    – А то, что колкололиум проходит в нашем городе, означает, что в Гомеле, в скором времени будет открыт университет, и когда колокволлиум пройдет снова в нашем городе, Гомель уже будет к тому времени университетским[3].

   Слово "коллоквиум" в тексте, который подготовили партийному секретарю,  встретилось раз десять, и он ни разу не повторился, но ни разу не сказал правильно.

   Члены президиума всё выступление секретаря из обкома выслушали с каменно-спокойными лицами. Первый ряд тоже не шелохнулся. В средних рядах было лёгкое движение и какое-то шебуршание. 

   А  вот молодежь из последних рядов мало того, что шумела, смеялась, так ещё и каждый очередной "коллококволиум" оратора встречала аплодисментами.


_______________________________________
               

                ПОЯСНЕНИЯ
               
                [1] КОЛЛОКВИУМ

     Слово "коллоквиум" (в значении "собрание с научными докладами на определенную тему") было выбрано советскими алгебраистами, потому что там, "наверху" было всё  расписано: сколько может быть участников и сколько может продолжаться съезд, конференция, семинар, симпозиум и т.п.. А вот слова "коллоквиум" в этом "табеле о рангах собраний" не оказалось, поэтому ежегодное  научное собрание алгебраистов СССР по числу участников и по длительности проведения иногда  было солидней съезда. Чуть позже всесоюзный алгебраический  коллоквиум стал называться "всесоюзным алгебраическим  симпозиумом", затем  – "всесоюзной алгебраической конференцией", а потом исчез вместе с Союзом и социализмом.
               
                [2] ЧИТАЮЩИЙ ПО БУМАЖКЕ
     У партийных функционеров вообще была привычка читать, подготовленные помощниками тексты, прямо "с листа". Вспоминается, как один очень известный политический деятель, отлучённый от "партийной кормушки", униженно клянчил у участников всесоюзной партийной конференции простить его: "...в конце концов, у нас же сейчас  плюрализм". Слово "плюрализм" "отлученному"  было явно незнакомо: он его прочитал его очень медленно и с удивлением (мол, и чего тут мне понаписали, понимаш). И напрасно товарищи по партии тогда его не простили; этот деятель отомстил им (а заодно и всем нам) в тысячи раз круче, чем граф де Монте  Кристо.

                [3] УНИВЕРСИТЕТ
     А вот тут партийный лидер не ошибся. Уже в следующем, 1969 году Гомельский пединститут превратился в Гомельский университет, а ещё через шесть лет – уже под названием "Всесоюзный алгебраический симпозиум" – собрание алгебраистов Советского Союза прошло в университетском городе Гомель.


                Продолжение следует...

---------

Фото из Интернета.
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины;
Ивановский государственный университет (до краха  СССР – ИвГУ имени первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов)


Рецензии
Когда-то давным-давно звонил с московского Главпочтамта по межгороду (помните, кабинки, объявления куда идти). Из неплотно закрытой кабинки доносится громкий женский голос: "Нет, перенесли защиту, ворума не было... ворума, кэ-во-гу-ма..." А тут целый коллоквиум...

Борис Мальцев   05.07.2025 15:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!

Спасибо за внимание к моим заметкам и добрый отклик.

Спасибо и за ожившие воспоминания о межгородском телефоне времен социализма. Помню, что вместо переговорных пунктов с кабинками вдруг появились телефоны-автоматы (иногда без всяких кабинок, просто привинченные к стенам домов), по которым можно было позвонить из любого города СССР в любой город Союза. Пятнадцать копеек, кажется, надо было положить, а потом успевать докладывать после предупреждающего писка-сигнала во время разговора.

Звонил, помню, из Чебоксар в Петропавловск-Камчатский с помощью такого настенного телефона, и казалось, что это уж точно — «вершина прогресса».

А Всесоюзный алгебраический коллоквиум, прежде чем прекратил своё существование, превратился в «симпозиум» (более простое и знакомое слово для функционеров), а потом и вовсе в «конференцию».

С уважением,

Петр Савватеев   06.07.2025 01:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.