Стабилизационный Фонд будет порядка 750 миллиардов

 фото найдено в открытом доступе на сайте СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2004 года в Государственную Думу был внесен проект бюджета – 2005. О механизме принятия бюджета и некоторых особенностях проекта бюджета – 2005 рассказывает заместитель председателя Комитета СФ по бюджету, зампредседателя Комитета СФ по взаимодействию со Счетной палатой Вячеслав Новиков.

- Вячеслав Александрович, расскажите, пожалуйста, как формировался представленный в ГД проект бюджета 2005 года? Кто принимал участие в его формировании?
 
- Проект бюджета-2005 поступит в комитет по бюджету и налогам ГД и начнется классическая процедура работы над бюджетом. Он будет роздан всем профильным Комитетам, которые будут изучать проект по своему профилю. После этого, в конце сентября-начале октября бюджет будет заслушан в первом чтении. То есть, будут утверждены основные параметры бюджета, такие как инфляция, общие доходы, общие расходы, процентные, непроцентные расходы. Непроцентные, то есть текущие расходы бюджета и инвестиционные, а процентные расходы – это расходы, связанные в основном с обслуживанием внешнего долга. Только после этого будет назначена дата второго чтения.
Ко второму чтению законопроекта о бюджете-2005 будут приниматься поправки, законодательные инициативы от всех субъектов, в том числе и от Совета Федерации, после чего во втором чтении будет корректироваться распределение доходных и расходных источников по разделам. И, наконец, в третьем чтении пройдет перераспределение внутри разделов. После чего состоится окончательное, четвертое чтение бюджета.
Прогноз по обсуждению бюджета очень простой - бюджет более или менее сбалансирован, так что есть все основания предположить, что он будет принят в срок. Основные параметры бюджета на заседании трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям в составе трехсторонней рабочей группы уже были обсуждены.
Трехсторонняя рабочая группа по межбюджетным отношениям состоит из депутатов ГД, членов СФ и членов правительства. Обычно перед каждым чтением рабочая группа собирается и обсуждает различные проблемы. В частности, 20 августа проект бюджета был подписан в Минфине и передан в правительство, и в тот же день состоялось заседание трехсторонней рабочей группы. На этом заседании были доложены основные параметры бюджета.
Основное внимание рабочей группы было уделено 11-му разделу, то есть межбюджетным трансфертам. А именно - состоянию трансфертов, которые будут переданы на территории. Конечно же, обсуждались и другие важные параметры предлагаемого бюджета. Рабочая группа будет заседать и перед вторым чтением, и перед третьим. Все вопросы, требующие внимания   будут просматриваться еще и еще раз.
В ходе работы над проектом бюджета правительство проводило консультации с фракциями Госдумы.
 
- Изменится ли структура нового бюджета в связи с заменой льгот денежными компенсациями и принятием других законов последнего времени?
 
- Самое принципиальное изменение заключается в том, что произошло перераспределение полномочий между различными органами власти в связи с принятием 95-го и 131-го законов. Бюджет 2005 года впервые будет составлен с учетом этого факта. Но перераспределение полномочий предусматривает перераспределение расходов между разными уровнями бюджетной системы и, следовательно, перераспределением доходов. В этом состоит первое принципиальное отличие.
Если в предыдущих бюджетах были возможности для некоторых "вольностей" в перераспределении доходов между разными уровнями власти, то теперь эти полномочия четко определены. Под полномочия будут закреплены соответствующие доходы. Новый бюджет это оформит.
Следующее принципиальное отличие связано с тем, что уже в этом году Стабилизационный Фонд будет наполнен. Общеизвестно, что Стабилизационный Фонд – это то превышение над параметрами бюджета, которое идет за счет мировой конъюнктуры на нефть. Но Стабилизационный Фонд устроен так, что до 500 миллиардов – это неприкосновенный запас, а после 500 миллиардов – это та сумма, которая может быть использована по усмотрению правительства, Думы, Совета Федерации и, конечно, Президента. В этом году, согласно прогнозам, наш Стабилизационный Фонд составит 596 миллиардов, то есть, уже образуются "лишних" 90 миллиардов. Предполагается, что в следующем году Фонд составит уже около 750 миллиардов, то есть, у нас появляется серьезный резерв, который будет направлен, прежде всего, в бюджетную сферу. Однако куда   именно будет направлен этот "излишек", пока не знает никто. Я думаю, что ответы появятся уже при втором чтении бюджета.
 
- В СМИ появлялись материалы о том, что новый бюджет резко сокращает долю бюджетного финансирования академической науки, средства переводятся в отраслевую науку. Так ли это и, если да, то с чем это связано?
 
- Не думаю, что финансирование науки будет меньше, чем во все предыдущие годы. Это федеральный мандат и, я думаю, финансирование науки будет увеличено. Другое дело, что изменяется бюджетная классификация. То есть, статьи расходования будут другие, это возможно. Но пока об этом говорить рано. Однако у меня нет сомнений, что в рамках бюджетной классификации финансирование науки будет продолжено и, я думаю, даже в больших объемах.
 Беседовала Жанна Лабутина

В


Рецензии