2. Шихлинский Алиага Хаджи Исмаилбек-оглы
И так, «имя мое - Алиага, отчество - Хаджи Исмаилбек -оглы. Моя фамилия «Шихлинский» похожа на польскую, но я мусульманин». Согласно послужному списку генерал–майора, помощника начальника Офицерской артиллерийской школы Шихлинского от 31 января 1914 года, он родился во вторник 23 апреля 1863 года (а не 1865), магометанин(128). По православному месяцеслову, который ежегодно печатал «Кавказский календарь», это день Святого Георгия Победоносца-покровителя воиства (129).
По магометанскому календарю, Алиага родился в 1280 году от Хиджры, 43 цикла, который начался в четверг 18 июня (1-е число Мухаррама) . Он появился на свет в священном 11 месяце, во время которого запрещена война, но разрешено людям защищаться,в случае нападения на них. Отсюда и название- «повелитель перемирий» (Джумада Аль-Уля сада -на арабском языке или Зу аль-Киада –на турецком)(130).
Согласно исламской истории, пророк Мухаммад, узнав о многочисленной движущей армии на город Медыну, решил вступить в оборонительное сражение и предложил вырыть глубокие траншеи вокруг города. Неприятель не был готов к этому, оказался в тупике и предложил дуэль. От себя послали Амрома ибн Абд Вудда (считалось, что он в бою был равен тысяче человек ). Вызов принял Али ибн Аби Талиб. Мухаммад считал, что: "Али - воплощение всей Веры, который идет на встречу с воплощением всего неверия», и послал его сражаться. Али победил, но так как никогда не преследовал убегающего врага, то позволил окружению отступить.(131).Эти предания стали пророческими для Али-газа. Ему пришлось участвовать в нескольких войнах, но всегда они были оборонительными.
Родители его, отец Исмаил Ага Али Газахоглы(малоземельный помещик) и мать Шах-Емен ханум (урожденная Гаибова) жили в небольшом селении Газахлы Казахского уезда Тифлисской губернии, а с 1868 года – Елисаветпольской губернии Российской Империи при Императоре Александре II Николаевиче и Наместнике на Кавказе Великом князе Михаиле Николаевиче Романове. Ныне это село Ашагы Салахлы Казахского района Азербайджанской Республики.
Первое упоминание о роде Шихлинских относится к 1537 году. В 17 веке они стали первыми правителями, основанного Казахского (или Газахского) султаната. В 1801 году султанат был присоединен к Российской империи и его территория была обозначена, как Казахский уезд. Тогда же семья изменила свое имя на русский лад –Шихлинские (132).
Род имел агаларское звание (равносильно званию владетельного бека). У тюркских народов такие звания выдавались верховными правителями (шахами или султанами) главам или отдельным личностям за проявленную смелость в боях и заслуги перед государством. Эти титулы передавались по наследству(133).
В своих воспоминаниях Али-ага Шихлинский отмечает, что потомки рода «отличались воинскими доблестями и горячим темпераментом». В уезде их именовали «дели- газахлы». Слово «газахлы» в переводе с древнетюркского языка - «свободные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины»(134).
Грамотным в семье был отец, но русского языка не знал. Именно он решил дать своему младшему, одиннадцатому ребенку Алиаге, военное европейское образование и отправил его в Тифлис. Там жил двоюродный брат жены - Мирза Гусейн Гаибов, кому он поручил все дальнейшее его воспитание.
Учитывая, что этот человек «своей образцовой жизнью и наставлениями»
оказал большое влияние и оставил глубокий след в характере и мировоззрении» Али-аги, коротко расскажем о нем.
Мирза Гусейн Гаибов родился в том же селении Газахлы,»давшее значительный процент видных деятелей и представителей интеллигенции закавказских мусульман»(135).Свое образование он получил в обычном мектебе для детей и в медресе, где обучался арабскому языку и мусульманской вере. Служебную карьеру начал в 18 лет в 1848 году с должности законоучителя в Тифлисской мечетской школе Омарово учения, затем в 1879 году был законоучителем в Закавказской учительской семинарии в Гори. Там он также преподавал восточные языки (арабский и фарси). Самостоятельно выучил русский.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Мирза Гусейн Эфенди был приглашен в качестве драгмана (переводчика) при Наместнике на Кавказе Вел. Князе Михаиле Николаевиче. В 1881 году его избрали на пост Закавказского муфтия, хотя он не считал себя духовным лицом и никаких духовных треб не исполнял.
«Самой большой пользой для своего народа Мирза Гусейн Эфенди считал внедрение в массы европейского просвещения и культуры». Он поддерживал интересы учащихся-мусульман и был всегда отзывчивым ко всем, обращавшимся к нему с той или иной просьбой, без различия национальностей. Убежденный прогрессист, он ратовал за образование мусульманской женщины, за ее раскрепощение, за снятие чадры и первым подал личный пример. Обеих своих дочерей он определил в Закавказский девичий институт. Старшая Нигяр стала в 1909 году женой Алиаги Шихлинского. Сыновьям дал высшее образование. В должности Закавказского муфтия Мирза Гусейн Эфенди проработал до самой смерти.
Последний протопресвитер русской армии и флота Шавельский Г.И вспоминает, что «в 1914 году, будучи в Тифлисе, Государь посетил мусульманскую мечеть. Его встретил там престарелый муфтий, в облачении, речью на русском языке : «Ваше благородие!». Кто-то дернул его за рукав: «Не так!». «Ваше высокоблагородие», поправился муфтий. Опять одернули его. «Ваше превосходительство», еще раз поправился старик. Опять неудовольствие на лицах окружающих и недовольный шепот. Старик заметил это и, забыв про этикет, обратился к Царю: «Простите меня, старика: я забыл, как мне вас называть!» Добродушная улыбка Государя поправила дело, и старик сказал несколько теплых слов» (136).
Мы решили проверить этот факт. 28 июля 1914 года началась Вторая отечественная война. 26 ноября Тифлис в полном убранстве встречал Его Императорское Величество Николая II. Царский кортеж с вокзала направился в Сионский собор. Все улицы были украшены флагами, коврами и гирляндами зелени. На площадях установлены белые платы с надписями: »Кавказ всегда страж России», »Боже, Царя храни» и пр.
В Сионском соборе Императора встречало православное духовенство во главе с архиепископом Питиримом, экзархом Грузии, который произнес приветственную речь: «Ваше Императорское Величество, Благочестивейший, Великий Государь…». С молитвенными пожеланиями: »Да, дарует Господь молитвами Великомученика победу над исконным врагом» Его Императорскому Величеству была подарена икона св. Великомученика и Победоносца Георгия.
Затем было посещение шиитской мечети. Роскошные ковры украшали не только стены мечети и прилегающие дома, но и всю улицу, заглушавшая шаги. В мечети с узорчатыми цветными окнами шейх-уль-ислам, глава Закавказских мусульман-шиитов Ахунд-Гуссейн-Заде в белой чалме, взойдя на возвышение, произнес молитву на арабском языке, переведенную затем русским переводчиком. По окончании молитвы шейх -уль-ислам обратился к Его Императорскому Величеству с кратким приветствием, также переведенным по-русски.
При входе в мечеть суннитского учения, богато разукрашенной коврами и тропическими растениями, Государя Императора встретил муфтий Гуссейн -Эфенди Гаибов во главе членов Закавказского суннитского духовного правления и молл мечети. Он приветствовал Монарха краткой речью на русском языке, а затем совершил положенное молитвословие с провоз глашением Царского многолетия.
»Обозревая мечеть, Государь Император осчастливил муфтия Гуссейна-Эфенди Гаибова милостивыми расспросами об его прежней службе»- писала в своем описании этого дня газета «Кавказ». Те, кто встречался с Императором Николаем II, отмечали, что он, общаясь с собеседником, все свое внимание «сосредотачивал на личности того, с кем он говорил, выказывая живой интерес к его службе, к его здоровью, к его семейному и даже материальному положению и т. п.» Царь имел чарующие выражением глаза и обладал особыми флюидами личного обаяния, которые обвораживали всех, впервые к нему приближавшихся.(137а)
Все тексты приветствий и молитв были напечатаны в газете, кроме суннитской мечети(137).И только в следующем номере газеты по просьбе муфтия Гаибова было напечатано его приветствие на русском языке:» «Державнейший Государь, Владыка полу- мира! Мы, мусульмане, Твои подданные, возносим Всемогущему….» и молитву на арабском с переводом на русский: « О, Всемогущий, Великий Создатель Всемилостивейший…ниспошли Ему победы над всеми врагами... ,ниспошли Ему счастие, удлини Его жизнь здравием и величием. Благослови Его и услышь нашу молитву…». Как видно, требуемое обращение «Ваше Императорское Величество» , так и не осилил.
20 февраля 1917 года в 87 лет муфтий Гуссейн -Эфенди Гаибов скончался. Дж.Дагеста в газете «Каспий», по всей вероятности, имея ввиду и этот случай, написал :» Он Человек, которому много разрешалось и прощалось, благодаря его личным качествам и престарелому возрасту»(135).
Но вернемся в 1875 год, когда Гуссейн -Эфенди Гаибов отвел двенадцатилетнего Али-агу в «частную классическую гимназию гг. Монастырцева и Тер-Акопова». Именно так называлась эта гимназия в те годы (139), а не «гимназия Тер-Акопова», как написал редактор в книге (126). Директором гимназии был Семен Ильич Монастырцев, знаток восточных языков. В 1881 году его перевели «цензором туземных и восточных языков Кавказского цензурного комитета при Главном управлении Наместника Кавказского», а гимназия была закрыта(140).
На то время знания русского языка Алиаги ограничивались азбукой, двадцатью-тридцатью словами и умением кое-как посчитать. Директор задал Али -ага несколько вопросов и задачек на азербайджанском языке, остался доволен и сказал: »Давайте призовем Бога на помощь, и посадим его в третье отделение» (из существующих четырех). 17 ноября 1875 года Али-ага начал учебу, оказался успешным учеником и за семь месяцев прошел двухгодичный курс подготовительного класса.
В июне 1876 года было подано прошение о принятии Алиага в Тифлисскую военную гимназию, преобразованную в 1875 году из прогимназии на 200 воспитанников. К прошению требовалось приложить подтверждение об агаларском звании, метрическое свидетельство о рождении, выданное мечетью, и подписку с обязательством взять малолетнего обратно по требованию гимназии. В августе Алиага успешно сдал экзамены, прошел медицинский осмотр и был принят в первый класс. Учеба была рассчитана на шесть лет.
В то время военные гимназии должны были дать «детям потомственных дворян приготовительное общее образование и воспитание для поступления их в военные училища» и призваны были развить у детей «любовь к человеку, правила чести, неуклонное стремление к правде... уважение к старшим, сочувствие ко всему возвышенному и прекрасному, любовь к науке…» (141).
Как покажет дальше жизнь, гимназии удалось справится с этим заданием.
В программе обучения были языки (русский, французский и немецкий) , математика, география, история, чистописание, рисование, танцы и пение. Уделялось внимание физическому воспитанию (гимнастика и пр.,). Так, Алиага, несмотря на свой вес в 80 килограмм, стал «первым бегуном и перепрыгивал через веревку, протянутую на высоте нижней губы, без трамплина».
Воспитанники гимназии были разного возраста, разной успешности и поведения. Одни- »благонравные, смирные, всегда сидящие с книжкой, зубрилы». Другие- неуспешные и недисциплинированные ученики, которые не собирались поступать в военные училища. Али-ага же был в учебе одним из первых учеников, отличался живостью и открытостью. Приготовив свои уроки, помогал отстающим товарищам, для которых трудными оставались русский язык и математика.
1 марта 1881 г. на престол вступил Император Александр III. Восшествие нового монарха означало наступление новой эпохи в жизни Российского государства, в том числе и в деятельности учебных заведений. Военные гимназии были военными по предназначению, воспитанники носили военную форму, но по духу оставались гражданскими и прежде всего потому, что учителями и воспитателями были гражданские чиновники. Это привело к тому, что в 1882 году военные гимназии стали вновь преобразовывать в кадетские корпуса с семилетним сроком обучения.
22 июня 1882г. на базе Тифлисской военной гимназии образовали Кадетский корпус- среднее учебное заведение с полным пансионом. Пересмотрели учебный план, добавили алгебру, геометрию, химию, политическую историю, законоведение (законы гражданские и военные). Ввели военные предметы (артиллерия, огнестрельные орудия, тактика и пр.) и строевую подготовку. Увеличили время физической подготовки (верховая езда, фехтование и пр.).
Изменили требования к воспитателям, которые должны «внушить кадетам патриотические чувства, верное понимание государственных принципов страны, семейные и общественные добродетели, благородство души, чистоту нравов и твердость характера».
На курсе вместе с Алиага учились 47 воспитанников: русских -30, армян и грузин по 6, поляков и татар(азербайджанцев)- 2, немцев- 1(142) .Российская Имперская система учитывала многоконфессиональный и национальный состав своего населения. Во всех учебных заведениях в обязательном порядке работали учителя Закона Божьего разных верований (православной, римско-католической, лютеранской, армяно-григорианской и магометанского закона). На уроках с конкретными воспитанниками они проводили не богослужения,а учили Законам Веры их родителей. Али-агу и его сотоварищей учил магометанский учитель мулла Махмуд Эфенди-Заде. На наш взгляд, и сегодня такая форма обучения законам религии детей до 18 лет при согласии обоих родителей ,была бы приемлема .
На уроках пения, в свободное от учебы время, разучивали патриотические песни :«Боже, царя храни», «Кадетская песнь»; исторические: «Ездил русский белый царь»; военные и маршевые :«Взвейтесь соколы орлами», «За царя, за Русь святую»; народные: «Солдатушки-ребятушки», «Вдоль по улице метелица метет» и пр.
В 1883 году Алиага закончил курс учебы, имея по всем предметам и по поведению полный балл =12(отлично), и получил право поступления в любое учебное заведение без вступительных экзаменов.
Алиага Шихлинский 1-го сентября 1883 года стал юнкером рядового звания Петербургского Михайловского артиллерийского училища, которое готовило офицеров для службы в строевых частях артиллерии, а также служило подготовительным заведением для Михайловской артиллерийской академии.
В начале октября он был приведен к присяге и с этого момента считался на действительной службе. Принятие присяги в военных училищах было чрезвычайно торжественным событием. В большинстве случаев, принимал ее православный священник в присутствие военного командования.
В случае с мусульманами, присягу принимал мусульманский духовный служитель. Присягающий должен был, держа два перста правой руки на раскрытом Коране, повторять слова присяги, читаемой мусульманским духовным лицом на одном из пяти разрешенных языков, в том числе и на азербайджанском: «Я, написавший внизу бумаги сей имя свое, обещаюсь, клянусь Господом Всемогущим, пред Святым Алкораном и произношу клятву »валлахи,билляхи,таллахи» в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству Всероссийскому, царю Польскому и князю Финляндскому Александру III Александровичу верно и нелицемерно служить не щадя живота своего до последней капли крови… Пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму воину надлежит. В чем да поможет мне Всемогущий Господь. В заключение же сей моей клятвы целую слова святого закона магометанского Алкорана. Аминь» (143). В военной жизни Алиага Шихлинскому еще не раз придется давать присяги.
Главным в кодексе чести русского офицера были: непоколебимая верность Царю и Отечеству, своему знамени, храбрость и дисциплина. При этом, каждое военного училища имело собственный девиз - жизненное кредо будущих офицеров. Мы не нашли конкретный девиз Михайловского училища, но похоже, что для Алиага был близок девиз Тифлисского военного училища- «жизнь – царю, сердце-даме, честь-самому себе».
Училище было трехклассным. Учебный план училища состоял в основном из специальных военных предметов: артиллерия, фортификация, топография, законоведение, тактика и др. и из общеобразовательных: аналитическая геометрия, механика, физика, химия, черчение, Закон Божий. Каждому вменялось в обязанность уметь изъясняться на одном из иностранных языков(французский или немецкий), а на втором - читать и переводить. Проводились строевые артиллерийские занятия и обучение верховой езде. (144). Преподавали там профессора высочайшего класса, о некоторых из них с благодарностью вспоминал в своей книге Али- ага Шихлинский.
На три летних месяца Михайловское училище в полном строевом составе отправлялось в летний лагерь в Красное Село, где проходили курсы стрельбы, а по окончании, принимали участие в общих маневрах всего лагерного сбора.
6 апреля 1884 года Алиага Шихлинский был произведен в унтер-офицеры(нижний офицерский чин). Старшинство в чине с 14 августа 1884 года ,т.е. с этой даты исчислялся срок его нахождение в этом чине.13 октября 1885 года состоялось производство Шихлинского в портупей-юнкера(т.е. фактически исполняющего обязанности офицера)(121).
Михайловское училище славилось своими традициями, в том числе балами. Особенно торжественным был знаменитый Михайловский бал 25 ноября, в день училищного праздника, который проходил ежегодно в особняке на Выборгской стороне. К нему воспитанники готовились заблаговременно(145).
О своей столичной жизни «с ее театрами, концертами и другими развлечениями», в воспоминаниях не написано никаких подробностей. Но двадцатилетний восточный красавец, несмотря на то, что «находил в учебе не только пользу, но и удовольствие», не мог не заметить и другие удовольствия, которые предлагал новый и большой город и из-за которых он, естественно, «учению уделял не столь много времени».
1886 год-третий в его учебе и выпускной. «Всегда в первой тройке, один из лучших» Алиага окончил училище по 1-ому разряду. Это значит, что у него в дипломе было не менее 8 баллов в среднем по военным предметам, не менее 6 -по остальным и не менее 9 -по поведению и знанию строевой службы. При таких отметках он имел право на поступление в Михайловскую артиллерийскую академию. Но Алиага «по случайности, имевшей личный характер, закинулся ,как норовистая лошадь» и решил «без академии найти свое место в жизни». Какой такой «случай вышел», нам, без архивных материалов Михайловского артиллерийского училища, не узнать.
Производство в офицеры проходило обычно ежегодно 6 августа, в последний день полевой практики. В Красное Село приезжал сам Государь с великими князьями, иностранными послами и генералами. После торжественного смотра, он же объявлял о производстве выпускников в офицеры, лично обходя строй и вглядываясь в лица, а после производства приглашал всех выпускников на завтрак во Дворец (146).
Было ли так в 1886 году у Шихлинского, нам неизвестно. Если бы Алиага любил писать мемуары, то он обязательно описал бы это, запоминающееся событие в жизни каждого офицера. (продолжение следует http://proza.ru/2024/06/17/631
Свидетельство о публикации №224081601022