Литература Австралии до 21 в

Литература Австралии (до 21 в.)

Австралия – Южный материк в Южном полушарии, на материке Австралия, острова Тасмания и мелких прилегающих  островов. Жители – потомки переселенцев из Великобритании и Ирландии. Коренные жители в большинстве истреблены колонизаторами, остальные живут в отдаленных частях страны, в резервациях. Коренные жители входят в большую негро-австралоидную расу. Коренное население говорит на папуасском языке мириам и тасманских языках. Австралия открыта в 1606 году голландцем В. Янсзоном и была названа Новой Голландией; в 19 в. закрепилось название – Австралия («Южная Земля»); на территории Австралии расположено государство  Австралия.
Литература в Австралии зародилась в конце 18 в. В это время началась британская колонизация. Белые поселенцы создавали свою литературу  до 60-х годов 19 в. Австралия считалась «английской каторгой, куда высылали от уголовных элементов до ненужных политических деятелей. Ученые отмечают, что в это время выходили книги этнографического, документального, исторического и мемуарного характера (автор - беглый каторжник издал «Жизнь и приключения Уильяма Бакли» в переводе «Австралийский Робинзон», который прожил 32 года среди аборигенов); тема каторги раскрыта в романе «Квинтус Сервинтон» Генри Сейвери (1840).
Ученые обозначили два направления, по которым развивалась литература Австралии с первой половины 19 в.: демократическое и консервативное. Писатели консервативного направления ориентировались на верхушку государственного аппарата (придворный поэт губернатора Майкл Робинсон восхвалял в одах коронованных особ; Чарльз Роукроф, «Рассказы о колониях, или Приключения эмигранта» (1843), написано в подражании Дефо и изобилующих романтическими приключениями, и экзотическими картинами австралийской жизни). Выразителем демократических взглядов этого времени был поэт Чарльз Харпур (потомок ирландских каторжан). Который смотрел на австралийскую землю, как на «колыбель свободы» («Прибежище поэта»,1862, «Замок грез», 1865, и др.). Поселенцы в Австралии создавали балладно-песенное направление. Репертуар этих произведений был обширный: воровские песни («Песня юного вора»); лирические песни («Лошади в горах»); комические баллады («Мэгги Мэй» - о похождениях матросов); интересны баллады о благородных разбойниках.
В середине 19 в. Австралию захватила «золотая лихорадка», которая привлекла большое количество «искателей счастья». В стране вспынуло восстание золотоискателей (1854). Критики отмечают, что время второй половины 19 в. для литературы Австралии явилось проявлением самостоятельности эстэтического мышления, формирования реалистической и романтической тенденций. Широкое распространение в эти годы полчили произведения , которые знакомили читателя с обычаями, характерами и нравами местных жителей («Истый австралиец»). В творчестве  Чарльза Тэтчера (менестреля и золотоискателя) видна сатира на стоящих у власти людей – полицейских, судей и т. д.  («Где ваша лицензия?»). Появляются и баллады, которые брали свои истоки из фольклора. Одним из таких поэтов был Адам Линдсей Гордон; его творческий метод складывался в борьбе реалистических и романтических влияний (Стихи «Морская пена и кольца дыма» 1867, «Баллады буша и скачущие рифмы» 1870). В его стихах видны главные принципы австралийского буша – чувство товарищества, трудолюбие, человеческое достоинство и мужество. Поэт Баркрофт Боук  (сборник баллад «Там, где лежат мертвецы, и другие стихотворения» 1897) расширил границы художественного освоения австралийской жизни, создав балладу-размышление. Быть ближе к природе к природе, в поисках лирического слияния с ней, основной мотив в творчестве Генри Кендалла (три сборника «Стихотворения и песни» 1862, «Листья австралийских лесов» 1869, «Песни с гор» 1880). Критики отмечают о большом влиянии на него поэтов «Озерной школы». Пейзажи поэта исполнены философского смысла. Голос революционного австралийского народа заметна в гражданской поэзии Генри Лоусона (1867-1922). Его программные произведения («Лица на улицах» 1882, «Гимн социалистов» 1889) написаны в ритме маршевых песен, с высоким накалом революционного пафоса. История жизни и приключения в буше раскрыта в творчестве Рольфа Боллервуда (1826-1915). В романе «Взлеты и падения» (1882) писатль идеализировал  прошлую Австралию. В 90-е годы Австралию и ее простой народ воспевали в стихах поэты: Лоусон (сборник «Когда я был королем» 1900), Дж. Эванс, У. Огилви. Особо критики отмечают творчество Х. Лоусона, в его рассказах веселых и печальных повествуется о простом человеке, где труд, любовь, дружба тесно соприкасаются (сборник «Покуда закипит котелок» (1896), сб. «Шапка по кругу» (1907)). В это время в литературных кругах был признан лучшим реалистический роман «Такова жизнь»(1907) Тома Коллинза. «Воинствующая поэзия» - так назвал свое творчество поэт Б. О Дауд; его стихам свойственна усложненная образность; он обличает расовую дискриминацию, выступает против продажной политической верхушки (сб. «К рассвету»1903, «Семь смертных грехов»1909). Критика общественных устоев велась путем раскрытия политических человеческих качеств свойственных людям из народа. Поэт Фернли Морис (Сб. «Бдительные»1920, «Мельбурнские оды»1934) посвятил свои стихи борьбе трудового народа. Писатели Австралии вначале 20 в. в основном посвящали свои произведения борьбе простого человека за свою жизнь (К. Причард, романы «Пионеры»1915, «Рабочие волы»1926; В. Палмер, романы «Кронулла»1924, «Переправа»1930). Эти два писателя считаются основателями австралийского реалистического социального романа. Позже, в 30-е годы, жанр романа оттесняет рассказ и балладу (Хенри Ричардсон, трилогия «Судьба  Ричарда Махони»1929; Майлс  Франклин, роман «Все тот же свегмен»1936). В своих семейных хрониках эти писатели сумели раскрыть психологию героев. Жизнь города-спрута показана в романе «Семеро бедняков из Сиднея»1934, писатель К. Стэд. Жанр рассказа интересует писателей: В. Палмера ( сб. «Жизнь врозь»1934) и К. Причард (сб. Поцелуй в уста»1933).Тему обездоленных людей раскрывали в своих драматургических работах Л. Эссона («Боец», «Южный крест») и К. Причард («Пионеры») – герои этих драм были люди из мельбурнских трущоб, заброшенных ферм.
В разных городах Австралии к середине 20 в. возникло много литературных объединений писателей всех направлений: писатели-пессимисты прославляют своих болезненно-меланхоличных героев (П. Уайт,роман «Древо человеческое»1955); писатели-демократы развивают тему борьбы с несправедливостью (Б. Адамсон. В. Уилямс, М. Брэнд, Г. Кейси, А.Маршалл). Все эти писатели-реалисты интересуются темой современности, которая во второй половине 20 в. стала основной. Критики отмечают романы этого времени, которые были написаны на австралийском материале – «Жемчужина короны» Р. де Буасъер; Д. Мартин; Ф. Харди; В. Палмер. Проблема расовой дискриминации в австралийской литературе решалась в произведениях Ф. Б. Викерса «Мираж»1955; Д. Кьюзек «Солнце в изгнании»1955 и др.
Кратко рассмотрим творчество некоторых австралийских писателей.
Маркес Кларк (1846-1881) – австралийский писатель родился в Лондоне, переехал в Мельбурн в 1863 году, был организатором литературного объединения. Литературной деятельностью стал заниматься в тоже время; темой его рассказов и повестей были быт и нравы мельбурнцев. Большой успех имел его роман «Осужден пожизненно» (1874) – герой этого остросюжетного повествования стал жертвой несправедливости и бесчеловечного наказания; автор показал механизм и плоды каторжной английской системы с неограниченным произволом тюремщиков.
Генри Лоусон (1867-1922) – писатель родился в семье норвежского моряка, который иммигрировал в Австралию, привлеченный «золотой лихорадкой». Будущий писатель работал школьным учителем; был известен своими публикациями в рабочей прессе (сборник рассказов «Пока  кипит котелок» 1896). В своих работах он познакомил читателя с суровым бытом австралийцев-тружеников (золотоискателей, шахтеров,  фермеров, батраков).
Вонгар, Биримбир (1938-) – австралийский писатель-абориген; получил образование во Франции; после возвращения на Родину. Жил среди соплеменников; начал печататься в 70-ые г. Он автор романа «Следопыт»(1976) и сборника рассказов «Дорога в Бралгу» (1978). В своих произведениях выступает в защиту коренных жителей Австралии. Отрывок из рассказа «Проводник»:
«Зачем меня заставляют в этом участвовать? Охотятся на зверя, на змею, но не на человека. Только белые никогда не возьмут в толк простых вещей – они готовы охотиться даже на своих»…
Алан Маршалл (1902-) – автор  автобиографической трилогии «Я умею прыгать через лужи», «Это трава», «В сердце моем»(1955-1963). Ему принадлежит острокритический роман из жизни рабочих-обувщиков «Как прекрасны твои ножки» (1950). Он автор сборников рассказов: «Опустите штору» (1949), «Неожиданные встречи» (1950) и др. Критики отмечают, что его рассказы овеяны юмором и поэзией. Маршалл долгое время жил среди аборигенов, которым посвятил книгу «Мы такие же люди» (1948). Отрывок из рассказа «Сынок…»:
«…В маленькой комнате, освещенной алыми лучами солнца, прозвучал голос миссис Кланси.
_ Сынок у тебя…
Женщина на кровати услышала ее словно из далека, все еще погруженная во тьму, полную призрачных теней, и слова эти отдались в ее существе торжеством и гордостью»…
Кэри Питер (1943-) – австралийский писатель. Известен как журналист и автор многих рассказов. В его творчестве социальная тема занимает главное положение. Он представляет общество как  огромную машину, созданную человеком, которая вышла из под власти творца и уничтожает всех, кто против ее выступает. Отрывок из произведения «На Западе – ветряная мельница»:
«Солдат заступал на этот пост у рубежа две недели назад. Никто пока не появлялся. Ограда – проволока под током – рассекает пустыню, тянется с севера на юг, с юга на север, все прямо, прямо, насколько хватает глаз, никуда не сворачивая, не меняя направления. Днем дальние участки ее мерцают. Парят в знойном мареве. Ограда высотой в десять футов, и нигде никаких разрывов, проход только у солдатского поста»…
Питер Дэвид Голдсуорси (1951-) – австралийский писатель (романы, рассказы, стихи). Он начал свою писательскую деятельность  как поэт. Его первый роман «Маэстро» (1989) был основан на наблюдениях за музыкантами. Известные романы писателя: «Желание» (1995), «Посигналь, если ты Иисус»(1992), «Ночь трех собак»(2003) и др. Критики признают его поэзию как самую искусную и приносящую удовлетворение читателям Австралии; в его поэзии присутствует острое ощущение смертности и желание задавать важные вопросы, даже когда приходиться их высмеивать; в каждой строке автор стремится сделать язык элегантным, чтобы воздать должное миру как комедии.
Голдсуорси опубликовал в 2004 г. пять сборников рассказов «Список ответов на все», «Маленькие смерти», «Гравий» и др.
Автор имеет много литературных наград.
Барри Макс (1973-) – известный австралийский писатель – его первый роман – «Сироп» сделал имя автора известным в литературных кругах Австралии. Его известные произведения:
Романы – «Сироп»(1998), «Правительство  Дженнифер»(2003), «Компания» (2006), «Человек-машина» (2011) и др. (всего – 8 романов, последний – «Дискордия» (2021).
Короткие рассказы: «Атака супермоделей» (2001), «Чуть менее совершенен» (2оо5), «Весенний прилив» (2007), «Это пришло с фермы Круден» (2020) и др.
Дэмиен Фрэнсис Бродерик (1944-) – австралийский писатель-фантаст. Известность ему принес научно-фантастический роман «Спящие драконы» (1980), где показан образ машины времени. Критики отмечают его произведения, как футуриста и научного писателя – «Спайк» (2001) о технологической сингулярности; «Последнее смертное поколение»(2000) об увеличении продолжительности жизни в молодости»; «За воротами науки» (2007) об аномальных и паранормальных явлениях. Всего читателям известны около 15 романов и повестей и 5 сборников коротких рассказов. Все его литературное творчество невозможно описать в короткой статье. Писатель награжден многими литературными наградами.
Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия, М., 1962г.
2. Журналы иностранная литература, М., 1970-2000гг.
3. Современная австралийская новелла, М.,1980г.


Рецензии