Скрепа
Для упорядочения сбора дани в своем западном улусе, среди угро-финских племен мокша, меря и моксель хан золотой орды Менгу-Тимур повелел заложить новое поселение. Примерно где-то в 1272 году. Дата условная, так как город появился лишь в третьей ордынской переписи Суздальского податного населения. Назвали его скромно - Москва, что в переводе с угро-финского означает темная река.
Так бы и жили горожане в своих ежедневных хлопотах по хозяйству и сборе дани с близлежащих окраин, но тут, подобно мощным цунами, стали накатывать и биться в городские ворота волны людского океана.
Первая волна
В 1313 году золотоордынский хан Узбек принял судьбоносное решение - отказался от старой веры предков и принял ислам. Ислам стал агрессивно насаждаться среди кочевников золотой орды. В среде которых уже было распространено христианство несторианского толка, к которому старая вера кочевников относилась, как сейчас любят говорить - толерантно. Попав под пресс религиозных гонений, наиболее сильные духом, про которых Чингисхан говорил - "люди с длинной волей", чтобы не изменить христианской вере, бросали привычный им уклад жизни и уходили к своим единоверцам. В православный западный улус, в город Москву. Город стал очень интенсивно расширяться. Вокруг него появляются многочисленные деревни и села.
В числе переселенцев был и предок будущего царя Бориса Годунова - мурза Чет, кроме того он и основатель фамилий Сабуровых и Вельяминовых-Зерновых. Мать царя Ивана Грозного Елена Глинская была чистокровной татаркой и внучкой Мансур-Кията, старшего сына эмира Золотой орды - Мамая. К слову и первая жена царя Соломония Собурова тоже была татаркой. В продолжении традиций царь Иван Грозный женил и своих сыновей на татарках. Старшего Ивана на Евдокии Сабуровой, а младшего Федора на Ирине Годуновой. Мать Петра первого Наталья Нарышкина была чистокровная крымская татарка. Происходила из крымскотатарского рода мурзы Нарыша. Писатель Всеволод Гаршин был из старинного дворянского рода обрусевших татар. Основателем рода являлся мурза Горши. Историк Н.М. Карамзин был из рода Кара-Мурзы. К татарским корням восходят дворянские фамилии- Гоголи, Булгаковы, Бунины, Державины и многие прочие.Кто интересуется, в книге Льва Гумилева есть длинный перечень этих фамилий, выдающихся деятелей с татарскими корнями. Когда я его читал, то помню забеспокоился за наше всё - за А.С. Пушкина! Но вспомнил, что он то был из негров.
Вторая волна
История повторилась и в 1386 году. Великий литовский князь Ягайло пзменил древнему язычеству и перешел в католическую веру.И уже с начала 14 века потянулись в православную Московию не изменившие вере, сильные духом - "люди с длинной волей". Среди них Нестор Рябец, галицкий князь. Он пришел со своей дружиной в 1700 человек. Князь получил обширные владения у реки Всходни, и, согласно преданию село Киевцы, где построил церковь Николая Чудотворца. Рябец родоначальник нескольких дворянских родов, среди них Квашнины, Тушины, Поярковы, Самарины и другие.
Выходец из Чернигова - Ф.Бяконт ("от славных и нарочитых бояр литовских"), тоже основатель нескольких фамилий, виднийшими из которых являются Плещеевы.
Следом тысячи и тысячи князей, бояр, и просто служилых людей со своим скарбом, чадами и домочадцами переселялись из Литвы в единоверную Московию, где получали щедрые земельные наделы, угодья и места для службы. Кто желает познакомиться более подробно с длинным списком фамилий переселенцев может прочитать книгу М.М. Бенцианова - "Литвины" и "Паны" выходцы из Великого княжества Литовского на русской службе в 15 - 16 столетиях".
Третья волна
После падения Византии и захвата турками-османами Мехмеда 2 Константинополя в 1453 году и последующим падением Морейского диспотата в1460 году были потеряны последние независимые центры православной веры. И взоры ее адептов обратились на набирающую силу единоверную Москву. Там правил весьма талантливый князь московский Иван 3 (1440- 1505). Внезапно у него умирает молодая жена, не исключено, что была отравлена. И князь женится второй раз,уже на дочке Морейского деспота и племяннице последнего византийского императора Константина - Софье Палеолог (1472 - 1503).
Софья привозит с собой огромную свиту и весьма богатое приданное. В том числе богатейшую и древнейшую библиотеку, которая под названием "либерия" пропала либо при Иване Грозном, либо позднее.
Она даже привезла великокняжеский трон - где у изголовья было написано слова Русь по гречески - Россия.
И опять потянулись не изменившие вере пассионарии в Москву. Выходцев с юга Европы на Руси называли фрязами. Недалеко от столицы появились поселки - Фрязево, Фрязино и многие лругие населенные всевозможными иностранными мастерами и ремесленниками. И закипела, как полный воды котел на жарком огне, работа во всех областях.
Монах Феофан Грек и другие художники-монахи принесли с собой высочайшее искуство христианской иконописи.
И вроде бы пришедшие монахи изобрели и принялись массово производить национальную гордость - водку.
Пушкари и оружейники при активном участии самого Великого князя организовали серийное производство пороха, ружей, пищалей и прочего стрелкового оружия.
Аристотель Фиораванти,Антонио Джиларди, Пьетро Солари, Алевиз Фрязин старший, Марк Фрязин и другие византийские мастера архитектуры построили и Успенский собор и гордость столицы Московский кремль (1472 - 1493). Говорят кремль очень похож на дворец Сфорца в Милане, построенный ранее, что и не удивительно.
Нахлынувшие волны пассионариев перемешались в единый, прекрасно вооруженный монолит и создали элиту возникшего государства. создали новый мощный этнос! И родившийся активный этнос естественно не мог сидеть без дела и уже при жизни Иване3 московское княжества увеличило свои размеры в пять раз!
Так что, собранные по воле судьбы и обьединенные православной христианской верой люди создали из захолустного города Украины залесской крупнейшую в мире империю!
И грустно смотреть, как кое-кто пытается перепилить эту, связывающую страну скрепу!
Свидетельство о публикации №224081601113