Д. Ньюснер об учении Христа, изложенном в Нагорной

     Профессор и раввин Джейкоб Ньюснер ( автор книги «Рабби беседует с Иисусом») попытался как бы присоединиться к слушателям Нагорной Проповеди, чтобы затем завязать разговор с Иисусом и понять суть Его учения. Ньюснер  в своей книге ищет ответ отвечает на вопрос: почему многие евреи, современники Иисуса, не приняли Его .
   Он слушает слова Иисуса , как бы они прозвучали для  ДО ТОГО, что случилось в истории христианства с Ним и Его учениками.   Ньюснер слушает Иисуса, как должно быть, Его слушали евреи первого века, и объясняет, почему он не пошел бы за Ним ; почему, если бы ему пришлось жить в Израиле времени Иисуса, он бы не вступил в круг Его учеников,услышав  Нагорную Проповедь. Ньюснер пишет:

„Ни в коем случае я не стану протестовать против этих наставлений, ибо они повторяют обещание Торы: «кто сотворит и научит [заповеди], тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).Мф. 5:21-22),. (Мф. 5:27-28). (Мф. 5:33-34)Мф. 5:38-39) . «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Мф. 5:43-4, 48).
Однако, НЕ ВСЁ, что я слышу в словах: «Вы слышали, что сказано..., а Я говорю вам...» вызывает у меня немедленное согласие:четвертое и пятое наставления вызывают у меня серьезные сомнения. Не противиться злу?- Тора и Пророки учат противоположному.
Сопротивляться злу – это религиозная обязанность, так же как совершать добро, любить Бога, бороться против тех, кто решают стать его врагами. В Торе нет ни слова о несопротивлении злу, и она не хвалит тех, кто подчиняются злу по малодушию или тех, кто надменно не считают нужным снизойти до сопротивления злу. Пассивность перед лицом зла служит самому злу. Тора санкционирует борьбу и признает законную власть во имя добра, и меня поражает проповедь Иисусом смирения перед злом как религиозной обязанности.

     Пятое наставление содержит слова, которых нет в Торе. Она не требует «ненавидеть врага твоего». Раввины учили ненавидеть зло, но не преступника. Всякий, кто знает Тору, будет недоумевать, где можно найти эту «заповедь». Враги Бога – это другой вопрос. Мы должны сопротивляться им, и Евангелия указывают, что Иисус также говорил об этом.

    Иисус интересовался не социальной справедливостью, законностью в гражданском обществе, организацией государства, Социальная справедливость остается вне Его видения. Если это так, и Иисус обращался только к своим ученикам, сидящим вокруг него, когда Он требовал подставить вторую щеку под удар, отдать другому всю свою одежду, пройти с ним второе поприще, - что же, пусть будет так.
Но тогда проповедь Иисуса обращена не к людям у подножия горы, но только к тем, кто сидят вокруг него на ее вершине,только к небольшой группе Его учеников, сидящих вокруг Него на вершине горы, но не к тем, кто стоят у ее подножия.
      Фраза «Вы слышали, что сказано» оставляет открытым вопрос: Кем? С какой целью? Учитель Торы сам судим по Торе и отвечает перед ней; правомерное стремление Иисуса интерпретировать заповеди Торы соединяется у него со странной формой их выражения.
Тора не подготовила меня к учению, противопоставляющему Тору словам, сказанным от имени чьего-то «я». выраженным так, что источник этого учения - сама Тора, отбрасывается в сторону. То, что «было сказано», противопоставляется «я» Иисуса....

     «Почитай отца твоего и мать твою» или «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Матфей 10:34-37) ?
Я , конечно, был впечатлен наставлениями Иисуса о Десяти Заповедях. Не только не убей или не прелюбодействуй, но не смей и думать об этом. Не только не клянись ложно («Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»), но не клянись вообще. Эти наставления показались мне особенно значительными. И не в силу их строгости, превосходящей Десять Заповедей, - не подходи даже близко к их нарушению! эти наставления обращены к моей повседневной жизни, где убийство случается редко, но гнев - постоянно, прелюбодеяние - не часто, но фантазии - все время, ложное свидетельство есть исключение, но сквернословие – обычное явление. Силой своего воображения Иисус придал этим заповедям сиюминутное и безотлагательное значение. И я готов высоко оценить это требование,
Но ЗаповедЬ : ".Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". (Исх. 20:12) я характеризую как требование почитать отца и мать, не как личную, частную заповедь, но как общественную, социальную, коллективную. Иисус ставит под вопрос первенствующее значение семьи среди моих обязанностей, ее центральное место в общественном порядке. Более того, Иисус говорит прямо:
„ Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. (Мф. 12:46-50)
Не учит ли Иисус меня нарушить одну из двух великих заповедей, обращенных к общественному порядку?

Его ученик может возразить мне: «Но чтобы служить ему, мы должны пойти за ним. Отец и мать дарят жизнь в этом мире; Иисус, кого мы знаем как Христа, дарит жизнь вечную»

даже сегодня это заявление приводит учеников Иисуса к пренебрежению своими обязанностями по отношению не только к родителям, но и к своим семьям. А если ученик женат, что станет с его женой и детьми? Тора требует от нас не только чтить родителей, но исполнять наши супружеские обязанности, – как быть с этим?
Все, что Иисус потребовал от своих учеников, это любить Его больше, чем семью. Он строит новую семью на неосязаемых лучах преданности и любви - сверхъестественную семью, где любовь означает нечто иное, чем просто плотская любовь. И именно эта семья становится основой Небесного Царства. Так мог бы ответить мне уверовавший в Иисуса от имени своего учителя. …

       «Что я должен делать, - спрашивает молодой человек, - чтобы заслужить жизнь вечную?»
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и приходи и следуй за Мною»Матфей 19:16-22. Эти слова означают, что Десяти Заповедей не достаточно. Великая Заповедь, Золотое Правило – все это не достаточно. Совершенство состоит в отказу от мирских богатств и послушании Христу».
Чти родителей или служи Иисусу? Помни Субботу или признай Иисуса за Христа? Правомерна ли такая постановка вопроса?

Я посмотрел Ему в глаза и сказал: «Я уважаю тебя. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем... по неверию их». (Мф. 13:57-8) - я не хочу, чтобы это было сказано обо мне. Но не мое неверие есть причина того, что я не пойду с Тобой. Причина не в моем неверии в Тебя, но в моей вере в Тору.
«Да, я не пойду с тобой и с твоими учениками в Иерусалим, и я хочу объяснить, почему.
«Я, действительно, не вижу, как может совместиться твое учение с учением Торы. И не потому, что Твои наставления не имеют отношения к ней; некоторые из них имеют. Но потому, что большая часть того, что Ты говоришь, и того, что говорит Тора, почти не пересекаются.
«Все сводится к одному. Ты говоришь о Царстве Небесном. Для меня это означает жизнь здесь и сейчас, согласно правилам установленным Богом. Тора указывает нам на правила, которые есть Божьи правила. Но о большинстве этих законов Ты сказал очень мало».
«Учитель, я слушал и спрашивал, но никто мне не сказал, как в Царстве, о скором приходе которого Ты говоришь, мы должны будем поступать в разных случаях. Я уже не говорю о многих других проблемах, о которых столь многозначительно говорит твое молчание».
Он: «И о чем же оно говорит?»
Я: «Здесь и сейчас не имеет значения».
Он: «Разве я не сказал: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное?»
Я: «Но все зависит от Царства Небесного, а оно всегда в будущем времени. Я должен соблюдать эти заповеди и учить им, чтобы быть нареченным великим в Царстве Небесном. Ты требуешь от меня быть более праведным, чем книжники и фарисеи, чтобы я смог войти в Небесное Царство. Но как насчет сегодня и сейчас?»
Он: «И не учу ли я, что надо доверять Богу и не беспокоиться о пище и одежде на завтра? «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы». (Мф. 6:25-34) Далеко ли от тебя Царство Небесное, столь ли далеко от тебя, если паспорт на вход туда есть доверие Богу?»
Я: « Ты знаешь, я слышу те же мысли и среди фарисеев. Если бы мы могли предвидеть будущее, мы бы услышали от них многое о том же самом. Но здесь и сегодня я стою перед выбором, - и ты ждешь от меня выбора, - следовать за тобой в Иерусалим или оставаться дома.
Если бы я думал, что врата Царства Небесного, о котором ты говоришь, уже открыты, я бы пошел. Но я не думаю так, и потому я не иду с тобой, но ты думаешь так, и ты идешь. Верно?»
Он: «Да»
Я: «Твои собственные слова?»
Он: «Мои слова».
И потому, что я многое не услышал из того, чему он учил в разных городах Галилеи, он повторил:
«Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. (Мф. 11:4-5)Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. (Мф. 13-17)
Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.»  ( Мф. 16:27-28)

Ученики задают Ему вопрос:    «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?»
Он отвечает: «В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Мф. 19:27-29)
Я: «Скоро?»
Он: «Очень скоро».
«Но если нет?»
Долгое молчание - очень и очень долгое молчание.
«Что же все будет тогда?»
«Бог знает».
Он встал и пошел своим путем.
Я смотрел, как он удалялся, и как его ученики шли к нему разными дорогами с разных сторон. Я был уверен, что сегодня он может быть спокоен. Ученики пойдут с ним в Иерусалим. Они верили. Но не я. Я воскликнул ему вслед: «Иди с миром» .Пожелав ему добро, я остался дома.

Я не мог бы разделить Его судьбу или принять Его веру ни в трагедии смерти, ни в торжестве над ней (если это то, что случилось). И не потому, что я отрицал добродетели этого Человека или мудрость некоторых Его слов, но потому что я не услышал от Него тех слов, которые я ожидал услышать согласно Торе. Его тора была лишена сущности учения Торы. Так что нет смысла выделять и подчеркивать, проявляя снисходительность, те из Его наставлений, которые согласуются с Торой Моисея.
     Многое из того, что сказала мне Тора о Божьем Царстве, Иисус оставил без внимания, и многое из того, чему учил меня Иисус о Божьем царстве, Тора не подтверждает. Слова Иисуса о Божьей воле побуждали меня смотреть ввысь, на небо. Царство Небесное может придти, возможно, не скоро, и до тех пор на нас лежит обязанность жить в Божьем царстве на земле здесь и теперь. Тора учит меня тому, что это значит.
Многое из сказанного Иисусом о Божьем царстве относится к вещам, о которых Тора умалчивает, например: кто лично войдет в это царство, а кто не войдет. Тора не подготовила меня к ответам на вопросы, когда придет Царство Небесное, и, конечно же, о месте, уготованном там Иисусу. Но, по всей справедливости, у нас нет никаких оснований ожидать от нее ответов на такие вопросы.

Должен ли я ждать Царство Небесное? Конечно, я должен. Но пока я жду, есть вещи, которые я должен делать.
Проповедь Иисуса, по крайней мере, по Евангелию от Матфея, была только для индивидов. Тора же обращается ко всем . «Оставь дом и следуй за Мной; от всего откажись и следуй за Мной; возложи на себя личный крест и следуй за Мной!» - Но что тогда будет с домом, с семьей, с  общественным порядком, со всем тем,что Тора приказала нам созидать в этой жизни?

И все-таки, я подумал: «А если Он прав? Если впереди нет долгого ожидания, но только: «уже не долго...»?
Так что, если Он прав, тогда Царство придет, и все, что Он говорил, сбудется.
Но если Он ошибается, что случится? Семьи распадутся, - ради чего? Селения опустеют, - зачем?

Мой аргумент не относится к противопоставлению небесного земному. Он относится к двум представлениям о том, что Небеса ждут от нас и как они должны спуститься на Землю. Живые люди живут реальной жизнью в Царстве Божьем. Тора учит нас, как должны эти реальные люди воздвигать это Царство там, где они живут.
Иисус говорит о Небе, не о Земле.  Но мой путь пролегает здесь внизу. Я иду домой.
Он пошел своим путем, и я моим. Действительно, вести диалог не так уж легко, когда одна сторона говорит о будущем, а другая о сегодняшнем дне.

«Я» Иисуса составляет сердцевину Его вести и придаёт всему новое направление. Совершенство, святость, подобная святости Бога, как того требует Тора (Лев 19:2; 11:44), заключается теперь в том, чтобы следовать Иисусу.Он говорит о приравнивании Иисусом Себя Богу, которое совершается в Нагорной проповеди, показывая, что именно это и есть тот момент, в котором весть Иисуса принципиально расходится с верой Израиля.»

Раввин Ньюснер усматривает в Заповеди о почитании родителей квинтэссенцию социального порядка, основу, на которой крепится " подлинная, живая и непреходящая семья " , и именно этой семье  угрожает, по мнению Ньюснера, весть Иисуса, главенство Его личности, перекрывающей значимость основ социального порядка: кровные узы, крепость семьи . Именно эти узы Иисус подвергает сомнению.В связи с этим Ньюснер задается вопросом: «Разве не призывает меня Иисус тем самым нарушить обе заповеди социального порядка? ( имеется в виду также заповедь о святой субботе)»

На основаниях Нагорной проповеди не построить государства, как не построить и социального порядка. Ее внутренний посыл лежит совершенно в другой плоскости. Установления Израиля, сохранявшиеся на протяжении тысячелетий, оказались теперь отодвинутыми в сторону. Эти кардинальные изменения, затрагивающие социальный уровень, находят свое объяснение и оправдание в притязании Иисуса на то, чтобы стать вместе со Своими учениками основой и средоточием нового Израиля: и тут мы снова сталкиваемся с «Я» Иисуса, Который говорит с высоты самой Торы, с высоты Самого Бога.Речь идет не о связывающей всех приверженности Торе в качестве основы для образования новой семьи — речь идет о приверженности Самому Иисусу, Его Торе.

В итоге Ньюйснер вынужден констатировать: «…теперь мне ясно, что Иисус требует от меня того, что может требовать от меня один только Бог» . I oн обращается к Иисусу: "Ты хочешь склонить меня к тому, чтобы я преступил через две или три заповеди Господа?"

"Если Иисус не обладает полномочиями Сына, если Его слова не являют собой начало новой общности, основывающейся на новом свободном послушании, то это означает только одно: Иисус склоняет к неповиновению Божиим заповедям."


Рецензии