Многоликий Гулливер. 1. 1. Владимир Шевченко

Вступительное слово к циклу отзывов на иллюстрации 16 художников к "Путешествиям Гулливера" и ссылки на все статьи этого цикла - здесь: http://proza.ru/2024/08/16/1470


МНОГОЛИКИЙ ГУЛЛИВЕР - 1.1. ВЛАДИМИР ШЕВЧЕНКО

С чего начать обзор? Пожалуй, с того завораживающего рода иллюстраций, в котором рисунок становится не помощником в восприятии текста, а главным действующим лицом, которому текст помогает. Это уже не книга, хоть и с печатным текстом, но ещё не фильм, хоть и на экране. Советские диафильмы по "Гулливеру"... Они удивительны! К ним хочется возвращаться снова и снова. Их создавали мастера. Три диафильма выдающихся художников - В.Шевченко, Р.Столярова и Э.Зорада. Три картинные галереи, пусть не охватившие разом всю многогранную сложность текста, но ярко отразившие три основных грани книги Свифта...

Самые любимые мои иллюстрации - в диафильмах художника Владимира Григорьевича Шевченко, которые вышли на экраны 1966 и 1967 годах. Удивительно светлые и красивые, живые и яркие. Романтичные и эпичные, мощные по своему впечатлению. Утончённые и гармоничные, можно даже сказать - изящные. Однако в них нет ни капли того кисейно-фарфорового манерного изящества, которое портит иллюстрации во многих зарубежных изданиях "Гулливера" прошлых веков, да и в некоторых современных наших тоже. На которых сорокалетний бывалый мореплаватель, пусть из мелкопоместно-дворянского сословия и интеллигентной профессии, но прошедший огонь, воду и медные трубы... неожиданно выглядит отлакированно-припудренным, как барышня в розовой гостиной. Потому что у художников такое представление о романтическо-приключенческом жанре... В диафильме Шевченко - ничего подобного. Наоборот. Рисунки Владимира Григорьевича - это романтика, выросшая из жизни самой. Это идеализм без улёта в абстрагированную утопию. Это поэзия, извлечённая из реальности. Здесь всё настолько живое, настоящее, что просто нельзя не поверить. И именно поэтому диафильмы Шевченко лечат душу. Экзотически-красочный "Гулливер" или простой и суровый "Строгий учитель". Нежно-лиричный "Трава пахнет солнцем" или эпично-героический "Павлик-фанфарист". Образовательно-познавательный "Как живёт аэродром" или карикатурно-чудесатый "Капитан Крокус". Пронзительный "Мики и Марко" или могучий "Робинзон Крузо" в двух равно великолепных вариантах. И ещё более могучее, прямо-таки богатырское лермонтовское "Бородино"... Все они несут в себе взгляд этого умного, доброго и трудолюбивого художника. Верно говорят: художник не просто отображает действительность, он обогащает её своим отношением к ней. По отношению к Шевченко это верно вдвойне. Он смотрит красиво: у него глаза чистые и ясные, но в то же время очень цепкие, наблюдательные. Он воспевает жизнь, её красоту, силу и радость. Он воспевает всё лучшее, на что способен человек. И этот гимн вливается в душу каждого смотрящего... Снимаю шляпу и запускаю её в небеса! Это просто родник живой воды какой-то!

"Гулливер" - это свободный полёт крылатой фантазии, прочно стоящей одной ногой на земле, а другой - в мечтах. Праздник жизни во всём её многообразии. Жаркий воздух южных чудесных стран. Тяжесть и торжество преодоления испытаний. Отвага и любознательность человеческая. Чудо налаживания отношений между такими разными людьми... Вот чем дышат иллюстрации Шевченко. И не беда, что созданы они по скудному, урезанному донельзя тексту - сделанному Е. Кавтиашвили краткому пересказу костяка сюжета классического "детского" пересказа Т.Габбе для самых маленьких...

Да, конечно, здесь и близко нет всей той горечи, которой пронизана книга Свифта. Но тем не менее эти рисунки не спорят с книгой-оригиналом, а проявляют часть её граней. Потому что пламенная красота и мощь жизни, упрямое свободолюбие крылатой души и взгляд на жизнь с птичьего полёта - всё это у Свифта было. Только у него бок-о-бок со всем этим нормально уживается острая едкая насмешка над человеческой, мягко говоря, неидеальностью. И потрясающее зрелище беспощадности людского непонимания, наваливающейся на человека, непохожего на других либо внешне, либо внутренне. И пронзительная тоска одиночества. И неизбежность бытового неудобства в каждой досадной мелочи... Одним словом - жизнь скребёт по коже, как наждак, а человек не настолько толстокож, чтобы с этим смириться. Как сказал в одном из своих концертов Михаил Николаевич Задорнов, сатирик - это уставший романтик... Однако иллюстрации к детской сокращённой версии романа делал романтик далеко не уставший, в расцвете сил, со счастливо сложившейся творческой судьбой, хотя и повидавший на своём веку немало тяжёлых и далеко не романтичных вещей, - он прошёл Великую Отчественную войну, служил в автомобильном полку. Но пережитый ужас разрушения жизни только обострил в нём любовь к жизни, желание через свои рисунки передать людям стремление беречь, защищать и украшать эту жизнь. Одним словом, Владимир Григорьевич Шевченко - один из тех удивительных артистов, настоящих советских людей, которые, пройдя через пекло, вышли закалившимися, и с полным сознанием ответственности отдавали всё самое лучшее детям. Под девизом: "Для детей надо рисовать, как для взрослых, только лучше!"

Потому, несмотря на весь незамутённый романтизм рисунков Владимира Шевченко, главный герой у него вышел очень, очень похожим на того, что в книге - и внешне, и по характеру. Интеллигентный, но не рафинированный, умелый и отважный, способный выжить в любую бурю, многое повидавший на долгом своём веку. И даже с бородой, которую не замечали многие другие иллюстраторы, ориентировавшиеся на общие представления об обычаях и моде той эпохи больше, чем на текст книги.

Когда под впечатлением от рисунков Шевченко читаешь роман Свифта не только в пересказе Габбе, для которого они создавались, но даже в оригинале, образ Гулливера из диафильма легко и естественно, без запинки, входит в книгу. А это хороший показатель. Далеко не со всеми предназначеными для книги иллюстрациями это бывает. Правда, входит этот образ только в те части книги, для которых и создавался, - в первую и вторую. В третью и четвёртую части он уже не входит. Чтобы пройти все части, нужен подобный же, но немного другой главный герой. И не так-то просто его создать...

Созданное Владимиром Гавриловичем Шевченко поистине эпическое полотно, как и книга, "дышит правдой". Оно искреннее. Даже в самых "пафосных" внешне моментах оно обходится без заносчивой помпезности и остаётся простым и душевным внутри. И до того точно соблюдены в рисунке все пропорции и перспективы, что фантазия становится материальной, и ты, глядя на рисунок, прямо-таки физически ощущаешь это пространство. Невероятная сила впечатления. В этот мир хочется возвращаться снова и снова. В памяти надолго остаётся Человек-Гора, бережно и осторожно шагающий по улицам лилипутского города. И лилипуты, бесстрашно пляшущие у него на ладони. И, конечно же, крохотный Человечек, храбро шагающий навстречу попятившейся от неожиданности громадной кошке. И громадные люди, с улыбкой подающие ему на руках настоящую лодку... Что же тянет в этот мир? Только ли потрясённое воображение? Нет. Роман Свифта устроен так, что даже если его урезать по максимуму и оставить один "скелет", безыдейно-приключенческим он всё равно не будет. В нём всё равно останется хоть малая толика мысли автора... Хотя бы идея о том, как следует относиться к человеку, который гораздо слабее тебя. И эта идея очень отчётливо звучит в рисунках диафильма Шевченко, в том, как бережно обращается Гулливер с лилипутами и как потом заботливо нянчатся с ним великаны.

Что же до избытка жизнерадостности и нехватки горечи и проблем, то этот пробел был восполнен в другом, не менее прекрасном произведении, о котором речь пойдёт дальше.


Рецензии