Многоликий Гулливер. 1. 2. Ремир Столяров

Вступительное слово к циклу отзывов на иллюстрации 16 художников к "Путешествиям Гулливера" и ссылки на все статьи этого цикла - здесь: http://proza.ru/2024/08/16/1470


МНОГОЛИКИЙ ГУЛЛИВЕР - 1.2. РЕМИР СТОЛЯРОВ

Самые пронзительно-лирические иллюстрации, прямо-таки "музыкальные" по своему настрою, сотворил в диафильмах 1988 и 1989 годов художник Ремир Александрович Столяров. Его рисунки - это тоже фантастический реализм, но совсем другой. Они поражают удивительным сочетанием полнейшей реальности и какой-то воздушной полупрозрачности. Они - как сон наяву, как бесплотное видение, но в то же время до того настоящие, искренние, что просто невозможно не поверить в этот сон, как в явь...

Этот невесомый мир весь соткан из воздуха и света, из нежных и ярких красок. Картина величественного размаха и беззащитной хрупкости. Ещё утренний, но уже яркий солнечный свет заливает и пронизывает всё вокруг. Сияют домики и башенки, а перед ними, словно пёстрые и разноцветные цветы на лугу, разливается по площади толпа - это лилипуты. И над всем этим тёмной громадиной, отбрасывающей длинную тень, вознеслась лёгкая стройная фигура - это Гулливер. Для местных - человек-гора, а по сути - просто человек, такой же уязвимый, как и все, и очень одинокий в этом мире.

А вот другая сцена. Тепло и уют домашнего вечера. Сумерки уже охватили всё вокруг, но какой-то волшебный свет струится от стола, за которым собрались люди. Причём источника света не видно - сияние существует само по себе. А может, это сияние человеческой заботы и внимания? Оно ярко освещает и весёлых нарядных дам громадного великанского роста, и крошечного, словно кузнечик, Гулливера. Дамы смотрят на него с любопытством и умилением, как на трогательную и забавную диковинку. И совершенно не замечают печальную тёмную фигурку в другом конце комнаты. В ней - обида, злость и неизбывное горе. Это великанский карлик - несчастная, всеми покинутая бывшая диковинка, бывшая игрушка... А на стене висит роскошная, просторная золотая клетка с яркими диковинными птицами - попугаями. Здесь, во дворце, все живут в золотой клетке - и птицы, и люди.

Акварель, акварель... скрипка живописи! И Ремир Александрович виртуозно владеет этой скрипкой. Как и Шевченко, он с лихвой искупает скудость текста диафильма. Краткий пересказ костяка сюжета книги, сделанный сценаристкой Н.Шерешевской, менее сухой, более лиричный, чем текст Кавтиашвили. Однако всё же это лишь детская волшебная сказка с приключениями. От целого букета социально-философских идей и размышлений Свифта сохранились одна-две избранных, да и те обрисованы в нескольких штрихах... Но рисунки!!! Их поэтическая светлая печаль и беззвучная музыка рассказывают куда больше, чем текст. Они несут в себе и глубину философии, и тонкости психологии, и всё это без слов понятно любому, даже маленькому человеку. И хотя лирическая акварель Столярова по своей природе, по своей атмосфере совсем непохожа на жёсткую, ершистую, бунтарски-непокорную и зубастую книгу Свифта, но, разглядывая эти полувоздушные картины, отчётливо чувствуешь: да, это она! Это та же история, что рассказывал Свифт! Просто увиденная другими глазами, под другим углом... Но это именно другой взгляд на то же самое, а не выдумка по мотивам, подобная легкомысленно-манерным, кисейно-фарфоровым картинкам из некоторых зарубежных изданий прошлых веков, да и отечественных дореволюционных тоже.

Именно благодаря этому чуткому пониманию человеческой души "скрипичный концерт" Ремира Столярова достоин называться одним из лучших комплектов иллюстраций к "Путешествиям Гулливера". Даже несмотря на мелкие недостатки (если их можно назвать недостатками, скорее, это особенность взгляда). Во-первых, размах масштаба слишком широкий: соотношение между ростом Гулливера и лилипутов не один к двенадцати, как по книге полагается, там больше выходит. Во-вторых, главный герой выглядит слишком уж молодо для сорокалетнего отца семейства с большим опытом мореплавания за плечами. Впрочем, у многих художников и читателей возникала та же иллюзия насчёт его возраста, - из-за того, что в характере Гулливера, живом, подвижном и непосредственном, многое сохранилось от любознательного мальчишки. Видимо, это Столяров и хотел передать. Ведь какую бы историю он ни иллюстрировал, он всегда старался нарисовать именно душу книги и души живущих в ней людей, - и этим затрагивал душу смотрящего.
Если в вашей душе тоже зазвучала струна в ответ на эти диафильмы Столярова - очень советую посмотреть и другие. Например, прекрасное начало для знакомства с Диккенсом - "Страницы из жизни Давида Копперфильда". Или героический и трагический русский сказ - "Авдотью Рязаночку". А особенно - "Звездоглазку". Прекрасная, добрая и мудрая новогодняя сказка, весёлая и грустная, но с хорошим концом. И чудесные рисунки в технике нежной и шероховатой пастели.

Что же до избытка лирической поэзии с её светлой грустью и нехватки метких сатирических наблюдений жизни и дерзкого смеха, то этот пробел восполнил другой диафильм.


Рецензии