Путятин, и паны придвинского масштаба, ч. 5
ЧТО ГЛАВНЕЕ В "ИНТЕРЬЕРЕ"?
За Двиной лежали просторы, объятые присутствием восточного соседа. К 1775 году там концентрировались войска царской России, готовые пересечь рубеж, и это отражалось на поведении королевских служебников. Многие склонялись к престижу Екатерины II, которая прилагала усилия не допустить кровавого столкновения при разделе Речи Посполитой. Великое княжество раздирали противоречия, и это проявилось в документе за 1789 год: видно, что королевский план «оброка» - сбора средств на удержание двора, не всеми одинаково воспринимался. Предположительно, королевство готовилось, собрав деньги, вооружиться и дать отпор. А это – война, снова кровопролитие, и многие задавали вопрос: зачем? Доколе будем воевать? При этом власть была далека от настроения масс – крестьянства, на которое ложилось бремя поборов.
Тадеуш Коцелло распоряжался 18-ю язненскими весями и 5-ю застенками, выкачивая доходы с крестьян. Даже слободу содержал - она так и называлась: «Язненская», и насчитывала 14 жилищ, принося владельцу дополнительный навар. Был, конечно, также свой духовник - пресвитер, который имел отдельный двор-дым и смотрелся ставленником власти, поощрявшей только один исповедальный вид – католический.
Вечевое правление было уже давно забыто, и обязанности пресвитера исполнял Теодор Шавельский – парох, который распоряжался Путятинской униатской плебанией, и прихожане, наверное, удивлялись: зачем еще и веру пристегивать к властным намерениям? Шавельский «под присягой» указывал, что «подданных не имеет», и униаты освобождались от выплат.
Раз плебания - значит и церковь действовала. Какой же священник без прихода? Из польской энциклопедии, а это 15-томный географический справочник царства Польского и других славянских стран (в дальнейшем Словник), составленный варшавскими учеными на рубеже XIX-XX веков, узнаем, что «здесь есть церковь парафиальная деревянная» (в год составления тома). Кто ее построил и когда – неизвестно, ясно, что церковь была христианская, и прихожане были. Тогда как понимать, что парох "подданных не имел" и освобождался от поборов? Судя по всему, униаты не поддерживали дворцовый план – собирать деньги на войну, и отворачивались от власти, которая создавала себе удобства, строила дворцы и винокурни, наживаясь на подневольном труде крестьян (христиан). Король Понятовский терял реноме, увлекаясь любовными похождениями и дворцовыми утехами. Собственники - владельцы имений, тоже недоумевали: "мы платим, а его двор развлекается".
(Продолжение следует).
На снимке: бывшая плебания в Волчине Брестской области - на родине последнего короля Понятовского (фото из интернета).
16.08/24
Свидетельство о публикации №224081601675