Что же представляет собой время?
« Что есть время? Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идёт речь.
Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать! »
Блаженный Августин (354г. - 430г)
***
« Видимо, время – все-таки таинственная субстанция, проникновение в которую
идет трудно и не быстро. Разгадаем ли мы природу этой загадки?
Пожелаем себе успеха…»
Коганов Александр Владимирович.к.ф.-м.н.
***
« Трудно найти в современной науке такое понятие, как время, которое
сочетало бы в себе интуитивную ясность и лёгкость использования
при экспериментальных и теоретических исследованиях с отсутствием
позитивного определения своего содержания. На сегодняшний день сложилась
парадоксальная ситуация: мы умеем с огромной точностью измерять время,
но не знаем, что же мы с такой степенью точности измеряем ».
Хасанов Ильгиз Абдуллович исследователь
проблемы времени, доктор философских наук.
***
« Время — одна из главных тем религиозных, философских и научных изысканий,
но даже в е л и ч а й ш и м ученым не удается дать определение времени в
непротиворечивой форме, применимой ко всем областям исследований ».
Американский астрофизик Шон Кэрролл
***
« Быть может, следует признать тот факт, что время – это одно из понятий,
которое определить невозможно, и просто сказать, что это нечто известное
нам: это то, что отделяет два последовательных события».
Ричард Фейнман американский физик - теоретик
***
« То что физики называют временем — у них философские рассуждения,
безграничные. Среди них согласия нет и никогда не будет».
Аксенов Геннадий Петрович, кандидат
географических наук
***
Концепция физического времени, как естественного эволюционного процесса,
достаточно самоочевидна, а поэтому не нуждается в каких - либо научных
исследованиях и может быть принята научным сообществом по соглашению,
опираясь на логику здравого смысла, поскольку никаких других альтернатив
физическому времени, помимо эволюционного процесса - просто нет.
Автор эволюционной концепции Физического Времени
***
История развития представлений о времени
Время, как явление во все исторические периоды привлекало умы любознательных людей своей таинственной загадочностью. Его пытались разгадать и мудрецы глубокой древности, (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Пифагор, Архимед, Аристотель и другие), и мыслители средневековья,
(Плотин, Августин, Фома Аквинский, Суарес и многие другие мыслители), и философы новейшего периода, с 16 по 18 век, понять его смысл пытались такие выдающиеся мыслители как: Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц, Юм, Кант, Гамильтон, Гегель, и многие, многие другие учёные, серьёзно воспринимавшие проблему времени.
Методология характерная для познания времени
Все люди, как правило, в течении жизни не раз задаются вопросом - что же представляет собой <время>? Однако, до сих пор общепризнанного его определения нет ни в физике ни в философии. Наше человеческое сознание, в основе своей интуитивно и мифологично оно рефлекторно воспринимает объекты окружающего мира, иррационально или рационально оценивает их, формируя субъективную картину внешнего мира, как его функциональную модель, воспринимаемую нами как субъективные знания. Иррациональный интуитивизм и мифологизм был практически единственным средством познания для античной риторической философии и воспринимался как увлечение феноменологическим любомудрием. Иррациональный феноменологический интуитивизм, как средство философского познания, не проникает во внутреннюю структуру объектов и явлений, он не раскрывает движущие механизмы обуславливающие изменения и развитие исследуемых явлений, а поэтому сформулированные, в результате этого обобщающие определения, как правило, представляют собой путаные и многословные описания не раскрывающие их физическую сущность. Практический опыт и экспериментальные исследования, как средства рационального познания причин, появляются только в 16 - ом веке. И как принято считать, основоположником экспериментального метода в физики был Галилей (1564г. - 1642г.) Итальянский физик, математик, астроном и философ, заложивший основы механики.
Важно отметить, что из всех исследователей проблемы времени, вплоть до 18 - го века, никто, кроме Исаака Ньютона (1642г. - 1727г.), так и не смог даже попытаться рационально сформулировать его определение, что свидетельствует о его полном не понимании. Для примера, приведём представления о времени наиболее известных античных мыслителей, живших до Ньютона.
Демокрит ( 460г. - 370г.) до н. э.
По словам Сенеки, «самый тонкий из всех древних мыслителей». Основатель атомистического материализма.
1. «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота» Демокрит — сторонник концепции множественности миров.
2. « Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги ».
3. «...равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития ».
Платон (428/427г. - 348/347г.) до н.э.
В своей работе "Философия времени" он изложил свои представления в манере свойственной всей античной философии.
1. "...сам образец оказывается живым вседлящемся существом [демиург] попытался и всё это творимое настолько, насколько возможно, создать подобным... И вместе с тем, как устраивает небо, делает при этом, что вечность остаётся неподвижной в едином, вечный же образ, движущейся от числа к числу - как раз то, что мы называем временем".
(Демиург - божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса приводящий в порядок вечно существующий хаос)
Аристотель ( 384г. - 322г. ) до н.э.
1. «Что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, — пишет он, — можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая — в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагаются и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию. Кроме того, для всякой делимой вещи, если она только существует, необходимо, чтобы, пока она существует, существовали бы и ее части, или все, или некоторые, а у времени, которое делимо, одни части уже прошли, другие только будут, и ничто не существует. А «теперь» не есть часть, так как часть измеряет целое, и из частей оно должно слагаться, время же, по всей видимости, не слагается из «теперь». Далее, нелегко усмотреть, остается ли «теперь», которое, очевидно, разделяет прошедшее и будущее, всегда единым и тождественным или каждый раз другим».
2. «И действительно, — поясняет Аристотель, — мы и время распознаем, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время, когда получим чувственное восприятие предыдущего и последующего в движении. Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два «теперь», тогда это именно мы называем временем, так как отграниченное моментами «теперь» и кажется нам временем. Это мы и положим в основание».
3. «время есть именно число считаемое, а не посредством которого считаем. И как движение всегда является иным и иным, так и время. А взятое вместе всякое время одно и то же, так как «теперь» по субъекту одно и то же, только бытие его различно. «Теперь» измеряет время, поскольку оно предшествует и следует; само же оно в одном отношении тожественно, в другом нет: оно различно, поскольку оно всегда в ином и ином времени (в этом и состоит его сущность, как «теперь»), с другой стороны, «теперь» по субъекту тожественно».
4. «Время и непрерывно через «теперь» и разделяется «теперь», так как и в этом отношении оно следует за перемещением и перемещаемым, ибо движение и перемещение едино благодаря перемещаемому телу, которое едино не потому, что оно есть по субъекту (ибо тогда могут быть перерывы), а по понятию: ведь оно разграничивает предыдущее и последующее движение».
Плотин (204/205г. - 270г.) н.э.
Рассуждая о времени и вечности, Плотин писал:
1. «Рассматривая, как это многообразие, как своего рода субстрат умопостигаемого мира, вечность называется субстанцией; как жизнь - она является движением, как неизменно пребывающее начало - это покой, как единство в многообразии - она есть первично данное тождество.
Если все эти различные формы вечности мы снова объединим в живом бытии умопостигаемого мира ... то совокупность всех этих моментов даст нам вечность в форме жизненного процесса, постоянно тождественного с самим собой.
Время - это жизнь Души, которая в процессе движения переходит от одного проявления жизни к другому".
XVIII век - эпоха просвещения
Иммануил Кант (1724г. - 1804г.)
Кант, немецкий философ - один из выдающихся мыслителей эпохи просвещения.
В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время — это всего лишь «формы интуиции». Он считал, что наш опыт не даёт нам истинного знания о самих вещах, какими они являются, что объекты опыта — это только «видимости», и что природа вещей, какими они есть сами по себе, нами непознаваема и поэтому обозначается как «вещ в себе». Однако, приведём несколько высказываний Канта о времени:
1. « Время есть абсолютно первый формальный принцип чувственно воспринимаемого мира. Ведь все без исключения чувственно воспринимаемые предметы можно мыслить или вместе, или расположенными друг после друга, притом они как бы включаются в течение единого времени и определенным образом относятся друг к другу, так что через это понятие, первоначальное для всего чувственного, необходимо возникает формальное целое, которое не есть часть чего-то другого, т.е. мир феноменов » .
2. « Время есть не что иное, как субъективное условие, при котором единственно имеют место в нас созерцания » .
3. « Время не есть нечто само по себе существующее, оно не есть также определение, объективно присущее вещам» Время есть «способ, которым душа воздействует на себя своей собственной деятельностью, а именно полаганием своих представлений, стало быть, через самое себя, т.е. внутреннее чувство по своей форме ».
4. « Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще. Пространство как чистая форма всякого внешнего созерцания ограничено как априорное условие лишь внешними явлениями. Другое дело время. Так как все представления, все равно, имеют ли они своим предметом внешние вещи или нет, принадлежат сами по себе как определения вашей души к внутреннему состоянию, которое подчинено формальному условию внутреннего созерцания, а именно времени, то время есть априорное условие всех явлений вообще: оно есть непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно также условие внешних явлений » .
5. «...Время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания (которое всегда имеет чувственный характер, т.е. поскольку мы подвергаемся воздействию предметов) и само по себе, вне субъекта, есть ничто » .
6. « Я не могу мыслить линию, не проводя ее мысленно - подобно этому и ВРЕМЯ не есть нечто независимое от сознания человека, а составляет способ, синтезирующий активность сознания и зависит от субъекта. …Я произвожу само ВРЕМЯ в схватывании созерцания » .
7. « Время следует считать действительным не как объект, а как способ представлять меня самого как объект. Но если бы я сам или какое-нибудь другое существо могли созерцать меня без этого условия чувственности, то те же определения, которые теперь представляются нам как изменения, дали бы знание, в котором вообще не было бы представления о времени и.. представления об изменениях » .
В 20 - ом веке, основными направлениями в решение проблемы времени были признаны две концепции: субстанциональная и реляционная.
Субстанциональные представления времени
В субстанциональной концепции, время представляется как самостоятельно существующая, отдельно от объектов, некая материальная субстанция, которая как поток увлекает и изменяет все объекты. Наиболее известными сторонниками субстанциональной концепции времени были: в античный период - философы Демокрит и Эпикур, в 17 - 18 веке - Исаак Ньютон.
Ньютон, своими представлениями об «абсолютном» времени, которое «безотносительно к чему-либо внешнему», положил начало созданию различных метафизических и субстанциональных концепций времени, которые усложнили его понимание, направив исследования по ложному пути.
Метафизические представления о времени Ф.Энгельса
Показательным примером непонимания сущности времени может служить, по существу, метафизическая концепция «абсолютного, истинного» времени у классика диалектического материализма Ф.Энгельса (1820г. - 1895г.).
В 1878 г. в работе «Анти-Дюринг» он, по существу, повторяет ньютоновскую интерпретацию «абсолютного, истинного» времени
"в котором, - как он считает, - не происходит ничего" и которое «безотносительно к чему-либо внешнему». Энгельс пишет: «Согласно г-ну Дюрингу, время существует только благодаря изменению, а не изменение существует во времени и благодаря времени...время, в течение которого не происходит никаких заметных изменений, далеко от того, чтобы совсем не быть временем; оно, напротив, есть чистое, не затронутое никакими чуждыми примесями, следовательно, истинное время, время как таковое. Действительно, если мы хотим уловить понятие времени во всей его чистоте, отделенным от всех чуждых и посторонних примесей, то мы вынуждены ... представить себе такое время, в котором не происходит ничего. Действуя таким путем, мы... впервые приходим к чистому понятию времени»
(Маркс, Энгельс, т. 20, с. 52).
Субстанциональная гипотеза времени Н.А.Козырева
В 1975 году Н.А.Козырев (1908г. - 1983г.), астрофизик Пулковской обсерватории, опубликовал свою статью «Об исследованиях физических свойств времени», где он выдвинул новую гипотезу субстанционального времени. Он считал, что ВРЕМЯ – это «некая физическая среда», которая «может воздействовать на вещество, на ход процессов», что время обладает свойством направленности, а так же свойством «плотности или интенсивности», что «время не распространяется, а появляется сразу во всей Вселенной». Козырев предлагал использовать время для связи, считая, что «связь через время должна быть мгновенной».
Гипотеза Козырева не получила признания научной общественностью, но до сих пор она продолжает существовать в качестве некоего экзотического объекта для фантастических измышлений.
Субстанциональные представления о времени А.П.Левича
Идея субстанционального времени получила своё развитие и в работах А.П.Левича (1945г. - 2016г.), возглавлявшего более 30 лет Институт исследования природы времени при МГУ, который был учреждён в 1984 году.
А.П.Левич методологически верно постулировал основополагающий принцип: «время – свойство открытых систем и только их». Он считал, что «все существующие в Мире меняющиеся системы открыты по отношению к некоторой материальной субстанции, состоящей из дискретных элементов». Но Левич, слишком механистично, представлял себе сам механизм процесса изменчивости всех существующих объектов. Он считал, что «субституционное движение в пространстве происходит не путем “раздвигания” элементов субстанции, а путем “проникновения” элементов в объект и замены уже имеющихся в объекте элементов». Процесс изменения объектов – «субстратов», он рассматривает как «метаболическое» усвоение ими поступающего извне вещественно – энергетического потока в виде «шлейфа дискретных элементов субстанции», (это частицы и энергия). В результате «поглощения» «элементов субстанции», объект изменяется, но он, в свою очередь, может тоже испускать поток «элементов субстанции» и таким образом, в результате притока и оттока «элементов субстанции», в объектах происходит результирующее изменение. Что соответствует постулированному Левичем течению времени в открытых системах.
В результате, подводится итог: «Появления (исчезновения) элементов субстанции в системе, - говорит Левич, - буду отождествлять с течением в ней метаболического времени».
В разное время и в разных своих работах Левич по разному рассматривает «поток» «элементов субстанции» и склоняется к его отождествлению с некоим Вселенским временным потоком пронизывающим все системы и объекты Вселенной, вызывая их необратимые изменения. Относительно природы субстанционального потока он высказывает новое предположение: «…предлагаю понимать под субстанцией вид материи, отличный от представленных частицами-фермионами, атомами и молекулами субстратов».
То есть, субстанциональный поток это не частицы – фермионы, ( лептоны и адроны), а «вид материи… не идентифицируемый существующими экспериментальными технологиями», т.е. это некий специфичный и пока неизвестный нам вид материи.
Сейчас, в первой четверти 21 -го века при МГУ продолжает свою работу, созданный А.П.Левичем в 1984 году, «Институт исследования природы времени» в котором работают над проблемой времени не только его последователи, но и многие учёные исследующие проблему времени, руководствуясь идеей пространственно-временного континуума, предложенного Г.Минковским.
От себя заметим, что в субстанциональных гипотезах содержится слишком много искусственных и просто фантастических допущений и положений, что естественно, вызывает серьёзные сомнения в их истинности.
История развития реляционной концепции как эволюционного процесса
В формирование реляционной концепции в античный период внёс свой вклад Аристотель, а в исторический период нового времени развивал эту идею Лейбниц (1646г. — 1716г.) и в период новейшей истории реляционную идею продолжал развивать Эрнст Мах (1838г. — 1916г.) - философ позитивист. В реляционной концепции время представляет собой процесс изменений самих объектов и оно не отделимо от них.
Представления о времени Анри Бергсона
Как принято считать, в формирование эволюционной концепции времени внёс вклад Французский философ Анри Бергсон (1859г. – 1941г.), философ - интуитивист.
Однако, он не занимался целенаправленно проблемой времени и у него нет системно изложенной концепции времени и его определения, как впрочем и у всех известных мыслителей, которые в разной степени были причастны к истории её формирования. Бергсон интуитивным чутьём осознавал, что "Время, в правильном значении этого слова - есть длительность, которую можно постичь лишь благодаря интуиции", что с помощью интеллекта можно "разложить механистическо-физическое понятие времени, однако, истинную, "живую" длительность ему не постичь. Её можно лишь прочувствовать". Бергсон считал, что: «Интервал длительности существует только для нас и вследствие взаимного проникновения наших состояний сознания, вне нас нельзя найти ничего...».
Таким образом, вклад Бергсона в эволюционную концепцию времени состоит в том, что он, во-первых, разделял «научное время», которое измеряется часами и «чистое время» как динамичный и активный поток событий – поток самой жизни, (что мы обозначаем как эволюция), и во-вторых, он интуитивно догадывался, что длительность может быть "прочувствована" только субъектами.
Оценивая заслугу Бергсона, американский математик Норберт Винер писал: «Бергсон подчеркнул различие между обратимым временем физики, в котором не случается ничего нового, и необратимым временем эволюции, в котором всегда имеется что-нибудь новое».
Представления о времени В.И.Вернадского
В.И.Вернадский (1863г. – 1945г.) рассматривает время как «...длительность, которая должна быть названа биологическим необратимым временем... в мире и есть только одно биологическое время. Все остальные времена, которые когда-либо и в каком-либо аспекте фигурируют в науке, представляют собой способ измерения времени, но не генератор, не производитель времени как феномена природы». К сожалению, с этим определением нельзя согласиться безоговорочно. В.И.Вернадский явно сужает область применения понятия «время» ограничивая его только биологическими процессами, тогда как оно присуще всем необратимым физическим процессам.
Безусловной заслугой В.И.Вернадского является его понимание времени не только как длительности, отсчитываемой часовым механизмом, а как естественного биологического процесса отсчитывающего время жизни организма вещественными изменениями его состояния. И в этом отношение определение ФВ как эволюционного процесса, является универсальным и включает биологическое время только как частный случай.
« Время для Вернадского есть естественное явление, а не слово, не понятие и как таковое не может быть всеобщим, идущим и появляющимся всегда и повсюду, а имеет вполне конкретную причину — жизнедеятельность. И если принцип Реди — все живое от живого — верен, стало быть, жизнь столь же верно продуцирует время и создает особое состояние пространства, в каком мы существуем наравне со всеми остальными явлениями природы».
Представления о времени И.Р.Пригожина
Илья Пригожин (1917г. - 2003г.) ближе всех подошёл к пониманию эволюционного процесса как физической сущности времени. Он понял принципиальную важность необратимости эволюционных процессов. Во второй половине 20 - го века, как пишет Пригожин, «люди в нерешительности колебались между двумя крайностями: исключением необратимости из физики (сторонником этого направления был Эйнштейн) и признанием необратимости как важной особенности природных явлений (выразителем этого направления стал Уайтхед). В настоящее время, ни у кого не вызывает сомнений, что необратимость существует на макроскопическом уровне и играет важную конструктивную роль». «необратимость есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость есть тот механизм, который создаёт порядок из хаоса». Именно благодаря осознанию необратимости, считает Пригожин, «обрела новое звучание проблема времени», а «проблема необратимости распространилась на всю физику – от теории элементарных частиц до космологии».
«Происхождение необратимости, - по мнению Пригожина, - проблема космологическая, и для решения её необходимо проанализировать развитие Вселенной на ранних стадиях». Рассматривая «Эволюционную парадигму», Пригожин пишет: «Мир динамики, классической или квантовой, - мир обратимый… в таком мире эволюция невозможна».
Он считает, что для того чтобы эволюция стала возможной «сложность системы должна превышать определённый порог…Примечательно, что восприятие ориентированного времени возрастает по мере того, как повышается уровень биологической организации и достигает, по-видимому, кульминационной точки в человеческом сознании».Эволюционная парадигма «охватывает изолированные системы, эволюционирующие к хаосу, и открытые системы, эволюционирующие ко всё более высоким формам сложности».
К сожалению, И.Пригожин не приводит своего определения времени и не раскрывает, каким образом проявляет себя эволюционная необратимость, но приведённые нами его высказывания дают основание считать, что его эволюционная парадигма, по-существу, является признанием эволюционной концепции физического времени.
Однако проблема Физического Времени (ФВ) до сих пор всё ещё остаётся не разгаданной загадкой, у которой нет общепризнанного решения, что воспринимается как дерзкий вызов побуждающий желание попытаться, хотя бы в п р и н ц и п е, уяснить ф и з и ч е с к и й с м ы с л этого загадочного ф е н о м е н а.
Таким образом, следует признать, что из всех вариаций реляционной концепции, основной и наиболее перспективной является эволюционная концепция времени, физическую сущность которой мы и попытаемся сформулировать и обосновать.
***
Ознакомившись с историей развития представлений о времени, затянувшейся по продолжительности более чем на 2500 периодов обращения Земли вокруг Солнца,
предлагаю любознательным читателям свой вариант представления о <<естественном
физическом времени>>.
Краткое изложение эволюционной концепции физического времени
1). Основные понятия:
Центральными, будем считать понятия "субъект" и "познающий субъект" - ПС от лица которого и будем вести все рассуждения не с позиций умозрительной философской феноменологии, а с позиций физического конструктивизма.
Всякое живое существо, обладающее свободой выбора моделей поведения, будем считать "поведенческим субъектом", которым являются все живые существа, а если оно обладает ещё и способностью воспринимать и осознавать окружающий его мир, воссоздавая в своём сознании его функциональную модель, позволяющую прогнозировать перспективу, то такого субъекта будем обозначать как познающего субъекта - ПС.
Всё, на что направлено внимание ПС, будем обозначать как "объект" или "физический объект". Время; Физическое время; Метрологическое время; Длительность.
Множество всех разнообразных физических объектов ( это фундаментальные частицы - фермионы, составляющие вещество, а так же вещественные микрообъекты - атомы и молекулы) представляющие собой микрообъекты, а так же макрообъекты и мегаобъекты, то есть, космические объекты, находящиеся вокруг ПС будем обозначать как пространственно протяжённый окружающий Мир или Вселенная.
Все объекты согласно стандартной модели, связаны между собой физическими взаимодействиями: электромагнитными -E, сильными - S, слабыми - W и гравитационными – G .
Необратимые конструктивно - деструктивные процессы вещественных изменений всех физических объектов Вселенной, исключая обратимые изменения микрочастиц, (молекул, атомов и фундаментальных частиц) будем обозначать как "эволюция" или "Вселенская Эволюция".
Что представляет собой время для субъекта и для объекта
2). Для субъекта, время - это длительность изменения его собственного субъективного состояния или длительность изменения воспринимаемого им внешнего объекта, тогда как для физического объекта, время - это необратимое вещественное изменение его собственного фазового состояния F(i).
Причина всех изменений во Вселенной
3). Первопричиной всех изменений во Вселенной являются только физические взаимодействия: электромагнитные - E, сильные - S, слабые - W и гравитационные – G , которые проявляют себя как притяжение, вызывающее интеграционные процессы и как отталкивание, вызывающее дезинтеграционные процессы. Все изменения могут быть обратимыми или необратимыми.
Конструктивные и деструктивные изменения
4). Структурированные физические объекты образуются в процессе интеграции из простых элементов в результате случайно сложившихся обстоятельств в локально ограниченной области пространства, а их разрушение происходит в процессе дезинтеграции: спонтанно, в результате внутренней неустойчивости структуры или инициируются извне, случайно сложившимися внешними обстоятельствами.
Почему только небольшая часть простых элементов Вселенной
находится в структурированных объектах?
5). Вероятность интеграционных изменений значительно меньше вероятности дезинтеграционных изменений, поскольку структурированные объекты могут сформироваться из простых элементов только в результате случайно сложившихся обстоятельств и только конечным числом возможных комбинаций, тогда как деструктивные состояния хаоса не зависят от обстоятельств и могут сформироваться из тех же элементов бесконечным числом различных комбинаций.
Почему эволюционные изменения объектов необратимы?
6). В результате большей вероятности дезинтеграционных процессов в сравнении с интеграционными, все физические объекты Вселенной, однажды образовавшись, неизбежно и необратимо изменяются (разрушаются) до состояния хаоса. Этот необратимый процесс конструктивно - деструктивных изменений всех физических объектов Вселенной принято обозначать как Вселенскую эволюцию. Все изменения элементарных частиц обратимы - они не эволюционируют, а значит они вне времени.
Почему длительность фиксируется только субъектами?
7). Изменение является объективной и абсолютной характеристикой физических объектов, которая соответствует их вещественному фазовому состоянию – F(i), как очередному этапу изменения, тогда как длительность является субъективной и относительной характеристикой изменений объектов - d(О), которая воспринимается и фиксируется только субъектами (то есть, только живыми существами) относительно длительности их субъективной защитной реакции на угрожающее воздействие внешних объектов ("что это?") - d(c), которая используется ими как - м е р а - для оценки длительности угрожающего изменения воспринимаемого объекта - d(О)/d(c), а поэтому каждым субъектом она фиксируется не однозначно.
Способность оценивать и варьировать субъективную длительность защитной реакции - d(c), является жизненно важной функцией любого живого организма, определяющей его жизнеспособность и адаптивность к динамично меняющимся условиям среды обитания. Соотнося однородные величины d(О)/d(c), субъект рефлекторно оценивает скорость своей защитной реакции на внешнее воздействие, представляющее опасность. Скорость защитной реакции - Vр - это относительная характеристика присущая каждому живому организму, величина которой рефлекторно оценивается им как результат соотношения длительности изменения объекта - d(О), представляющего внешнюю угрозу, с длительностью защитной реакции субъекта - d(c), выбранной им в качестве м е р ы .
Vр = d(О)/d(c)
Если d(О)/d(c)>1, то скорость защитной реакции -Vр оценивается субъектом как достаточная для уклонения от опасности внешней угрозы - d(c) < d(О). А если d(О)/d(c)<1, то скорость защитной реакции - Vр оценивается как не достаточная для уклонения от опасности - d(c) > d(О) и для того чтобы её избежать, субъект должен будет увеличить скорость своей защитной реакции, то есть, сократить длительность своей защитной реакции - d(c), в противном случае он может погибнуть. Длительность, в отличие от вещественных изменений фазовых состояний F(i), достаточно просто измеряется ПС - ми с помощью часов d(О)/d(ч), где d(ч) - условно принятая эталонная м е р а длительности отсчитываемая часами и равная 1 секунде, которая составляет 1/86400 часть средних солнечных суток. (60 с = 1 минуте; 60 минут = 1 часу; 24 часа = 1 сутки).
Как фиксируют свои изменения физические объекты?
8). Физические объекты непосредственно, длительности своих изменений не фиксируют, но они фиксируют их опосредованно с помощью вещественных изменений своих фазовых состояний - F(i). Однако, вещественные фазовые состояния, как абсолютные качественные характеристики объектов не имеют чётко выраженной количественной меры и поэтому не могут точно измеряться и могут оцениваться
ПС - ми только по субъективному восприятию их визуальных образов. Все живые существа в процессе своей жизнедеятельности оценивают все окружающие их объекты, а так же друг друга, прежде всего, по их зрительно воспринимаемому образу, то есть, по их вещественному фазовому состоянию на момент восприятия. Поведенческие субъекты в процессе взаимодействия оценивают возраст и качественное состояние здоровья, рассматривая друг друга как своего возможного соперника, смертельного противника или жертву. Поскольку вещественные изменения фазовых состояний всех эволюционирующих объектов являются их абсолютными и сущностными характеристиками, то следовательно, они и представляют для ПС - ов, на момент восприятия, их возраст и естественное физическое время.
Каноническое определение физического времени
9). Естественное, физическое время - это индивидуальный для каждого объекта Вселенной, (исключая молекулы, атомы и элементарные частицы), необратимый и нелинейный эволюционный процесс вещественных изменений их фазовых состояний - F(i) первопричиной которых являются фундаментальные физические взаимодействия: электромагнитные - E, сильные - S, слабые - W и гравитационные – G . Физическое время, как абсолютная характеристика эволюционирующих объектов, представляет их возраст, который отсчитывается не мерой длительности, а мерой вещественных изменений фазовых состояний - F(i), как этапов их эволюционной истории.
Каноническое определение метрологического времени
10). Метрологическое время - это инструментальное <эвристическое> средство представляющее собой условно выбранную эталонную <<длительность>> в одну секунду, которая <равномерно> отсчитывается часовым механизмом и используется ПС- ми в качестве <м е р ы> для измерения длительностей различных процессов как обратимых так и необратимых.
Одна секунда равна длительности 9.192.631.770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия Cs-133.
***
Физическое время и длительность
Соотношение объективного и субъективного.
Длительность - это субъективная и относительная характеристика и з м е н е н и й фазовых состояний физических объектов и непосредственно фиксируется только субъектами, тогда как физические объекты непосредственн6о длительности не фиксируют, но они фиксируют их опосредованно, в виде последовательной смены своих вещественных фазовых состояний.
п р о ш л о е настоящее будущее
F(i) - фазовое состояние физического объекта, представляющее его ФВ.
Субъекты воспринимают все изменения как д л я щ и е с я . Нет бездлительных, мгновенных, изменений.
Длительности, непосредственно, воспринимаются и фиксируются только
субъектами, т.е. живыми существами, использующими в качестве меры длительности своих субъективных реакций - d(с) на внешние изменения привлекающие их непроизвольное внимание и вызывающие:
1. угрозу жизни.
2. физиологическую потребность.
3. любопытство.
Физические объекты, непосредственно, фиксируют только вещественные изменения своих фазовых состояний F(i), как этапов своей эволюционной истории. Фазовое состояние физического объекта, на момент восприятия его субъектом, представляет его естественный возраст и его естественное физическое время.
Физическое время, как фазовое состояние физического объекта F(i), всеми субъектами, наблюдающими его в данный момент, воспринимается однозначно, поскольку вещественное фазовое состояние F(i), как мера вещественного изменения - объективна, а длительность изменений объекта - d(о), каждым субъектом воспринимается не однозначно, поскольку мера длительности субъективной реакции - d(c), у каждого субъекта разная.
Таким образом, физическое время является о б ъ е к т и в н о й и
а б с о л ю т н о й характеристикой самих эволюционирующих физических объектов, тогда как длительность - d(о), является субъективной и относительной характеристикой их и з м е н е н и й, которая, непосредственно, может восприниматься и фиксироваться только субъектами относительно длительности их субъективной реакции d(c) на изменения, используя её в качестве меры.
Соотнося длительность изменения объекта - d(о) с длительностью своей субъективной реакции - d(с), используя её в качестве меры, субъект оценивает относительную величину субъективной длительности изменения объекта
t(с) = d(о)/d(c)
Если субъект в качестве меры использует, условно выбранную эталонную длительность - d(э), то он может измерить и зафиксировать объективную длительность изменения
объекта
t(о)= d(о)/d(э)
Восприятие длительности
Естественное физическое время – это вещественное изменение фазовых состояний самих эволюционирующих объектов, которое отсчитывается этапами фазовых состояний.
Представим процесс изменения объекта как смена его фазовых состояний:
F(i) … F(i+1) … F(i+2) … F(i+3) …
Обозначим интервалы длительности изменения объекта как d(o), которые равны:
d(o1) = F(i) … F(i+1)
d(o2) = F(i+1) … F(i+2)
d(o3) = F(i+2) … F(i+3)
Однако, длительность как субъективная и относительная характеристика изменений может восприниматься только субъектами, то есть только живыми существами относительно длительности своей защитной реакции d(c), используя её в качестве меры, тогда <воспринятые> субъектом интервалы, будут соответственно равны:
d1 = d(o1) / d(c)
d2 = d(o2) / d(c)
d3 = d(o3) / d(c)
Но для каждого субъекта эти интервалы будут разными поскольку у каждого
субъекта своя собственная мера длительности - d(c).
Но если субъект решит <измерить> длительности интервалов с помощью часов, используя единую меру длительности часового механизма, обозначим её как - d(ч), то он получит точно измеренные интервалы длительности, обозначим их обще принятым символом – d(t). И тогда измеренные интервалы будут иметь вид:
d(t1) = d(o1) / d(ч)
d(t2) = d(o2) / d(ч)
d(t3) = d(o3) / d(ч)
Таким образом, измеренные интервалы длительности для всех субъектов будут одинаковыми, то есть, объективными.
Таким образом, ВСЁ бес всяких "загадок" и "чудес" становится на свои места.
Свидетельство о публикации №224081601732
И я бы добавил, сделай еще проще...
Время - это не то расстояние, которое ты не успел добежать до туалета..
Время - это то расстояние которое преодолела собака, когда успела ухватить то, что ей принадлежит как добыча..
Можно еще ускорить, время это мысль - я опять опровергну, твоя мысль опоздала...
Не надо изощряться в словоблудии, господа..
Самое главное - это стимул, которое вызывает мысль...
Бадма Утегилов 16.06.2025 13:04 Заявить о нарушении
Любомир Павлов 16.06.2025 15:50 Заявить о нарушении