Пионер россыпей России

В конце XV века на Руси ещё не было специалистов и технологий, но уже делались первые попытки поиска золота, серебра, меди, драгоценных камней. В 1488 году царь Иван III обращался к венгерскому королю Матвею Корвину с просьбой прислать мастеров, знающих золотую и серебряную руду, а также умеющих разделить её с землёй. В марте 1491 года была отправлена совместно с иноземными рудознатцами первая крупная экспедиция на Северный Урал для поиска драгоценных камней, где на реке Цыльме была найдена серебряная и медная руда. Поиски велись и в других регионах, в 1658 году посадский человек Алексей Жилин искал золотую и серебряную руду в Енисейском уезде. В 1761 году коллежский советник и профессор Михайло Ломоносов представил в Сенат документ, где была изложена теория происхождения россыпного золота, система его поиска, а также способ обработки золотоносных песков для извлечения частиц металла. Но дальше теории дело не двигалось. С 1775 года по 1804 год на Урале одновременно с добычей рудного золота пытались извлекать золото из песков на нескольких рудниках, однако потерпели неудачи. В 1806 году на Берёзовском месторождении Урала из 2382 пудов песка после «толчеи» и промывки получили золота 6 золотников. После таких результатов все заводчики полностью отказались от поисков и добычи золота из песков до лучших времён. (1)
Острая необходимость пополнения казны заставила государство обратиться к частным лицам. 28 мая 1812 года в России вышел закон, давший толчок развитию золотодобычи. «Предоставить всем Российским подданным обыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну с добытого золота и серебра подати натурою в количестве, равном взимаемому натурою же с выплавленной меди и с соблюдением разделения заводчиков на имеющих пособие и не имеющих оного». (2) Однако многих частников ждало разочарование в связи с тем, что разведка и добыча рудного золота требовали больших капиталовложений и трудозатрат. Кроме того, некоторые заводские служащие не знали содержание нового закона и скрывали факты находки золота, боясь, что государство может отнять у хозяина землю (так было по старому закону - при нахождении золота земля переходила казне). Сохранились документы таких недоразумений. В округе частных Верх-Исетских заводов малолетняя Катерина Богданова нашла в песке золотой самородок. Находку она принесла заводскому приказчику И.Е. Полузадову. Приказчик приказал высечь розгами девочку и строго наказал ей никому не говорить о находке. Он боялся, что по старому закону у хозяина будут неприятности. То, что найденный самородок мог открыть богатую россыпь, никто даже и думать не мог.
В 1814 году произошло революционное открытие, изменившее мышление горняков и давшее старт добыче золота из россыпей сначала на Урале, а затем по всей территории России. Автором открытия был Лев Иванович Брусницын. Лев Иванович родился в 1784 году в многодетной семье мастерового на Екатеринбургских золотых приисках. Он был самым младшим, седьмым ребёнком в семье. Уже в 11 лет Брусницын начал свою трудовую деятельность промывальщиком на Ключевской «золототолчейной» фабрике. Всё детство и юность, занимаясь тяжёлым трудом, промывал руду на вашгерде и лотке. Благодаря успехам в горном деле и, вероятно, полученному начальному образованию Льва Ивановича в 1807 году назначили «нарядчиком», а в следующем году «смотрителем» за работами «золотопромывальной» фабрики. В 1811 году Брусницына включают в экспедицию разведчиков новых месторождений. Команда открыла несколько золоторудных жил, на которых были заложены рудники Золотарский и Шиминский. За эти открытия и другие достижения в 1813 году Льву Ивановичу присвоили чин «похштейгера» второй статьи (горный чин специалиста с окладом 36 рублей). В 1814 году его назначили «смотрителем по всему золотому производству» Петропавловской фабрики Берёзовского завода. (3) Все годы трудовой деятельности Брусницын стремился найти новые золотые жилы и россыпи, совершенствовал и создавал оборудование для россыпной золотодобычи, такие, как: промывальная машина с вертлюгами, промывочно-амальгамационный станок, промывочный ковш. В 1835 году Лев Иванович получил чин «обер-штейгер» с окладом 200 рублей в год. До выхода в отставку в 1845 году он ездил в сибирские регионы делиться опытом, открыл несколько крупных россыпных месторождений на Урале, за что получил шесть денежных премий от 125 до 900 рублей и серебряную медаль для ношения на шее.
Интересно сообщение самого Л.И. Брусницына о причинах, побудивших его упорно вести поиски песчаного золота. Лев Иванович писал: «Положил себе непременно исследовать, авось, не так ли, имея к тому какое-то непостижимое влечение, может быть, и потому, что льстил себя будущим, что если я открою первый, то какую окажу отечеству своему заслугу». (3) Побудили его и рассказы о том, что за границей золото из песка добывали и что находили золотые самородки мужики уральские, копая ямы для бытовых нужд в долинах. Первые попытки Брусницына по поискам золота в долинах рек окончились неудачами и запретом вести подобные работы. Неудачи Брусницына и других горняков были связаны с тем, что для добычи золота из песков применяли технологию извлечения рудного золота. Пески сначала толкли чугунными ступами, а потом промывали. Золотые крупинки после толчеи уносились потоком воды в отвал. Отойти от этой технологии запрещали инструкции и консерватизм, царящий в золотой промышленности. В 1814 году Лев Иванович исследовал пробы из отвалов Петропавловской «рудотолчейной» фабрики, для обоснования возможности вторичной промывки и извлечения золота. В пробах его внимание привлекли две крупинки золота ровной формы. Хотя все остальные были рваные из-за толчения чугунными ступами. Эти две крупинки навели на мысль, что они не из шахты, а, возможно, из долины ручья или реки, как в рассказах о заграничных россыпях. Узнав место складирования отвала в долине реки Берёзовки, Брусницын решил взять пробы прямо из речки. «Я беру из речки песку на пробу и что же, какое счастие, во время накладки еще песка нахожу сам кусок золота в 8,5 золотников, промыв же тачку в 3 пуда, получаю золота 2 золотника. Вот была радостная для меня находка, это было все равно, что блуждающему в море и терявшему уже надежду вдруг попасть на берег. Тогда я, кажется, горы срыл бы земель и пустился отыскивать пески золотые. Эта находка решила все, с ней все сомнения – вон». (4) Воодушевлённый успехом, Лев Иванович делает разнос для послойного изучения песков. На глубине 15 вершков находит самородок на 17,5 золотников, а сам слой, оказывается, усыпан мелкими крупицами золота. Так была открыта первая в России золотосодержащая россыпь. С 21 сентября на этом участке начались работы по промышленной добыче песков. Не имея технологии и нужных устройств, до первого ноября 1814 года было промыто 8000 пудов песков. Золота было получено 2 фунта 63 золотника. В 1815 году было промыто уже 400 тысяч пудов и получено около полутора пудов золота. В дальнейшем здесь получали до пяти пудов золота в год, а всего из россыпи добыли около 5,5 тонн золота. (5)
В 1815 году при переработке коренных пород каждый золотник обходился более 10 рублей, а при промывке песков - всего 2 рубля 27 копеек. Это была выдающаяся экономическая победа россыпного золота над рудным. Золотодобыча стремительно развивалась, захватывая новые территории Алтая, Сибири, Дальнего Востока, только на Урале в 1823 году действовало 200 приисков, работающих на россыпях. Но вскоре Сибирь опередила Урал по добыче золота, в результате Россия в 1845 году добыла 22 тонны 565 кг золота, что составило 47% мировой добычи. Однако этот показатель продлился недолго: мир не стоял на месте, в особенности США, и уже в 1850 году Россия добывала 20,6% от мировой добычи.
Заслуги Брусницына Л.И. в Российской, а также мировой золотодобыче бесценны. В 1829 году Урал посетил немецкий учёный А. Гумбольд, который после встречи с Брусницыным, рекомендовал всем перенимать опыт русских горняков. И это было использовано при открытии богатых месторождений золота в Калифорнии. Большой вклад в открытие золотых запасов на Аляске внёс ученик Брусницына – Дорошин П.П. Его имя в США носит школа, улица, залив и ледник. Забытый после смерти в 1857 году, первооткрыватель россыпного золота России, Лев Иванович Брусницын только через двести лет после своего открытия был заслуженно увековечен в городе Берёзовске, установкой памятника, открытого в 2016 году.
Источники:
1. Чупин Н.К. Полутора столетие Екатеринбурга 1723-1873 гг. Пермь. 1873г.
2. Девиер А.А. Краткий исторический очерк постановлений по частному золотому промыслу. Горный журнал. 1901 год, том 3.
3. Данилевский В.В. Русское золото: История открытия и добычи до середины XIX в.  Металлургиздат. 1959г.
4. Повод к открытию первой золото песчаной россыпи на Урале штейгером      Брусницыным. Горный журнал. №5 1864г.
5. Криушов Д. Знаки солнца. Екатеринбург. Сократ. 2013г.


Рецензии