Предисловие
Но как непохожи рассказы о Нем, о Его гибели у евангелистов!
У Марка Иисуса не понимает никто, даже на своем крестном пути Он одинок среди своего народа, всеми покинут и ненавидим. Один ученик предает Его, другой -трижды отрекается; Его отвергают иудейские власти, приговаривают к казни римляне. Только обращенный язычник, римский центурион, объявляет себя Его сторонником, да издали следят женщины, которые и раньше следовали за Ним. Иисус все время молчит, словно от потрясения, и только в конце испускает вопль, обращенный к Богу: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты меня оставил ?». Он умирает в муках отчаяния и душевной боли, не зная точно, почему Он должен погибнуть.
Рассказ Луки также драматичен, но он совсем другой ,и расхождения с Марком весьма существенны.
У Луки за Иисусом к месту казни следует большая толпа евреев, среди них много рыдающих женщин, к которым Он обращается со словами сердечного сочувствия: «Не плачьте обо Мне..но плачьте о себе и детях ваших» . Он пророчествует о предстоящих им бедствиях, и кажется, Он больше озабочен участью окружающих, чем своей судьбой. Иисус не молчит, пока Его распинают на кресте. Кажется, Он поддерживает тесную связь с Богом и беспокоится больше о тех, кто совершает казнь, чем о себе: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают! » Когда один из распятых разбойников просит Его: «Помяни меня Господи, когда придешь в Царство Твое!», Иисус отвечает :«Истинно говорю тебе:ныне же будешь со мною в раю». Иисус у Луки спокоен, Он знает, что будет дальше: Он очнется в раю Божьем, как и разбойник вместе с Ним.
Это полная противоположность описанию Марка, у которого Иисус чувствует себя забытым и оставленным всеми, даже Отцом.У Луки Иисус громким голосом молится Богу и провозглашает: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!». Иисус Луки не считает, что Бог покинул Его, и не гадает, за что Ему такая мука и смерть. Он знает, что случится дальше...
Но как бы ни отличались изображения смерти Иисуса у евангелистов,как бы загадочен и противоречив ни был Его образ, волнует и требует ответа главный вопрос: за что был распят Иисус, если «истинно Человек этот был праведник»?
Почему пророк, пришедший с миром, проповедник милосердия , непротивления злу и любви не только к ближним, но и к врагам, был казнен мучительной казнью,которой подвергались только бунтари и самые злостные политические преступники?
Иисус предстает в Евангелиях как набожный иудей, это следует из Его собственных высказываний, однако, конфликт у него, как оказывается, происходит с иудеями на религиозной почве. Иудейская правящая верхушка ненавидят Иисуса и замышляет лишить его жизни по причинам, которые их либо не касаются, либо не выглядят серьезными с религиозной точки зрения, но казнят Его в итоге не евреи, а римляне.Посылает Его на крест римский наместник по политическим мотивам как мятежника, претендента на власть , в то же время считая Иисуса невиновным и не желая Его гибели.
До 18 века люди не проявляли практически никакого интереса к земной жизни Иисуса Христа. Ему поклонялись как божеству, и лишь в 19 веке в ученом мире возникло течение, ставившее целью применить исторический подход к Иисусу и происхождению христианства в целом. У истоков этого направления стояли немецкие либеральные теологи-протестанты,создатели Проекта «Поиск исторического Иисуса (ИИ) » («Quest for the historical Jesus» ), представляющего собой попытку реконструкции образа Иисуса . Идею критической реконструкции подхватили многие исследователи, и в 20 веке из удела собственно ученых и христиан либералов «Поиск» превратился в занятие историков от секулярных до консервативно христианских.
На протяжении двух с половиной веков проект «Поиск ИИ» неоднократно предлагал различные версии Его жизни и учения.Перед участникам проекта стоял ряд вопросов, касающихся исторического контекста Его жизни :
каким образом в евангельских повествованиях исторический материал соединен с материалом богословским? Какими методами можно выделить объективную историческую информацию? В чем заключался смысловой центр проповеди Иисуса? Каковы основные исторически верифицируемые факты Его жизни?
Участники «Поиска» предлагали ИНУЮ версию жизни Иисуса, чем та,которая описана в Евангелиях. стремясь освободить образ исторического прототипа евангельского Иисуса от многовековых наслоений легенд, сверхъестественных историй , церковной догматики.
Современная реконструкция должна объяснять, почему Иисус был казнен, что именно определило Его путь на Голгофу.Возможно, смерть Иисуса вообще была чистой случайностью .Можно предположить, что Иисус учил одному, был убит за что-то другое и что ученики после Воскресения сделали из Его жизни нечто третье, что никакой причинной связи между Его жизнью, Его смертью и христианским движением не существует. Это возможно, но это неудовлетворительно с исторической точки зрения.
Одна из важных проблем Поиска ИИ связана с «беспристрастностью» исследователей. Согласно Евангелиям, Бог послал Иисуса с «благой вестью» к людям, и они должны были признать в Нем Христа (Мессию)-«вестника истины». Исследователи, посторонние христианству, не могут принять того Иисуса, которого знают верующие: Сына Божьего, распятого за грехи людей, воскресшего и сидящего по правую руку Бога; верующим ученым, в свою очередь, очень трудно оценивать жизнь и служение Иисуса как Человека и не зависеть от своих богословских представлений.
Если считать целью Поиска исторического Иисуса реконструкцию одного «портрета» Иисуса, который бы служил воплощением научного консенсуса по вопросу о том, чему учил, как жил, и кем Он был , -эта цель пока не достигнута.
Выдающийся христианский теолог Р. Бультман говорил,что поиски исторического Иисуса -это, в конечном счёте, внутренние душевные поиски.Исследователи склонны видеть в Иисусе то, что они хотят видеть.Слишком часто они видят самих себя — своё собственное отражение в образе Иисуса, который они сами и сконструировали.
И всё же аргументированных догадок может быть достаточно, чтобы подвергнуть утверждения евангелистов историческому анализу, очистить тексты от литературных и теологических украшений и дать более точный портрет исторического Иисуса.
Грандиозность жизни Иисуса, смерть на кресте этого экстраординарного, проникнутого сознанием своей миссии человека продолжает и сегодня волновать и вдохновлять людей во всем мире .
Цель данной работы - рассмотреть в свете последних исследований события, описанные в Евангелиях, в первую очередь, те обстоятельства ,которые определили Его Путь на Голгофу ; другая задача -проследить отдельные этапы «Поиска» и реконструкции образа исторического Иисуса .
Свидетельство о публикации №224081601773