Оксюморон бытия
Несколько лет назад я почувствовал первые признаки удушья. Я выкусывал из атмосферы порции воздушной смеси, но вместо вентиляции лёгких ощущал щемящую межрёберную пустоту. Пытаясь выкарабкаться из удушливой ямы, я стал анализировать случившееся и первым делом занялся поиском виноватых. Воздух - атмосфера - синоптики, да-да, синоптики! Я обрушил свой гнев на синоптиков: Вильфант с компанией испортили воздух, который сам по себе испортиться не может, не-мо-жет, но вскоре понял: российские синоптики не при чём. Большинство моих соотечественников смеются, устраивают детские праздники и взрослые шоу, пьют, балаболят, но - главное! - дышат при этом ритмично и беспроблемно!
Странно… – подумал я. – Ведь я такой же, как все, и «синоптики» над нами одни и те же. Согласно концепции Карла Юнга о коллективном бессознательном я такой же русский, как и мои счастливые единоземцы. Почему же им хорошо, когда мне плохо, и отчего мне так плохо, когда всем вокруг так хорошо? Сплошные непонятки: я – как все, все - не как я. Юнг у Клары украл кораллы…
Выходит, моя жизнь - это уравнение с двумя неизвестными: «я» и «все, кроме меня». Строго математически такое уравнение не имеет решения. Но решить надо, иначе не выжить. И тогда я подумал: "Хромает человек или нет по одной фотографии определить невозможно - требуется видео". Подумав так, я обратился к диалектике – развитию процесса во времени.
Чтобы сузить пространство поиска, я ввёл в область предполагаемых решений некий активатор, например, "пощёчина здравому смыслу" (эффект Чацкого), законно полагая, что, реагируя на инородное включение, искомая область будет вынуждена проявить себя. Долго выбирал активатор: "хамство"(?) - нет, мелко и недостойно сущностного разговора, обман, подлог(?) – слишком индивидуально. Я уже совершенно отчаялся, но, припомнив Библию, решился протестировать бытие... на грех Каина - убийство брата, в широком смысле – соплеменника, человека вообще.
Библейский активатор сразу разделил людей на две группы, два лагеря (две расы) с видовыми признаками Бого или зверо подобия. Вот оно что! Грех Каина - лакмусовая бумажка принадлежности того или иного Хомо-сапиенса к расе сынов Божьих или своре безумцев. В последнем случае даже не обязательно быть собственно убийцей. Мудрость гласит: тот согрешил, кто согрешил в сознании своем. Великий мудрец Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей». Деньги, территории, житейские блага вторичны перед ценностью человеческой жизни. Слышите, новые Раскольниковы и Карандышевы, радетели убийств во имя целесообразности, ваша жизнь – однодневка. Не возьмёт вас Господь в Своё вечное Благо, потому что вы подняли руку на человека, созданного по Образу и Подобию Вселенной. Так и хочется повторить слова поэта: «Не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..»
Однако вернёмся к уравнению с двумя неизвестными. Вывод: «хорошо тебе или плохо» напрямую коррелирует с пониманием ценности человеческой жизни. С одной стороны: "бабы ещё нарожают, уж лучше так, чем от водки, мы за ценой не постоим". С другой: человек - это бесценный собеседник Бога.
Вот и решение. Из двух неизвестных аргументов один вариативен и применим к любым житейским обстоятельствам. Это значит, что его представители при любом уровне дохода и социальной востребованности будут бодры и веселы, даже если условием их бодрости будет несчастье другого человека. Другой - его антипод, отрицание
из области иррациональных чисел и понятий. Уравнение решено.
Ученик собрал исписанные листы и направился к столу экзаменатора.
- Я пойду? – спросил он, передавая сочинение учителю словесности.
- Одну минуту, - ответил тот, пробегая глазами текст. – Забавно пишете, юноша! Определили проблему, нашли решение, подставили полученный ответ в начальные условия и получили мнимую значимость исходной проблемы! – экзаменатор улыбнулся. - Кстати, вы не указали тему вашего сочинения.
- Тема?.. – юноша задумался. – Может, так: не всякое решение ведёт к правильному ответу.
- Оксюморон! Какое же это решение, если оно не ведёт к правильному ответу? – усмехнулся учитель.
- Да-да, вы правы, - смутился ученик, - но мы живём, значит, есть решение. Для многих смысл решения кроется в процессе. Поэтому, каким бы ни получился ответ, для них он всегда правильный. Но есть и другой взгляд на поиск правильного ответа...
- Идите, - перебил его экзаменатор и прикрыл ладонями лицо, - Бог вам в помощь.
Свидетельство о публикации №224081600375