Преподаватели Пинской средней школы N 12
12-ю школу.
Нам надо было привыкнуть к новым учителям и их требованиям. Особенно это ощущалось на уроках алгебры и тригонометрии. Вела их Ираида Ивановна Красовская. Ее объяснения нового материала были не лишены своеобразной изюминки, юмора.
"Ну-ка, - говорила она притихшему в начале опроса классу (здесь звучало имя "жертвы"), выйди, задай стране угля! Мелкого, но много».
Вспоминает наш одноклассник Ярик Ч.:" Ираида Ивановна меня гоняла по - чёрному,
а я её очень любил . Сильный преподаватель . Кстати , когда я поступал в высшее военное училище , именно на экзамене по математике резали больше всего . Так вот я со своей школьной четвёркой получил железные 5 баллов. Это её заслуга.
Рита Владимировна Власенко
Нашим классным руководителем была Рита Владимировна, учительница английского языка. Милая, интересная, она хорошо нас понимала. От нее я впервые услышала о романе «Очарованная душа» Ромена Роллана и с восхищением прочитала его. У Риты Владимировны был сын, которого она растила одна.
Учительница литературы, Лидия Семеновна, побуждая нас к чтению и саморазвитию, говорила: «У вас головы пустые, как решето» , учила нас писать сочинения, в общем-то по стандартному плану. Типа: план образа Бабы Яги: связь ее с народом и пр.
«О Лидии Семеновне могу вспомнить одно, - написала наша одноклассница, Людмила, - очень она любила задавать вопросы о четырех снах Веры Павловны».
Любители литературы, мы посещала факультатив по литературе, который вела учительница, работавшая в параллельном классе, Людмила Константиновна, красивая и интеллигентная. Занятия велись по определенной программе, расширявшей школьный курс. Более подробно мы познакомились с декабристами, их творчеством, а также с современной литературой. Людмила Константиновна приносила и давала нам читать лучшие произведения, которые публиковались в роман-газете.
Историю СССР вел Анатолий Семенович Мирненко, интеллигентный, в очках. Походил на героя В.Тихонова в фильме "Доживем до понедельника". Запомнилось, как однажды, сидя за столом, он посмотрел на меня из-под очков, и сказал: «Что-то вы сегодня не очень, чтобы очень».
Самая знаменитая фраза историка, по мнению выпускника школы Ярика Ч.:
"Петроченко , ещё одно ваше поползновение и вы будете иметь чревато бледный вид".
Людмила Смульская (урожденная Евсюкова) написала мне в инете о жене
Анатолия Семеновича. Это была миниатюрная, симпатичная, черноволосая женщина,
Эра Александровна. Имя запоминающееся. Жили дружно". Отношения, по словам жены, как в хорошей интеллигентной семье. В семье росли двое детей. Сын и дочь,
сейчас уже и внуки, а то и правнуки.
Историю нового времени у нас в Пинской средней школе N 12 вела Фаина Григорьевна Каролинская (урожденная Янкулина). Мы ее любили и уважали.
Она учила нас выделять главное, подчеркивать карандашом прямо в учебнике и запоминать подчеркнутое наизусть.
Пять признаков империализма не то что знали назубок - учила выделять, подчеркивать, видеть главное! А ведь Фаина Григорьевна учила нас тренировать память!
А те, у кого Фаина Григорьевна была классным руководителем (она была классным руководителем в классе,в котором училась моя сестра Анна) обожали ее!
Она умела видеть ученика, его характер и возможности, могла вселить уверенность в своих силах.
Она находила лидера, умела сплотить и сдружить класс. Подошла к милой, симпатичной девочке (моя сестра), положила руку на парту: "Напишите список учеников. Вы будете комсоргом!" Жест педагога. Это запоминается на всю жизнь!
Вспоминает Анна.
Прозвенел первый звонок. Открылась дверь, организатор мероприятий сказал классной руководительнице, Фаине Григорьевне, что ее ребята не убрали стулья после мероприятия. Не успела она закрыть дверь, как пожаловался еще один учитель, а потом - третий. В общем, три раза пожаловались.
Что бы вы сказали после этого школьникам?..
Фаина Григорьевна сказала своим ученикам:
"Ругали вас сегодня достаточно, я не буду повторять".
И приступила к своей теме.
После классного часа школьники подходили к классной руководительнице, извинялись, обступили ее. Тактичный педагог. Этому нельзя научить.
Фаина Григорьевна сказала в свое время этим, предыдущим своим ученикам:
"Вы - светлая полоса в моей жизни!" И они помнят эти ее слова, помнят: она их очень любила. "Фаина Григорьевна будет в наших сердцах всегда. Изумительный человек!"
Отчество ее, насколько я помню, было Иосифовна. Но чтобы не затруднять учеников, чтобы им было легче запомнить, она сказала называть ее Фаина Григорьевна. То есть такт проявлялся даже в такой детали.
В среднюю 12 школу этого класса "Г" пришло из восьмилеток 15 отличников. Чаще всего, отличники из других школ, не держали свой уровень. Но это и понятно: другие требования. Но и разнарядка количества выпускников-отличников, если я не ошибаюсь, в какой-то период советского времени была.
Ученики, у которых Фаина Григорьевна была классным руководителем, наблюдая за ней, учились вести себя так, чтобы их учительница была ими довольна и горда. А те из них, которые сами стали педагогами, мысленно вспоминая ее, старались вести себя так, как их любимая учительница.
Уже став студентами, приезжали в родной Пинск и приходили в школу на классный час своей любимой учительницы.
Умная, тактичная, скромная. Смотрите на фото (слева, внизу) : платье с воротничком. Наши учителя дисциплинировали, настраивали нас на учебную, жизненную волну и своей одеждой, и своим поведением, и своими жестами.
Светлая память. Умерла в 2018 году.
Вспоминает Анна.
Нина Цалеровна Голубицкая вела в Пинской 12 школе уроки химии. Сильный педагог. Она сразу сказала нам: "Этот учебник вы выучите за три дня! Будем заниматься по учебникам Хомченко, Глебко и Капуцкого. Мы знали три кислоты (соляная, серная и хлорная), а их оказывается пять!
Худенькая, подвижная, неожиданная. Однажды ученик после школьного обеда (еще и рот не успел обтереть) опоздал на ее урок.
- Почему опоздал? - спросила Нина Цалеровна. - Иди к доске.
Ученик вытер рот и сказал:
- А я не успел повторить!
- Вы думаете я не дам ему повторить? - обратилась Нина Цалеровна к классу.- А я дам ему повторить!
-Это что? - спросила Нина Цалеровна, указывая на ошибки нерадивого ученика.
- А почему вы такая строгая? Может, я Нобелевскую премию получу будущем за свои открытия по химии!
- Вот твоя Нобелевская премия,- сказала Нина Цалеровна, показывая два пальца.
Двойка!
Нужно сказать, что этот парень стал в будущем адвокатом.
Николай Иванович Веремейчик вел уроки физики. На своих уроках он две-три минуты он учил жизни, ее нравственным основам. Ему было тогда лет пятьдесят. Высокий, карие глаза, всегда в костюме. Интересный. Мы любили его шутки-прибаутки.
Вызывая ученика к доске, он не называл его фамилию. Он говорил так:"Ну чего ты сидишь?" И мы всегда понимали, кого он имеет в виду. Выходили. Ученики побуждали пойти к доске тех, кто посильнее в физике. "Аня, иди ты!" - просили мою сестру.
Неповторимый, деликатный учитель: понимал, что не всем одинаково дается физика.
Однажды в декабре Анна заболела, а это время провели анкету: куда ты будешь поступать. И анкету сестра не смогла заполнить. А ученики за нее вписали, что она будет физиком: хорошо объясняет!
И вот Николай Иванович говорит: "К доске пойдут будущие физики!" А сестра сидит, не выходит. Снова звучит: "Будущие физики пойдут к доске!" И пошла.
У нас не было учителей, которые кричали. Добрые, знающие, опытные.
Лев Михайлович Бабинец вел у нас физику. Невысокого роста, черные вьющиеся олосы, бородка, как у Беденого.
В кабинете физики висел щит, где соединялось немало проводов. И надпись предупреждала: не лезь - убьет. Кто-то пририсовал к схематическому портрету усики, как у Буденого.
Лев Михайлович вошел в класс, увидел рисунок-проделку и сказал:
- Кто нарисовал - сотри! - "Художнику" пришлось встать и стереть.
"Лаконично, в приказном порядке", это срабатывает!- подумала я.
Так возникло напряженное отношение с классом. В учительской Лев Михайлович выразил свое удивление:
- И почему это все хвалят 9 "Г"?!
Прошло время. Лев Михайлович писал что-то на доске. А над доской висел свернутый экран. И вдруг экран падает до середины доски... Учитель ловит его рукой. Оборачивается на класс. И ни одного смешка!
Лев Михайлович сказал потом: "Теперь я понимаю, почему этот класс любят".
На субботнике весенним днем все старшие классы отправились зарывать канаву вокруг школы и сгребать листву. Девочки были в коротеньких юбочках,по моде тех лет. И мальчики 9 "Г" даже грабли не дали девочкам в руки:"Мы будем работать,- сказали они,- а вы будете нас вдохновлять!" После этого субботника учителя-мужчины здоровались с нашими мальчиками за руку!
На уроках военной подготовки мы знакомились с противогазом, а также разбирали и собирали автомат Калашникова. Нашего учителя по военному делу прозвали Циркуль, он был высокий, худой, длинные ноги. Его звали Игорь Эдуардович Чаплинский.
Людмила Смульская (Евсюкова): "Помню, на уроке разбирали и собирали автомат Калашникова. Я разобрала на "пятёрку", а собрала на "четвёрку". Здесь я краснею. А Макс Брилевич пальцем в пенале автомата застрял. Смеялись долго, жестокие".
Наш класс шествовал над Николаем Никитичем Новиковым, Героем Советского Союза. В годы войны он был шесть раз ранен, контужен, но возвращался в строй. Через несколько лет после войны сказались последствия ранений: был парализован и прикован к постели. С апреля 1950 года постоянно проживал в городе Пинске. Прикованный к постели, он написал книгу "Пять шагов жизни".
Его называли пинским Корчагиным.
Пинская 12 средняя школа находится на улице Шубитидзе.
Иван Георгиевич Шубитидзе(1906-1978).
Родился в селе Келети Горийского района Грузинской ССР. Окончил Тбилисское военное артиллерийское училище (1934).
Великую Отечественную войну встретил на должности начальника артиллерии 457-го стрелкового полка 127-й дивизии. Был ранен в боях под Смоленском, попал в плен. После побега из плена в сентябре 1941 года стал одним из организаторов партизанского движения на Пинщине. С августа 1943 года – командир Пинской партизанской бригады. Награждён орденами и медалями.
С 1944 по 1971 работал в Пинске и Витебске.
В 1974 году Ивану Георгиевичу Шубитидзе было присвоено Звание «Почётный гражданин г.Пинска» за организацию массового партизанского движения на территории Пинской области в годы Великой Отечественной войны и за большой вклад в дело восстановления разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства города.
На фото часть педагогического коллектива.
Свидетельство о публикации №224081600777
В кабинете физики висел щит, где соединялось немало проводов. И надпись предупреждала: не лезь - убьет. Кто-то пририсовал к схематическому портрету усики, как у Буденого.
Лев Михайлович вошел в класс, увидел рисунок-проделку и сказал:
- Кто нарисовал - сотри! - "Художнику" пришлось встать и стереть.
"Лаконично, в приказном порядке", это срабатывает!- подумала я.
Валентина Томашевская 17.08.2024 09:21 Заявить о нарушении