Генштабу надо работать на упреждение угроз
фото принадлежит сайту ria.ru
Любые перемены в области обороны затрагивают интересы производственных и управленческих организаций, меняют судьбы конкретных людей. Объединить структуры, которые долгое время были самостоятельны, непростая задача. Будут и инерция, и сопротивление. Но совершенствование системы необходимо. Отсутствие перемен, одна из причин пробуксовки модернизации нашей военной организации. Сказываются и сопротивление, и бездействии, и не согласованность действий, и нерациональное использование ресурсов. Но особенно мешает безответственность действующих лиц.
С президентом Института геополитической информации - Валерием Леонидовичем Маниловым мы беседовали 27 июля 2004 года. Тогда же этот разговор был опубликован на сайте КРЕМЛЬ.орг, Политической Экспертной сети Фонда Эффективной политики
Сегодня многие мысли, высказанные военным экспертом много лет назад, кажутся особенно актуальными.
- Валерий Леонидович, как Вы оцениваете последние преобразования и кадровые перестановки в Генеральном Штабе?
- Это продолжение преобразования военной организации государства, которое коснулась на данном этапе и системы управления. Речь идет об изменении некоторых компетенций Генерального штаба и Министерства обороны. Но таким образом, чтобы сохранить оперативное управление вооруженными силами и военной организацией в целом.
- Реорганизация касается, прежде всего, функциональных обязанностей и задач, которые будут теперь стоять перед Генштабом?
- Речь идет о том, чтобы избавить Генеральный штаб от целого ряда не свойственных для него функций, в частности, касающихся обеспечения функционирования войск, конкретного руководства их повседневной деятельностью, пусть и через командование военных округов и флотов, но руководство, в ущерб очень серьезной, может быть, магистральной задаче Генерального штаба: формирования, осмысления облика, характера и содержания современной войны, классификации существующих и потенциальных угроз, выработки идеологии защиты национальных интересов России от этих угроз, количественных и качественных параметров военной организации государства, и ее ядра – вооруженных сил.
При этом Генштабу надо работать с упором на упреждение угроз, а не на применение военной силы, выработку политико-дипломатических, военно-дипломатических, политико-информационных и других мер и шагов, которые бы позволили не допустить войн и вооруженных конфликтов, обеспечить защиту национальных интересов. Именно сейчас потребовалось усиление этой магистральной функции Генерального штаба. И поэтому принято решение об уточнении этой функции, в том числе в основополагающих фундаментальных документах, что и осуществлено Президентом, я думаю, вполне правомерно.
Назначение Юрия Николаевича Балуевского начальником Генерального штаба именно на этом этапе развития военного строительства и реализации долгосрочных целей военной реформы – это оптимальный вариант, потому что он обладает серьезным опытом стратегического и оперативного планирования, руководства фундаментальными разработками в области теории войны и военного искусства, военного строительства в целом. Он обладает опытом, который распространяется на систему взаимодействия военной организации государства с зарубежными военными организациями, в частности, с Соединенными Штатами, с НАТО.
- Можно ли спрогнозировать основные направления реформы?
- Я думаю, что магистральные направления реформы можно спрогнозировать, хотя прогноз дело неблагодарное. Речь идет о том, чтобы добиться скоординированной, эффективной и не затратной системы управления. Я подчеркиваю, системы управления военной организацией государства, с исключением параллелизма, дублирования, пробуксовок на каких-то промежуточных уровнях управления.
Это можно сделать только за счет унификации, стандартизации и упразднения излишествующих функций, которые параллелят работу в разных силовых министерствах и ведомствах, которые повторяют друг друга.
В частности, мы длительное время добивались единой, целостной системы тылового и технического обеспечения для всей военной организации, чтобы исключить эту многоступенчатую, затратную систему заказов, дублирование производства некоторых видов образцов оружия. Это никак не удавалось перевести в практическую плоскость. Хотя понятно, что для государства выгодно, чтобы была единая оптимальная система, при которой оружие общего назначения заказывалось бы из единого центра, чтобы деньги не тратились на изыскание давно разработанных идей. Мы же постоянно изобретали велосипед, затрачивая государственные деньги.
Требуют реформирования стратегическое и оперативное планирование, формы и способы применения различных видов и родов войск при решении современных задач. Современная война – это не та крупномасштабная война, которая была в прошлом, и сегодня маловероятна. Мы это признали и в доктрине, и в концепции. Мы признали, что сегодня крупномасштабная агрессия против России практически сводится к нулю.
- Но локальные угрозы остаются?
- Нужно оперативно осмыслить и отработать механизмы предотвращения, подготовки и ведения локальных войн и вооруженных конфликтов по типу, скажем, ликвидации очагов международного терроризма, бандформирований на российской территории в районе Чеченской Республики, и целый ряд других опасностей, связанных с международным терроризмом и проявлениями экстремизма.
Для этого нужно, чтобы консолидированы были все ресурсы различных силовых структур. Нужно изменить и систему стратегического и оперативного планирования, тактического применения, чтобы рационально использовался имеющийся потенциал, силы и средства в различных структурах. Вот в этом направлении, я думаю, и будет идти совершенствование системы управления. А именно: повышение скоординированности, упразднение излишествующих звеньев, уменьшение количества за счет повышения профессионализма, качества выполнения функций и задач, за счет слаженности действий при планировании, при подготовке войск, специальных сил, средств, ресурсов и при их использовании в конкретных современных ситуациях парирования современных угроз.
В этом направлении заглавную роль играет Генеральный штаб, и на него сейчас возложена миссия, стать локомотивом по совершенствованию единой системы управления военной организации нашего государства.
- Опыт чеченской войны показал, что при нынешней организации военных действий отнюдь не исключена ситуация, когда войска Минобороны воюют сами по себе, внутренние войска сами по себе и нет у них ни общих целей, ни общего руководства.
- Это очень болезненный, длительное время плохо решаемый вопрос. Сменялась ответственность структур за проведение операций, за действия объединенной группировки, а реально единого командования, которое зиждется на едином планировании, на едином языке команд, на единовременном исполнении четко определенных функций и задач, взаимодействии и безусловном подчинении всех, без консультаций со своим административным руководством. Подчеркиваю – всех одному человеку, который несет персональную ответственность за выполнение задач, – этого пока достичь не удалось. Я надеюсь, что с той модернизацией во внутренних войсках, в ФСБ, в том числе у пограничников, в других силовых структурах, этот вопрос будет решен раз и навсегда, и эффективность наших действий будет обеспечена.
Повторюсь – один из главных компонентов и условий эффективного управления – это согласованное планирование. И опять мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор. Для того чтобы планировать, надо знать, кому, сколько, каких ресурсов и средств, к какому времени и где нужно. И это должно быть отражено в едином плане, не у каждого свое, а в едином, скоординированном плане.
Необходимо – и к этому ведет дело наш верховный главнокомандующий - сделать так, чтобы и в стратегическом и оперативном планировании, и в применении сил, средств и ресурсов все было скоординировано, целостно, централизовано, и чтобы всегда были конкретные ответственные за выполнение тех или иных задач.
Очень важно, чтобы рационально использовался имеющийся потенциал вооруженных сил и других войск при решении задач в приграничной зоне, в борьбе с наркотрафиком, в борьбе с незаконном оборотом оружия. То есть потенциал каждого из ведомств должен рационально использоваться, а для этого нужно единое планирование, ясное и четкое представление, кто что может, и тогда это можно единой волей объединить в целостной системе управления и рационально, эффективно использовать. Во главу угла сейчас поставлен общенациональный интерес в таком ответственном деле как защита Отечества. И под эту главную линию проводится модернизация, совершенствование, улучшение всех систем, и в первую очередь, конечно, речь идет о системе управления.
Конечно, объединить структуры, которые долгое время были самостоятельны, это непростая задача. Разумеется, будут и инерция, и сопротивление. Потому что любая рационализация затрагивает конкретные судьбы и интересы людей, структур. Но ее надо выполнить, потому что одна из причин пробуксовки модернизации нашей военной организации состоит как раз в сопротивлении ей, в бездействии либо в разрозненных действиях, нерациональном использовании средств и ресурсов, в безответственности.
Поэтому я считаю структурные изменения позитивным шагом. Я надеюсь, что и кадровые перестановки, и новые назначения должны сейчас ставиться на базу ясных, четких научных, оперативно-стратегических и финансово-экономических расчетов. Я уверен, что в новой своей ипостаси, именно это должен сделать для военной организации Генеральный штаб. Вот эту сверхзадачу и имеет в виду, я думаю, и верховный главнокомандующий, начиная эту трудоемкую и болезненную организацию системы управления.
Свидетельство о публикации №224081600830