Давайте понимать намерения

   Если мы задумаемся над тем, что такое человек, станет понятно, как существенно влияние социальной среды на благополучие наших детей. В самом деле: что такое человек? Разве это биологический аппарат, который взаимодействует с природой: смотрит, трогает, преобразует? Можно ли сказать, что человек – это личность, которая общается с социумом? Или это душа, которая неизвестно где находится и как управляет телом, в которое она, возможно, помещена? Ответа на этот вопрос  у нас нет.
   Но зато мы точно знаем, что на этого самого неизвестного человека влияет окружающая его социальная среда. Она определяет эффективность воспитания в силу того, что она естественна, воздействует незаметно, постепенно, но постоянство этого воздействия приводит к наиболее значимому результату. Поэтому в педагогической практике формирование воспитывающей среды рассматривается как важное условие успешной социализации и, как результат – психофизического равновесия.
   Что же такое воспитывающая среда? Предпринимались разные попытки ответить на этот вопрос. Некоторые исследователи понимают ее как комплекс, включающий в себя ряд составляющих, таких, как ценностно-ориентационное единство, субъективно-творческое богатство, предметную и событийную насыщенность. В педагогической литературе можно встретить и другие классификации. Однако они не позволяют составить полное представление о том, каким же образом можно достичь нужного педагогического результата. Можно выполнить титанический труд и учесть все факторы, создав идеальное окружение, но если такие действия не объединены общей идеей, ничего хорошего не получится.
   По-видимому, нам следует сосредоточиться на главном:  воспитывающая среда – это такая система социальных отношений, развиваясь внутри которой ученик усваивает общественно-значимые нормы и ценности материальной и духовной культуры. А для этого каждый педагог должен хорошо осознавать, какие ценности он формирует у своих учеников.
   Но, говоря о ценностях, мы не можем забывать об одном интересном обстоятельстве: мы – многонациональное государство. Ну и что? А то, что в каждом этносе свои ценности. Приведу простой пример. В английском языке слово «я» пишется с большой буквы, а «вы/ты» - с маленькой. В санскрите мы видим все буквы одного роста под горизонтальной чертой. А в современном русском – «я» мы пишем с маленькой, а «вы», если речь идет об одном человеке, уважительно, - с большой.
   О чем это говорит? О том, что должно быть что-то еще очень важное, на что мы должны ориентироваться в воспитании. Психологи называют это словом «намерение». Как это действует на практике? Вот пример. Учитель литературы на уроке по теме «Творчество Сергея Есенина» прочитал восьмиклассникам стихотворение «Исповедь хулигана». Ученики сделали видеозапись и показали ее директору. Директор заключил, что педагог повел себя недостойно, после чего уволил учителя. Что дает поверхностный анализ этой ситуации? На первый взгляд, учитель нарушил трудовую дисциплину. Но это взрослый человек, он сделает выводы, устроится страховым агентом и, возможно, сохранит здоровье. Не это важно. Важно то, какие выводы сделали дети. А дети теперь точно знают, что своей цели можно добиваться любым способом. А как объяснить, что любым способом не всегда стоит? Если бы кто-то попытался выяснить, каковы были намерения обеих сторон, получился бы  другой результат. Педагогу, который хотел познакомить учеников с разными гранями творчества великого поэта, следовало бы напомнить, что он должен работать в рамках школьной программы. И на первый раз придумать какое-нибудь взыскание. А вот с детьми сложнее. Каково было их намерение? Наверное, было бы очень нужно, например, по душам побеседовать в кабинете директора на очень высоком управленческом уровне при свидетелях из числа авторитетных педагогов. И тут, скорее всего, выяснилось бы, что увольнения учителя они не хотели. А всего лишь хотели, например, продемонстрировать власть и единство коллектива, проверить способность педагога выходить из сложных ситуаций, получить подтверждение, что не вся информация для них полезна, и что в школе должны быть какие-то ограничения. Никто не стал это выяснять.
   Вот и получается, что ценности и намерения должны находиться в круге нашего внимания. Это крайне важно, ведь отсутствие или дисбаланс фундаментальных нравственных ориентиров неизбежно ведет к невротическим проявлениям и, как следствие, – к ухудшению здоровья ребенка и трудностям социализации. А когда он станет взрослым... Ну вы понимаете.


Рецензии